Организация методической помощи молодому специалисту
Оценка 4.8

Организация методической помощи молодому специалисту

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
20.01.2017
Организация методической помощи молодому специалисту
К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
организация методической помощи молодому специалисту.docx
Организация методической помощи  молодому специалисту Характеристики и требования к уроку –  основной форме организации учебного процесса УРОК  – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок образовательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы   учебного   процесса:   цели,   задачи,   содержание,   формы,   методы,   средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Признаки современного урока 1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества. 2. Вся   деятельность   учителя   и   ученика   должна   осуществляться   с   учетом   новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики. 3. Наличие   многоплановых   целей   (на   какой   результат   направлены   действия:   изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.) 4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач. 5. Деятельностный подход в обучении. 6. Активизация   познавательной   деятельности   учащихся,   развитие   их   инициативы   и творчества. 7. Оптимизация содержания обучения. 8. Комплексный подход к организации учебного процесса. 9. Совершенная структура урока. 10. Соотношение рационального и эмоционального на уроке. 11. Единство   формирования   знаний,   умений   и   навыков   учащихся   (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях. 12. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций. 13. Оперативная обратная связь. 14. Высокий, но посильный темп урока. 15. Эмоциональный подъем на уроке. 16. Наличие НОТ учителя и ученика. 17. Наличие благоприятного психологического микроклимата. Условия организации урока Социально – педагогические 1. Наличие   квалифицированного,   творчески   работающего   учителя   с   хорошей   научной, дидактической и методической подготовкой. 2. Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией. 3. Наличие хорошей учебно – материальной базы (хороший учебник, УМК и наглядные пособия, ТСО, соответственно оборудованное классное помещение). 4. Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, любви педагога к детям. Психолого – дидактические 1. Соблюдение   психологических   принципов   и   правил   организации   образовательного процесса. 2. Высокий  уровень обученности  учащихся,  соответствующий  данному  моменту,  этапу обучения. 3. Наличие   достаточного   уровня   сформированности   мотивов   учения,   обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. 4. Применение активных форм и методов обучения. 5. Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся. 6. Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся. По профилактике их неуспеваемости. 7. Научная организация труда учителя и ученика. Недостатки традиционного урока (объяснительно – иллюстративного типа обучения) 1. Построенный урок по схеме: «опрос – объяснение – закрепление» не обеспечивает условий   реализации   идей   принципа   развивающего   обучения,   так   как   ориентирует учащихся   на   усвоение   знаний   и   не   гарантирует   их   развитие,   не   ориентирует   на самостоятельную познавательную деятельность. 2. Урок   нацелен   на   формирование   у   учащихся   суммы   научных   знаний   без   учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока и в плане. 3. Преобладает   целевая   установка,   направленная   на   деятельность   учителя   (опросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность только подразумевается). 4. Основное   внимание   сконцентрировано   на   результат,   достигнутый   учащимися,   а процесс   их   учения,   протекание   мыслительной   деятельности,   формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания. 1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их Дидактические требования к современному уроку связь с развивающими и воспитательными задачами. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся. 3. Прогнозирование   уровня   усвоения   учащимися   научных   знаний,   сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах. 4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и   контроля,   их   оптимального   воздействия   на   каждом   этапе   урока.   Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и   индивидуальной   работы   на   уроке   и   максимальную   самостоятельность   в   учении учащихся. 5. Реализация на уроке всех дидактических принципов. 6. Создание условий для успешного учения учащихся.  организационный   момент,   характеризующийся   внешней   и   внутренней Основные этапы современного урока (психологической) готовностью ученика к уроку;  проверка   домашнего   задания   (проверка   пройденного   материала   бесполезна,   если   не имеет отношения к новому материалу);  проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;  постановка цели и задач урока перед учащимися;  организация   восприятия   и   осмысления   новой   информации,   т.   е.   усвоение   исходных знаний – это центральное звено урока;  первичная проверка понимания нового материала;  организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);  творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;  обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;  домашнее   задание   к   следующему   уроку,   в   том   числе   ранее   пройденного   учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;  подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление оценок. Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку Подготовка учителя к уроку 1. Учет особенностей учащихся класса:  успеваемость(сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный ит.д.)  отношение учащихся к предмету;  темп работы;  сформированность учебных умений;  общая подготовленность учащихся;  отношение к разным видам учебной деятельности;  отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;  общая дисциплина учащихся. 2. Учет своих индивидуальных особенностей:  тип нервной системы;  коммуникативность;  эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;  управление восприятием нового учебного материала учащимися;  умение преодолеть плохое настроение;  уверенность в своих знаниях, умениях;  умение импровизировать;  умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ. 3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока. Общие 1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока. 2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. Познакомиться с их содержанием. 3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку. 4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки. 5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане. 6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока. 7. Обозначить, какой материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники. 8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков. 9. Записать   предусматриваемый   ход   урока   в   план   урока   и   представить   его   себе   как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока. Частные 1. 2. Быть   собранным,   четко   и   ясно   ставить   задачи   перед   учениками,   последовательно вести их к намеченным целям. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием.   Помнить,   что,   если   большинство   учащихся   чего­либо   не   знает,   не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности. 3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса. Задания   и   инструктаж   к   ним   должны   даваться   ясно,   кратко,   с   обязательным выяснением, как поняли ученики требования. 4. 7. 5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания   –   сигнал   о   необходимости   изменить   темп,   повторить   изложенное   или включить в ход урока дополнительный материал. 6. Помнить,   что   показателем   внимания   могут   быть   активное   слушание, сосредоточенность на задании. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных разговоров, «проработок» отдельных учеников. 8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать. 9. Стимулировать   вопросы   учащихся,   поддерживать   инициативу,   одобрять   их осведомленность. Примерное содержание разделов поурочного плана 1.         Тема урока.  Дидактическая цель и задачи урока.  Тип, структура урока.  Общие методы. Приемы работы учеников.  Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ. 2.         Повторение опорных знаний.  Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.  Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).  Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.  Формы контроля за работой класса, отдельных учеников. 3.         Усвоение новых знаний.  Новые понятия, законы и способы усвоения.  Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.  Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).  Проблемные и информационные вопросы.  Варианты решения проблемы.  Варианты закрепления изученного. 4.         Формирование умений и навыков.  Конкретные умения и навыки для отработки.  Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.  Способы «обратной связи».  Фамилии учащихся, которые будут опрошены. 5.         Домашнее задание.  Что повторить и приготовить к уроку.  Творческая самостоятельная работа.  Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить ученикам). Планирование триединой дидактической цели урока 1. Образовательные   задачи  (какие   знания,   умения   и   навыки   возможно   развивать   на учебном материале урока?): 1.1. проконтролировать   степень   усвоения   следующих   основных   знаний,   умений   и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках 1.2. обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока                                                                         1.3. сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу________ 1.4. сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока____________ 2. Воспитательные задачи  (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся   и   какие   воспитательные   возможности   реализовать   на   учебном   материале урока): 2.1. содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например:   причинно   –   следственные   связи   и   отношения,   познаваемость   мира   и природы, развитие природы и т.д.) ___ 2.2. в целях решения задач трудового обучения и воспитания___________ 2.3.   осуществлять   нравственное   воспитание,   обеспечить   в   ходе   урока   изучение следующих   вопросов:   патриотизм,   интернационализм,   гуманизм,   товарищество, этические нормы поведения_________________ 2.4. для решения задач эстетического воспитания_____________________ 2.5.  в  целях  решения  задач  физического   и  санитарно   –  гигиенического   воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления_____ 2.6. формировать правильное отношение к природе___________________ 3. Развивающие   задачи  (какие   познавательные   способности   учащихся   развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов): 3.1.   