«Организация методической работы в ДОУ»
Оценка 5

«Организация методической работы в ДОУ»

Оценка 5
Научные работы
pdf
воспитательная работа
Детсад
22.04.2018
«Организация методической работы в ДОУ»
На ДОУ в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
13.pdf

 

 

                                                       «Управление ДО»

 «Организация методической работы в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Шикина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования, научнометодический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.

       На ДОУ в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебновоспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

        Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

       Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.

 

Содержание методической работы в ДОУ

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Методическая работа в ДОУ — это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса. Так,

К. Ю. Белая, Ю. А. Конаржевский, А. А. Орлов, П. И. Третьяков, П. Т. Фролов, Т. И. Шамова и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятии «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по разностороннему развитию и обучению детей [3]. Методическую работу в ДОУ можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации [1]. Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательнообразовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Однако сегодня, существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОУ. Основная причина — формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования [2]. Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы.

Методическая работа направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационноаналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной.

В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Систему методической работы можно разделить на три плоскости:

1.                 По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

2.                 По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебновоспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

3.                 Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является заместитель заведующей по основной деятельности.

Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство дошкольным учреждением.

Заместитель заведующей участвует в:

              подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

              создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

              формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

              стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

              создании имиджа ДОУ среди населения;

              выборе (разработке) образовательных программ для детей;

              организации образовательной, воспитательной работы с детьми;

              организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

              развитии,   эффективном       использовании    интеллектуального потенциала ДОУ;

              развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую          работу        с        учетом        профессиональных       навыков,    опыта воспитателей       и       с        целью         создания     оптимальной       модели          учебновоспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

              предложения в план работы ДОУ;

              повышение квалификации воспитателей;

              помощь воспитателям в самообразовании;

              аттестацию воспитателей;


составление сетки занятий по возрастным группам;

              методическую     помощь      воспитателям       (в      первую       очередь

начинающим) в подготовке и проведении занятий;

              обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

              ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

              развитие преемственности ДОУ и школы;     совершенствование работы с родителями;

              комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

              постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы. Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

              готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

              проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

              организует работу творческих групп;

              своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;

              ведет          картотеку   издаваемой          учебно-педагогической          и

методической литературы;

              комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;

              организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

              проводит совместные мероприятия со школой;

              готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;

своевременно оформляет педагогическую документацию;

              формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

              систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

              по графику посещает занятия в группах;

              следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Заместитель заведующей организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию.

Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность заместителя складывается из нескольких компонентов, в том числе:

              наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;

              наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;

              готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

              стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

                                освоения     культуры     получения,     отбора,    воспроизведения,

обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

              наличия      опыта         системного          изучения    и       исследования

педагогической деятельности воспитателей и собственной профессиональнопедагогической деятельности.

 

Организация методической работы в ДОУ

 

Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении определяется в соответствии с целями и задачами развития системы образования. Опираясь на взгляды исследователей, ученых, на публикации современников, создается своя система методической работы, при этом, необходимо руководствоваться государственными документами о дошкольном образовательном учреждении; учитывать качественный состав педагогического коллектива; результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, их затруднения; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов работы детского сада. Обновление методической работы рассматривается с таких позиций: изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого, изжившего себя на основе системного осмысления практики; творческая переработка старого опыта; совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций.

Ключевыми направлениями методической работы выступают:

              научно-методическое   обеспечение         процессов внедрения

обновленного содержания образования;

              оказание методической помощи при решении профессиональных проблем;

              развитие и саморазвитие профессионального мастерства.


Основным принципом совершенствования методической работы в детском саду является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания, поэтому методическая работа должна быть, логически обоснованная, формы соответствовать содержанию, а содержание вытекать из проблем, решаемых в детском саду.

