Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
Оценка 4.8

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
администрации
2 кл—6 кл
13.01.2017
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Но, несмотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации.
Организация исследовательской деятельности учащихся.doc
Тарасевич Альбина Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5  станица Калниболотская Новопокровский район  Краснодарский край    Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников       Не существуют сколько­нибудь достоверных тестов  на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате  активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.  А.Н. Колмогоров       В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности.     Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Но, несмотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации.            Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся   способности   самостоятельно   ставить   учебные   цели, проектировать   пути   их   реализации,   контролировать   и   оценивать   свои достижения.   Интеграции,   обобщению,   осмыслению   новых   знаний, увязыванию их с жизненным опытом. Иначе говоря, формирование умения учиться.       Достижение   данной   цели   становится   возможным   благодаря формированию   системы   универсальных   учебных   действий.   Как   гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, уже никогда не останется голодным.    обеспечивают   учащемуся   возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты        Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является   организация     исследовательской   деятельности   школьников.   Универсальные   учебные   действия         1 действия:    соответственно,  универсальные действия:    с   целью   выделения   признаков   (существенных, Подробнее   остановлюсь   на   познавательных   УУД,   необходимых   для исследовательской деятельности Общеучебные    ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели   ­ поиск и выделение необходимой информации   ­ умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  ­   смысловое   чтение   и     извлечение   необходимой   информации   из прослушанных   текстов;   определение   основной   и   второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации  ­     постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера    логические   Универсальные    ­   анализ   объектов   несущественных)  ­ синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты  ­ выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов  ­ подведение под понятия, выведение следствий  ­ установление причинно­следственных связей    ­ построение логической цепи рассуждений  ­ доказательство   ­ выдвижение гипотез и их обоснование   Постановка и решение проблемы: ­ формулирование проблемы  ­   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и поискового характера            Одним   из   основных   критериев   оценки   сформированности   УУД   у учащихся,   выступает   соответствие   возрастно­ психологическим     нормативным   требованиям.   У   старшеклассников, предметные интересы уже сформировались.  Но ведь именно в начальной школе     закладывается   фундамент   знаний,   умений   и   навыков   активной, творческой,   самостоятельной   деятельности   учащихся,   приёмов   анализа, синтеза   и   оценки   результатов   своей   деятельности.   Поэтому   в формировании навыков исследовательской деятельности последовательно адаптирую школьников к проведению исследований.           Что такое исследования для маленького ребёнка? Это, прежде всего наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений известных и понятных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить   ни   одной   активности   ребёнка,   ни   одного   нового   для   него 2 выдвигать   гипотезы, навыка. Потрогай, сравни ощущения, расскажи, что почувствовал. Одно простое действие в самом начале даёт первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребёнка. Его наблюдения начинают жить, двигаться,   взаимодействовать   друг   с   другом.   Возникают   вопросы. Находятся ответы.   Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается   в   новые   исследования   окружающей   жизни.   Чем   меньше ребёнок, тем проще исследование.         Исследовательский   метод   обучения   ­   это   организация   поисковой познавательной   деятельности   учащихся   путем   постановки   учителем познавательных   и   практических   задач,   требующих   самостоятельного творческого решения. Для развития навыка исследовательского поведения у   детей   необходимо   сформировать   умения:   видеть   проблему,   задавать вопросы,   давать   определения   понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.   Исследовательская   деятельность   требует   формирования   навыков самостоятельного   обучения.     При   этом   важно   создать   атмосферу сотрудничества   старшего   с   младшим   с   позиций   «советчика», «консультанта»,   «помощника»,   но   не   «авторитарного   наставника». Конечно,   от   первого   к   четвёртому   классу   уровень   самостоятельности повышается.      В первом классе  ребёнок, накапливая представления обо всём, что его окружает, ощущает себя в предметном мире, что является нормальным условием полноценности его жизни.   Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование   позволяет   ставить   серьёзные   проблемные   вопросы, исследовательские   задачи,   а   детская   тяга   к   тайнам   превращает   его   в исследователя.   Очень   актуальны   тематические   уроки   по   программе А.А.