Опера – один из самых значительных жанров муз-го искусства, в котором работали выдающиеся композиторы различных стран.
Вниманию школьников на уроках муз-ой литературы предлагается знакомство с оперными произведениями уже с 1-го года обучения. В познавательном отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства, объединяющего музыку и слово, вок-ую и инстр-ую музыку, сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство, сценическое действие. Целью изучения оперы является приобщение школьников к культуре театра, к понятию «оперный спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ
Опера – один из самых значительных жанров музго искусства, в котором
работали выдающиеся композиторы различных стран.
Вниманию школьников на уроках музой литературы предлагается знакомство
с оперными произведениями уже с 1го года обучения. В познавательном
отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства,
объединяющего музыку и слово, вокую и инструю музыку, сольное, ансамблевое
Целью изучения оперы
и хоровое исполнительство, сценическое действие.
является приобщение школьников к культуре театра, к понятию «оперный
спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.
Работа на уроках с оперным материалом совершенствует слушательские
навыки и худый вкус, умение анализировать музыку, размышлять о ней, пополнять
знания о музыке, театре, литературе и истории.
При разборе и прослушивании музых фрагментов из опер, обучающиеся
постигают особенности данного жанра вне его зрелищности. Масштабы оперного
произведения не позволяют в отведенное классное время полностью его изучить.
Обычно в классе разбираются и прослушиваются лишь отдельные фрагменты
оперы. Задача педагога в том, что при прослушивании музых фрагментов у
учащихся должно сложиться представление о произведении в целом. Поможет в
этом: наличие сюжета, знакомство с композицией, разбор фрагментов, изучение
отдельных компонентов: арий, ансамблей, хоров, инструментальных фрагментов.
Чем больше у преподавателя фантазии и воображения, тем доходчивее
предстанет опера перед школьниками. Но одной словесной наглядности
недостаточно. Опорой для воображения хорошо служат изобразительные
материалы: фотографии, слайды, видео. «Все видимое предоставлять зрению,
все слышимое предоставлять слуху» Ян Амос Коменский1.
При изучении оперы целесообразно следовать определенному плану. Сначала
педагог дает общую характеристику произведения, в которой описывает.
1. Место оперы в творчестве композитора (значение оперного жанра в целом,
значение конкретной оперы, а также место в мировой музыке и мы должны
1 Чешский педагог, писатель, общественный деятель, основоположник научной
педагогики.объяснить детям, почему мы изучаем именно эту оперу, основная тема
произведения и тип (жанр) оперы);
2. Истории создания, а именно первую постановку успешна она была или нет,
кому принадлежит идея оперы, время создания;
3. Литературный источник оперы¸ сходства и различия с ним
Дав общую характеристику произведения, переходим к разбору сюжета.
Целесообразно изучение сюжетных линий дать учащимся на домашнюю работу,
чтобы в классе непосредственно обсудить. Либо кратко дать краткий сюжет
педагогу.
4. Знакомство с композицией (воплощение сюжета,
таблица/схемы – по действиям, по героям, образным сферам, сюжетным линиям);
5. Характеристика и разбор с прослушиванием номеров (знакомство с музыкой,
анализ, связь с образом, основные интонации, средства выразительности, значение
номера).
6. Общий вывод
действие/картины,
Оперу можно изучать в виде схемы или таблицы. Данная таблица, состоит из
место действия каждого акта и картины, краткое
следующих пунктов:
содержание, фрагменты музыки, которые последовательно разбираются и
прослушиваются.
Также возможен другой вариант таблицы, это зависит от задач, которые
педагог ставит при изучении оперы: по образам, образным сферам (реальный мир и
фантастический мир в опере «Снегурочка»).
Оформленная схема позволит осмыслить структуру сочинения в единстве с его
сюжетной основой. А звучащая музыка будет легко ассоциироваться с местом
действия и конкретной сценической ситуацией.
Изучение опер «Свадьба Фигаро», «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и
«Князь Игорь» формируют у учащихся представления о «номерной» структуре
оперы. А оперы «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» формируют представления
о иной структуре, так называемой сквозной или непрерывным развитием. Т.о. в
курсе муз. литературы мы знакомим детей с различными видами драматургии (лир,
драм, эпич), с отдельными видами кульминаций, с различными вариантами
развития образа (целостный, развивающий, статичный).
Последовательное изучение нескольких опер должно подвести школьников к
такому уровню восприятия и понимания оперных произведений, который поможет
им полюбить их. А после окончания школы, в дальнейшей жизни – сохранитьинтерес к опере, желание слушать и видеть на сцене творения великих
композиторов.
Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской
музыкальной школе – СПб.:«Лань», 2016г