Организовывать методическую работу необходимо с учетом жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма педагогов, так же учитывать особенности мотивации воспитателей, т.е. отношение к своему профессиональному росту. Для оказания реальной методической помощи воспитателям методическая работа проводиться с целью выявления затруднений педагогов и проектирует действия по определению первоначальных мер создания режима развития, изменяя подход к самоанализу деятельности педагога.

Проблемно-ориентированный анализ методической работы позволяет выявить как проблемы отдельных педагогов, так и образовательного учреждения в целом.

Входная диагностика позволяет скорректировать выбор форм работы с учетом потребностей и интересов воспитателей, что в итоге позволяет провести самодиагностику уровня профессиональной компетентности педагогов. Планирование методической деятельности учреждения помогает решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей. На первый план организации методической работы выступают формы, связанные с совершенствованием самостоятельной деятельности педагога. Каждый воспитатель выбирает методическую тему, составляет программу саморазвития на несколько лет. Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт педагога, используют активные методы, учитывающие индивидуальные различия участников и их стиль познания. Для этого надо проводить различные консультации, различные варианты деловых игр, проектирование собственного педагогического развития.

Распространение инновационного опыта должно проходить через мастер - классы, педагогические игротеки, методические выставки, творческие лаборатории, творческие отчеты, творческие гостиные, открытые мероприятия, фестивали, конкурсы, самопрезентации. Работа учреждения в режиме инновационной деятельности позволит выявить высокий исследовательский, креативный потенциал сотрудников; освоить и реализовать в учреждении технологии диалогового, информационного обучения, технологию проблемного обучения, которая несет исследовательский характер познания. Внедрение в практику работы метода проектов, как одной из инновационных технологий, позволяет сказать о высоком уровне квалификации и профессиональном мастерстве педагогов детского сада. Содержание проектной детско-взрослой деятельности обогатит воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализовываются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Организация различных форм учебно-воспитательной работы повысит не только компетентность воспитателей, но их интерес к проектной деятельности, что побудит найти новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, которые помогут воспитательно-образовательный процесс сделать более целенаправленным и продуктивным.

Педагоги дошкольного учреждения должны участвовать в городских, районных мероприятиях, т.к. эти мероприятия поддерживают исследовательский интерес. Работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности, способствует повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализирует их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.

 

Традиционные и новые формы методической работы в ДОУ.

Наиболее типичными недостатками в организации методической работы в ДОУ являются: 

1.              Бессистемность. 

2.              Однообразие организационных форм методической работы. 

3.              Отсутствие преемственности в развитии содержания методической работы. 

4.              Отсутствие системы перспективного планирования в целях повышения квалификации педагогов. 

5.              Формализация деятельности организации ДОУ. 

6.              Отсутствие инициативы педагогов, коллективного поиска новых форм работы. 

         На сегодняшний день, большинство педагогов имеют ситуативный интерес к своей деятельности. Педагоги обладают знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области, хорошо осведомлены о психолого-педагогических способах решения возникших проблем в педагогической деятельности, но, не смотря на это, владеют недостаточно точными знаниями о современных требованиях к педагогу и имеют недостаточную потребность в саморазвитии

и самосовершенствовании как специалистов. Стремление в постоянном пополнении знаний выражено недостаточно. Коммуникативные качества требуют доработки и совершенствования, также следует обратить внимание на развитие профессиональной и проектной деятельности. Большинство педагогов имеют трудности при организации работы с родителями воспитанников. Устранению названных недостатков способствует, как показывает практика, использование как инновационных, так и традиционных форм индивидуальной, групповой и коллективной работы с педагогами ДОУ. Оптимальная система методической работы должна быть наилучшей именно для конкретной дошкольной образовательной организации. При выборе конкретного варианта методической работы для своего коллектива (содержания, структуры, формы и пр.) необходимо учитывать следующее: 

1)                количественный и качественный состав данного педагогического коллектива; 

2)                результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднений в их деятельности; 

3)                особенности содержания методической работы (уровень развития дидактического, психологического или других основных ее направлений и связь между ними); 

