«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Оценка 4.8

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
doc
физика
Взрослым
17.02.2017
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий: • между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий; • между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению. Учитывая все выше сказанное, учитель поставлены следующие цели и задачи: • Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время». • Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности. • Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся. • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность. • Применять способы мотивирования учащихся к предмету. Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.
obobshchenie_opyta_khandozhko_g_v.doc
Обобщение педагогического опыта                                                           учителя физики Купенова Г.М. по теме: «Организация проектной и научно­исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» 2016­2017г. СОДЕРЖАНИЕ Введение. Актуальность опыта. Индивидуальная программа самообразования педагога. Теоретическая база опыта. 1. 2. 3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. Основные понятия. Главные правила осуществления учебной деятельности. Характеристика   возрастных   психологических   особенностей учащихся подросткового возраста. 5. Технология   опыта   через   призму   педагогических   технологий, используемых в преподавании физики. Результативность опыта. Перечень литературы, используемой при обобщении опыта. Вывод. 6. 7. 8. 1. ВВЕДЕНИЕ  С   совершенствованием   индустрии   человек   оказался   совсем   в   других социальных, психологических и экологических условиях. Стали появляться новые   виды   деятельности   и   специальности,   которые,   предполагают определенный   уровень   образования   современного   человека.   Значительно повышаются   требования   к   его   информационной   культуре.   А,   значит, действовать   по   определённому   алгоритму   приходится   всё   реже   и   реже,   а принимать продуманные нестандартные решения – значительно чаще. Вместе   с   тем,   развитие   внутренних   сил   человека   –   это   не   только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира и желающего реализовать свой внутренний потенциал.  Личность   ученика,   реализуя   определенную   группу   потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность.   Постоянно   совершенствуясь   и   обособляясь,   эти   свойства   и качества   создают   целостную   личность,   что   и   «позволяет   определить активность   как   системообразующий   фактор,   основополагающее   свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность   ориентирует   внутренние   силы   организма,   его   энергию   на равновесие с внешней средой. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает  развивающей  функцией, а  та,  которая  затрагивает   потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность. Для   решения   такой   задачи   недостаточно   только   учебника   и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ   к   значительно   более   широким   и   разнообразным   источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и   предоставляют   возможность   для   всестороннего   развития   ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера.   Многое   зависит   от   активной   жизненной   позиции   педагога,   его фантазии, увлечения детьми и их проблемами. Творчество   ­   необходимый   аспект   учебно­воспитательного   процесса. Каждый   урок   должен   иметь   творческую   составляющую.   Это   способствует повышению   мотивации   к   учению   у   детей,  и  стимулирует   работу   педагога. "Уча   других   ­   учишься   сам"   (Сенека).   Учитель   сам   по   себе   обязан   быть творческой личностью. Если учитель хочет достичь определённых результатов в своей работе, получить удовлетворение от неё ­ это необходимость. Только у такого педагога дети могут постичь всю глубину знаний  с интересом, и только к нему они будут идти с желанием на урок. 2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Работая   в   современных   условиях,   учитель   сталкивается   в   своей деятельности с рядом противоречий:  между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;  между   потребностью   общества   в   активной,   свободной, самоопределяющейся   личности   и   крайне   низкой   мотивацией   к обучению. Учитывая   все   выше   сказанное,   учитель   поставлены   следующие   цели   и задачи:  Теоретически   обосновать   и   систематизировать   опыт   по   теме: научно­исследовательской «Организация   проектной   и   деятельности на уроках физики и во внеурочное время».  Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных   творческих   навыков   познания   окружающей действительности.  Развивать   актуальную,   творческую,   познавательную   деятельность учащихся,   которые   являются   не   обучаемым   субъектом,   а обучающимся.   Воспитывать   чувства   самосозидания,   самоуважения,   умения самостоятельно   познавать   действительность,   развивать   в   себе любознательность, активность.  Применять способы мотивирования учащихся к предмету. Активизировать   познавательную   деятельность   можно   на   уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания. Новизна опыта Опыт   можно   обозначить   как   репродуктивно­рационализаторский, поскольку   данный   вопрос   уже   разрабатывался   отечественными   и зарубежными   педагогами.   