развивать   у   учеников   умение   выделять   главное,   существенное   в   изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных   вопросов),   формирование   умений   сравнивать,   классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия: 3.2. развивать у школьников самостоятельное мышление ______________ 3.3. развивать речь учащихся______________________________________ 3.4. формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, эмоциональных переживаний____________________________________________________ 3.5. развивать у учащихся познавательный интерес____________________ 3.6. развивать интеллектуальные способности, мыслительные умения, перенос знаний и умений в новые ситуации__________________________ обеспечивать ситуации       Подготовка к уроку непосредственно перед звонком  1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока. 2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников. 3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой. Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя. 1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов. 2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока. 3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником. Психологическая подготовка к уроку. 1. Осознание ее необходимости. 2. Мысленное переживание предстоящего урока. 3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока. 4. Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.д.). 5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п. Способствуют успеху урока  Хорошее знание материала урока.  Бодрое самочувствие.  Продуманный план урока.  Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке.  Правильный выбор методов обучения.  Разнообразие методов обучения.  Занимательность изложения.  Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.  Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя. Затрудняют проведение урока  Неуверенность в своих знаниях.  Безразличное отношение.  Рыхлая композиция урока.  Скованность движений.  Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.  Однообразие методов обучения.  Бесстрастный рассказ учителя.  Монотонность и сухость при изложении нового материала. Анализ урока учителем после его проведения Анализ своего урока учителем – это мысленное разложение проведенного урока на его  составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить  конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с  осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Этапы анализа: Первый этап: 1. каковы первые впечатления; 2. какая общая оценка урока; 3. какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое); 4. доволен (недоволен) собой; 5. все ли задуманное выполнено, или многое не успели; 6. доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению; 7. какова дисциплина на уроке и др. Второй этап: 1. достигнуты ли на уроке поставленные задачи; 2. оптимально ли протекал учебный процесс; 3. целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников; 4. формировался ли познавательный интерес школьников; 5. достигнута ли взаимосвязь в формировании ЗУН учеников; 6. соблюдались ли на уроке требования НОТ (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и ученика, рациональность приемов деятельности учеников и др.); 7. как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.; 8. удалось   ли   установить   контакт   с   учащимися,   благоприятен   ли   психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся; 9. довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока; 10. что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке. Основные требования к анализу урока учителем 1. Цель и задачи анализа. 2. Место разбираемого урока в системе уроков темы. 3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций. 4. Умение выделить позиции и показатели. По которым необходимо анализировать свой урок. 5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке. 6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока. 7. Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств. 8. Психологическая   и   педагогическая   оценка   системы   учебных   задач,   заданий   и упражнений, выполняемых учащимися на уроке. 9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока. 10. Выполнение намеченных задач урока. 11. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами). 12. Объективность оценки учителем результатов своего урока. 13. Намечаемые учителем меры по устранению недостатков. 14. Запись   конкретных   коррективов   в   поурочный   и   тематический   планы   по совершенствованию своего мастерства. Алгоритм анализа учителем проведенного урока 1. Какими требованиями руководствовался. 2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме. 3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых. 4. Как определил триединую дидактическую задачу урока. 5. Как спланирована деятельность учащихся. 6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку. 7. Какие приемы и методы работы учителя и учащихся, как они оправдали себя, если нет, то почему. 8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО. 9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей уч­ся. 10. В   чем   заключалась   самостоятельная   работа   учащихся,   какова   ее   педагогическая ценность. 11. Что   дал   урок   для   формирования   мировоззрения   учащихся,   для   воспитания   их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения. 12. Как был предвиден ход урока, как оправдан. 13. Какие   затруднения   возникли   у   всего   класса,   у   отдельных   учеников.   Как   они   были преодолены. Причины затруднений. Пути их устранения. 14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает, если нет, то почему. 15. Оценка результативности урока. 16. Доволен ли уроком. 17.Направления совершенствования урока.

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту

Организация методической помощи молодому специалисту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017