Проект "Мы на Севере живем"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 02.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект "Мы на Севере живем"знакомит дошколят с условиями жизни на Севере, с коренными жителями Ямала с животным и растительным миром, с первопроходцами и профессиями нефтяников
Иконка файла материала проект наш.docx

раздел сайта Проекты

ФИО автора: Строкова Елена Алексеевна

должность автора: воспитатель

место работы (полное и сокращенное название учреждения); Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Ласточка» Муниципального Образования город Ноябрьск (МБДОУ «Ласточка»)

название работы: Детский исследовательский проект «Ямал - дом, в котором мы живем»Описание: Описание: C:\Users\Гость\Desktop\эдьвира\орнаменты нац\полоса 2.jpg

                     

 

 

Детский исследовательский проект
«Ямал - дом, в котором мы живем»

в подготовительной к школе группе МБДОУ «Ласточка»

город Ноябрьск

Описание: http://lvpolovko.ucoz.ru/_si/0/33579817.jpg

Руководитель проекта воспитатель: Строкова Елена Алексеевна

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Пояснительная записка……………………………………3

1.1.          Обоснование актуальности проекта…………………………………........3

1.2.   Условия реализация проекта..............................................................4

1.3. Принципы построения проекта……………………………………...……....5

1.4.Материально-техническое обеспечение…………………………..…………6

II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта­­……………………………………………………….....7

2.1. Системная «паутинка» по проекту……………………………………..…...9

2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям…………………………………………………………………………….9

2. 3. Связь с родителями в работе над проектом…………………………...…11

III.Этапы реализации проекта……………………………....11

3.1. Первый этап – диагностический …………………………………………11

3.2. Второй этап - проектно-организационный………………………………12

3.3. Третий этап – практический……………………………………………….12

3.4. Четвертый этап – итоговый………………………………………………..14

IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта………………………………………………………....14

Защита проекта……………………………………………….15

Список литературы…………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

1.1.Обоснование актуальности проекта

«Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»

Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

 Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. 

Актуальность

Любовь к родному краю, к  тому месту, где живем, как определить, что есть Родина, как почувствовать красоту нашей земли, научиться уважать и гордиться людьми, живущими на нашей земле, полюбить родные места, мы спросили у педагогов и родителей.   Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.  

Проблема

Мы испытываем дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях традиций, народов Крайнего Севера.

 

 

Новизна

Новизна деятельности  состоит в комплексном приобщении   к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории  северного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги

Интерес к столь серьёзной теме вызвал необходимость получить информацию о Ямале (как малой Родине), об особенностях жизни коренных народов Севера, в играх, на занятиях, из аудио-видео материалов, из книг, в ходе экскурсий и, конечно же, развить собственные творческие навыки.  

Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. 

1.2.          Условия реализация проекта

Цель:  ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1.  узнать о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. познакомиться с  культурным наследием народов Севера: музыкой, творчеством, сказаниями, легендами и т.п.

4.  узнать о   национальностях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми) – особенности образа жизни, орнамент, обычаи

5. научиться уважать и гордиться своим северным краем.

6. Привлечь педагогов и родителей к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 01 марта 2022г. по 15 апреля  2022г.

Проект рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 6-7 лет,

- родители,

- педагогические работники: воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

1.3. Принципы построения проекта

В основе проекта лежат следующие принципы:

- Принцип историзма - реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

-Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации   в процессе познания окружающего мира

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей

-Позитивный центризм -  отбор знаний,   актуальных для детей дошкольного возраста.

-Принцип активности и самостоятельности – активное сотворчество и взрослых, и детей

- Принцип наглядности - использование наглядных средств (игрушек, пособий, картинок, технических средств), которые создают развернутую картину действий и результатов.

-Принцип индивидуально – личностной ориентации - ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

-Принцип коммуникативности -    потребность в общении со сверстниками и взрослыми

 

 

 

 

 

 

1.4.Материально-техническое обеспечение

п/п

Наличие специального помещения

Дидактический материал

2

Музыкальный зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера

- Аудиозаписи песен о г. Салехарде, ЯНАО

3

Физкультурный зал

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

4

Группа

- Библиотека «Сказки народов Севера»

- Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый театр

- Картотека «Подвижные игры народов Севера»

- Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

- Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»

- Картотека предметных картинок

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера

- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», « Айога», «День оленевода»

- Альбомы «Животные северного края», « Северные просторы», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера»,

«Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа», «Салехард моя малая родина»,  «Композиторы нашего края», «Художники народов Севера»

 

 

 

 

 

II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

Направления деятельности

Первое направление «Северный край, что зовется Ямал» знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений на Севере, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей.  Данное направление направлено на обучение наблюдению за природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Рассматривая мир животных, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Северный фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре северного народа. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Второе направление «Мы вместе» определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию культуры народов Севера, родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.

