Организация исследовательской деятельности младших школьников
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
чтение
2 кл—4 кл
07.12.2017
Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.
В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.Из опыта работы
Организация исследовательской деятельности.....doc
Организация исследовательской деятельности обучающихся.
( из опыта работы).
Путей развития интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка
существует много, но исследовательская практика, бесспорно, один из самых
эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях,
легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить
и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что
добыты в ходе собственных творческих изысканий.
В связи с этим в нашей школе широко развивается проектная и научно
исследовательская деятельность учащихся.
Роль учителя в организации исследовательской работы меняется. Из носителя знаний
и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу
по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных
источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику,
вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить
образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную
творческую работу.
Исследование для обучающегося – это возможность максимального раскрытия
своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя
индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести
пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на
решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде
задачи, когда результат этой деятельности интересен и значим для самих открывателей.
Заседания клуба «Почемучки».
Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно исследовательской работе,
необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то
есть ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим, необходимо
разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.
Решением этих задач я занимаюсь как в учебной деятельности, так и во внеурочное
время. Так уже в течение четырех лет я провожу заседания, созданного мною, клуба
«Почемучки». Члены клуба творческая группа класса, дети, занимающиеся поисковой
работой. Занятия в клубе способствуют развитию интеллекта детей, приобретению умений
и навыков в поисковоисследовательской и научноэкспериментальной деятельности.
На заседаниях клуба прежде всего обсуждаем умения, необходимые юному
исследователю :
умение работать с литературными источниками( досконально изучать все термины
и понятия, находить им практическое применение).
умение правильно вырабатывать методологию исследования.
умение критически осмысливать материал.
умение четко и ясно излагать свои мысли.
Элементы исследовательской деятельности.
В процессе работы над исследованием я формирую следующие элементы
исследовательской деятельности:
1.Мыследеятельностные: выдвижение идеи( мозговой штурм), проблематизация,
целеполагание и формулирование задач, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор
способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ. 2.Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и
форм наглядной презентации(продукта деятельности),изготовление предметов
наглядности, подготовка письменного отчета.
3.Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы, находить консенсунс.
4.Поисковые: находить информацию по каталогам, формулирование ключевых слов.
5.Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача
информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Учет возрастных особенностей детей.
При организации данной работы я учитываю возрастные психологофизиологические
особенности детей младшего школьного возраста. Так темы детских работ, проблема
проекта или исследования должны быть в области познавательных интересов ребенка и
находиться в зоне ближайшего развития. В процессе работы над темой включаю экскурсии,
прогулкинаблюдения, работу с различными текстовыми источниками, широкую
общественную презентацию ( с приглашением родителей, старшеклассников, коллег).
Оценка успешности в исследовании.
При оценке успешности обучающегося в исследовании необходимо понимать, что
самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности
(успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень
достигнутых результатов.
Необходимо оценивать:
степень самостоятельности в работе над проектом.
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
количество новой информации, использованной для выполнения проекта.
степень осмысления использованной информации.
уровень сложности и степень владения использованными методиками.
оригинальность идеи, способа решения проблемы.
уровень проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета,
обеспечения объектами наглядности.
творческий подход в подготовке объектов наглядности.
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Итог работы научнопрактическая конференция.
Венцом всей научноисследовательской работы является представление своей
работы на научнопрактической конференции.
Интересные разработки предложили на XV Муниципальной научно – практической
конференция «Золотой росток» обучающиеся моего класса Тихова Ксения с работой
«Левши и правши. Отличаются или не очень?» и Лужин Александр с работой «Что внутри
батарейки». Ксения стала победителем в секции «Социология» и стала участницей
X Регионального соревнования юных исследователей «Будущее Севера. ЮНИОР».
Ксения и Александр также стали лауреатами Всероссийского детского заочного
конкурса научно – исследовательских работ «Первые шаги в науке» и получили
приглашение на детскую конференцию, которая состоится 19 – 21 декабря г. Москва.
Таким образом, исследовательская деятельность имеет огромное значение. Она
позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить
вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в
результативную созидательную творческую работу.
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.