Плешакова   «Задавайте   вопросы!»,   «   Учимся   задавать   вопросы   об окружающем мире», « Что у нас над головой?», « На что похожа наша планета?»,  « Откуда берётся и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» и т.д. Все темы даются в доступной форме, понятные первокласснику. По учебнику учащиеся узнают очень много интересного об окружающем нас мире, ответы на вопросы: Кто? Что? Как? Куда? Где? Когда? Почему? Зачем? Очень много в учебнике познавательного материала. Плюс рабочие тетради с заданиями на формирование познавательных УУД      Во втором классе формирую умения: осмысленно   читать   художественные,   научно   ­   популярные   и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную   мысль   ,   пересказывать   текст;   искать   информацию   в   учебной литературе, в словарях   и  справочниках  (в  том  числе  с использованием компьютера);   выполнять   работу   по   несложному   алгоритму; 3 индивидуально,   совместно   (всем   классом)   ставить   новую   задачу, определять   последовательность   действий   по   ее   решению;     описывать объект   наблюдения,   проводить   классификации   отдельных   объектов   по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти  их общие и специфические   свойства,   высказывать   суждения   по   результатам сравнения.   Развиваю   познавательную   инициативу   (умение   задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве)           В третьем ­ видеть   границу   между   известным   и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом;  находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;  вырабатывать критерии для оценки учебной работы;   оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;     обращаться   к   взрослому   с   запросом   о   недостающей информации или просьбой о консультации;   искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде.      К четвёртому формирую умения   выделять существенную информацию из   текстов   и   сообщений   учебного   и   художественного   жанров; ориентироваться в возможностях информационного поиска (библиотеки и Интернет)   и   умение   использовать   соответствующие   ресурсы   в сотрудничестве   с     взрослым   и   самостоятельно;   умение   адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии   с   задачами   общения   и   нормами   родного   языка,   включая воспроизведение   прочитанного   текста;   умение   излагать   основные положения своего сообщения в письменной речи.             Поиск   ответов   на   вопросы     в  четвёртом     приводит   учащихся   к выдвижению   гипотез,   учит   искать   источники   информации   (как традиционные, так и современные: книги, научные и научно­популярные журналы,   источники   на   магнитных   носителях,   Интернет).   Здесь   было главным  обучить   учащихся   правилам   использования   информационных массивов.  Проводить   опыты,   анализировать   полученные   результаты, делать выводы. Я не говорю им «Делай как я», а помогаю инструкционной карточкой.     Над формированием своих научных убеждений на учебных занятиях    учащиеся лучше  работают в группе, т.к повышается  уровень самостоятельности           В   роли   единомышленников,   конечно,   выступают   родители.   Я   учу родителей,      как   обсуждать   тему   с  ребятами,  как   правильно   помогать отбирать материал, ориентироваться в протоке информации.           Объект исследования ­ объект текущего познавательного интереса школьника, который и становится темой его исследования.       Последовательность этапов исследования:         Выбор   темы   исследования.   Ученик,   в   соответствии   со   своими   познавательными интересами сам выбирает объект, который становится его исследовательской темой.   4 Процесс исследования. Ученик собирает информацию, связанную с объектом   исследования.   Перед   учеником­исследователем   стоят следующие задачи:  найти и записать известные ему сведения об объекте исследования,  найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме   исследования.   Работа   с   любым   источником   информации: энциклопедии, справочники, ресурсы Интернет консультации.          Оформление   результатов   исследования.   Результаты   исследования оформляются   в   виде   текстового   материала.   Технические   решения подаются в виде схем, моделей, макетов, компьютерных презентаций.          Защита   результатов   исследования.   Ученик­исследователь   готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на уроке или конференции учащихся.       Организация   исследовательской деятельности школьников позволяет развивать   у   учащихся   познавательные   интересы,   самостоятельность, культуру   учебного   труда,   позволяет   систематизировать,   обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.        Исследовательская   работа   с  учащимися       является       кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным   занятием.   Ведь   победа   ученика   это   радость   учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель.       Мои ученики каждый   год   принимают   участие   в   конференциях,   конкурсах исследовательских   проектов   и   становятся   победителями   и   призёрами муниципального,  краевого   и   всероссийского   уровней.  Перейдя   в  пятый класс, они чувствуют себя очень уверенно.    выпускнику: работать   с   различными   источниками   информации,   осуществлять   выбор наиболее   значимого   содержания   из   имеющегося   информационного массива;  сформировать   научно­исследовательские   навыки;   реализовать   личный творческий потенциал, самоутвердиться.    Исследовательский   навык,   приобретенный   в   школе,   поможет       «Если хочешь научить меня чему­то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!» 5 6

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017