"Организация проектной деятельности, как средство познавательной активности у детей дошкольного возраста"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей статье хочу поделиться опытом работы по развитию познавательной активности у детей средством проектной деятельности. Считаю, что метод проектной деятельности активизирует познавательную и творческую активность дошкольников. Для этого использую различные методы и приемы: практический, проблемно-поисковый, исследовательский, наглядный, предметно - схематические модели и другие.
Иконка файла материала Тема опыта.docx
Тема опыта:  «Организация проектной деятельности, как средство развития познавательной активности  у детей дошкольного возраста» Автор   опыта:  Дёмкина   Светлана   Викторовна,   воспитатель     ГБОУ   НАО «СОШ №2» д/с «Теремок»                                              Информация об опыте                    Условие возникновения и становления опыта                  В   настоящее   время   наш   коллектив   реализует   основную общеобразовательную   программу   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   и создает условия для формирования общей культуры воспитанников, развитие физических,   интеллектуальных   и   личностных   качеств,   формирования предпосылок   учебной   деятельности,   социальную успешность, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию   недостатков     в   физическом   и   (или)   психическом   развитии. С   самого   рождения   ребенок   является   первооткрывателем,   исследователем того мира, который его окружает.   Для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как   познавательная   активность   очень   высокая:   каждый   ответ   на   вопрос рождает новые вопросы.   обеспечивающих         Наблюдая за детьми в различных видах деятельности,  пришла к выводу, что   развитие   познавательной   активности   в   дошкольном   детстве   –   один   из важнейших   объектов   исследования,   это   самостоятельная   инициативная деятельность   ребенка,   направленная   на   познание   окружающей действительности   (как   проявление   любознательности)   и   определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним   в конкретных жизненных ситуациях.      Проведя диагностику, увидела, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными  способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные   операции   (затрудняются   задавать   вопросы,   отвечать   на поставленные   им   вопросы),   анализировать,   сравнивать,   группировать.     У большинства   детей   предпосылки   поисковой   деятельности   развиты недостаточно   хорошо.     По   результатам   диагностики     сделала   вывод   о необходимости работы по развитию познавательной активности детей.                              Актуальность проекта         «Для   ребенка   естественнее   и   потому   гораздо   легче   постигать   новое, проводя собственные  исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на   их   основе   собственные   суждения   и   умозаключения,   чем   получать   уже добытые кем­то знания в «готовом виде». (А.И. Савенков). Следовательно,необходимо   увеличивать   долю   исследовательских   методов   обучения   в образовательном процессе.       Исследовательская   деятельность   позволяет   организовать   обучение   так, чтобы   ребенок   смог   задавать   вопросы   и   самостоятельно   находил   на   них ответы.   Однако   нет   целостного   подхода   к   развитию   исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка­ дошкольника. И это свидетельствует   об   актуальности   проблемы   развития   исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.     Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного   возраста.     Именно   этот   возраст   характеризуется   более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало   важно,   проект   учитывает   совместную   познавательно   –   поисковую деятельность   детей,     педагогов   и   родителей.   А   также   проектный   метод основан   на   интеграции   образовательных   областей,   видов   детской деятельности,   что   нашло   свое   отражение   в   федеральных   государственных требованиях   (ФГОС),   которое   направлено   на   развитие   творческих способностей.   Развитие   познавательной   активности   ребенка   дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:       Во­первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.       Во­вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.    Конечно, мы педагоги дошкольных учреждений очень чутко относимся к детям   и   поддерживаем   их   эмоционально,   однако   не   надо   выполнять творческие   задания     за   ребенка,   а   надо   целенаправленно   подводить   его   к нестандартным решениям вопроса, находя  различные  пути достижения цели.     Таким   образом,   возникает   противоречие   между   пониманием   того,   что необходимо   использовать   проектную   деятельность  в   детском   саду   для развития   познавательной   активности   и   отсутствием   достаточного   опыта   в практике.  