Виды и организации природоведческой работы с дошкольниками 5-6- лет при ознакомлении с дикими животными родного края . Используются разнообразные методы) наглядные,практические , словесные. Применяются различные формы работ: занятия.экскурсии, целевые прогулки,ежедневные наблюдения на участке дошкольного учреждения, проектная деятельности,ИКТ и т. д.
Виды природоведческой работы.docx
Виды и организация природоведческой работы по
ознакомлению с дикими животными детей шестогоседьмого года
жизни
В процессе ознакомления детей с дикими животными в старшем дошкольном
возрасте используются разнообразные методы: наглядные (рассматривание
картин, демонстрация диафильмов, кинофильмов), практические (игровые
методы, трудовая деятельность), словесные (рассказ воспитателя, чтение
художественных произведений, беседы). Ознакомление детей с дикими
животными осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях,
целевых прогулках, ежедневных наблюдениях на участке дошкольного
учреждения [15, 18].
Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют
восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя
наблюдение, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует знания о
животных, учит быть внимательным, развивает наблюдательность, формирует
эмоционально положительное отношение к ним. В зависимости от
познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. В
процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать внешний вид
дикого животного: части тела, издаваемые звуки, характер движений. Для
накопления знаний о росте и развитии животных, среде их обитания, характере
приспособления к условиям жизни, размножения, используется более сложный
вид наблюдений длительное наблюдение. В ходе такой педагогической работы
развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы
анализа, сравнения, умозаключения.
Широко также используется беседа. Исходя из дидактических задач
выделяют два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа
используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией, целевой прогулкой,
просмотром фильма и т.д. Цель ее уточнение личного опыта детей для того,
чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных
фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию
могут быть разного уровня: одни проводятся после наблюдения за узким кругом
наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, зимовке зверей
в лесу и т.п.), другие затрагивают более широкий круг явлений (например, о
жизни животных). Эффективность беседы зависит от предварительной
подготовки детей. Поскольку она представляет собой итог проведенной работы,
перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через
наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги,
рассказы. Беседовать можно только о том, о чем у ребят есть конкретные
представления. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую
цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие
существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким
обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы. К вопросам
воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются
всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна
решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными,
краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить
вопросы, требующие односложных ответов: например, только ответа «Да», или
только ответа «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления,
установления связей. Дети должны сами сформулировать выводы, обобщения, а
не повторять готовые. Необходимо использовать разнообразный наглядный
материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные
признаки в мире диких животных, например, картины и иллюстрации. Кроме
того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей
эмоциональное отношение к обсуждаемому животному. При работе с детьми в
старшей и подготовительной к школе группах беседы в большей части
направлены на обобщение и систематизацию имеющихся знаний. Занятия по ознакомлению дошкольников с дикими животными дают
возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей
дошкольников старшего возраста и особенностей природного окружения. На
занятиях формируется система элементарных знаний у всех детей группы в
соответствии с требованиями программы, в определенной системе и
последовательности развиваются их основные познавательные процессы и
способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят
накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и
систематизировать его. Обучение детей на занятиях осуществляется разными
методами. Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. На одних
занятиях формируются первичные знания, с этой целью используется
наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений,
рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются,
расширяются и углубляются знания. Основная задача третьего вида занятий
обобщение и систематизация знаний, для этого используют: беседы,
дидактические игры, обобщающие наблюдения. Кроме перечисленных методов,
на этих занятиях используют и труд детей в природе, например, в живом уголке.
В младшей и средней группах проводится одно занятие в две недели по
ознакомлению с природой, в старших группах – одно занятие в неделю. Перед
тем, как наметить тему занятия, воспитатель должен пополнить и уточнить
собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать задачи
занятия, опираясь на требования «Программы воспитания в детском саду» и
уровень развития детей своей группы, учесть особенности природного
окружения. В содержание занятия необходимо включать образовательные,
воспитательные и познавательные задачи.
Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать
наглядные пособия: картины, рисунки, фрагменты фильмов о животных и т.д.
Только после этого выстраивается ход занятия. Заранее разрабатывается
последовательность работы на занятии в соответствии с программными система приемов,
требованиями.
активизирующих умственную деятельность дошкольников (поисковые вопросы,
Планируется сочетание заданий,
сравнение, обследование и т.п.). В ходе занятия важно привлекать к выполнению
поставленных заданий всех детей.
Организация природоведческой работы
Организация природоведческой работы
Организация природоведческой работы
Организация природоведческой работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.