Проект "Мы на Севере живем"
Оценка 4.8

Проект "Мы на Севере живем"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Все классы
02.12.2024
Проект "Мы на Севере живем"
Проект "Мы на Севере живем"знакомит дошколят с условиями жизни на Севере, с коренными жителями Ямала с животным и растительным миром, с первопроходцами и профессиями нефтяников
проект наш.docx

раздел сайта Проекты

ФИО автора: Строкова Елена Алексеевна

должность автора: воспитатель

место работы (полное и сокращенное название учреждения); Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Ласточка» Муниципального Образования город Ноябрьск (МБДОУ «Ласточка»)

название работы: Детский исследовательский проект «Ямал - дом, в котором мы живем»Описание: Описание: C:\Users\Гость\Desktop\эдьвира\орнаменты нац\полоса 2.jpg

                     

 

 

Детский исследовательский проект
«Ямал - дом, в котором мы живем»

в подготовительной к школе группе МБДОУ «Ласточка»

город Ноябрьск

Описание: http://lvpolovko.ucoz.ru/_si/0/33579817.jpg

Руководитель проекта воспитатель: Строкова Елена Алексеевна

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Пояснительная записка……………………………………3

1.1.          Обоснование актуальности проекта…………………………………........3

1.2.   Условия реализация проекта..............................................................4

1.3. Принципы построения проекта……………………………………...……....5

1.4.Материально-техническое обеспечение…………………………..…………6

II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта­­……………………………………………………….....7

2.1. Системная «паутинка» по проекту……………………………………..…...9

2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям…………………………………………………………………………….9

2. 3. Связь с родителями в работе над проектом…………………………...…11

III.Этапы реализации проекта……………………………....11

3.1. Первый этап – диагностический …………………………………………11

3.2. Второй этап - проектно-организационный………………………………12

3.3. Третий этап – практический……………………………………………….12

3.4. Четвертый этап – итоговый………………………………………………..14

IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта………………………………………………………....14

Защита проекта……………………………………………….15

Список литературы…………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

1.1.Обоснование актуальности проекта

«Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»

Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

 Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. 

Актуальность

Любовь к родному краю, к  тому месту, где живем, как определить, что есть Родина, как почувствовать красоту нашей земли, научиться уважать и гордиться людьми, живущими на нашей земле, полюбить родные места, мы спросили у педагогов и родителей.   Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.  

Проблема

Мы испытываем дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях традиций, народов Крайнего Севера.

 

 

Новизна

Новизна деятельности  состоит в комплексном приобщении   к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории  северного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги

Интерес к столь серьёзной теме вызвал необходимость получить информацию о Ямале (как малой Родине), об особенностях жизни коренных народов Севера, в играх, на занятиях, из аудио-видео материалов, из книг, в ходе экскурсий и, конечно же, развить собственные творческие навыки.  

Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. 

1.2.          Условия реализация проекта

Цель:  ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1.  узнать о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. познакомиться с  культурным наследием народов Севера: музыкой, творчеством, сказаниями, легендами и т.п.

4.  узнать о   национальностях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми) – особенности образа жизни, орнамент, обычаи

5. научиться уважать и гордиться своим северным краем.

6. Привлечь педагогов и родителей к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 01 марта 2022г. по 15 апреля  2022г.

Проект рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 6-7 лет,

- родители,

- педагогические работники: воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

1.3. Принципы построения проекта

В основе проекта лежат следующие принципы:

- Принцип историзма - реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

-Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации   в процессе познания окружающего мира

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей

-Позитивный центризм -  отбор знаний,   актуальных для детей дошкольного возраста.

-Принцип активности и самостоятельности – активное сотворчество и взрослых, и детей

- Принцип наглядности - использование наглядных средств (игрушек, пособий, картинок, технических средств), которые создают развернутую картину действий и результатов.

-Принцип индивидуально – личностной ориентации - ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

-Принцип коммуникативности -    потребность в общении со сверстниками и взрослыми

 

 

 

 

 

 

1.4.Материально-техническое обеспечение

п/п

Наличие специального помещения

Дидактический материал

2

Музыкальный зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера

- Аудиозаписи песен о г. Салехарде, ЯНАО

3

Физкультурный зал

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

4

Группа

- Библиотека «Сказки народов Севера»

- Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый театр

- Картотека «Подвижные игры народов Севера»

- Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

- Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»

- Картотека предметных картинок

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера

- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», « Айога», «День оленевода»

- Альбомы «Животные северного края», « Северные просторы», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера»,

«Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа», «Салехард моя малая родина»,  «Композиторы нашего края», «Художники народов Севера»

 

 

 

 

 

II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

Направления деятельности

Первое направление «Северный край, что зовется Ямал» знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений на Севере, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей.  Данное направление направлено на обучение наблюдению за природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Рассматривая мир животных, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Северный фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре северного народа. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Второе направление «Мы вместе» определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию культуры народов Севера, родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.

