Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
чтение
3 кл
15.10.2019
Основой формирования ключевых компетенций у школьников является организация учебного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В связи с этим возникает противоречие между традиционным объяснительно-иллюстративным методом обучения, который направлен на передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, и новыми требованиями к организации учебного процесса. Разрешение названного противоречия связано с поиском и использованием в учебном процессе форм и методов, которые позволяют создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, которые будут востребованы в жизни человека.
доклад.doc
Конспект урока литературного чтения во 2
классе:
«Лирическое стихотворение
А.С. Пушкина «Вот север тучи
нагоняя»
Подготовила учитель начальных
классов Подгорная А.М. Серпухов 2018г
1.Актуальность проблемы.
Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие
проблемнотворческого, критического мышления учащихся, формирование предметных,
надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и
мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире,
способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к
чем у стремится современный учитель.
В "Концепции модернизации Российского образования" делается акцент на развитие
самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику
начальной школы, предполагают, не только овладение учащимися предметными знаниями,
умениями и навыками, но и овладение разными способами деятельности.
Новая парадигма образования смещает ориентацию образовательного процесса с формирования
знаний, умений и навыков на развитие ключевых компетенций обучающихся. В этих условиях
одной из приоритетных задач школы является создание условий для овладения комплексом
компетенций. Такой подход носит продуктивный, практикоориентированный характер
образовательного процесса, подчеркивает значимость операционных компетенций.
Основой формирования ключевых компетенций у школьников является организация учебного
процесса на основе деятельностного, личностноориентированного подходов. В связи с этим
возникает противоречие между традиционным объяснительноиллюстративным методом
обучения, который направлен на передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, и
новыми требованиями к организации учебного процесса. Разрешение названного противоречия
связано с поиском и использованием в учебном процессе форм и методов, которые позволяют
создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием
образования, его основными результатами, которые будут востребованы в жизни человека.
2. Цель и задачи уроков литературного чтения в начальной школе. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное
обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе
подготовки младшего школьника.
Цель обучения литературному чтению в начальных классах – формирование «талантливого
читателя» (С.Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего
литературное наследие человечества, формирование читательской компетенции младшего
школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована
душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек,
владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их
самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа
читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения,
потребности читать;
2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственноэтических
ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование
эстетического вкуса;
3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря),
овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей
детей;
4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает
литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе
средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико
литературными понятиями.
Помимо стандартных заданий, определённых рамками программы по курсу «Литературное
чтение», современный урок требует применения компетентностноориентированных заданий,
направленных на формирование ключевых компетентностей. В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем,
готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов,
коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей
является использование компетентностноориентированных заданий.
3. Методики, направленные на развитие у детей информационных, коммуникативных
компетентностей и компетентности разрешения проблем.
Представленные ниже методики направлены на развитие у детей информационных,
коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить
их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать
на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации
или отдельных действий.
Методики
«Верно неверно»
К тексту предлагаются истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести
контроль за усвоением содержания текста, пониманием причинноследственных связей и
направлено на формирование информационных компетентностей.
Прочитай текст Н.Осипова «Подорожник».
Характеристика задания.
Компетентность: Информационная.
Аспект: Первичная обработка информации.
Структура задания.
Стимул: Ты прочитал рассказ Н.Осипова «Подорожник». Помоги одноклассникам найти верные
высказывания. Задачная формулировка: Отметь в таблице верные высказывания.
Источник:
А
Автор называет «европейским пришельцем» подорожник.
Б
Автор сравнивает листья и стебли подорожника с пружинами.
В
Напористость – это настойчивость и энергичность.
Г
В сырую погоду семена подорожника увеличиваются в размере.
Д
Семена подорожника в Америку завезли учёные.
Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов;
максимальное количество баллов: 2 балла.
«Что лишнее»
Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание того или иного текста. Учащимся
предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом.
Задание направлено на развитие предметных компетентностей.
Прочитай рассказ Е. Лебедева «Ямал земля такая белая».
Характеристика задания. Компетентность: Самоорганизационная.
Аспект: Планирование ресурсов.
Структура задания.
