Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Оценка 4.8

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
музыка
1 кл—8 кл
10.12.2018
Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует нам иной подход к выстраиванию учебно-образовательного процесса. Это связанно со многими факторами. Несоответствие современных образовательных задач традиционным методам обучения. Недостатки традиционной системы заключаются в следующем:  доминирующая роль педагога в процессе присвоения знаний и опыта;  невозможность использования опыта приобретенного вне школы;  неспособность применять в жизни школьные знания.
Кундалева курсы 14.01 - 30.01 2016.docx
1 Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО Исполнитель: Кундалева Татьяна Павловна учитель музыки МБОУ «Лицей № 17»  Консультант: Шаталова И. Л. старший преподаватель кафедры гуманитарных и художественно­ эстетических дисциплин 2 Кемерово 2016 Оглавление  Введение Глава 1  1.1  Общие понятия 1.2 Цели и условия введения метода проектов 1.3 Виды проектов Глава 2 Этапы разработки проекта Глава 3 Глава 4 3.1 Схема осуществления проекта 3.2   Роль учителя Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном  процессе Приложения 1 Проект: «Мой музыкальный инструмент» 2 Проект «Моя любимая песня» Литература 3 4 4 6 7 9 10 11 13 14 16 Введение 3 Современный   взгляд   на   эстетическое   образование   в   области «Музыкального искусства» диктует нам иной подход к выстраиванию учебно­ образовательного процесса. Это связанно со многими факторами. Несоответствие   современных   образовательных   задач   традиционным методам   обучения.   Недостатки   традиционной   системы   заключаются   в следующем:  доминирующая роль педагога в процессе присвоения знаний и опыта;  невозможность использования опыта приобретенного  вне школы;  неспособность применять в жизни школьные знания. Необходимо   развивать   творческое   мышление   учащихся,   и   учить   их навыкам самообразования, так как идёт рост объема  информации, готовить учащихся к самостоятельному  осмыслению информации; умению принимать  и исполнять   собственные   решения,   а   учитель   теперь   –   организатор самообразовательной деятельности учащихся. Каким образом выстроить художественно­творческий процесс на уроке, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления   у   учащихся?   Как   направить   процесс   на   развитие   музыкально­   воспитания   потребности   в   музыкальном творческого   потенциала, самообразовании.   Конечно,   ориентируясь   на   современные   педагогические   соответствующие   принципам   художественной   педагогики технологии, развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов». 4 Глава 1 1.1 Общие понятия Проект   –   это   специально   организованный   учителем   и   самостоятельно выполняемый   детьми   комплекс   действий   по   решению   субъективно   значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках   устной   или   письменной   презентации.   «Учебный   проект   –   совместная деятельность учащихся­партнеров имеющих общую  цель, согласованные методы, способы   деятельности,   направленные   на   достижение   общего   результата   по решению какой­либо проблемы, значимой для участников проекта». (Бухаркина М.Ю.). Метод   проектов   –   технология   моделирования   и   организации образовательных   ситуаций,  в  которых  учащийся  ставит   и  решает  собственные проблемы,   и   технология   сопровождения   самостоятельной   деятельности учащегося.   «Педагогическая   технология,ориентированная   на   приобретение   и применение новых знаний». (Савенков А.И.). Проектная   деятельность   –   естественная   среда   для   формирования   и оценивания ключевых компетентностей. Современный     проект   –   дидактическое   средство   активизации познавательной деятельности учащегося, развитие креативности и формирования определенных личностных качеств.   ученика   –   возможность   максимального   раскрытия   творческого Для   потенциала. Для  учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания. 1.2 Цели и условия введения метода проектов Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:  показать   умения   отдельного   ученика   или   группы   учеников   использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;  реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;  продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;  подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:  5   предлагаемая   ученикам,  тематика музыкального проекта должна быть актуальной;  проблема, ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;  необходимо   вовлечь   в   работу   всех   обучающихся   класса,   предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.   формулируется   так,   чтобы Вот несколько позиций, которые, на мой взгляд, обосновывают выбор вести на уроках и вне них  проектную деятельность. В   центре   проектного     обучения   –   ученик,   т.   е.   происходит   содействие развитию его творческих способностей; образовательный   процесс   строится   в   логике   деятельности   имеющей личностный смысл для ученика; индивидуальный темп работы над проектом – выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов – сбалансированное развитие основных психофизиологических функций ученика;   осознанное усвоение базовых знаний достигается  за счет универсального использования их в разных ситуациях. 1.3 Виды проектов 1.   Ролевые   проекты   ­   инсценировка   детских   песен,   разыгрывание фрагментов биографии композиторов. 2. Информативно­исследовательские   проекты   ­     «Изучение   биографии композитора»,   «Как   создавалась   опера»,   «Путешествие   в   мир   музыкальных  инструментов». 6 3.Сценарные проекты  ­ сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса. 4. Творческие   проекты –   музыкальные   спектакли,   театрализованные концерты, фестивали. 