Я     адаптировала   наработки,   созданные   в   ходе подготовки   опыта,   к   условиям   своей   школы   в   соответствии   с   целями   и задачами моей методической темы. Также   новизна   моего   опыта     выражается   в   составлении   мной   системы уроков   по   темам,   которая   входит   в   разрабатываемый   мной   сайт   учителя физики. 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Хандожко Галины Валентиновны Тема самообразования: «Организация проектной и научно­ исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» Постановка целей и задач педагогической деятельности Цель   педагогической   деятельности:  развивать   творческие способности учащихся при изучении информатики, используя перспективные результаты передового педагогического опыта. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:  Выявить   причины   мотивации   образовательного   процесса каждого ученика;  Определить   дарования   и   способности   учащихся,   создав условия   для   активизации   образовательного   процесса, накоплению субъективного опыта, развития личности;  Создавать способствующую максимальному   проявлению   индивидуальных   особенностей, комфортную     среду,   успешности каждого;   Способствовать   становлению   активной   жизненной   позиции каждого;  На   основании   изученных   педагогических   технологий, разработать   систему   творческого   преподавания   предмета   в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения.  Разработать   методические   материалы,   сопутствующие успешному   обучению   информатике   и   сопутствующих   ей предметов. Таким   образом,   основной   моей     задачей  является   ­   принять   ученика таким, какой он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие   восприятию   нового   материала,   стимулировать   любые проявления   к   познанию.   На   этой   основе   создать   атмосферу,   помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Ученика необходимо учить учиться. Этапы работы Содержание работы Сроки Форма отчетного продукта Отметка о выполнении Аналитико­ диагностическ ий Организационн ый Изучение традиционных и  современных передовых  педагогических технологий; анализ затруднений; анализ  состояния  образовательного процесса;  выявление противоречий;  изучение литературы по  проблеме. Определение целей и  конкретных задач;  прогнозирование  результатов; составление  программы работы;  посильная подготовка  материально­технической  базы; методическое  обеспечение; Поиск и  разработка эффективных  уроков, отдельных методик, активирующих и  способствующих  творческому мышлению  учащихся. 2003 Эссе «Моя  педагогическая  философия»,  + 2003­ 2007 Сбор и создание  собственных  печатных и  интерактивных  заданий, наглядных  средств обучения,  разработок уроков. Активное  участие в  Интернет­ государстве  учителей  «публикация в  сборнике  тезисов и  материалов  учебно­ методических  проектов, плодотворное  общение с  коллегами­ информатикам и, творческие  результативные работы  учащихся,  контрольные срезы. Уточнение  методик,  доработка  программ. Систематизаци я информации,  разработка  комплексного  пособия. Выход на другие  предметы. 2010­ 2013 АРМ учителя.  Дистанционный курс  по Q­basik для  педагогов. Ведение  уроков. Сайт  разработке. Этап  реализации Активное применение  методик, активирующих и  способствующих  творческому мышлению  учащихся; отслеживание  промежуточных  результатов. 2008­ 2010 Творческие проекты  учащихся 2009­ 2010 Внесение дополнений корректировка  учебных планов. Обобщающий Проведение контрольных  срезов, тестов,  диагностических процедур;  при необходимости  корректировка программы.  обработка полученных  данных; соотнесение  полученных результатов с  планируемыми;  корректировка гипотезы;  оформление, описание  результатов;  Итоговый Применение наработанных  материалов в собственной  педагогической  деятельности;  распространение данной  программы (методики,  технологии) при наличии  запроса на нее; выбор  формы подведения итогов  (реферат, доклад, статья,  подготовка методического  пособия, разработка  рекомендаций, творческий  отчет); подведение итогов. План самообразования учителя физики  Хандожко Галины Валентиновны на 2013­20114 уч. год Форма и название мероприятия Направ ление работы сентябрь октябрь ноябрь Декабрь январь февраль март апрель май Подготовка  участников  олимпиад,  конкурсов.  Подготовка  учащихся к  промежуточно й аттестации. Участие в  олимпиадах,  конкурсах ,  телекоммуникац ионных проектах . Работа с  учащимися по  темам проектов Подготовка  творческого  отчёта о  проделанной  работе, Занятия  с учащимися по  проведению  проектной  деятельностиПо дготовка  учащихся к  аттестации. Разработка  планирования,  уроков, методик  проведения  отдельных  уроков.   Разработка  презентаций к  урокам и по  внеклассной  деятельности.  Подготовка  учащихся к  итоговой  аттестации. Участиеучащихся в заочном этапе  интернет­ олимпиады при  СПбГУ Внести дополнения к творческому  обобщению опыта  Участие учащихся  во всероссийском  молодежном  предметном  чемпионате Продолжение  координации  дистанционного  образования.  