Стимул: Ты прочитал рассказ Е. Лебедева «Ямал земля такая белая». Помоги одноклассникам
узнать значение слова багульник.
Задачная формулировка: Найди в таблице лишние источники, которые не помогут тебе уточнить
значение слова багульник.
Источник:
А
Орфографический словарь
Б
Толковый словарь
В
Словарь синонимов
Г
Учебник математики
Д
Физическая карта России
Инструмент проверки (ключ): верные ответы: А, В, Г, Д – 2 балла; другой вариант ответа – 0
баллов; максимальное количество баллов: 2 балла
«Ромашка вопросов»
Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет через
содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом.
Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных
компетентностей, способствует обогащению словарного запаса. Внимание уделяется анализу
составленных вопросов («тонкие» и «толстые» вопросы).
«Ключевые слова»
Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль
над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста.
Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных
компетентностей.
«Продуктивные задания»
Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту.
Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося
конкретных действий.
Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом
является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.
Диагностика формирования ключевых компетентностей
Методики
Формируемые
компетенции
Параметры отслеживания
Результат «Верноневерно»
Информационные.
Коммуникативные.
Количество правильных ответов
Выделение самого главного, существенного в содержании текста.
«Что лишнее»
Информационная
Количество правильных ответов
Развитие операций анализа, синтеза.
«Ромашка вопросов»
Предметные.
Коммуникативные.
Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов («тонкие», «толстые» вопросы)
Обогащение словарного запаса.
«Ключевые слова»
Предметные.
Информационные.
Коммуникативные.
Самоорганизационные. Количество слов в цепочке
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза. Выделение самого главного, существенного в
содержании текста.
«Продуктивных заданий»
Предметные.
Информационные.
Коммуникативные.
Самоорганизационные.
Причинноследственные связи. Обработка информации. Продуктивная групповая коммуникация,
публичное выступление.
Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности.
В качестве контроля сформированности учебных умений учащимся предлагается блок из 12
заданий, разделённых на три части. Задания показывают умение воспринимать и выполнять
учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу их выполнения.
Учащимся предлагается художественный или учебнопопулярный текст. Задания к тексту может
составить сам учитель.
Ниже приводятся примеры заданий, которые можно предложить учащимся, к тексту Ю. Качаева
«Что сказали медузы?».
Часть 1
– это задания, предусматривающие выбор единственно правильного ответа из трёх
.
предложенных
С чем автор сравнивает медуз?
А) С прозрачными абажурами с шёлковой бахромой.
Б) С надвигающимся штормом. В) С бурлящим морем перед штормом.
Часть 2
– это задания, требующие записи краткого ответа.
Восстанови последовательность событий текста.
А) Предупреждение о шторме подтвердилось.
Б) Исчезновение медуз.
В) Сообщение с метеостанции.
Г) Предположение Сергея Фёдоровича о шторме.
– это задания творческого характера. Здесь требуется сформулировать и записать
Часть 3
полный ответ, состоящий из двухтрёх предложений.
Сформулируй и запиши ответ, какую информацию ты получил при чтении данного текста?
Сформулируй и запиши ответ, почему текст так назван?
4. Метод проектов – формирование учебно – познавательных компетенций,
информационных и коммуникатативных.
Проектное обучение инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их
познавательной деятельность, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового
взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательскотворческой деятельности,
обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
Е.С. Палат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии:
«В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической
технологии, «то эта технология предполагает использование совокупности исследовательских,
поисковых, проблемных методов…» А.В. Горячев дает следующее определение проекта: «специально организованное педагогом и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих
работ».
Таким образом, целью и результатом проектной деятельности обучающихся в начальной школе
является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой:
• формируются учебнопознавательные компетенции: расширяется система образов и
представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и
исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и многие
другие;
• развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации
и рефлексии деятельности;
• расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках,
ориентация в информационном пространстве.
4.1.«Как хорошо уметь читать Живая азбука» (творческий проект)
Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять работу в группе;
Информационные: находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять
найденную информацию;
Познавательные: определять тему проекта, ставить цели, определять задачи для достижения цели,
анализировать информацию в соответствии с тематикой проекта, выполнять практическую часть
задания в соответствии с выполненным исследованием.