5. Информационные   проекты –   музыкальные   стенгазеты,   материалы   для стендов, публичное выступление с сообщением по какой­либо теме. 6.   Практико­ориентированные   проекты   ­   дидактический   материал по какой­либо теме, создание музыкальной игры и её описание. Проекты различаются  ­ По признаку предметно­содержательной области:  монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему);  межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной  деятельности).    ­ По количеству участников проекта:  индивидуальные  парные  групповые  ­ По продолжительности проекта:  краткосрочные  средней продолжительности  долгосрочные   ­ По результатам:  доклад, альбом  афиша  видеофильм  презентация Подготовительный Глава 2 Этапы разработки проекта 7 Цель:   Мотивация,   целеполагание   участников   проектировочной деятельности. Содержание деятельности:  Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка цели. Организационные формы сотрудничества: Творческие   группы,   характеризующиеся   созданием   проблемно­ мотивационной среды. Проектировочный Цель: Планирование  Содержание деятельности: Построение   плана   деятельности,   продумывание   хода   деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции. Организационные формы сотрудничества: Групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум. Практический Цель:   Получение   продукта,   результата   проектной   деятельности   за   счет выполнения определенных действий. Содержание деятельности: Исследование,   сбор   и   обработка   данных,   интерпретация   результатов, графическое представление результатов. Организационные формы сотрудничества:  Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития. Аналитический Цель:  Рефлексия Содержание деятельности: Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. Организационные формы сотрудничества: Семинар, круглый стол, консультация. Контрольно­коррекционный Цель:  Коррекция Содержание деятельности: Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок  ученика. Организационные формы сотрудничества: Беседа, консультация, индивидуально­групповая рефлексия. Заключительный Цель: Защита проекта. Содержание деятельности: Представление содержания работы, обоснование выводов. Организационные формы сотрудничества: Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие. 8 Глава 3. 3.1 Схема осуществления проекта 1. Подготовка к проекту. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: ­   предварительно   изучить   индивидуальные   способности,   интересы, жизненный опыт каждого ученика; ­   выбрать   тему   проекта,   сформулировать   проблему,   предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками. 2. Организация участников проекта. Сначала   формируются   рабочие   группы   обучающихся,   где   перед   каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к  оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. 3. Выполнение проекта. Этот   шаг   связан   с   поиском   новой,   дополнительной   информации,   и   ее   документированием,   выбором обсуждением   собранной   информации,   способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты,   посвященные   музыкантам   и   др.).   Одни   проекты   оформляются   дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются  в классе.   Главное   –   не   подавлять   инициативу   ребят,   с   уважением   относится   к любой идее, создавать ситуацию «успеха». 4. Подведение итогов проектной работы. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. 9 Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов 3.2  Роль учителя работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то   есть   помощник.   Педагог   не   передает   знания,   а   обеспечивает   деятельность школьника, то есть:  ­  консультирует.  Учитель   провоцирует   вопросы,   размышления, самостоятельную   оценку   деятельности,   моделируя   различные         ситуации, трансформируя       образовательную       среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что­то не то»;  ­  мотивирует.  Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы   над   проектом.   Во   время   работы   учитель   должен   придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения; ­ провоцирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче   знаний   и   умений,   которые   могут   быть   практически   реализованы   в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих   работе над  проектом;  другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося,   несостоятельность   промежуточных   результатов.   Он   провоцирует вопросы,   размышления,   самостоятельную   оценку   деятельности,   моделируя различные ситуации; ­  наблюдает.  Наблюдение,   которое   проводит   руководитель   проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во     время     консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентностей учащихся, с другой. 10 Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе  Глава 4 Стадии Деятельность учителя Деятельность учащегося 1. Разработка проектного задания 1.1 Выбор темы  проекта Учитель отбирает возможные  темы и предлагает их учащимся Учитель предлагает учащимся  совместно отобрать тему проекта Учитель участвует в обсуждении  тем, предложенных учащимися Преподаватель предварительно  вычленяет подтемы и предлагает  учащимся для выбора Преподаватель принимает  участие в обсуждении с  учащимися подтем проекта Преподаватель проводит  организационную работу по  объединению учащихся,  выбравших себе конкретные  подтемы и виды деятельности Если проект объемный, то  преподаватель заранее  разрабатывает задания, вопросы  для поисковой деятельности и  литературу Преподаватель принимает  участие в обсуждении 1.2 Выделение  подтем в темах  проекта 1.3 Формирование  творческих групп 1.4. Подготовка  материалов к  исследовательской работе 1.5. Определение  форм выражения  итогов проектной  деятельности Учащиеся обсуждают и  принимают общее решение по  теме Группа учащихся совместно с  учителем отбирает темы и  предлагает классу для  обсуждения Учащиеся самостоятельно  подбирают темы и предлагают  классу для обсуждения Каждый учащийся выбирает  себе подтему или предлагает  новую Учащиеся активно обсуждают  и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает  одну из них для себя (т.