Организация исследовательской деятельности младших школьников
Оценка 4.7

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
чтение
2 кл—4 кл
07.12.2017
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.Из опыта работы
Организация исследовательской деятельности.....doc
Организация исследовательской деятельности  обучающихся. ( из опыта работы).                     Путей   развития   интеллектуально­творческого   потенциала   личности   ребенка существует   много,   но   исследовательская   практика,   бесспорно,   ­   один   из   самых эффективных.   Умения   и   навыки   исследователя,   полученные   на   специальных   занятиях, легко прививаются  и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты в ходе собственных творческих изысканий.                       В   связи   с   этим   в   нашей   школе   широко   развивается   проектная   и   научно­ исследовательская деятельность учащихся.           Роль учителя в организации исследовательской работы меняется. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по   решению   проблемы,   добыванию   необходимых   знаний   и   информации   из   различных источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе   с   детьми   вновь   и   вновь   пережить   вдохновение   творчества,   превратить образовательный   процесс   из   скучной   принудиловки   в   результативную   созидательную творческую работу.                      Исследование для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего   творческого   потенциала.   Это   деятельность,   которая   позволит   проявить   себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу,   показать   публично   достигнутый   результат.   Это   деятельность,   направленная   на решение  интересной  проблемы,   сформулированной   зачастую  самими   учащимися   в виде задачи, когда результат этой деятельности интересен и значим для самих открывателей. Заседания клуба «Почемучки».           Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно­ исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим, необходимо разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.          Решением этих задач я занимаюсь как в учебной деятельности, так и во внеурочное время.   Так   уже   в   течение   четырех   лет   я   провожу   заседания,   созданного   мною,   клуба «Почемучки». Члены клуба ­ творческая группа класса, дети, занимающиеся поисковой работой. Занятия в клубе способствуют развитию интеллекта детей, приобретению умений и навыков в поисково­исследовательской и научно­экспериментальной деятельности.                    На   заседаниях   клуба   прежде   всего   обсуждаем   умения,  необходимые     юному исследователю :     умение  работать с литературными источниками( досконально изучать все термины  и понятия, находить им практическое применение). умение правильно вырабатывать методологию исследования. умение критически осмысливать материал. умение четко и ясно излагать свои мысли. Элементы исследовательской деятельности. В   процессе   работы   над   исследованием   я   формирую   следующие   элементы исследовательской деятельности: 1.Мыследеятельностные:   выдвижение   идеи(   мозговой   штурм),   проблематизация, целеполагание   и   формулирование   задач,   выдвижение   гипотезы,   обоснованный   выбор способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ. 2.Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм   наглядной   презентации(продукта   деятельности),изготовление   предметов наглядности, подготовка письменного отчета. 3.Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсунс. 4.Поисковые: находить информацию по каталогам, формулирование ключевых слов. 5.Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. Учет возрастных особенностей детей.         При организации данной работы я учитываю возрастные психолого­физиологические особенности   детей   младшего   школьного   возраста.   Так   темы   детских   работ,   проблема проекта или исследования должны быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. В процессе работы над темой включаю экскурсии, прогулки­наблюдения,   работу   с   различными   текстовыми   источниками,   широкую общественную презентацию  ( с приглашением   родителей, старшеклассников, коллег). Оценка успешности в исследовании.                При оценке успешности обучающегося в исследовании необходимо понимать, что самой   значимой   оценкой   для   него   является   общественное   признание   состоятельности (успешности,   результативности).   Положительной   оценки   достоин   любой   уровень достигнутых результатов. Необходимо оценивать:          степень самостоятельности в работе над проектом. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН. количество новой информации, использованной для выполнения проекта. степень осмысления использованной информации. уровень сложности и степень владения использованными методиками. оригинальность идеи, способа решения проблемы. уровень проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета,  обеспечения объектами наглядности. творческий подход в подготовке объектов наглядности. социальное и прикладное значение полученных результатов. Итог работы ­ научно­практическая конференция.                     Венцом всей научно­исследовательской работы является представление своей  работы на научно­практической конференции. Интересные разработки предложили на XV Муниципальной научно – практической  конференция «Золотой росток» обучающиеся моего класса Тихова Ксения с работой  «Левши и правши. Отличаются или не очень?» и Лужин Александр с работой «Что внутри  батарейки».  Ксения стала победителем в секции «Социология» и стала участницей  X Регионального соревнования юных исследователей «Будущее Севера. ЮНИОР».     Ксения и Александр также стали лауреатами Всероссийского  детского заочного   конкурса научно – исследовательских работ «Первые шаги в науке» и получили  приглашение на детскую конференцию, которая состоится 19 – 21 декабря г. Москва.                  Таким образом, исследовательская деятельность имеет огромное значение.   Она позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017