(форма:индивидуальногрупповая)
Проект «Живая азбука» это завершающий этап заключительного периода обучения грамоте. Методика: Каждый ребенок выбирает букву русского алфавита. Для выбранной буквы
подбираются стихотворения, тематические группы слов, придумываются рассказы и сказки,
сценарии. Представление проектов проходит в форме презентации. Буква «К» превращается в
королеву «кокетливую, капризную и всетаки классную», потому что любит то, что любят и
другие дети: куклы, конфеты, конфетти и многое другое. Буква «Б» превращается в красивую
бабочку с таким же легким и воздушным характером. Про букву «О» можно сочинить целую
«поэма», в которой все слова начинаются на эту букву. Дети не только рассказывают про свои
любимые буквы, но и отвечают на вопросы одноклассников по теме проекта. Во время рефлексии
дети могут поделится своими впечатлениями, о том, что не бывает главных и неглавных букв,
потому что для того, чтобы написать слово одной буквы недостаточно. Дети могут
проанализировать степень своего участия при подготовке проекта: выбор букв, поиск
информации по теме – все это делали дети самостоятельно, но оформление проекта должно
проходить конечно при участии родителей.
4.2.Сказки, загадки, небылицы «Конструирование модели теремка»
(творческий, исследовательский проект)
Информационные: находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять
найденную информацию на научноисследовательной конференции (шк. уровень);
Познавательные: определять тему проекта, ставить цели, определять задачи для достижения цели,
анализировать информацию в соответствии с тематикой проекта, выполнять практическую часть
задания в соответствии с выполненным исследованием. (индивидуальная)
Основой творческого проекта может стать содержание не только всего раздела, но и отдельное
литературное произведение. Так анализ сказки «Теремок» позволяет увидеть проблему: теремок
был разрушен, потому что он не подходил для проживания в нем животных, о которых говорится
в сказке. Данная проблема стала основой для организации творческого исследовательского проекта на
тему: «Конструирование модели теремка». Для решения данной проблемы можно изучить
особенности образа жизни животных, о которых говорится в сказке, по иллюстрациям книг
изучить внешний вид теремка, площадь определить в «зайцах» (новая единица площади, которая
равна тому месту, которое занимает в теремке заяц). Оказалось, что многие животные –
антагонисты, поэтому жить в одном теремке не могут. Для того чтобы решить эту проблему,
необходимо было определить модель отношений между животными. И конечно победила дружба!
Заключительным этапом работы может стать этап создания модели теремка. В результате ребенок
включается в следующие виды деятельности: поисковая (поиск различных вариантов сказки),
художественноприкладная (конструирование модели теремка), литературная (придумывании
сказки, в которой конструировались отношения между животными на основе дружбы).
Презентация проекта может быть осуществлена в форме выступления перед одноклассниками с
демонстрацией модели теремка.
4.3. Комбинированный проект.
Проекты на уроках литературного чтения могут объединять сразу несколько разделов. Так в теме
«Сказки, загадки, небылицы» дети узнают загадки и потешки о кошках. А в теме «О братьях
наших меньших» авторами учебника представлены художественные произведения, затрагивающие
нравственную проблематику: отношение к кошкам, и произведение энциклопедическая статья. В
этих произведениях о кошке рассказывается поразному.
Темой группового исследования становится «кошки в жизни и творчестве человека». В первой
(исследовательской) части исследования раскрывается нравственная проблематика тема: как
нужно относиться к кошкам? Выявляется значение кошек в жизни человека, отношение к кошкам
одноклассников, составляются памятки по уходу за кошками. Во второй – создается образ кошки
в художественных произведениях (рисунках, стихах, поделках, аппликациях). Данный пример
показывает, что в проектной деятельности в первом классе образ литературного героя может быть
представлен детьми различными способами. В результате проектная деятельность позволяет
расширить понятие образа в представлении ребенка, раскрыть его творческие способности при создании своего художественного образа.