4)                сравнительную эффективность различных форм методической работы; 5)      традиции, накопленный опыт методической работы (что сохранить, от чего отказаться); 

6)              материальные, морально-психологические условия в ДОУ; 

7)              передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой. Чтобы эффективно организовать работу тактического уровня необходимо грамотно оценить профессиональную компетентность педагогов ДОУ. Объектом изучения при оценке профессиональной компетентности педагогов ДОУ является процесс развития профессиональной компетентности педагогов. Для определения показателей компонентов профессиональной компетентности педагогов ДОУ следует использовать требования государственного образовательного стандарта высшего профессионально-педагогического образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» [4]. Результаты диагностирования дают возможность определить индивидуальные маршруты для каждого педагога и дифференцированно спланировать работу со всем коллективом.

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы. Групповые  ( педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры, и т. д.) и индивидуальные ( самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество, и т. д.).

       Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

 

 

Заключение

 

Изучив особенности организации методической работы в ДОУ, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал.

Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая работа.

В условиях современного социума организация методической работы должна начинаться с поиска новых идей и современных технологий организации методической работы. Она нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.

Результатом методической работы в ДОУ должны стать:

-   обновление содержания образования и улучшение качества  образовательного процесса;

-   пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;

-   оценка, анализ, диагностика результата педагогического труда;

-   конструирование педагогического процесса на основе системного анализа;

-   формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:   

1.                 Aрутюнов Ю. С. Методика разработки конкретных ситуаций: Метод.

Рекомендации. — М.: Винити, 1980. — 44с. 

2.                 Бaзaров Т. Ю., Еремин Б. Л. (ред.) Управление персоналом. Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с. 

3.                 Белaя К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М., Сферa. 2010–96с.

4.                 Белкин A. С. Компетентность.        Профессионализм.        Мастерство          /

A. С. Белкин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. — 176 с. 

5.                 Болотов В. A., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования / В. A. Болотов, В. И. Слободчиков и др. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66–72. 

6.                 Волобуевa Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2006. № 6. — с. 70 -78. 

7.                 Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Междунaр. педаг. академия, 1995. -192 с.

 

 

Управление ДО» «Организация методической работы в

Управление ДО» «Организация методической работы в

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики

Содержание методической работы в

Содержание методической работы в

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте

Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики

Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего…

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего…

ДОУ; • развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала

ДОУ; • развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала

ДОУ; • ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; • развитие преемственности

ДОУ; • ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; • развитие преемственности

Осуществляет контроль за работой воспитателей: • систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы; • по графику посещает занятия в группах; • следит за выполнением годового плана работы,…

Осуществляет контроль за работой воспитателей: • систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы; • по графику посещает занятия в группах; • следит за выполнением годового плана работы,…

Организация методической работы в

Организация методической работы в

Обновление методической работы рассматривается с таких позиций: изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого, изжившего себя на основе системного осмысления практики; творческая переработка…

Обновление методической работы рассматривается с таких позиций: изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого, изжившего себя на основе системного осмысления практики; творческая переработка…

Основным принципом совершенствования методической работы в детском саду является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания, поэтому методическая работа должна быть, логически обоснованная, формы…

Основным принципом совершенствования методической работы в детском саду является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания, поэтому методическая работа должна быть, логически обоснованная, формы…

Для этого надо проводить различные консультации, различные варианты деловых игр, проектирование собственного педагогического развития

Для этого надо проводить различные консультации, различные варианты деловых игр, проектирование собственного педагогического развития

Традиционные и новые формы методической работы в

Традиционные и новые формы методической работы в

Большинство педагогов имеют трудности при организации работы с родителями воспитанников

Большинство педагогов имеют трудности при организации работы с родителями воспитанников

Для определения показателей компонентов профессиональной компетентности педагогов

Для определения показателей компонентов профессиональной компетентности педагогов

Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая работа

Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая работа

Литература: 1.

Литература: 1.

Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя /

Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018