Организация природоведческой работы

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Виды и организации природоведческой работы с дошкольниками 5-6- лет при ознакомлении с дикими животными родного края . Используются разнообразные методы) наглядные,практические , словесные. Применяются различные формы работ: занятия.экскурсии, целевые прогулки,ежедневные наблюдения на участке дошкольного учреждения, проектная деятельности,ИКТ и т. д.
Иконка файла материала Виды природоведческой работы.docx
Виды    и   организация    природоведческой   работы   по ознакомлению с дикими животными детей шестого­седьмого года жизни       В процессе ознакомления детей с дикими животными в старшем дошкольном возрасте   используются   разнообразные   методы:   наглядные   (рассматривание картин,   демонстрация   диафильмов,   кинофильмов),   практические   (игровые методы,   трудовая   деятельность),   словесные   (рассказ   воспитателя,   чтение художественных   произведений,   беседы).   Ознакомление   детей   с   дикими животными осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, целевых   прогулках,   ежедневных   наблюдениях   на   участке   дошкольного учреждения [15, 18].        Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие,   мышление   и   речь,   требуется   устойчивое   внимание.   Организуя наблюдение, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует знания о животных, учит быть внимательным, развивает наблюдательность, формирует эмоционально   ­   положительное   отношение   к   ним.   В   зависимости   от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. В процессе   кратковременных   наблюдений   дети   учатся   различать   внешний   вид дикого   животного:   части   тела,   издаваемые   звуки,   характер   движений.   Для накопления знаний о росте и развитии животных, среде их обитания, характере приспособления к условиям жизни, размножения, используется более сложный вид наблюдений ­ длительное наблюдение. В ходе такой педагогической работы развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.       Широко   также   используется  беседа.  Исходя  из  дидактических  задач выделяют два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией, целевой прогулкой, просмотром фильма и т.д. Цель ее ­ уточнение личного опыта детей для того, чтобы   установить   связь   предстоящего   наблюдения   с   имеющимися   знаниями.Итоговая   беседа   направлена   на   систематизацию   и   обобщение   полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, зимовке зверей в лесу и т.п.), другие затрагивают более широкий круг явлений (например, о жизни   животных).   Эффективность   беседы   зависит   от   предварительной подготовки детей. Поскольку она представляет собой итог проведенной работы, перед   воспитателем   стоит   задача   накопления   у   детей   представлений   через наблюдения,   трудовую   деятельность,   игры,   чтение   природоведческой   книги, рассказы.   Беседовать   можно   только   о   том,   о   чем   у   ребят   есть   конкретные представления.   Воспитатель   должен   отчетливо   представлять   дидактическую цель   беседы:   какое   содержание   надо   уточнить   и   конкретизировать,   какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы. К вопросам воспитателя   в   беседе   предъявляется   ряд   требований.   Вопросы   предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: например, только ответа «Да», или только   ответа   «Нет».   Такие   вопросы   не   обеспечивают   развития   мышления, установления связей. Дети должны сами сформулировать выводы, обобщения, а не   повторять   готовые.   Необходимо   использовать   разнообразный   наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки в мире диких животных, например, картины  и  иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому животному. При работе с детьми в старшей   и   подготовительной   к   школе   группах   беседы   в   большей   части направлены на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.Занятия  по   ознакомлению   дошкольников   с  дикими   животными   дают возможность   формировать   знания   последовательно,   с   учетом   возможностей дошкольников   старшего   возраста   и   особенностей   природного   окружения.   На занятиях   формируется   система   элементарных   знаний   у   всех   детей   группы   в соответствии   с   требованиями   программы,   в   определенной   системе   и последовательности   развиваются   их   основные   познавательные   процессы   и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается   личный   опыт.   Занятия   дают   возможность   уточнить   и систематизировать его. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. На одних занятиях   формируются   первичные   знания,   ­   с   этой   целью   используется наблюдение,   рассматривание   картин,   чтение   художественных   произведений, рассказ,   показ   диафильмов   и   кинофильмов.   На   других   уточняются, расширяются и углубляются знания. Основная задача третьего вида занятий ­ обобщение   и   систематизация   знаний,   для   этого   используют:   беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используют и труд детей в природе, например, в живом уголке. В   младшей   и   средней   группах   проводится   одно   занятие   в   две   недели   по ознакомлению с природой, в старших группах – одно занятие в неделю. Перед тем,   как   наметить   тему   занятия,   воспитатель   должен   пополнить   и   уточнить собственные   природоведческие   знания   по   теме,   а   затем   разработать   задачи занятия, опираясь на требования «Программы воспитания в детском саду» и уровень   развития   детей   своей   группы,   учесть   особенности   природного окружения.   В   содержание   занятия   необходимо   включать   образовательные, воспитательные и познавательные задачи.        Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, фрагменты фильмов о животных и т.д. Только   после   этого   выстраивается   ход   занятия.   Заранее   разрабатывается последовательность   работы   на   занятии   в   соответствии   с   программнымисистема   приемов, требованиями. активизирующих умственную деятельность дошкольников (поисковые вопросы,   Планируется   сочетание   заданий, сравнение, обследование и т.п.). В ходе занятия важно привлекать к выполнению поставленных заданий всех детей.