В обобщенном виде технологию опыта можно представить следующим образом:
анализ учителем художественных произведений, определение духовнонравственной и
познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной
деятельности;
определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно
нравственную и познавательную проблему проекта;
определение примерного плана проекта;
планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной,
прикладной);
организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование,
корректировка хода проекта);
организация презентации проекта и его рефлексии.
Таким образом, метод проектов – это очень интересная работа. Его использование позволяет
повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных
произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в
различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную
информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки
самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие
психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше
научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников.
5.Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках
литературного чтения.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой
сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству
конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть
успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более
адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и
управлять процессами общения. Конечно, к моменту поступления в школу ребёнок уже обладает
целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Хотя уровень развития реальной
коммуникативной компетентности младших школьников весьма различен, но в основном далёк от
желаемого. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте,
она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными
источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной
культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного
общения; опыт восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются в том числе на уроках
русского языка и литературного чтения.
Коммуникативный блок входит в состав основных видов УУД (универсальных учебных
действий). Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:
1.Коммуникативная способность природная одарённость человека в общении, с одной стороны,
и коммуникативная производительность с другой.
2.Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы,
закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или
иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.
3.Коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно
взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.
Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для
поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному
общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование
коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного
процесса.
Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых,
при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач,
гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.
Коммуникативное развитие идет по разным линиям.
количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания)
качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).
Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования
личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные
задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в
общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного
чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация
современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных
коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по
поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения
со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа
взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение,
тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и
развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении –
«учиться общению общаясь». Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику
возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий
профессиональный выбор.
Основные формы учебной коммуникации
1. Монологические формы речевой коммуникации 2. Диалогические формы речевой коммуникации
3. Выступать с заранее подготовленной речью
4. Учебная беседа учителя и ученика
5. Рассказывать
6. Учебная беседа в парах
7. Пересказывать
8. Учебная беседа в группах
9. Спрашивать и задавать вопросы
10. Дискуссия
11. Сообщать
12. Ответы на вопросы
13. Отвечать на вопросы
14. Ролевая игра
15. Критиковать
16. Блиц турнир
17. Доказывать и опровергать
18. Защита проекта
Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения
речевому общению. Речевая компетенция формируется:
1. через обучение содержанию предмета;
2. через развитие прикладных исследовательских умений;
3. через развитие социально – коммуникативных умений;
4. через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации. Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны.
Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их
нужно учить это делать именно на школьном уроке. Способствовать этому может продуманная
концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:
Умения, отрабатываемые под руководством учителя
1 этап
1. Готовность учащихся участвовать в общении на уроке
2. Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
3. Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
4. Комментировать вопросы и ответы
5. Делать сообщения
6. Рассказывать логично и последовательно
2 этап
1. Простота и чёткость речевого высказывания
2. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
3. Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
4. Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
5. Умение использовать риторические вопросы
6. Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
7. Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания
3 этап
1. Умение вести беседу в паре, в группе
2. Умение поддерживать беседу
3. Умение вести конструктивный диалог 4. Умение построить дискуссию и вести её
5. Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах
Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов:
развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них
определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно
участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К
средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно
связанные друг с другом функции: выразительная ( с помощью которой отражаются
соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой
«другой» побуждается к действию) и изобразительная ( посредством её «другому» изображается,
сообщается положение вещей).
Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью.
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»,
писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался»,
сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить
наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше
время необходимо.
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
игровые приёмы; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого
воображения:
1 «.Рассказ от первого лица»
рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля
повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»
2. «Комплимент» сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)
3. «Сказка в заданном ключе» введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и
воздушный шарик» сочинить новую сказку
4. «Изменение сказочной развязки» придумать другое окончание сказки, рассказа. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность
говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это
создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества
равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между
детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и
даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:
любое мнение ценно;
ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
хочешь говорить – подними руку;
дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
обращение начинается с имени;
критика должна быть тактичной;
отсутствие результата – тоже результат;
голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация
читательской деятельности, которая включает:
1. Эмоциональное вслушивание
2. Вычитывание
3. Выразительное чтение
4. Сочинения, рисование, инсценировки Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего
читателя считается:
1. Владение детьми способами понимания художественного произведения
2. Умения выразительно читать.
