раздел сайта Проекты
ФИО автора: Строкова Елена Алексеевна
должность автора: воспитатель
место работы (полное и сокращенное название учреждения); Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Ласточка» Муниципального Образования город Ноябрьск (МБДОУ «Ласточка»)
название работы: Детский исследовательский проект «Ямал - дом, в котором мы живем»
Детский исследовательский проект
«Ямал - дом, в котором мы живем»
в подготовительной к школе группе МБДОУ «Ласточка»
город Ноябрьск
Руководитель проекта воспитатель: Строкова Елена Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка……………………………………3
1.1. Обоснование актуальности проекта…………………………………........3
1.2. Условия реализация проекта..............................................................4
1.3. Принципы построения проекта……………………………………...……....5
1.4.Материально-техническое обеспечение…………………………..…………6
II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта……………………………………………………….....7
2.1. Системная «паутинка» по проекту……………………………………..…...9
2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям…………………………………………………………………………….9
2. 3. Связь с родителями в работе над проектом…………………………...…11
III.Этапы реализации проекта……………………………....11
3.1. Первый этап – диагностический …………………………………………11
3.2. Второй этап - проектно-организационный………………………………12
3.3. Третий этап – практический……………………………………………….12
3.4. Четвертый этап – итоговый………………………………………………..14
IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта………………………………………………………....14
Защита проекта……………………………………………….15
Список литературы…………………………………………..17
I. Пояснительная записка
1.1.Обоснование актуальности проекта
«Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Актуальность
Любовь к родному краю, к тому месту, где живем, как определить, что есть Родина, как почувствовать красоту нашей земли, научиться уважать и гордиться людьми, живущими на нашей земле, полюбить родные места, мы спросили у педагогов и родителей. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Проблема
Мы испытываем дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях традиций, народов Крайнего Севера.
Новизна
Новизна деятельности состоит в комплексном приобщении к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории северного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги
Интерес к столь серьёзной теме вызвал необходимость получить информацию о Ямале (как малой Родине), об особенностях жизни коренных народов Севера, в играх, на занятиях, из аудио-видео материалов, из книг, в ходе экскурсий и, конечно же, развить собственные творческие навыки.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
1.2. Условия реализация проекта
Цель: ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. узнать о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
3. познакомиться с культурным наследием народов Севера: музыкой, творчеством, сказаниями, легендами и т.п.
4. узнать о национальностях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми) – особенности образа жизни, орнамент, обычаи
5. научиться уважать и гордиться своим северным краем.
6. Привлечь педагогов и родителей к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации проекта: с 01 марта 2022г. по 15 апреля 2022г.
Проект рассчитан на старших дошкольников.
Субъекты, включенные в реализацию проекта:
- дети 6-7 лет,
- родители,
- педагогические работники: воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
1.3. Принципы построения проекта
В основе проекта лежат следующие принципы:
- Принцип историзма - реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
-Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации в процессе познания окружающего мира
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей
-Позитивный центризм - отбор знаний, актуальных для детей дошкольного возраста.
-Принцип активности и самостоятельности – активное сотворчество и взрослых, и детей
- Принцип наглядности - использование наглядных средств (игрушек, пособий, картинок, технических средств), которые создают развернутую картину действий и результатов.
-Принцип индивидуально – личностной ориентации - ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
-Принцип коммуникативности - потребность в общении со сверстниками и взрослыми
1.4.Материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Наличие специального помещения |
Дидактический материал |
2 |
Музыкальный зал |
- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера - Аудиозаписи песен о г. Салехарде, ЯНАО |
3 |
Физкультурный зал |
- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.) - Пособия для развития физических качеств детей. |
4 |
Группа |
- Библиотека «Сказки народов Севера» - Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый театр - Картотека «Подвижные игры народов Севера» - Картотека «Народная примета мы будем помнить это» - Картотека «Загадки, пословицы народов Севера» - Картотека предметных картинок - Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера - Сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», « Айога», «День оленевода» - Альбомы «Животные северного края», « Северные просторы», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа», «Салехард моя малая родина», «Композиторы нашего края», «Художники народов Севера» |
II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
Направления деятельности
Первое направление «Северный край, что зовется Ямал» знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений на Севере, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей. Данное направление направлено на обучение наблюдению за природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Рассматривая мир животных, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Северный фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре северного народа. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Второе направление «Мы вместе» определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию культуры народов Севера, родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.