Третье направление «Я познаю мир края, в котором живу» создает свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дети, получившие представления о народной культуре, традициях, обычаях  народов Севера, на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я познаю мир края, в котором живу».

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Системная «паутинка» по проекту

Скругленный прямоугольник: Системная «паутинка» по проектуДля эффективной реализации проекта выстроена системная паутинка, в которой прослеживаются не только направления деятельности, но и интеграция образовательных областей.

 

 

Скругленный прямоугольник: Этнос и время
Скругленный прямоугольник: Воспоминания старожилов
Скругленный прямоугольник: С чего начинается 
Родина (флаг, герб флаг)
Скругленный прямоугольник: Народные промыслы Скругленный прямоугольник: Достопримечательности города
Скругленный прямоугольник: Климатические условия
Скругленный прямоугольник: Животный мир Ямала
Скругленный прямоугольник: Традиции, обычаи, культура
Скругленный прямоугольник: История города
Скругленный прямоугольник: Растительный мир Ямала Скругленный прямоугольник: Быт, народный фольклор, народно-прикладное творчество Скругленный прямоугольник: «Моя улица», «Мой детский сад»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям

Специалисты

Образовательные области

Основные направления работы

Воспитатель

Познавательное развитие

 - Беседы

 - Проведение интеллектуальных игр

- Создание фотоальбомов

- Опытно – поисковая работа

Социально-коммуникативное развитие

- Экскурсии по достопримечательностям города Ноябрьск

- Посещение музея, библиотеки

- Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок

Речевое развитие

 

- Обогащение лексики хантыйскими и ненецкими словами обозначающие предметы обихода

- Изучение устного фольклора хантыйского, ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки)

Художественно эстетическое развитие

 

- Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер)

- Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент

- Виды орнаментов, их символика

- Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна

- Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки,   листья)

-Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров)

Учитель-логопед

Социально-коммуникативное развитие

 

- Беседы по тематике толерантности

- участия в проекте родителей   в проведении совместных мероприятий

- участие родителей в подготовке условий деятельности детей

- участие в конкурсах, выставках

Музыкальный руководитель

Художественно эстетическое развитие

 

- Знакомство с национальным фольклором.

- Знакомство с национальными музыкальными инструментами

- Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной)

- Северные мотивы (песни, колыбельные)

- Прослушивание ненецких и хантыйских  песен (аудиозапись)

- Разучивание национальных танцев.

- Проведение праздника

- Знакомство с народными инструментами

- Внесение национальных компонентов (игры, танцы, песни) в занятия с детьми

Инструктор по физической культуре

Физическое развитие

 

-Знакомство с народными играми   ненцев, ханты, манси, селькупов

-Национальные виды спорта

-Проведение соревнований, эстафет, игр, забав

-Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана  на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках), подвижными играми: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман»

Родители

-Практическая помощь в  реализации проекта

- Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек

- Выставка совместных поделок, фотовыставок.

- Участие в мероприятиях

 

III.Этапы реализации проекта

3.1. Первый этап – диагностический (с 01.03.2022г по 08.03.2022г.)

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Диагностический срез знаний детей об истории г. Ноябрьска, быте, культуре и традициях коренных народов Севера

С 01.03. 2022 по 08.03.2022

2.

Анкетирование родителей   « Что ты знаешь о своем городе?»

С 01.03. 2022 по 08.03.2022

3.

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

С 08.03. 2022 по 10.03.2022

 

3.2. Второй этап - проектно-организационный (10.03.2022 по 10.04.2022г.)

п/п

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме «Ямал-дом в котором мы живем»

С 01.03.2022 по 10.03.2022

2.

Подбор методической литературы

С 01.03.2022 по 10.03.2022

3.

Дидактических пособий для реализации проекта

С 01.03.2022 по 10.03.2022

4.

