В своей статье хочу поделиться опытом работы по развитию познавательной активности у детей средством проектной деятельности. Считаю, что метод проектной деятельности активизирует познавательную и творческую активность дошкольников. Для этого использую различные методы и приемы: практический, проблемно-поисковый, исследовательский, наглядный, предметно - схематические модели и другие.
Тема опыта: «Организация проектной деятельности, как средство развития
познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Автор опыта: Дёмкина Светлана Викторовна, воспитатель ГБОУ НАО
«СОШ №2» д/с «Теремок»
Информация об опыте
Условие возникновения и становления опыта
В настоящее время наш коллектив реализует основную
общеобразовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС и
создает условия для формирования общей культуры воспитанников, развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования
предпосылок учебной деятельности,
социальную
успешность, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает. Для него все впервые: страх и радость,
солнце и дождь. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так
как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос
рождает новые вопросы.
обеспечивающих
Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришла к выводу,
что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из
важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная
деятельность ребенка,
направленная на познание окружающей
действительности (как проявление любознательности) и определяющая
необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных
жизненных ситуациях.
Проведя диагностику, увидела, что воспитанники недостаточно владеют
разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят
мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на
поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать. У
большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты
недостаточно хорошо. По результатам диагностики сделала вывод о
необходимости работы по развитию познавательной активности детей.
Актуальность проекта
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое,
проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая
на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже
добытые кемто знания в «готовом виде». (А.И. Савенков). Следовательно,необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в
образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так,
чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них
ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской
деятельности в аспекте личностного развития ребенка дошкольника. И это
свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской
деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане
развития ребенка.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы,
которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми
дошкольного возраста.
Именно этот возраст характеризуется более
устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа,
синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что
немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую
деятельность детей, педагогов и родителей. А также проектный метод
основан на интеграции образовательных областей, видов детской
деятельности, что нашло свое отражение в федеральных государственных
требованиях (ФГОС), которое направлено на развитие творческих
способностей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного
возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:
Вопервых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный
опыт реализации собственных замыслов.
Вовторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных
отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных
обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности
мышления.
Конечно, мы педагоги дошкольных учреждений очень чутко относимся к
детям и поддерживаем их эмоционально, однако не надо выполнять
творческие задания за ребенка, а надо целенаправленно подводить его к
нестандартным решениям вопроса, находя различные пути достижения цели.
Таким образом, возникает противоречие между пониманием того, что
необходимо использовать проектную деятельность в детском саду для
развития познавательной активности и отсутствием достаточного опыта в
практике.
Целью является создание системы работы по развитию познавательной
деятельности дошкольников на основе проектного метода.1. Увеличить развивающее пространство через подбор стимулирующего,
дидактического и развивающего материала соответственно сенситивным
периодам детского развития.
2. Формировать активную родительскую позицию на основе
продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.
3. Провести экспериментальную проверку эффективности проведения
проектной деятельности.
ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности
детей в рамках образовательной деятельности, в режимных моментах. Свою
деятельность рассматриваю с позиции интеграции образовательных областей
(социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое
развитие, художественноэстетическое и физическое развитие) и в
соответствии с возрастными особенностями детей. Считаю, что использование
проектной деятельности детей приведет к активизации механизма детского
саморазвития, в результате которой познавательная инициативность и
творческая активность перейдут на качественно новый уровень. Вместе с
детьми провели ряд проектов (краткосрочные): «Зимующие птицы», «Пейте,
дети, молоко», «Транспорт», «Ягода тундровая». Долгосрочный проект по
национально региональному компоненту «Край северный» (учебный год).
В своей работе опираюсь на взгляды современных педагогов –
новаторов: Л.А. Венгера, Б.П. Никитина, А. В. Запорожца и других.
Использую технологии авторов Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы «Проектная
деятельность дошкольников», Л. С. Киселевой
«Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения».
