Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Оценка 4.8

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
химия +1
Взрослым
01.04.2017
Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время.doc
Организация  проектно­ исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время     Одна из важнейших задач   педагогов— воспитать небезразличную, активную,   мыслящую   личность.   Для   этого   необходимо   найти дополнительные   формы   образовательной   деятельности,   в   которых школьники   могли   бы   принять   участие   на   добровольной   основе— основе интереса к тому или иному направлению.    Моя   методическая   тема,    над   которой   я   работаю   в   школе «Применение   технологии   проектного   обучения     с   целью вовлечения     деятельность   и стимуляции их познавательного интереса»     и поэтому     одной из форм   организации   деятельности   учащихся   является   проектно­ исследовательская работа.     Проект­    (латин. «projectus») ­ «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта.      учащихся   в   коллективную   Учебный   проект  ­   специально   организованный   педагогом   и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению   значимой   для   учащегося   проблемы,   завершающихся созданием творческого продукта. Главная   идея  проектно­исследовательской   деятельности­  развитие познавательных   интересов  обучающихся,   умений   самостоятельно конструировать   свои   знания   и   ориентироваться   в   информационном пространстве,   воспитание творческой  личности.   развивать   критическое   мышление,   Проектно ­исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей.  Для   освоения   навыков   исследовательской   работы  на  уроках   химии основная   нагрузка   ложится   на   лабораторный   практикум,   который является   сочетанием   экспериментальной   задачи,   расчетной   части   и теоретической   работы   в   виде   формирования   научной   гипотезы   и выводов и отражает основные этапы исследовательской деятельности.   Проектно­ исследовательская деятельность целесообразна в учебно­ воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся  достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает   долю   их   самостоятельности.     Учащиеся   в   основном   не выявляют   новых   научных   мыслей,   но   познают,   усваивают, “переоткрывают” их для себя.   Занятия по проектно­ исследовательской работе учащихся провожу по следующему плану:  I.   Введение   (виды   исследовательских   работ,   научно­практические конференции, конкурсы школьников). II.   Методология   научного   творчества   (основные   понятия   научно­ исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации). III.   Этапы   работы   в   рамках   научного   исследования   (выбор   темы, составление   плана   научно­исследовательской   работы,   работа   с литературой, понятийным аппаратом).  IV.   Оформление   исследовательской   работы   (структура   содержания исследовательской   работы,   общие   правила   оформления   текста научно­исследовательской работы).  V.   Представление   результатов   научно­исследовательской   работы (психологический   аспект   готовности   к   выступлению,   требования   к докладу, культура выступления и ведения дискуссии).  Одним   из   самых   ответственных   и   важных   моментов исследовательской   работы   является   выбор   темы   исследования каждым   учащимся.   Я   предлагаю   примерный   перечень   тем   для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии: 1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении; 2) соответствие интересам учащегося­исследователя; 3) реальная выполнимость; 4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой; 5) обеспеченность необходимым количеством различных источников; После   завершения   оформления     готовой   работы     сосредоточиваю внимание на подготовку  учащихся к защите исследования.    Таким образом, правильно организованная работа по проектно ­исследовательской деятельности учащихся ориентирует на овладение определенными   видами   деятельности,   повышает   интерес   к исследованию,   развивает   исследовательские   умения   и   навыки.   В результате   правильная   организация   исследовательской   работы позволяет   овладевать   элементарными   навыками   самостоятельной исследовательской   работы   и   оказывает   методическую   поддержку учащимся   при   проведении   исследовательских   работ   и   подготовке выступлений   на   различных   научно­практических   конференциях   и конкурсах школьников.  Мои ученики активно принимают участие в школьных, городских и республиканских научно­практических конференциях:   Приобщаясь   к   проектно   ­исследовательской   работе,   ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно­ практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности. «Оптимизм,   настойчивость   и   успешность!»   ­   вот   девиз педагога в совместном с учениками поиске истины.       Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС   нового   поколения   требует   использования   в   образовательном процессе   технологий   деятельностного   типа,   методы   проектно­ исследовательской   деятельности   определены   как   одно   из   условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.   Современные   развивающие   программы   начального образования   включают   проектную   деятельность   в   содержание различных курсов и внеурочной деятельности.           В 2011­2012 уч. году  я принимала участие  в реализации проекта внедрения в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.    Организация внеурочной деятельности по направлению «Проектная деятельность»   в   форме   внеурочной   деятельности­     курса   «Узнаем сами»     для   уч­ся   2   класса,   который   я   проводила.     Данный   курс организован   с целью формирования у школьников умения учиться, как   универсального   учебного   действия,   предполагает   постепенное формирование у детей исследовательских навыков.    Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и исследовательской   деятельности,   в   будущем   станут   основой   для организации   проектно­исследовательской   деятельности     в   старших классах.  Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный,   личностно   ориентированный,   деятельностный подходы.   Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю     Цель программы–   формирование информационной грамотности учащихся   на   основе   самостоятельных   исследований   объектов   и явлений окружающего мира и научного знания.    Задачи программы: 1.формирование   системы   интеллектуальных,   общеучебных   и специальных знаний, умений и  навыков учащихся; 2.