Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
25.02.2018
В современном обществе нужны не только просто знания, но и умения добывать знания и применять их во всевозможных ситуациях.
В соответствии федерального государственного образовательного стандарта приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в большей мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время самым актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания, находить и собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.doc
Алданова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3 с УИОП
г. Фрязино Московской области
Организация проектной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО
В современном обществе нужны не только просто знания, но и умения
добывать знания и применять их во всевозможных ситуациях.
В соответствии федерального государственного образовательного
стандарта приоритетом начального общего образования становится
формирование универсальных учебных действий, а так же способов
деятельности, уровень освоения которых в большей мере предопределяет
успешность всего последующего обучения.
В настоящее время самым актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих умения
самостоятельно добывать новые знания, находить и собирать необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для повышения качества
знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо
направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации
учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, на творческий подход в
обучении.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий
ведущее место занимает организация проектной деятельности.
Условия организации проектной деятельности в начальной школе не
имеют однозначных требований, но за основу можно выделить следующие
основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:
доступность и посильность проекта для выполнения; создание необходимых условий для успешного выполнения проектов;
организация подготовки учащихся к выполнению проектов;
руководство проектом обеспечивается со стороны педагогов –
обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и
ведение записей своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия.
обязательная презентация результатов работы по проекту в той или
иной форме.
Отличительной особенностью проектирования является его практическая
направленность. Реализация проектной деятельности в начальной школе
представляет конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося. Этим
приёмам характерны предметное содержание организуемой ими познавательной
деятельности и обусловленность целью применения.
Проектная деятельность опирается на непосредственный опыт и интерес
учащихся. Ум ребёнка будет сосредотачиваться не на учёбе, а будет направлен
на выполнение того, что требует ситуация. Тогда и обучение является
результатом. Методом учителя будет создание условий, побуждающих
активность учения, и взаимодействие с учениками, при котором учение
становится следствием этой активности.
Приоритетом такой работы является разнообразие видов самостоятельной
деятельности учащихся, а именно индивидуальных, парных, групповых видов
самостоятельной работы исследовательского,
характера.
поискового,
творческого
В проектной деятельности педагог занимает лидирующую, но не
но не
выполняет функции руководителя,
доминирующую позицию,
распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого
учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой
реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного
опыта. Речь идет о развивающем обучении, при котором педагог обладает
такими профессиональными качествами, как:
владение искусством коммуникации, умение организовать и вести
дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим
авторитетом;
способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск
путей решения поставленных проблем;
умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый,
положительный эмоциональный настрой;
владение информационной грамотностью;
владение методикой интеграции знаний из различных областей для
решения проблематики выбранных проектов.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию
включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области
познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего
развития.
Развитие новых способов образования, педагогических технологий,
имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией,
формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия – всё это потребовало широкого внедрения активных
форм и способов ведения образовательной деятельности в начальную школу. В
развитии начальной школы перспективной является именно проектная
деятельность. Проектная деятельность в начальных классах – это совместная
учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Учебная
проектная деятельность отличается от научной тем, что в результате её
учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как
универсального способа освоения действительности. У детей развиваются
способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Обязательным условием проектной деятельности является
наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте
деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его
осмысление и рефлексию результатов деятельности.
В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать
проектные задачи.
Под проектной задачей А.Б. Воронцов понимает задачу, в которой через
систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских
действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в
практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой
происходит качественное самоизменение группы детей. Решение проектных
задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной
деятельности в учебном сотрудничестве.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут
быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД:
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели,
выделяя все существенное и главное).
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки
зрения других). Итак, проектные задачи в начальном общем образовании можно
рассматривать как первую ступень проектной деятельности в основной школе.
Они позволяют поддержать детскую индивидуальность, дают возможность
опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному
сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами
действий, возможность их использования в модельных ситуациях [2, 13].
Следовательно, говоря о проектной деятельности младших школьников
мы, прежде всего, имеем в виду деятельность, осуществляемую учащимися по
решению проектных задач, которые приведут к созданию «проектного
продукта» [1, 14].
Решение дидактических проектных задач в начальных классах не нацелено
на получение объективно новых результатов, и потому открытия обучающихся
не имеют объективной ценности, это «открытия для себя». При этом «путь к
открытию для себя психологически может быть не менее труден, чем та дорога,
по которой идет настоящий конструктор».
Метод проектов, прежде всего это деятельностный подход к обучению. В
основе каждого проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи
проектной деятельности учащихся. Проблема проекта определяет метод
деятельности, направленной на ее решение[3, 15]. Целью проектной работы
становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется
как задача достижения цели в определенных условиях.
В совокупности с другими современными педагогическими технологиями
проектная деятельность поможет получить те результаты, которые предъявляет
ФГОС НОО.
Список литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие/ Сост. Е.С. Полат. – М.: Изд. Центр
«Академия», 2002. 2. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей/ под ред.
А.Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических
вузов. – 5е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 112 с.
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.