Подготовка  учащихся к  аттестации. Подготовка  учащихся к  промежуточно й аттестации. Подготовка  учащихся к  промежуточно й аттестации. я м е р в   е о н ч о р у е н в   о в   и и к и з и ф х а к о р у       а н   я с х и щ а ч у   и т с о н ь л е т я е д й о к с ь л е т а в о д е л с с и ­ о н ч у а н   и й о н т к е о р п         я и ц а з и н а г р О 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА 4.1. Основные понятия [3] Подход  – это ориентация учителя при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Системный   подход   к   построению   образовательного   процесса является   методической   ориентацией   в   деятельности,   при   которой   объект познания или преобразования рассматривается как система. «Система  –   выделенное   на   основе   определенных   признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». (Ильина Т.А. «Системно­структурный подход к организации обучения» М., 1972г. с.16) Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием   разнообразных   средств   есть   сущностная   характеристика педагогического процесса, протекающая в любой педагогической системе. Учебная   деятельность  –   процесс,   в   результате   которого   человек приобретает   новые   или   изменяет   существующие   у   него   знания,   умения   и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Обучение  –   совместная   учебная   деятельность   учащегося   и   учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся. Научение   –  факт   приобретения   человеком   новых   психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Мотивированность   обучения  –   личная   заинтересованность преподавателей в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал. Гибкость   обучения  –   это   умение   искать   и   при   необходимости использовать разные приемы и методы обучения, быстро переходя от одного к другому. Интеллект  – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности. Проблемная  ситуация  –  учебная   ситуация,   которая   содержит   в   себе какой­либо трудно разрешимый для учащихся вопрос. Творческое   мышление   –  мыслительные   процессы,   приводящие   к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Творческая активность  [15] в процессе обучения представляет собой   характеризующийся высший   уровень   познавательной   активности, стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая   активность   проявляется   в   готовности   учащихся   к самосовершенствованию,   самостоятельности   и   инициативе   в   ходе   решения учебно­творческих задач, в создании нового продукта деятельности.  4.2. Главные правила осуществления учебной деятельности [1] Закономерности   педагогического   процесса   находят   свое   конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах. Принципы отражают основные требования к организации педагогической деятельности,   указывают   ее   направление,   а   в   конечном   итоге   помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принцип коммуникативности (связи) Познать систему означает прежде всего изучить ее внутренние и внешние связи. Принцип структурности Благодаря   устойчивости   структуры   обеспечивается   целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Принцип управляемости и целенаправленности Цель   и   управление   следует   рассматривать   не   только   как   важнейшие элементы   социальных   систем,   но   и   как   системообразующие   факторы   их функционирования и развития. Принцип гуманистической направленности Реализация   этого   принципа   требует   подчинения   всей   образовательно­ воспитательной работы задачам формирования развитой личности. Принцип связи с жизнью и производственной практикой Практика   является   источником   познавательной   деятельности, единственным   объективно   правильным   критерием   истины   и   областью приложения результатов познания и других видов деятельности.  Принцип научности Является ведущим ориентиром при приведении  содержания образования в соответствие с уровнем развития накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип   преемственности,   последовательности   и   систематичности направлен   на   закрепление   ранее   усвоенных   знаний,   умений,   навыков, личностных   качеств,   их   последовательное   развитие   и   совершенствование. Требование   преемственности   предполагает   такую   организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок является логическим продолжением ранее проводимой работы, оно закрепляет   и   развивает   достигнутое,   поднимает   воспитанника   на   более высокий   уровень   развития.   На   практике   принцип   преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования намечается последовательность изучения отдельных   вопросов   темы,   отбирается   содержание,   намечается   система уроков и других форм организации педагогического процесса, планируется повторение, закрепление и другие формы контроля. Принцип   сознательности   и   активности  учащихся   в   педагогическом процессе.   Активность   личности   социальна   по   своей   природе,   это концентрированный   показатель   ее   деятельной   сущности.   Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний. Принцип доступности и посильности Обучение и воспитание школьников, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных,   отрицательно физических   и   нервно­эмоциональных   перегрузок, сказывающихся на их физическом и психическом состоянии. Принцип   учета   возрастных   и   индивидуальных   особенностей учащихся Эффективность   учебно­воспитательной   работы   снижается,   если предъявляемые   требования   и   организационные   структуры   отстают   от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности. Принцип   прочности   и   действенности   результатов   образования, воспитания и развития Реализация   этого   принципа   связана   с   деятельностью   памяти,   прежде всего   смысловой.   Только   увязывание   нового   с   ранее   усвоенным,   только введение   новых   знаний   в   структуру   личностного   опыта   обеспечивают   их прочность. Принцип   опоры   на   положительное   в   человеке,   на   сильные   стороны   его деятельности.   Если   положительные   стороны   характера,   деятельности, поведения школьника отмечают учителя, товарищи, то подросток старается стать лучше, сделать больше и качественнее и т.д. 4.3. Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста [10] Подростковый   возраст   традиционно   называют   переходным,   трудным, критическим.   Обычно   процесс   общего   интеллектуального   развития   детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как   личностей.   Главные   мотивационные   линии   этого   возрастного   периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Детей   данного   возраста   отличает   повышенная   познавательная   и творческая   активность,   они   стремятся   узнать   что­то   новое,   чему­то научиться, причем делать все по­настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы   в   развитии   своих   знаний,   умений   и   навыков.   Дети   в   данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности   знаний,   по   уровню   личностного   развития.   Этими   различиями определяется их дифференцированное  отношение к учебе. Это определяет избирательный   характер   отношения   к   школьным   предметам.   Одни   из предметов становятся более любимыми, интерес к другим снижается. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением   знаний,   с   формированием   нужных   умений   и   навыков, позволяющих   занимать   интересной   работой,   самостоятельным   творческим трудом. Центральное   новообразование   этого   возраста   –   возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя   взрослым,   у   него   огромная   потребность   в   признании   его   взрослости окружающими. Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Подросток  стремится к немедленному результату, и этот результат – источник новых  потребностей,  стимул новых стремлений к деятельности [11]. 5. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ Традиционные технологии (объяснительно­иллюстративные технологии  обучения) [3] Объяснительно­иллюстративные технологии –  технологии при  которых объяснение   учебного   материала   сопровождается   различными   визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью   органов   зрения.   Повышая   активность   зрительных   рецепторов, учитель   может   рассчитывать   на   более   высокое   усвоение   новой   темы. Современное преподавание   сочетает  также  интерактивные  средства  в виде презентаций,   флеш­анимации,   учебных   фильмов.   В   результате   грамотного применения   различных   иллюстративных   методов   усвоение   учебного материала повышается.    Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках физики   считаю   целесообразным   представлять   учебный   материал   в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки,   проекты,   мультфильмы,   видеофильмы   и   т.д.)   также   служат   в дальнейшем дидактическим средством при обучении. Воспитание   собственным   примером   считаю   необходимым   качеством учителя. Поэтому перед новым видом практической работы демонстрирую собственные работы или проекты:   Оформление различных объявлений  Оформление поздравительных медалей Педагогические технологии на основе личностной ориентации  педагогического процесса [14] Гуманно­личностная технология Целевые ориентации  Способствовать   становлению,   развитию   и   воспитанию   в   ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.  Облагораживание души и сердца ребенка.  Развитие и становление познавательных сил ребенка.  Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.  Идеал воспитания ­ самовоспитание. Особенности методики Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов. Пример "Сведение к человеку" (частный случай сравнения) Попытаться передать ученику информацию в необычной форме (сказка, быль и   т.д.), хотя текст учебника задан лишь на информационном уровне. Например, сформулировать цели урока в необычной форме. Пример «Разговор на бумаге» Ход:  На столах раскладывают несколько больших плакатов с написанным на каждом из них одним вопросом или началом одного предложения. Учащиеся ходят вокруг плакатов, читают вопросы и пишут на них ответы. Столы нужно поставить   так,   чтобы   учащиеся   имели   возможность   ходить   вокруг   них   и делать записи. Комментарий:  Этот метод побуждает учащихся к общей рефлексии, проделанной ими ранее   работы   и,   в   зависимости   от   вида   вопроса,   может   иметь   также   и развлекательный   характер.   Его   использование   помогает учителю   не   только узнать   о   настроении   класса,   но   и,   в   случае   необходимости,   получить   от учащихся   дельные   предложения   для   оптимизации   уроков   и   коррекции собственного поведения. Реквизит: Столы, плакаты, фломастеры.  