3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.
4. Расширение читательского кругозора.
5. Развитее «чувства языка» и литературного вкуса.
6. Формирование коммуникативных способностей.
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:
1. Ролевое чтение
2. Ролевые диалоги
3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)
4. Придумать разговор героев произведения по телефону
5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)
Хочу выделить игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через
организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические, фонетические,
разговорные, творческие).
Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.
Типы коммуникативных игр
1. Игры учебного характера
2. Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры
1. «Авторская сказка» 2. «Цветик семицветик»
3. «Угадай, кто я?»
4. «Испорченный телефон»
5. «Фраза по кругу»
6. «Магазин»
7. «От первого лица»
8. Предметная игра «Что? Где? Когда?»
9. «Цепочка»
Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра даёт
детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие
события. Игра «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль – действие, и мысль
образ». И в этом её воспитывающая сила.
Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать
вопросно–ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных
способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей
считаются следующие виды вопросов:
Тренинговые вопросы учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.
Конструктивные вопросы требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также
самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы используются при тестированном опросе, когда нужно
выбратьправильный ответ и доказать его.
Наводящий вопрос вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и
формулирует ответ.
Вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования
коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.
Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе,
способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели
литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая
в группах, делают сообщения, участвуют в викторинах, КВН .
6.Формирование нравственной компетенции младших школьников на уроках литературного
чтения через проблемнопоисковую работу
Формированию нравственной компетенции младших школьников через проблемнопоисковую
деятельность на уроках литературного чтения. Этот предмет помогает решать вопросы
человеческого характера: что такое добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек
и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д. Эти понятия не являются специальным
объектом изучения, но они служат основой формирования нравственноценностных качеств
личности.
Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет
маленького читателя задуматься о себе и о мире, в котором он живет, а эмоции, пережитые на
уроке, становятся его нравственноэстетическим опытом.
Наша задача – управлять познавательной деятельностью детей, оставаться их добрым другом,
который помогает разобраться в поступках героев, в том, что есть добро и зло. Работая с текстом
произведения, дети получают нравственный урок, обогащают эстетический опыт (испытал
радость, огорчение, переживал до слёз и т.д.).
В подобной работе выделяют несколько этапов:
1 этап. Основные блоки изучаемых произведений:
1. Фольклор.
2. Мифы. Сказания. Легенды.
3. Басни.
4. Эпические произведения.
5. Стихотворные произведения. 6. Сказки (литературные и народные).
7. Книги Древней Руси.
2 этап. Определение доминирующих нравственных понятий, установки, которые можно
сформировать, изучая произведения данного блока. Выбор произведений, которые наиболее ярко
позволяют увидеть, раскрыть и, по возможности, решить нравственную проблему.
3 этап.
1) Определение видов познавательной деятельности и способы ее мотивации, выбрав ведущими
проблемнопоисковую и исследовательскую деятельность детей, связанную с постановкой
гипотез, обсуждением спорных проблем, поиском доказательств и тому подобной деятельностью;
2) Определение приоритетные способов мотивации: создание проблемной ситуации, проблемный
диалог, постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика, привлечение учеников к
оценочной деятельности, необычная форма обучения, культура общения.
Проблемная ситуация.
В ходе разрешения проблемной ситуации ошибка становится исходной точкой для дискуссии,
диалога ученика с учителем, другими учениками, с собой. Это позволяет мне формировать у
детей критическое мышление, творческое воображение, новаторские взгляды, уверенность в
собственных силах.
Лучше идти на урок не просто с проблемой, а со жгучей проблемой, ведь каждое художественное
произведение, изучение которого входит в наш курс литературного чтения, содержит множество
нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся.
Вопроспроблему, которая служит ядром урока, стараться ставить так , чтобы она была для детей
злободневна, личностно значима; ответ на нее, разрешение проблемы, требовали бы тщательного
изучения произведения, дополнительной литературы, ознакомление с историей создания
произведения и биографией автора.