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: выбираем с детьми наиболее актуальную и посильную для
них задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
К кому обратиться за помощью (родителям, воспитателю);
В каких источниках можно найти информацию;
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
С какими предметами научиться работать для достижения цели;
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.Для развития познавательной, исследовательской активности у детей,
использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный,
сюрпризный
практический,
момент, элементы загадочности, создание воображаемой
ситуации,
использование музыки, предметносхематические модели, презентации.
проблемнопоисковый,
исследовательский,
Описание опыта
Проведя диагностику на группе по зимующим птицам, я увидела, что не все
дети хорошо знают зимующих птиц, могут рассказать о них, их повадках,
среде обитания и питании.
Проект «Зимующие птицы» (приложение № 1)
Тип проекта: информационнотворческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный
Возраст детей: 56 лет
Участники: Воспитатель, дети и родители.
Цель: Формирование экологических представлений о зимующих птицах.
Задачи:
1. Систематизировать знания о зимующих птицах;
2. Развивать познавательные способности, интерес к жизни зимующих
птиц;
3. Учить выстраивать план действий;
4. Повышать самостоятельную активность детей;
5. Воспитывать в детях внимательное отношение к зимующим птицам,
вызывать желание детей заботится, и оберегать птиц.
Алгоритм проекта:
1 шаг. Обсуждение проблемной ситуации. Мотивация.
2 шаг. Построение плана работы над проектом.
3шаг. Сбор информации, работа над проектом.
4шаг. Обработка материала, оформление результата.1 шаг
Проблемная ситуация, мотивация.
Показываю детям фотографии «Голуби греются у вечного огня», «Воробей
сидит на заиндевелой ветке у нашего детского сада» рассматриваем с детьми,
обсуждаем: почему голуби греются, как они себя чувствуют в сильные
морозы? Как вы думаете, почему воробей так нахохлился?
Провожу беседу «Зимующие птицы»
Цель:
Выявить знания о зимующих птицах, вызвать желание заботиться о них.
Постановка проблемы:
Как помочь зимующим птицам пережить суровую зиму?
Мотивация:
Вызвать у детей желание помочь птицам в трудное для них время.
2шаг работы над проектом
Вопросы: Что? Где? Когда?
Что? Информация о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, пища,
индивидуальные особенности).
Спросить у родителей, чтение художественной литературы,
Где?
телевидение, библиотека, музей.
Когда? Установка сроков (ноябрь – декабрь)
Ожидаемый результат:
у детей сформирована система знаний о птицах.
созданы необходимые условия по формированию представлений о жизни
зимующих птиц.Перспективы проекта:
Разработать проект «Перелетные птицы»
Выполнение проекта, сбор информации
ие за
Наблюден
зимующим
и птицами
Подкормка
птиц на
участке
Конкурс
рисунков
"Покормит
е птиц
зимой!"
Выполнен
ие
проекта
Изготовле
кормушек
ние
Сбор
информац
совместно
родителям
ии
с
и
Составлен
рассказов
зимующих
ие
о
птицах4 шаг
Обработка собранной информации, оформление результатов
Тематическое
занятие "Покормите
птиц зимой!"
Конкурс
рисунков
"Пернатые друзья"
НОД
Альбом "Наши
рассказы о
зимующих птицах"
КВН
"Знатоки птиц!"
Мониторинг развития детей проводился с учетом требований программы
воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М. А. Васильевой.
Уровень сформированности представлений детей о зимующих птицах.