Пример: метод стимулирования  Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся. Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор   становятся   предельно   простыми,   когда   их   сравниваем   с характеристиками   стиральной   машины­автомата:   загрузка   белья   – разрядность,   скорость вращения – тактовая частота; оперативную память – можно сравнить с камерой хранения в супермаркете.  «Педагогика сотрудничества» Педагогику   сотрудничества   надо   рассматривать   как   особого   типа «проникающую»   технологию,  являющуюся   воплощением   нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере   входящей   во   многие   современные   педагогические   технологии   как   их часть. Целевые ориентации  Переход от педагогики требований к педагогике отношений.  Гуманно­личностный подход к ребенку.  Единство обучения и воспитания. Особенности содержания и методики [9]  Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования   не   от   учебного   предмета   к   ребенку,   а   от   ребенка   к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.  Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Психологи   считают,   что   простая   передача   и   показ   "делай   как   я"   не развивают   мышления   учащихся.  Выдвигаются   разные   гипотезы,  но   все   они связывают развитие мышления с активной деятельностью. Игровая   форма   занятий   создается   на   уроках   при   помощи   игровых приемов   и   ситуаций,   которые   выступают   как   средство   побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Цели использования:  формирование познавательных мотивов обучения;   воспитание системного мышления учащегося, включающее целостное;  понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;   передача   целостного   представления   о   конкретной   учебной деятельности и её крупных фрагментах с учетом эмоционально­личностного восприятия;  обучение коллективной мыслительной и практической работе;  формирование   умений   и   навыков   социального   взаимодействия   и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;   воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;   обучение   методам   моделирования,   в   том   числе   математического, инженерного и социального проектирования.  Деловая   игра   [7]   —  метод   имитации   принятия   решений   руководящих работников   или   специалистов   в   различных   производственных   ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в   диалоговом   режиме,   при   наличии   конфликтных   ситуаций   или информационной   неопределенности   (Бельчиков   Я.   М.,   Бирштейн   М.   М., 1989). В   подростковом   возрасте   наблюдается   обострение   потребности   в создании   своего   собственного   мира,   в   стремлении   к   взрослости,   бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Игра   в   старшем   школьном   возрасте   имеет   нацеленность   на самоутверждение перед обществом, юмористическую окраску, стремление к розыгрышу, ориентацию на речевую деятельность. Педагогические игры По области деятельности Физические  Социальные Интеллектуальные Психологические Трудовые По характеру педагогического  процесса Обучающие, треннинговые,  контролирующие,обобщающие Познавательные, развивающие,  воспитательные Репродуктивные, продуктивные,  творческие Коммуникативные,  профориентационные,  Диагностические,  Психотехнические По игровой методике Предметные Деловые Имитационные Ролевые Сюжетные Физкультурные, спортивные,  военно­прикладные,  Туристические, Народные По предметной области Трудовые, технические,  производственные Физкультурные, спортивные,  Математические, физические,  экологические, химичесие,  Биологические военно­прикладные,  Туристические, Народные Обществоведческие,  управленческие, экономические,  Информатика Коммерческие По игровой среде Без предметов, с предметами Настольные,к Комнатные,  уличные, на местности Компьютерные, телевизионные,  ТСО Технические, со средствами  передвижения  Проблемное обучение [8] Сегодня   под  проблемным   обучением  понимается   такая   организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по   их   разрешению,   в   результате   чего   и   происходит   творческое   овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Организация   работы:   Проблемная   ситуация    проблема  поиск способов ее решения решение проблемы  выводы. Основные   психологические   условия   для   успешного   применения проблемного обучения:  проблематизация учебного материала;  активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);  связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Примером проблемного обучения может быть система логических задач (Приложение 3) Я делю проекты на обучающие и творческие. Первые проходят в рамках уроков,   как   зачетная   работа   по   теме.   Лучшие   результаты   таких   проектов храню в электронном виде, как примеры выполнения. "Творческие" ­ более продолжительные, работа над ними может длиться не один год, по мере роста ученика.   Стараюсь   темы   таких   проектов   согласовывать   с   интересами учащихся и своими личными так, чтобы потом можно было использовать их результаты на уроках. Ученикам ­ интересно, а для меня ­  экономия времени.  