ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
музыка +1
Взрослым
24.09.2018
Опера – один из самых значительных жанров муз-го искусства, в котором работали выдающиеся композиторы различных стран.
Вниманию школьников на уроках муз-ой литературы предлагается знакомство с оперными произведениями уже с 1-го года обучения. В познавательном отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства, объединяющего музыку и слово, вок-ую и инстр-ую музыку, сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство, сценическое действие. Целью изучения оперы является приобщение школьников к культуре театра, к понятию «оперный спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.
Муз лит. Методика изучения оперы.docx
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ
Опера – один из самых значительных жанров музго искусства, в котором
работали выдающиеся композиторы различных стран.
Вниманию школьников на уроках музой литературы предлагается знакомство
с оперными произведениями уже с 1го года обучения. В познавательном
отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства,
объединяющего музыку и слово, вокую и инструю музыку, сольное, ансамблевое
Целью изучения оперы
и хоровое исполнительство, сценическое действие.
является приобщение школьников к культуре театра, к понятию «оперный
спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.
Работа на уроках с оперным материалом совершенствует слушательские
навыки и худый вкус, умение анализировать музыку, размышлять о ней, пополнять
знания о музыке, театре, литературе и истории.
При разборе и прослушивании музых фрагментов из опер, обучающиеся
постигают особенности данного жанра вне его зрелищности. Масштабы оперного
произведения не позволяют в отведенное классное время полностью его изучить.
Обычно в классе разбираются и прослушиваются лишь отдельные фрагменты
оперы. Задача педагога в том, что при прослушивании музых фрагментов у
учащихся должно сложиться представление о произведении в целом. Поможет в
этом: наличие сюжета, знакомство с композицией, разбор фрагментов, изучение
отдельных компонентов: арий, ансамблей, хоров, инструментальных фрагментов.
Чем больше у преподавателя фантазии и воображения, тем доходчивее
предстанет опера перед школьниками. Но одной словесной наглядности
недостаточно. Опорой для воображения хорошо служат изобразительные
материалы: фотографии, слайды, видео. «Все видимое предоставлять зрению,
все слышимое предоставлять слуху» Ян Амос Коменский1.
При изучении оперы целесообразно следовать определенному плану. Сначала
педагог дает общую характеристику произведения, в которой описывает.
1. Место оперы в творчестве композитора (значение оперного жанра в целом,
значение конкретной оперы, а также место в мировой музыке и мы должны
1 Чешский педагог, писатель, общественный деятель, основоположник научной
педагогики. объяснить детям, почему мы изучаем именно эту оперу, основная тема
произведения и тип (жанр) оперы);
2. Истории создания, а именно первую постановку успешна она была или нет,
кому принадлежит идея оперы, время создания;
3. Литературный источник оперы¸ сходства и различия с ним
Дав общую характеристику произведения, переходим к разбору сюжета.
Целесообразно изучение сюжетных линий дать учащимся на домашнюю работу,
чтобы в классе непосредственно обсудить. Либо кратко дать краткий сюжет
педагогу.
4. Знакомство с композицией (воплощение сюжета,
таблица/схемы – по действиям, по героям, образным сферам, сюжетным линиям);
5. Характеристика и разбор с прослушиванием номеров (знакомство с музыкой,
анализ, связь с образом, основные интонации, средства выразительности, значение
номера).
6. Общий вывод
действие/картины,
Оперу можно изучать в виде схемы или таблицы. Данная таблица, состоит из
место действия каждого акта и картины, краткое
следующих пунктов:
содержание, фрагменты музыки, которые последовательно разбираются и
прослушиваются.
Также возможен другой вариант таблицы, это зависит от задач, которые
педагог ставит при изучении оперы: по образам, образным сферам (реальный мир и
фантастический мир в опере «Снегурочка»).
Оформленная схема позволит осмыслить структуру сочинения в единстве с его
сюжетной основой. А звучащая музыка будет легко ассоциироваться с местом
действия и конкретной сценической ситуацией.
Изучение опер «Свадьба Фигаро», «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и
«Князь Игорь» формируют у учащихся представления о «номерной» структуре
оперы. А оперы «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» формируют представления
о иной структуре, так называемой сквозной или непрерывным развитием. Т.о. в
курсе муз. литературы мы знакомим детей с различными видами драматургии (лир,
драм, эпич), с отдельными видами кульминаций, с различными вариантами
развития образа (целостный, развивающий, статичный).
Последовательное изучение нескольких опер должно подвести школьников к
такому уровню восприятия и понимания оперных произведений, который поможет
им полюбить их. А после окончания школы, в дальнейшей жизни – сохранить интерес к опере, желание слушать и видеть на сцене творения великих
композиторов.
Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской
музыкальной школе – СПб.:«Лань», 2016г
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.