е.  выбирает себе роль) Учащиеся уже определили  свои роли и группируются в  соответствии с ними в малые  команды Отдельные учащиеся старших  и средних классов принимают  участие в разработке заданий.  Вопросы для поиска ответа  могут вырабатываться в  командах с последующим  обсуждением классом Учащиеся в группах, а затем в  классе обсуждают формы  представления результата  исследовательской 2. Разработка  проекта 3. Оформление  результатов Преподаватель консультирует,  координирует работу учащихся.  стимулирует их деятельность Преподаватель консультирует,  координирует работу учащихся,  стимулирует их деятельность 4. Презентация 5. Рефлексия Преподаватель организует  экспертизу (например,  приглашает в качестве экспертов  старших школьников или  параллельный класс, родителей и  др.) Оценивает свою деятельность по  педагогическому руководству  деятельностью детей, учитывает  их оценки 11 деятельности: видеофильм,  альбом, натуральные объекты,  литературная гостиная и т.д. Учащиеся осуществляют  поисковую деятельность Учащиеся вначале по группам,  а потом во взаимодействии с  другими группами оформляют  результаты в соответствии с  принятыми правилами Докладывают о результатах  своей работы Осуществляют рефлексию  процесса, себя в нем с учетом  оценки других.  Желательна групповая  рефлексия Приложения 1 Проект: «Мой музыкальный инструмент» Класс: 1 Тип проекта: творческий. Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные  инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ  изготовления. Цель: Создать группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в классе  путём исследования окружающего пространства, применяя на практике свойства  предметов для извлечения звуков. 12 Задачи: 1.                 Изготовление шумовых инструментов, подготовка инструкций, как  другим ребятам можно сделать такие же инструменты. 2.                 Развитие исследовательских, коммуникативных, презентационных,  артистических, творческих навыков, музыкальных способностей. 3.                 Развитие внимания, мышления, творческих способностей,  представлений об окружающем мире. Работа над проектом.  Сообщение учителя о том, что предстоит необычная работа, выполнять которую   нужно   будет,   разделившись   на   группы.   Первым   делом   должен   быть сделан   акцент   на   важности   того   продукта,   который   дети   должны   сделать: придумать и изготовить из подручных материалов (баночек, крышечек, крупы, пуговиц,   столовых   принадлежностей)   шумовые   инструменты   для   того,   чтобы пользоваться   ими   на   уроке   для   исполнения   сопровождения   музыкальных произведений. Но не только! Нужно сделать такие рекомендации, по которым и другие ребята смогут сделать точно такие же инструменты. Сразу определяется алгоритм работы:  Исследовать всё в доме и на улице, что может издавать необычные шумовые звуки, при недостатке идей обратиться в библиотеку.  Пользуясь   этими   исследованиями,   попытаться   смастерить   шумовой инструмент.  При затруднении можно обратиться к родителям или учителю для помощи.  Описать, как и из чего можно изготовить такой же инструмент.  Рассказать   о   своём   инструменте   на   уроке   ребятам   и   показать,   как   он звучит, используя известную песню, мелодию. 2 Проект «Моя любимая песня» Можно использовать на любых классах. Тип проекта: ролевой Предполагаемый результат: ученики исполняют песню, разыгрывают её по ролям, «показывают её». Цель: создать условия для творческого развития учащихся. Задачи:  Выучить песню  Подобрать соответствующие словам движения, костюмы.  Развитие   исследовательских,   коммуникативных,   презентационных, 13 артистических, творческих навыков, музыкальных способностей.  Развитие   внимания,   мышления,   творческих   способностей, представлений об окружающем мире. Работа над проектом Сообщение   учителя,   о   том,   что   предстоит   интересная   творческая работа.Учащиеся самостоятельно выбирают песни, разбиваются по группам (по песням)   и   начинают   обыгрывать   песни.   Определяем,   что   за   помощью   можно обратиться к учителю, а если проект предложен как домашнее задание, то и к родителям.   Обязательно   оговаривается,   что   инсценировку   обязательно   нужно показать всему классу. Показ. Обязательное одобрение, возможно указание, что ещё нужно сделать, чтобы получилось интереснее. Ролевая  игра  имеет  большое  значение   для  развития  личности  школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях   между   людьми,   проявляет   заложенные   в   нем   творческие возможности. 14 Литература Пахомова Н.Ю.  Метод   учебного   проекта   в   образовательном   учреждении:   Пособие   для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. Пахомова Н.Ю.  Проектная деятельность на уроках. – Материалы виртуального методического кабинета «Учебный проект: методы и технологии» на сайте www   .  isoproject    .  ru  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2­е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб­ка). Фоминова М.А.  Метод   проектов   в   системе   работы   преподавателя   курса   «Мировая художественная   культура».   В   сб.   «Методические   материалы   по   предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «искусство» (в помощь учителю).­ М.: Фирма МХК, 2001.

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018