Третье направление «Я познаю мир края, в котором живу» создает свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дети, получившие представления о народной культуре, традициях, обычаях  народов Севера, на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я познаю мир края, в котором живу».

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Системная «паутинка» по проекту

Скругленный прямоугольник: Системная «паутинка» по проектуДля эффективной реализации проекта выстроена системная паутинка, в которой прослеживаются не только направления деятельности, но и интеграция образовательных областей.

 

 

Скругленный прямоугольник: Этнос и время
Скругленный прямоугольник: Воспоминания старожилов
Скругленный прямоугольник: С чего начинается 
Родина (флаг, герб флаг)
Скругленный прямоугольник: Народные промыслы Скругленный прямоугольник: Достопримечательности города
Скругленный прямоугольник: Климатические условия
Скругленный прямоугольник: Животный мир Ямала
Скругленный прямоугольник: Традиции, обычаи, культура
Скругленный прямоугольник: История города
Скругленный прямоугольник: Растительный мир Ямала Скругленный прямоугольник: Быт, народный фольклор, народно-прикладное творчество Скругленный прямоугольник: «Моя улица», «Мой детский сад»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям

Специалисты

Образовательные области

Основные направления работы

Воспитатель

Познавательное развитие

 - Беседы

 - Проведение интеллектуальных игр

- Создание фотоальбомов

- Опытно – поисковая работа

Социально-коммуникативное развитие

- Экскурсии по достопримечательностям города Ноябрьск

- Посещение музея, библиотеки

- Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок

Речевое развитие

 

- Обогащение лексики хантыйскими и ненецкими словами обозначающие предметы обихода

- Изучение устного фольклора хантыйского, ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки)

Художественно эстетическое развитие

 

- Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер)

- Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент

- Виды орнаментов, их символика

- Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна

- Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки,   листья)

-Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров)

Учитель-логопед

Социально-коммуникативное развитие

 

- Беседы по тематике толерантности

- участия в проекте родителей   в проведении совместных мероприятий

- участие родителей в подготовке условий деятельности детей

- участие в конкурсах, выставках

Музыкальный руководитель

Художественно эстетическое развитие

 

- Знакомство с национальным фольклором.

- Знакомство с национальными музыкальными инструментами

- Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной)

- Северные мотивы (песни, колыбельные)

- Прослушивание ненецких и хантыйских  песен (аудиозапись)

- Разучивание национальных танцев.

- Проведение праздника

- Знакомство с народными инструментами

- Внесение национальных компонентов (игры, танцы, песни) в занятия с детьми

Инструктор по физической культуре

Физическое развитие

 

-Знакомство с народными играми   ненцев, ханты, манси, селькупов

-Национальные виды спорта

-Проведение соревнований, эстафет, игр, забав

-Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана  на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках), подвижными играми: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман»

Родители

-Практическая помощь в  реализации проекта

- Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек

- Выставка совместных поделок, фотовыставок.

- Участие в мероприятиях

 

III.Этапы реализации проекта

3.1. Первый этап – диагностический (с 01.03.2022г по 08.03.2022г.)

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Диагностический срез знаний детей об истории г. Ноябрьска, быте, культуре и традициях коренных народов Севера

С 01.03. 2022 по 08.03.2022

2.

Анкетирование родителей   « Что ты знаешь о своем городе?»

С 01.03. 2022 по 08.03.2022

3.

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

С 08.03. 2022 по 10.03.2022

 

3.2. Второй этап - проектно-организационный (10.03.2022 по 10.04.2022г.)

п/п

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме «Ямал-дом в котором мы живем»

С 01.03.2022 по 10.03.2022

2.

Подбор методической литературы

С 01.03.2022 по 10.03.2022

3.

Дидактических пособий для реализации проекта

С 01.03.2022 по 10.03.2022

4.

Разработка совместных планов деятельности с родителями

С 01.03.2022 по 10.03.2022

 

3.3. Третий этап - практический (с 10.03.2022 по 10.04.2022)  

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

с 10.03.2022 по 17.03.2022

- Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры

- Беседы о толерантности: «На перекрестке миров»

- История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство.

- Лепка «Хантыйская семья»

- Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки)

Дети, родители , воспитатель, учитель-логопед

с 17.03.2022 по 23.03.2022

 - Фотовыставка «Мой северный край»

-Создание альбома «Северные просторы»

- Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера

- Создание альбома «Писатели севера». Знакомить с творчеством писателей и поэтов народов крайнего Севера. Уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края

- Создать сборник  «Сказки народов севера» - Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды

- Беседы о толерантности: «Люди с Севера», «Люди с Запада», «Люди с Востока» и «Люди с Юга»

- Разучивание национальных танцев

Дети, родители (законные представители), воспитатель.

24.03.2022

- Открытое занятие «Север мой дом родной!»