Разработка совместных планов деятельности с родителями

С 01.03.2022 по 10.03.2022

 

3.3. Третий этап - практический (с 10.03.2022 по 10.04.2022)  

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

с 10.03.2022 по 17.03.2022

- Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры

- Беседы о толерантности: «На перекрестке миров»

- История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство.

- Лепка «Хантыйская семья»

- Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки)

Дети, родители , воспитатель, учитель-логопед

с 17.03.2022 по 23.03.2022

 - Фотовыставка «Мой северный край»

-Создание альбома «Северные просторы»

- Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера

- Создание альбома «Писатели севера». Знакомить с творчеством писателей и поэтов народов крайнего Севера. Уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края

- Создать сборник  «Сказки народов севера» - Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды

- Беседы о толерантности: «Люди с Севера», «Люди с Запада», «Люди с Востока» и «Люди с Юга»

- Разучивание национальных танцев

Дети, родители (законные представители), воспитатель.

24.03.2022

- Открытое занятие «Север мой дом родной!»

Дети, воспитатель, родители

с 24.03.2022 по 31.03.2022

- Традиционная одежда народов Севера, жилище. Проведение соревнований, эстафет, игр, забав

-Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках)

 - Сюжетно – ролевая игра «Кочевая семья»

- Знакомство с народными инструментами

Дети, родители (законные представители), воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель

С 1.04.2022 по 7.04.2022

- Праздник народа ханты «Вороний день»

- Поход выходного дня в этно комплекс

- Создание альбомов «Растительный мир Севера», «Животный мир Севера», «Птицы Севера»

 - Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

 

3.4. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 07.04.22 по 19.04.22

Дата

Мероприятия

участники

19.04.2022

Подведение итогов реализации проекта

Дети, родители, учитель-логопед, воспитатель

 

IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта

Дети узнают много нового о северном крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях северных народов.   В совместной игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

*    Знакомство с народами Севера их обычаями и традициями, а также с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом, с празднованием народных праздников, народных гуляниями.

*    Получение детьми новых знаний, в области культуры  народов Севера.

*    Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей и родителей.

*    Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.

*    Полноценное понятие о здоровом образе жизни.

Защита проекта

Мы очень хотели узнать о Ямале, о крае родном, о народе его!

Хотите услышать, о чем мы узнали – готовы? Тогда мы начнем!

Под северным сияньем, где вечная зима,

Под снежным одеялом, есть далекая земля.

Имя той земли – Ямал!

Здесь край мерзлоты и болот комариных,

Зима здесь почти круглый год.

По земле ползёт позёмка,

перепутывая тропы…

Вот олени бродят в тундре,

Ищут вкусный ягель 

И с оленями кочуют

по заснеженным просторам

люди, знающие тундру,

в теплых чумах они живут.

Оленья упряжка по тундре летит,

И ветер приятно лицо холодит.

На нартах хозяин оленей сидит.

Он едет с охоты, он очень спешит

Приглашает вас   в свой тихий лес -

Там голубика и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко!      

Если   в лес ты забредёшь,

Много вкусного   найдёшь:

Наполни скорее  свое лукошко

и оставь   другим  немножко!

Ничего нет красивей тайги.

 ты, природу ее береги.

Ничего здесь не жги, не ломай!

Лучше просто грибы собирай.

Не только природой край славится!

Газ и нефть здесь всегда добываются.

Родной Ямал – заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены

 

За Уральскими горами,

Здесь, на краешке Земли,

Город вырос, словно сказке
Средь пустыни ледяной,
Я на карте Вам указкой
Покажу Ноябрьск свой 
Город наш небольшой,
В нём легко живётся мне,
И я верю всей душой –
Самый лучший он в стране!
Не страшны мне холода,
К ним привыкла я давно,
В минус сорок я всегда
Ем пломбир и эскимо.
Ну а летом я обычно
В лес по ягоды хожу.
Где речушка говорлива,
Ароматами маня,
Лес, по-летнему красивый,
Вновь приветствует меня.
Белки там и куропатки,
Мухомор на тонкой ножке,
И вкусней, чем шоколадка,
Будет спелая морошка.
Пусть в мечтах и мыслях смелых
Мир хочу я обойти,
Но ночей прозрачных белых
Мне красивей не найти!

Это место Вы едва ли
Назовёте словом "рай",
Но рожденным на Ямале
Очень дорог этот край!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.

2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.

3. Истомин И. «Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.

8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство         уральского          университета      2006г.