Целью  является   создание   системы   работы   по   развитию   познавательной деятельности дошкольников на основе проектного метода.1. Увеличить развивающее  пространство через  подбор стимулирующего, дидактического и развивающего материала соответственно сенситивным периодам детского развития. 2. Формировать   активную   родительскую   позицию   на   основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи. 3. Провести   экспериментальную   проверку   эффективности   проведения проектной деятельности.          ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в совместной   деятельности   педагога   и   детей,   самостоятельной   деятельности детей в рамках образовательной деятельности, в режимных моментах.   Свою деятельность  рассматриваю с позиции интеграции образовательных областей (социально­коммуникативное   развитие,   познавательное   развитие,   речевое развитие,   художественно­эстетическое   и   физическое   развитие)   и   в соответствии с возрастными особенностями детей. Считаю, что использование проектной деятельности детей   приведет к активизации механизма детского саморазвития,   в   результате   которой   познавательная   инициативность   и творческая  активность перейдут на качественно новый уровень.   Вместе  с детьми провели ряд проектов (краткосрочные): «Зимующие птицы»,  «Пейте, дети,  молоко», «Транспорт», «Ягода  тундровая».  Долгосрочный  проект  по национально ­ региональному компоненту «Край северный» (учебный год). В   своей   работе   опираюсь   на   взгляды   современных   педагогов   – новаторов:   Л.А.   Венгера,   Б.П.   Никитина,   А.   В.   Запорожца   и   других. Использую   технологии   авторов  Н.  Е.  Вераксы,  А.  Н.  Вераксы  «Проектная деятельность   дошкольников»,   Л.   С.   Киселевой     «Проектный   метод   в деятельности дошкольного учреждения».  Основные этапы метода проектов 1. Целеполагание: выбираем с детьми наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени.  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.  К кому обратиться за помощью (родителям, воспитателю);  В каких источниках можно найти информацию;  Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);  С какими предметами научиться работать для достижения цели; 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.Для   развития   познавательной,   исследовательской   активности   у   детей, использую   различные   методы   и   приемы:   игровой,   наглядный,   словесный,   сюрпризный практический, момент,   элементы   загадочности,   создание   воображаемой     ситуации, использование музыки, предметно­схематические модели, презентации.    проблемно­поисковый,   исследовательский,                                        Описание опыта    Проведя диагностику на группе по зимующим птицам, я увидела, что не все дети  хорошо  знают  зимующих  птиц,  могут  рассказать  о  них,  их  повадках, среде обитания и питании. Проект «Зимующие птицы» (приложение  № 1) Тип проекта: информационно­творческий Вид проекта: групповой Продолжительность: краткосрочный Возраст детей: 5­6 лет Участники: Воспитатель, дети и родители. Цель:  Формирование экологических представлений о зимующих  птицах. Задачи: 1. Систематизировать знания о зимующих птицах; 2. Развивать   познавательные   способности,   интерес   к   жизни   зимующих птиц; 3. Учить выстраивать план действий; 4. Повышать самостоятельную активность детей; 5. Воспитывать   в   детях   внимательное   отношение   к   зимующим   птицам, вызывать желание детей заботится, и оберегать птиц.      Алгоритм проекта: 1 шаг. Обсуждение проблемной ситуации. Мотивация. 2 шаг. Построение плана работы над проектом. 3шаг. Сбор информации, работа над проектом. 4шаг. Обработка материала, оформление результата.1 шаг               Проблемная ситуация, мотивация. Показываю детям фотографии «Голуби греются у вечного огня», «Воробей сидит на заиндевелой ветке у нашего детского сада» рассматриваем с детьми, обсуждаем:   почему   голуби   греются,   как   они   себя   чувствуют   в   сильные морозы?  Как вы думаете, почему воробей так нахохлился?  Провожу беседу «Зимующие птицы» Цель:  Выявить знания о зимующих птицах, вызвать желание заботиться о них. Постановка проблемы:  Как помочь зимующим птицам пережить суровую зиму? Мотивация: Вызвать у детей желание помочь птицам в трудное для них время.                          2шаг работы над проектом Вопросы:  Что? Где? Когда? Что?  Информация о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, пища, индивидуальные особенности).   Спросить   у   родителей,   чтение   художественной   литературы, Где?  телевидение, библиотека, музей. Когда? Установка сроков (ноябрь – декабрь) Ожидаемый результат:  ­ у детей сформирована система знаний о птицах. ­  созданы необходимые  условия по  формированию  представлений  о  жизни зимующих птиц.Перспективы проекта: Разработать проект «Перелетные птицы» Выполнение проекта, сбор информации ие за Наблюден зимующим и птицами Подкормка птиц на участке Конкурс рисунков "Покормит е птиц зимой!"                                Выполнен ие проекта Изготовле кормушек ние Сбор информац совместно родителям ии с и Составлен рассказов зимующих ие о птицах4 шаг  Обработка собранной информации, оформление результатов   Тематическое занятие "Покормите птиц зимой!" Конкурс рисунков "Пернатые друзья" НОД Альбом "Наши рассказы о зимующих птицах" КВН "Знатоки птиц!"    