Уровень знаний
Высокий
Средний
Низкий
Сентябрь
5%
55%
40%
Декабрь
65%
25%
10%
Диагностика выявила, что уровень знаний детей повысился на 30%Динамика повышения знаний отображена в диаграмме
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
декабрь
сентябрь
музыкальная,
исследовательская,
Информационно – творческий проект «Зимующие птицы» позволил
проявить детям свою самостоятельную активность, инициативу. Формами
работы были представлены такие виды деятельности:
игровая,
изобразительная и
познавательная,
продуктивная. При совместной деятельности детей и родителей была
организована выставка кормушек, составление рассказов о зимующих птицах,
подбор стихов, загадок. Родители вместе с детьми отвечали на вопросы
анкеты. В ходе сбора информации дети узнали об очень интересной зимующей
птице Оляпке из рассказа «Сумасшедшая птица» В. Бианки и познакомились
еще с другими его произведениями. Читали рассказы Николая Сладкова
«Тетеревиные ноты», «Дрозд и сова», «Сорока». Рассмотрели картину
«Покормите птиц зимой» С. К. Артюшенко и познакомились с рассказами
Евгения Чарушина и его иллюстрациями к рассказам – «Томка, Томка и
сорока». Узнали много интересного о клесте, синичке и снегире.Познакомились с нашей северной куропаткой, узнали, что она меняет свое
оперение для маскировки, зимой белая, а летом пестрая и спит, вырыв ямку в
снегу.
Познавательно исследовательский проект «Пейте дети молоко», в
котором была сформулирована проблемная ситуация, дал детям огромный
толчок в проявлении себя, как исследователей. Дети проверяли молоко и
молочные продукты на жирность, получали из молока простоквашу, узнали,
почему молоко белое, готовили из молочных продуктов йогурт, писали
молоком на бумаге. В ходе проекта у детей расширились представления о
молоке и молочных продуктах. Вместе с родителями дети искали стихи,
пословицы и загадки о молоке, рисовали иллюстрации к своим докладам. Был
объявлен конкурс «Наши руки не для скуки», родители вместе с детьми
мастерили поделки из молочных упаковок. На занятиях, в беседах дети
знакомились с художественной литературой – русская народная сказка «Волк
и семеро козлят», Л.Н.Толстого «Две лягушки», В. Осеева «Важные коровы»,
просмотр мультфильма «Как старик корову продал». Дети познакомились с
творчеством художников, которые отражали в своих картинах сельский труд
и прославляли молоко – А.Г. Венецианов «Молочница», Л.Костенко «Молоко
от бабы Оли», Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта».
В ходе проекта дети узнали, что молоко очень ценный и полезный продукт. В
молоке много кальция и благодаря нему, наши зубы остаются здоровыми. Из
молока делают много вкусных и полезных продуктов. Молоко белое, потому
что в нем много белка и молоком можно написать секретное письмо другу.
Про молоко сложено много стихов, песен, пословиц, загадок. Молоко
прославляли в своих картинах художники. А еще самым первым продуктом
питания для ребенка является молоко мамы! Это самый ценный продукт!
В проекте «Транспорт» у детей расширились представления о разных видах
транспорта, сформировалось уважительное отношение к труду взрослых –
моряка, летчика, шофера, машиниста и т.д. При реализации этого проекта
также использовались различные виды деятельности: Экскурсии, беседы,
занятия, сюжетноролевые игры, конструирование, выставка «Транспорт»,
составление маршрутного листа «На каком транспорте я ездил летом в
отпуск» Дети вместе с родителями рисовали маршрутную карту, подробно
рассказывая, каким транспортом они передвигались. И даже те дети, которые
летом оставались в городе тоже принесли свои маршрутные карты. Ведь
летом они не сидели дома, а вместе с родителями ездили в лес на машине,лодке, мотоцикле, и все это они отобразили в своих картах. После того, как
ребята принесли свои маршрутные карты, мы подробно побеседовали, и была
сделана выставка. Все остались, очень довольны.
Работая над проектами, дети приобретают навык публичного изложения
своих мыслей, происходит развитие общих способностей детей –
познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Пришла к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает
интересы ребенка, стимулирует его познавательную активность. Важно
отметить, что систематическое использование метода проектов в работе с
детьми повышает интерес к созданию чего – то интересного, необычного,
нового, что способствует наилучшему усвоению общеобразовательной
программы и формированию интегративных качеств дошкольника.