развитие психических процессов; 3.развитие личности младшего школьника; 4.воспитание коммуникативности, самостоятельности и предприимчивости.     инициативности, Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.  В   ходе   решения   системы   проектных   задач   у   младших   школьников могут быть сформированы следующие способности: 1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему   получилось,   почему   не   получилось,   видеть   трудности, ошибки); 2. Целеполагать (ставить и удерживать цели); 3.Планировать (составлять план своей деятельности); 4.Моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   модели­ схемы, выделяя все существенное и главное); 5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; 6.Вступать   в   коммуникацию   (взаимодействовать   при   решении   принимать   или   отстаивать   свою   позицию, задачи, аргументировано отклонять точки зрения других).    Сроки реализации программы: 4 года (1­4 класс).  Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:    Первый   уровень  результатов   (1класс)   предполагает   приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути   проектной   деятельности,   умении   поэтапно   решать   проектные задачи.    Второй уровень  результатов (2­3  класс) предполагает позитивное отношение   детей   к   базовым   ценностям   общества,   в   частности   к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании   школьниками   метода   проектов,   самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.   Третий   уровень  результатов   (4   класс)   предполагает   получение школьниками   самостоятельного   социального   опыта.   Проявляется   в участии   школьников   в   реализации   социальных   проектов   по самостоятельно выбранному направлению.    Итоги   реализации   программы   могут   быть   представлены   через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.      Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную   информацию   по   общей   теме.   При   этом   учащиеся   сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.  Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов.   Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо темой.   При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем,   но   и   подсказывает   ученикам,   как   они   могут   сами   их сформулировать.    Классические   источники   информации   —   энциклопедии   и   другие книги,   в   том   числе   из   школьной   библиотеки.   Кроме   того,   это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт­дисках, рассказы взрослых, экскурсии.  Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим   детям,   но   и   беседы,   интервью   со   специалистами   в   какой­то сфере   деятельности,   в   том   числе   и   во   время   специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.  Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.  Проектная деятельность при изучении курса в начальной школе имеет отличительные особенности: 1. во­первых,   она   имеет   определенную     направленность,   что определяется спецификой содержания курса; 2. во­вторых,   в   большинстве   случаев   проекты   имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными   особенностями   младших   школьников:   учащиеся обычно   утрачивают   интерес   к   длительным   исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов; 3. в­третьих,   проектная   деятельность   должна   осуществляться   в школе,   дома   или   около   дома,   не   требуя   от   учащихся самостоятельного   посещения   без   сопровождения   взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых. 4. Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных   умений,   таких,   как   умение   распределять обязанности   в   группе,   аргументировать   свою   точку   зрения, участвовать в дискуссии и т. д. 5. Проектная   деятельность   должна   предусматривать   работу   с различными   источниками   информации,   что   обеспечит формирование   информационной   компетентности,   связанной   с поиском, анализом, оценкой информации. 6. В   содержании   проектной   деятельности   должно   быть   заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит   на   следующей   ступени   обучения   реальное взаимодействие семьи и школы. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Проекты отличаются друг от друга: 1. результатом: —  поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.); — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.); 2. числом детей: —  индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); —  работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); —  коллективная   деятельность   (концерт   или   спектакль   с   общей подготовкой   и   репетициями,   одна   большая   общая   поделка, видеофильм   с   участием   всех   желающих   детей   в   какой­либо специализации и т. д.); 3. продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); 4. числом этапов и наличием промежуточных результатов . 5. соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; 6. необходимостью привлечения взрослых.      Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных   учителем,   они   будут   участвовать.   Для   обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по   своим   характеристикам   проекты   (длительные   и   краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.). Кроме того, если известно, что кто­то из детей умеет делать что­то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.  При распределении ролей   в   проектах,   помимо   собственно   пожеланий   детей,   учитель руководствуется   известными   способностями   учащихся   и   их психологическими   особенностями.     Каждый   проект   должен   быть доведен   до   успешного   завершения   и   оставить   у   ребенка   ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами   учитель   помогает   детям   соизмерять   свои   желания   и возможности.   После   завершения   работы   над   проектом   надо предоставить   учащимся   возможность   рассказать   о   своей   работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На   представлении   результатов   проекта   присутствуют   не   только другие   дети,   но   и   родители.   Если   проект   долгосрочный,   то   в   нем выделяются   промежуточные   этапы,   по   результатам   которых   дети получают   положительное   подкрепление.   Презентацию   проектов, завершающихся   изготовлением   моделей,   поделок, организовывают специальным образом.   макетов,

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Организация  проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017