ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 24.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опера – один из самых значительных жанров муз-го искусства, в котором работали выдающиеся композиторы различных стран. Вниманию школьников на уроках муз-ой литературы предлагается знакомство с оперными произведениями уже с 1-го года обучения. В познавательном отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства, объединяющего музыку и слово, вок-ую и инстр-ую музыку, сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство, сценическое действие. Целью изучения оперы является приобщение школьников к культуре театра, к понятию «оперный спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.
Иконка файла материала Муз лит. Методика изучения оперы.docx
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ Опера   –   один   из   самых   значительных   жанров   муз­го   искусства,   в   котором работали выдающиеся композиторы различных стран. Вниманию школьников на уроках муз­ой литературы предлагается знакомство с   оперными   произведениями   уже   с   1­го   года   обучения.   В   познавательном отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства, объединяющего музыку и слово, вок­ую и инстр­ую музыку, сольное, ансамблевое  Целью  изучения   оперы и   хоровое   исполнительство,   сценическое   действие. является   приобщение   школьников   к   культуре   театра,   к   понятию   «оперный спектакль» со всеми его атрибутами и участниками. Работа   на   уроках   с   оперным   материалом   совершенствует   слушательские навыки и худ­ый вкус, умение анализировать музыку, размышлять о ней, пополнять знания о музыке, театре, литературе и истории.  При   разборе   и   прослушивании   муз­ых   фрагментов   из   опер,   обучающиеся постигают особенности данного жанра вне его зрелищности. Масштабы оперного произведения не позволяют в отведенное классное время полностью его изучить. Обычно   в   классе   разбираются   и   прослушиваются   лишь   отдельные   фрагменты оперы.  Задача   педагога  в   том,   что   при   прослушивании   муз­ых   фрагментов   у учащихся должно сложиться представление о произведении в целом. Поможет в этом: наличие сюжета, знакомство с композицией, разбор фрагментов, изучение отдельных компонентов: арий, ансамблей, хоров, инструментальных фрагментов. Чем   больше   у   преподавателя   фантазии   и   воображения,   тем   доходчивее предстанет   опера   перед   школьниками.   Но   одной   словесной   наглядности недостаточно.   Опорой   для   воображения   хорошо   служат   изобразительные материалы: фотографии, слайды, видео.  «Все видимое предоставлять зрению, все слышимое предоставлять слуху» Ян Амос Коменский1. При изучении оперы целесообразно следовать определенному плану. Сначала педагог дает общую характеристику произведения, в которой описывает. 1. Место  оперы  в творчестве   композитора  (значение  оперного  жанра  в целом, значение   конкретной   оперы,   а   также   место   в   мировой   музыке   и   мы   должны 1 Чешский педагог, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики.объяснить   детям,   почему   мы   изучаем   именно   эту   оперу,   основная   тема произведения и тип (жанр) оперы); 2. Истории создания, а именно первую постановку успешна она была или нет, кому принадлежит идея оперы, время создания; 3. Литературный источник оперы¸ сходства и различия с ним Дав   общую   характеристику   произведения,   переходим   к   разбору   сюжета. Целесообразно изучение сюжетных линий дать учащимся на домашнюю работу, чтобы   в   классе   непосредственно   обсудить.   Либо   кратко   дать   краткий   сюжет педагогу. 4. Знакомство   с   композицией   (воплощение   сюжета, таблица/схемы – по действиям, по героям, образным сферам, сюжетным линиям); 5. Характеристика и разбор с прослушиванием номеров (знакомство с музыкой, анализ, связь с образом, основные интонации, средства выразительности, значение номера).  6. Общий вывод   действие/картины, Оперу можно изучать в виде схемы или таблицы. Данная таблица, состоит из  место   действия  каждого   акта   и   картины,   краткое следующих   пунктов: содержание,  фрагменты   музыки,   которые   последовательно   разбираются   и прослушиваются.  Также   возможен   другой   вариант   таблицы,   это   зависит   от   задач,   которые педагог ставит при изучении оперы: по образам, образным сферам (реальный мир и фантастический мир в опере «Снегурочка»).  Оформленная схема позволит осмыслить структуру сочинения в единстве с его сюжетной   основой.  А   звучащая   музыка   будет   легко   ассоциироваться   с   местом действия и конкретной сценической ситуацией.  Изучение  опер  «Свадьба  Фигаро», «Руслан  и  Людмила», «Иван  Сусанин» и «Князь Игорь» формируют у учащихся представления о «номерной» структуре оперы. А оперы «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» формируют представления о иной структуре, так называемой сквозной или непрерывным развитием. Т.о. в курсе муз. литературы мы знакомим детей с различными видами драматургии (лир, драм,   эпич),   с   отдельными   видами   кульминаций,   с   различными   вариантами развития образа (целостный, развивающий, статичный).  Последовательное изучение нескольких опер должно подвести школьников к такому уровню восприятия и  понимания оперных произведений, который поможет им   полюбить   их.  А   после   окончания   школы,   в   дальнейшей   жизни   –  сохранитьинтерес   к   опере,   желание   слушать   и   видеть   на   сцене   творения   великих композиторов.  Лагутин   А.   И.   Методика   преподавания   музыкальной   литературы   в   детской музыкальной школе – СПб.:«Лань», 2016г