Удаётся   организовать   "разновозрастные"   проекты,   где   старшие сотрудничают и обучают младших. Такое общение учащихся очень полезно. Проект – не только обучение предмету. Это школа общения и школа жизни. Соблюдение сроков, требований заказчика, воспитание настойчивости – это немаловажный   итог   в   формировании   личностных   качеств   ребёнка   (см. электронное приложение к работе). Технологии   на   основе   эффективности   управления   и   организации учебного процесса  Технология перспективно­опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении Процесс   обучения   иногда   строится   на   использовании   опорных конспектов,   что   позволяет   сэкономить   время   на   уроке   для   закрепления изученного   материала,   углубления,   опережения,   для   развития   умений   и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На уроках я использую стенды, схемы, рисунки, таблицы.  Схемы   и   таблицы   (опорные   конспекты   –   Приложение_4)   позволяют быстрее   продвигаться   в   учении,   систематизировать   свои   знания,   развивать логическое   мышление   и   речь   учащихся.   Примером   могут   служить   также комментарии к практической работе (Приложение_5).  Использование   опорных   конспектов   на   уроке   позволяет   сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.   Цель   использования   таблиц   и   схем   –   оставить   наглядный   след   при первом объяснении материала.   Опорные   конспекты   не   заменяют   учебное   пособие,   а   дополняют   его, позволяя   наглядно   выделить   основные   понятия,   приемы   построения алгоритмов простейших задач, помогают учащимся в самостоятельной работе с учебными пособиями и при работе на ПК.  Опорные конспекты способствуют активному усвоению учащимися основ информатики, развитию у них логического мышления, компьютерной  грамотности и, что очень важно, побуждает интерес к информатике.  Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов [16] Дифференциация   в   переводе   с   латинского   «difference»   означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.  Дифференцированный подход в обучении – это: 1. Создание   разнообразных   условий   обучения   для   различных   школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2. Комплекс   методических,   психолого­педагогических   и организационноуправленческих   мероприятий,   обеспечивающих   обучение   в гомогенных группах. Специфика предмета информатики заключается в постоянном изменении содержания в связи со стремительным развитием технологии. Для того, чтобы следовать современному состоянию ИКТ многие авторы учебников пришли к необходимости   модульного   построения   курса.   Это   позволяет   легче обеспечивать   максимальное   усвоение   каждым   классом   современных информационных технологий.  По характерным индивидуально­психологическим особенностям детей на   уроках   информатики   в   Коелгинском   сельском   лицее   дифференциация осуществляется по возрастному составу. Первый ознакомительный уровень.  Опыт показывает, что начальные знания   и   навыки   по   информатике   и   по   ИТ   вполне   доступны   и   могут   с достаточной мотивацией предлагаться учащимся со 2 по 4 класс.  Второй уровень,  охватывающий минимальный набор знаний и навыков, достаточный для самостоятельного эффективного развития их в дальнейшем реализуется в 5­7 классах.  Третий   уровень,  обеспечивающий   предпрофессиональное   владение знаниями и навыками, предлагается в 8­9 классах.  Четвёртый   уровень  даёт   учащимся   возможность   получить профессиональные знания по физике.  Культурновоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам Особенности дифференциации по интересам Учебный   план   школы   предоставляет   ребенку   довольно   широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект   даёт   ребенку   возможность   выбора,   поиска   и   проявления   своей индивидуальности.   Каждый   предмет   позволяет   выявить   задатки   и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т.е. осуществить одну из  Поэтому   совершенно социально­педагогических   проб   личности. естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных   видов   дифференциации   по   интересам   (углубления,   уклоны, профили,   факультативы,   клубная   деятельность).   Дифференциация   по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития. Особенности содержания Если рассматривать информатику как развивающую науку, то на уроках информатики можно развивать следующие аспекты:  Обучение восприятию музыки,  игре на каком­либо инструменте, ознакомление   с   богатством   русской   национальной   и   мировой   музыкальной культуры. Например, при работе над проектом Лего учащимися составляются как простые, так и сложные музыкальные фрагменты для программ.  Обучение  изобразительному   искусству  (обучение   восприятию красоты природы, произведений изобразительного искусства, гармонии цвета, развитие чувства прекрасного, навыков рисования,  декоративного искусства, дизайна).   При   изучении   графического   редактора   на   вводной   лекции демонстрирую   шедевры   изобразительного   искусства,   дополняю     удачными примерами компьютерного рисунка. При обучении работе с презентациями даю возможность выполнить проекты на темы: «Музей мира», «Знаменитые картины   великих   художников»,   «Леонардо   да   Винчи:   художник   и изобретатель». Обязательно обсуждаем с учащимися особенности восприятия цветовых схем и дизайнерские решения при оформлении сайтов, презентаций.  