ПРИМЕР №1.Формирование нравственной компетенции на примере изучения отрывка из
«Летописи временных лет» «Поучение Владимира Мономаха детям» (4 класс, раздел «Книги Древней Руси») в форме проблемной ситуации.
Перед чтением ставим перед детьми проблему: Как вы считаете, в Древней Руси
общечеловеческие ценности, правила жизни отличались от современных, или нет? Чему мог учить
детей Владимир Мономах, какие давал наказы?
Дети выдвигают разные точки зрения, одни считают, что ценности и правила жизни в те времена не
могут быть похожими на современные, другие, наоборот, думают, что понятия добра и зла
существуют с момента рождения человека. Происходит столкновение точек зрения, возникает
проблема, которую всем хочется решить, понять. Она становится личностно значимой. Далее
следует работа с текстом – тщательное его изучение, акцентное вычитывание, выделение наказов
Владимира Мономаха.
В конце урока выясняем – изменилось ли соотношение первоначальных мнений по этой проблеме?
К какому выводу вы пришли? Дети делают вывод, что общечеловеческие ценности существуют
очень давно, являются незыблемыми и актуальными во все времена. А в результате принято
решение – на основе поучений Владимира Мономаха создать «Наказ для себя», содержащий
нравственные принципы нашего класса.
ПРИМЕР №2. Рассмотрим формирование нравственной компетенции через создание проблемного
диалога при изучении рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» (4 класс, раздел «Эпические
произведения»).
Тема проблемного диалога: что главное в экстремальной ситуации сохранить любыми путями и
способами жизнь или сохранить человеческое достоинство и честь?
Урок начинается с постановки данной проблемы. Мысль ученика делает скачок к неизвестному,
он переживает чувство риска. Возможны неожиданные ответы, которые имеют право на
существование. Обсуждение прекращается с появлением нужной мысли ученика. Осознается
противоречие, если мнений несколько. Ясно – перед нами нравственная проблема. И с этого
момента проблема изучения человеческих отношений, показанных автором в художественном
произведении, становится личностно значимой. Дети читают с конкретной целью – разрешить
проблему урока, подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, опираясь на события,
рассказанные автором.
Таким образом, организуя работу на уроках литературного чтения, постараться опереться на главный принцип: от проблемы урока к проблеме художественного текста, от текста к
общечеловеческим и личностным проблемам, ведь «человек – мера всех вещей».
Углубленное чтение, восприятие и комментирование текста, рассуждения учащихся по поводу
событий и поступков персонажей, оценивание их с разных точек зрения, наблюдение над
эмоциональным состоянием героя, определение своего отношения к герою, способность
сопереживать, понимать позицию автора, авторскую мысль – это и есть основной критерий
литературного развития младших школьников, а главное вместе с литературным развитием
происходит нравственное становление человека, образование в нём того самого стержня, которого
сейчас не хватает молодому поколению.
Результатом такой организации уроков литературного чтения можно считать:
неподдельный интерес детей к изучению литературы и привитие общечеловеческих ценностей.
Создание алфавит под названием «Нравственно или безнравственно», который помогает
подобрать нужное слово для оценки характера, поступка, замысла героев.
Выведение и принятие нравственных заповедей класса «Наказ себе»
Создание сборника детских сочинений на разные темы.
7.Заключение.
На уроках литературного чтения должны создаваться условия, способствующие поддержанию
природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над
решением проблем. Применение компетентностноориентированных заданий даёт учителю
возможность достичь более высоких результатов в освоении данной предметной области. Кроме
того, представленные методики могут быть применимы и в других предметных областях. Именно
начальная школа вводит ребенка в мир культуры, всерьез и системно знакомит с искусством.
На уроках литературного чтения детское любопытство перерастает в любознательность – одну из
главных составляющих творческой личности. Вводя ребенка в мир искусства, и помогая
освоиться в нем, учитель помогает ему быть не только потребителем, но и творцом.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и
значение уроков литературы, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно, если воспринимать этот
школьный предмет как вид искусства, часть культуры. Вопервых, потому, что он знакомит
учащихся с нравственноэстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в
целом. Вовторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному
освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и
разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного
развития личности ребенка, его воспитание.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Организация личностно ориентированного подхода на уроках литературного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.