Мониторинг   развития детей проводился с учетом требований программы воспитания  и  обучения  в  детском   саду  под   редакцией  Н.Е.  Вераксы,  Т.С. Комаровой,  М. А. Васильевой. Уровень сформированности  представлений детей о зимующих птицах. Уровень знаний     Высокий     Средний     Низкий      Сентябрь      5%       55%       40%      Декабрь       65%         25%         10% Диагностика выявила, что уровень знаний детей повысился на 30%Динамика повышения знаний отображена в диаграмме 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 декабрь сентябрь   музыкальная,   исследовательская,     Информационно   –   творческий   проект   «Зимующие   птицы»  позволил проявить   детям   свою   самостоятельную   активность,   инициативу.   Формами работы   были   представлены   такие   виды   деятельности:   игровая,   изобразительная   и познавательная, продуктивная.   При   совместной   деятельности   детей   и   родителей   была организована выставка кормушек, составление рассказов о зимующих птицах, подбор   стихов,   загадок.   Родители   вместе   с   детьми   отвечали   на   вопросы анкеты. В ходе сбора информации дети узнали об очень интересной зимующей птице Оляпке из рассказа «Сумасшедшая птица» В. Бианки и познакомились еще   с   другими   его   произведениями.     Читали   рассказы   Николая   Сладкова «Тетеревиные   ноты»,   «Дрозд   и   сова»,   «Сорока».   Рассмотрели   картину «Покормите птиц зимой» С. К. Артюшенко и познакомились с рассказами Евгения   Чарушина   и   его   иллюстрациями   к   рассказам   –   «Томка,   Томка   и сорока».   Узнали   много   интересного   о   клесте,   синичке   и   снегире.Познакомились с нашей северной куропаткой, узнали, что она меняет свое оперение для маскировки, зимой белая, а летом пестрая  и спит, вырыв ямку в снегу.      Познавательно   ­   исследовательский   проект   «Пейте   дети   молоко»,   в котором была сформулирована   проблемная ситуация, дал детям огромный толчок в проявлении себя, как исследователей.   Дети проверяли молоко и молочные продукты на жирность, получали из молока простоквашу, узнали, почему   молоко   белое,   готовили   из   молочных   продуктов   йогурт,   писали молоком на бумаге.   В ходе проекта у детей расширились представления о молоке   и   молочных   продуктах.   Вместе   с   родителями   дети   искали   стихи, пословицы и загадки о молоке, рисовали иллюстрации к своим докладам. Был объявлен   конкурс   «Наши   руки   не   для   скуки»,   родители   вместе   с   детьми мастерили   поделки   из   молочных   упаковок.   На   занятиях,   в   беседах   дети знакомились с художественной литературой – русская народная сказка «Волк и семеро козлят», Л.Н.Толстого «Две лягушки», В. Осеева «Важные коровы», просмотр мультфильма «Как старик корову продал». Дети познакомились с творчеством художников, которые отражали в своих картинах сельский труд и прославляли молоко – А.Г. Венецианов «Молочница», Л.Костенко «Молоко от бабы Оли», Леонардо Да Винчи «Мадонна  Литта».   В ходе проекта дети узнали, что молоко очень ценный и полезный продукт. В молоке много кальция и благодаря нему, наши зубы остаются здоровыми. Из молока делают много вкусных и полезных продуктов. Молоко белое, потому что в нем много белка и молоком можно написать секретное письмо другу. Про   молоко   сложено   много   стихов,     песен,   пословиц,   загадок.   Молоко прославляли в своих картинах художники. А еще самым первым продуктом питания для ребенка является молоко мамы! Это самый ценный продукт!   В проекте «Транспорт» у детей расширились представления о разных видах транспорта, сформировалось уважительное отношение   к труду взрослых – моряка, летчика, шофера, машиниста и т.д. При реализации этого проекта также   использовались   различные   виды   деятельности:   Экскурсии,   беседы, занятия,   сюжетно­ролевые   игры,   конструирование,   выставка   «Транспорт», составление     маршрутного   листа    «На   каком   транспорте   я   ездил   летом   в отпуск» Дети вместе с родителями рисовали маршрутную карту, подробно рассказывая, каким транспортом они передвигались. И даже те дети, которые летом   оставались   в   городе   тоже   принесли   свои   маршрутные   карты.   Ведь летом они не сидели дома, а вместе с родителями ездили в лес на машине,лодке, мотоцикле, и все это они отобразили в своих картах. После того, как ребята принесли свои маршрутные карты, мы подробно побеседовали, и была сделана выставка. Все остались, очень  довольны.     Работая   над   проектами,  дети   приобретают   навык   публичного   изложения своих   мыслей,   происходит   развитие   общих   способностей   детей   – познавательных, коммуникативных и регуляторных.    Пришла к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы   ребенка,   стимулирует   его   познавательную   активность.   Важно отметить,  что   систематическое   использование   метода   проектов   в  работе   с детьми   повышает   интерес   к   созданию   чего   –   то   интересного,   необычного, нового,   что   способствует   наилучшему   усвоению   общеобразовательной программы и формированию интегративных качеств дошкольника.