Третье направление «Я познаю мир края, в котором живу» создает свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дети, получившие представления о народной культуре, традициях, обычаях народов Севера, на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я познаю мир края, в котором живу».
2.1. Системная «паутинка» по проекту
Для эффективной реализации проекта выстроена системная паутинка, в которой прослеживаются не только направления деятельности, но и интеграция образовательных областей.
2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям
Специалисты |
Образовательные области |
Основные направления работы |
Воспитатель |
Познавательное развитие |
- Беседы - Проведение интеллектуальных игр - Создание фотоальбомов - Опытно – поисковая работа |
Социально-коммуникативное развитие |
- Экскурсии по достопримечательностям города Ноябрьск - Посещение музея, библиотеки - Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок |
|
Речевое развитие
|
- Обогащение лексики хантыйскими и ненецкими словами обозначающие предметы обихода - Изучение устного фольклора хантыйского, ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки) |
|
Художественно эстетическое развитие
|
- Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер) - Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент - Виды орнаментов, их символика - Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна - Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки, листья) -Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров) |
|
Учитель-логопед |
Социально-коммуникативное развитие
|
- Беседы по тематике толерантности - участия в проекте родителей в проведении совместных мероприятий - участие родителей в подготовке условий деятельности детей - участие в конкурсах, выставках |
Музыкальный руководитель |
Художественно эстетическое развитие
|
- Знакомство с национальным фольклором. - Знакомство с национальными музыкальными инструментами - Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной) - Северные мотивы (песни, колыбельные) - Прослушивание ненецких и хантыйских песен (аудиозапись) - Разучивание национальных танцев. - Проведение праздника - Знакомство с народными инструментами - Внесение национальных компонентов (игры, танцы, песни) в занятия с детьми |
Инструктор по физической культуре |
Физическое развитие
|
-Знакомство с народными играми ненцев, ханты, манси, селькупов -Национальные виды спорта -Проведение соревнований, эстафет, игр, забав -Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках), подвижными играми: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман» |
Родители |
-Практическая помощь в реализации проекта - Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек - Выставка совместных поделок, фотовыставок. - Участие в мероприятиях |
III.Этапы реализации проекта
3.1. Первый этап – диагностический (с 01.03.2022г по 08.03.2022г.)
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
1. |
Диагностический срез знаний детей об истории г. Ноябрьска, быте, культуре и традициях коренных народов Севера |
С 01.03. 2022 по 08.03.2022 |
2. |
Анкетирование родителей « Что ты знаешь о своем городе?» |
С 01.03. 2022 по 08.03.2022 |
3. |
Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей. |
С 08.03. 2022 по 10.03.2022 |
3.2. Второй этап - проектно-организационный (10.03.2022 по 10.04.2022г.)