Дети, воспитатель, родители

с 24.03.2022 по 31.03.2022

- Традиционная одежда народов Севера, жилище. Проведение соревнований, эстафет, игр, забав

-Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках)

 - Сюжетно – ролевая игра «Кочевая семья»

- Знакомство с народными инструментами

Дети, родители (законные представители), воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель

С 1.04.2022 по 7.04.2022

- Праздник народа ханты «Вороний день»

- Поход выходного дня в этно комплекс

- Создание альбомов «Растительный мир Севера», «Животный мир Севера», «Птицы Севера»

 - Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

 

3.4. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 07.04.22 по 19.04.22

Дата

Мероприятия

участники

19.04.2022

Подведение итогов реализации проекта

Дети, родители, учитель-логопед, воспитатель

 

IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта

Дети узнают много нового о северном крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях северных народов.   В совместной игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

*    Знакомство с народами Севера их обычаями и традициями, а также с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом, с празднованием народных праздников, народных гуляниями.

*    Получение детьми новых знаний, в области культуры  народов Севера.

*    Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей и родителей.

*    Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.

*    Полноценное понятие о здоровом образе жизни.

Защита проекта

Мы очень хотели узнать о Ямале, о крае родном, о народе его!

Хотите услышать, о чем мы узнали – готовы? Тогда мы начнем!

Под северным сияньем, где вечная зима,

Под снежным одеялом, есть далекая земля.

Имя той земли – Ямал!

Здесь край мерзлоты и болот комариных,

Зима здесь почти круглый год.

По земле ползёт позёмка,

перепутывая тропы…

Вот олени бродят в тундре,

Ищут вкусный ягель 

И с оленями кочуют

по заснеженным просторам

люди, знающие тундру,

в теплых чумах они живут.

Оленья упряжка по тундре летит,

И ветер приятно лицо холодит.

На нартах хозяин оленей сидит.

Он едет с охоты, он очень спешит

Приглашает вас   в свой тихий лес -

Там голубика и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко!      

Если   в лес ты забредёшь,

Много вкусного   найдёшь:

Наполни скорее  свое лукошко

и оставь   другим  немножко!

Ничего нет красивей тайги.

 ты, природу ее береги.

Ничего здесь не жги, не ломай!

Лучше просто грибы собирай.

Не только природой край славится!

Газ и нефть здесь всегда добываются.

Родной Ямал – заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены

 

За Уральскими горами,

Здесь, на краешке Земли,

Город вырос, словно сказке
Средь пустыни ледяной,
Я на карте Вам указкой
Покажу Ноябрьск свой 
Город наш небольшой,
В нём легко живётся мне,
И я верю всей душой –
Самый лучший он в стране!
Не страшны мне холода,
К ним привыкла я давно,
В минус сорок я всегда
Ем пломбир и эскимо.
Ну а летом я обычно
В лес по ягоды хожу.
Где речушка говорлива,
Ароматами маня,
Лес, по-летнему красивый,
Вновь приветствует меня.
Белки там и куропатки,
Мухомор на тонкой ножке,
И вкусней, чем шоколадка,
Будет спелая морошка.
Пусть в мечтах и мыслях смелых
Мир хочу я обойти,
Но ночей прозрачных белых
Мне красивей не найти!

Это место Вы едва ли
Назовёте словом "рай",
Но рожденным на Ямале
Очень дорог этот край!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.

2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.

3. Истомин И. «Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.

8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство         уральского          университета      2006г.

 

 

 


 

Проекты ФИО автора: Строкова

Проекты ФИО автора: Строкова

СОДЕРЖАНИЕ I . Пояснительная записка……………………………………3 1

СОДЕРЖАНИЕ I . Пояснительная записка……………………………………3 1

I . Пояснительная записка 1

I . Пояснительная записка 1

Новизна Новизна деятельности состоит в комплексном приобщении к духовной и материальной культуре северных народов

Новизна Новизна деятельности состоит в комплексном приобщении к духовной и материальной культуре северных народов

Принципы построения проекта В основе проекта лежат следующие принципы : -

Принципы построения проекта В основе проекта лежат следующие принципы : -

Материально-техническое обеспечение № п/п

Материально-техническое обеспечение № п/п

II .Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

II .Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

Второе направление «Мы вместе» определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с детьми

Второе направление «Мы вместе» определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с детьми

Системная «паутинка» по проекту

Системная «паутинка» по проекту

Знакомство с национальными поэтами, писателями

Знакомство с национальными поэтами, писателями

Северные мотивы (песни, колыбельные) -

Северные мотивы (песни, колыбельные) -

СевераС 01.03. 2022 по 08.03.2022 2

СевераС 01.03. 2022 по 08.03.2022 2

Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки)Дети, родители , воспитатель, учитель-логопед с 17

Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки)Дети, родители , воспитатель, учитель-логопед с 17

С 1.04.2022 по 7.04.2022 -

С 1.04.2022 по 7.04.2022 -

Мы очень хотели узнать о Ямале, о крае родном, о народе его!

Мы очень хотели узнать о Ямале, о крае родном, о народе его!

В нём легко живётся мне, И я верю всей душой –

В нём легко живётся мне, И я верю всей душой –

Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г

Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2024