«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Оценка 5

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Оценка 5
Лекции
docx
физическая культура
4 кл
26.05.2017
«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Ценность здоровья и здорового образа жизни, устойчивость к влиянию неблагоприятных социокультурных факторов, представления о факторах сохранения и укрепления здоровья - комплекс знаний, установок, правил поведения, привычек, которые активно формируются в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья актуальна для любого образовательного учреждения – дети приходят в школу с ослабленным здоровьем, часто врачи рекомендуют учащимся занятия не совсем классом, а отдельно на занятиях ЛФК. Это проблема остро стоит и при обучении в нашей школе.
организация образовательной среды для детей с ОВЗ.docx
«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями   здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»               Ценность здоровья и здорового образа жизни, устойчивость к влиянию неблагоприятных   социокультурных  факторов, представления о факторах сохранения и укрепления здоровья ­  комплекс знаний, установок, правил поведения, привычек, которые активно формируются в  младшем школьном возрасте.            На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья актуальна для любого  образовательного учреждения – дети приходят в школу с ослабленным здоровьем, часто врачи  рекомендуют учащимся занятия не совсем классом, а отдельно на занятиях ЛФК.  Это проблема  остро стоит и при обучении в нашей школе. Наше образовательное учреждение ­ это специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа VIII вида, где обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой, умеренной и  тяжёлой степенью умственной отсталости), а также учащиеся с сочетанными нарушениями  (нарушение интеллектуального развития сочетается с нарушениями в работе анализаторных  систем: РДА, различными формами ДЦП, синдром Дауна, синдром Кабуки и др.). Состав  обучающихся различен по диагнозу, симптоматике и ряду сопутствующих нарушений. В  большинстве случаев нарушения интеллектуального развития у учащихся сочетается и с  нарушениями в физическом развитии. В последние годы такие учащиеся к нам приходят всё  чаще. В настоящее время в начальной школе обучается 74 человека, 49 из которых – дети­ инвалиды, с ранним детским аутизмом – 19 человек, с ДЦП – 5 человек, с синдромом Дауна – 7  человек, синдром Кабуки ­1 человек. Цель специальной (коррекционной) школы – подготовка детей к самостоятельной жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении здоровья. В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы занятий по  физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной формой  работы является урок физической культуры. На уроках физкультуры решаются коррекционные,  развивающие, валеологические задачи с детьми, имеющими интеллектуальные, физические,  эмоционально­волевые и другие нарушения в развитии. Изучив индивидуальные психофизические особенности детей, в нашей школе применяются  различные формы, методы и приёмы воздействия на физическое развитие учащихся. В своей  работе на уроках физкультуры с учащимися младшего школьного возраста применяю следующие  технологии: – здоровьесберегающие технологии – (релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика,    психогимнастика, сенсорные игры и упражнения, дыхательная гимнастика, зрительная    гимнастика, смена видов деятельности); ­  систематическое применение малых форм физического воспитания  это гимнастика  до  занятий (ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности ЦНС,  воздействовать на все органы и системы организма, отодвинуть развитие утомления),  физкультминутки во время урока (способствуют снижению утомления, вызванного учебной  деятельностью, уменьшают влияние статической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции), подвижные игры на удлиненной перемене (динамическая пауза); – максимальное включение анализаторов ( зрительный, слуховой, тактильный, осязательный); – оперантная терапия (ребенок наблюдает, выполняет методом «рука в руку»), помощь  при      самостоятельном  выполнении , выполнение по инструкции, образцу; –  эмоциональный стимул (ситуация успеха); – личностно­ориентированный подход (учет психических особенностей, работоспособности,    особенности моторного развития и др.); – разучивание различных видов игр (подвижные , сюжетно­ролевые, тематические); – развитие санитарно­гигиенических и социально­бытовых навыков. При проведении урока учитываются  общие принципы коррекционно­развивающего обучения.  Основным принципом является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся  у ребенка нарушений в развитии. Только при комплексном воздействии можно добиться нужного  результата. Каждая часть урока по физической культуре решает конкретные задачи. Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и  навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.            Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках  формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила  воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.           Решение лечебно­оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений,  которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно­сосудистую,  дыхательную системы. Задача учителя — подобрать специальные упражнения, придав им  комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления              нарушений физического развития и моторики.          Отдельно рассматриваются коррекционно­компенсаторные задачи. Они предполагают  такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью  коррекции имеющихся нарушений как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.          Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, эмоциональны, вызывают  интерес обучающихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта  малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению  упражнений, чередуя различные упражнения с играми.             