№ п/п |
Содержание |
Дата исполнения |
1. |
Разработка проекта по теме «Ямал-дом в котором мы живем» |
С 01.03.2022 по 10.03.2022 |
2. |
Подбор методической литературы |
С 01.03.2022 по 10.03.2022 |
3. |
Дидактических пособий для реализации проекта |
С 01.03.2022 по 10.03.2022 |
4. |
Разработка совместных планов деятельности с родителями |
С 01.03.2022 по 10.03.2022 |
3.3. Третий этап - практический (с 10.03.2022 по 10.04.2022)
Дата |
Мероприятия |
Участники мероприятий |
с 10.03.2022 по 17.03.2022 |
- Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры - Беседы о толерантности: «На перекрестке миров» - История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство. - Лепка «Хантыйская семья» - Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки) |
Дети, родители , воспитатель, учитель-логопед |
с 17.03.2022 по 23.03.2022 |
- Фотовыставка «Мой северный край» -Создание альбома «Северные просторы» - Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера - Создание альбома «Писатели севера». Знакомить с творчеством писателей и поэтов народов крайнего Севера. Уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края - Создать сборник «Сказки народов севера» - Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды - Беседы о толерантности: «Люди с Севера», «Люди с Запада», «Люди с Востока» и «Люди с Юга» - Разучивание национальных танцев |
Дети, родители (законные представители), воспитатель. |
24.03.2022 |
- Открытое занятие «Север мой дом родной!» |
Дети, воспитатель, родители |
с 24.03.2022 по 31.03.2022 |
- Традиционная одежда народов Севера, жилище. Проведение соревнований, эстафет, игр, забав -Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках) - Сюжетно – ролевая игра «Кочевая семья» - Знакомство с народными инструментами |
Дети, родители (законные представители), воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель |
С 1.04.2022 по 7.04.2022 |
- Праздник народа ханты «Вороний день» - Поход выходного дня в этно комплекс - Создание альбомов «Растительный мир Севера», «Животный мир Севера», «Птицы Севера» - Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман» |
Дети, родители (законные представители) воспитатель |
3.4. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 07.04.22 по 19.04.22
Дата |
Мероприятия |
участники |
19.04.2022 |
Подведение итогов реализации проекта |
Дети, родители, учитель-логопед, воспитатель |
IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта
Дети узнают много нового о северном крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях северных народов. В совместной игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.
Знакомство с народами Севера их обычаями и традициями, а также с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом, с празднованием народных праздников, народных гуляниями.
Получение детьми новых знаний, в области культуры народов Севера.
Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей и родителей.
Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.
Полноценное понятие о здоровом образе жизни.
Защита проекта
Мы очень хотели узнать о Ямале, о крае родном, о народе его!
Хотите услышать, о чем мы узнали – готовы? Тогда мы начнем!
Под северным сияньем, где вечная зима,
Под снежным одеялом, есть далекая земля.
Имя той земли – Ямал!
Здесь край мерзлоты и болот комариных,
Зима здесь почти круглый год.
По земле ползёт позёмка,
перепутывая тропы…
Вот олени бродят в тундре,
Ищут вкусный ягель
И с оленями кочуют
по заснеженным просторам
люди, знающие тундру,
в теплых чумах они живут.
Оленья упряжка по тундре летит,
И ветер приятно лицо холодит.
На нартах хозяин оленей сидит.
Он едет с охоты, он очень спешит
Приглашает вас в свой тихий лес -
Там голубика и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко!
Если в лес ты забредёшь,
Много вкусного найдёшь:
Наполни скорее свое лукошко
и оставь другим немножко!
Ничего нет красивей тайги.
ты, природу ее береги.
Ничего здесь не жги, не ломай!
Лучше просто грибы собирай.
Не только природой край славится!
Газ и нефть здесь всегда добываются.
Родной Ямал – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены
За Уральскими горами,
Здесь, на краешке Земли,
Город
вырос, словно сказке
Средь пустыни ледяной,
Я на карте Вам указкой
Покажу Ноябрьск свой
Город наш небольшой,
В нём легко живётся мне,
И я верю всей душой –
Самый лучший он в стране!
Не страшны мне холода,
К ним привыкла я давно,
В минус сорок я всегда
Ем пломбир и эскимо.
Ну а летом я обычно
В лес по ягоды хожу.
Где речушка говорлива,
Ароматами маня,
Лес, по-летнему красивый,
Вновь приветствует меня.
Белки там и куропатки,
Мухомор на тонкой ножке,
И вкусней, чем шоколадка,
Будет спелая морошка.
Пусть в мечтах и мыслях смелых
Мир хочу я обойти,
Но ночей прозрачных белых
Мне красивей не найти!
Это
место Вы едва ли
Назовёте словом "рай",
Но рожденным на Ямале
Очень дорог этот край!
Список литературы
1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.
3. Истомин И. «Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
8.
ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.