На уроках физической культуры важно заинтересовать ребёнка и вызвать желание  заниматься. Заранее предусматривается организация и структура урока, подбираются  занимательные средства обучения, игры под музыку, сюжетно­ролевые игры, наглядность. В  общении с детьми сохраняется спокойствие, понимание. При такой обстановке у детей возникает  положительная мотивация к двигательной деятельности. Стиль обучения разнообразен.  Используются разнообразные виды учебной работы, в т. ч. игрового характера, быстрого  переключения внимания. Главное внимание уделяется обучению и совершенствованию основных  видов движения, ходьбы, бега, прыжков, метания.              В вводной части урока решаются организационные задачи. Уделяется большое внимание  построению.                      Подготовительная часть урока решает следующие задачи:                   1. Подготавливаем организм обучающихся к предстоящей двигательной  нагрузке.             Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное  коррекционное воздействие.                   2. Выбираем два­три упражнения, которые направлены на формирование  двигательных умений и навыков.                   3. Используем только подготовительные физические упражнения как средство  формирования определенного двигательного качества.                   4. Включаем в подготовительную часть урока упражнения, направленные на  коррекцию основного и сопутствующих дефектов. В основной части урока решаются образовательные, коррекционные  и оздоровительные задачи.  Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические  упражнения, игры различного характера.              При проведении основной части урока подбираются упражнения, которые решали бы  вышеперечисленные задачи. Соблюдается последовательность выполнения упражнений.             В заключительной части урока решаются две задачи:                   1. Подготавливаем обучающихся к следующим урокам или к организованной  деятельности во внеурочное время.                   2. Подводим итоги урока, оцениваем умения и навыки обучающихся, определяем их  отношение к уроку. Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учебного  материала.             В практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида можно выделить  следующие типы уроков: вводные, сообщения новых знаний, комбинированные (смешанные),  уроки повторения,   контрольно­зачетные, урок­ игра, урок­ путешествие.                                  На уроках физкультуры с учащимися нашей школы очень важна индивидуальная работа,  преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь  устранить их сразу или постепенно. Кроме того, большое внимание уделяется обучающимся с  более слабой двигательной подготовкой. Наибольшей трудностью для детей является владение  мячом. Действия с мячом — это достаточно трудное задание для детей с нарушениями интеллекта.  Именно с мячом обучающиеся манипулируют неуверенно. Вот почему мяч, как наиболее удобный  для бросания, ловли и метания предмет постоянно находится у детей. В каждом классе имеются  мячи разных размеров — от больших (надувных, волейбольных) до маленьких (резиновых,  теннисных). Труднее всего выполняются действия с малыми мячами в виде бросания и ловли.               При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень  физического развития и двигательные возможности детей. В коррекционной школе  главным            требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:                   •  как ученик овладел основами двигательных навыков;                   •  как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;                   •  как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;                   • как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество  выполнения;                   •  как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;                   •  как относится к урокам;                   •  каков его внешний вид; соблюдает ли дисциплину.             Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике развития  физических качеств, которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятельность.  Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого­педагогическое  обследование, определение уровня физической подготовленности и двигательных  возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся. Для оценки уровня  физической подготовленности и развития психических процессов обучающихся проводится  тестирование два раза в год – в сентябре и мае.     Таким образом на уроках физкультуры при обучении младших школьников с нарушением  интеллектуального развития в условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного  эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность  обучающихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения  укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе  и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья,  формируется положительное отношение к урокам физической культуры и спорта.                                                                            Литература:   1. 2. 3. 4. 5. Мозговой В.М. Развитие двигательных возможностей учащихся с нарушениями  интеллекта в процессе физического воспитания. – М.: ОЛМА ­ ПРРЕСС, 2001. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно­ методические материалы. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2010.­ 181с. –  (Коррекционная педагогика). Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1­5 классы. ­ М.: ВАКО,  2004. – 152с. Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровья детей //  Физическая культура и здоровье. – 2000.­№2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К.Смирнов// М.: АРКТИ.­2005.­ с. 320

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

«Организация образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017