Обучение  языковой культуре  (обучение  родному  и иностранным языкам,   культура   общения,   углубленное   изучение   человековедческих   и философских   знаний,   этики   и   эстетики,   знакомство   с   мировой художественной литературой, искусством театра и кино).   Нравственно­патриотическое воспитание  (знакомство с духовной культурой, с этикой, историей религии, мифологией, освоение нравственных богатств народа, военно­патриотическая подготовка). Чаще всего проекты на эту тематику учащиеся готовят во внеурочное время к урокам истории, МХК, при   подготовке   к   внеклассным   мероприятиям,   где   я   оказываю   им методическую помощь.  Обучение  экологической   культуре  (ознакомление   с   проблемами сохранения   природы,   среды   обитания   человека,   уникальной   человеческой куль туры. Воспитание любви к природе, углубленное изучение географии, биологии и химии). Результаты некоторых таких работ были отправлены на районный   и   областной   конкурсы   по   экологии.   Учащиеся   совместно   с учителями   информатики   и   биологии   оформляют   фотографии   к   проектам, сопроводительные документы и другие результаты исследований.  Обучение  физической   культуре  (воспитание   здорового   образа жизни,   правильного   отношения   к   своему   здоровью,   культ   физической красоты, занятия различными видами спорта, обучение основам медицинских и   психологических   знаний).   На   эту   тематику   учащиеся   заинтересованно изучают сайты и оформляют презентации на тему «Здоровый образ жизни».  Обучение   математической   культуре  (углубленные   занятия   по предметам математики, физики, химии, ознакомление с научными методами изучения   природы,   обучение   решению   количественных   задач   с   помощью компьютера).   Примером   могут   служить   задания   на   графическое   решение систем уравнений в электронных таблицах, программирование тестирующих программ по физике.  Изучение   прикладного   творчества  (овладение   современными прикладными   ремеслами­искусствами,   формирование   умений   и   навыков общей   культуры   труда).   Пример   –   освоение   дистанционного   курса «Ландшафтный дизайн», который мне  приходится координировать.  Технология индивидуализации обучения [14] Индивидуальное   обучение  ­  форма,   модель   организации   учебного процесса, при которой:  1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).  Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет   полностью   адаптировать   содержание,   методы   и   темпы   учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как   обучающегося,   так   и   учителя,   приспосабливать   их   к   постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.   Все   это   позволяет   ученику   работать   экономно,   постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.  Метод   проектов  ­   это   комплексный   обучающий   метод,   который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.  Коллективный и групповой способы обучения Коллективный   способ   обучения   –   это   технология   коллективного, группового,   парного,   индивидуального   обучения,   которая   включает   в   себя четыре   организационные   формы:   индивидуальную,   парную,   групповую   и коллективную.  В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. Недостатки классно­урочной системы:   сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;  ограниченность   возможности   работать   с   учеником,   имеющим высокие индивидуальные способности;   трудность   получения   своевременной   обратной   связи   об   уровне усвоения   учебного   материала   и   продвижения   в   умственном   развитии учащихся;   ориентация   учителя   на   ученика   среднего   уровня   возможностей   и подготовленности;   усреднение темпа прохождения учебного материала.  В каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности каждого, и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при   классно­урочной   системе   остается   неопределенным.   Учитель   должен стать   наставником,   консультантом,   организатором   учебной   деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов. Достоинствами технологии являются:   активность   каждого   ученика   в   постижении   передаче   знаний   в процессе обучения;   возможность   усвоения   учебного   материала   в   объеме   и   сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;   сотрудничество   учащихся,   коллективизм,   взаимное   обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;   демократический  стиль  общения: учитель­ученик,  ученик­ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.  Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой   обучение   осуществляется   путем   общения   в   динамических   парах, когда каждый учит каждого. Целевые ориентации:   усвоение ЗУН,   развитие   коммуникативных   качеств   личности   (СУД   –   способы умственных действий). Особенности методики КСО (коллективного способа обучения) в сравнении с ГСО (групповой способ обучения) по В.К. Дьяченко Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В.К. Дьяченко) ГСО КСО Организационные Чёткость, упорядоченность Говорит один Общение учащихся отсутствует Молчание, постоянное рабочее место Отсутствует  Говорят все Рабочий шум  Смена Дидактические  Обучает профессиональный педагог Весь материал сразу и для всех Мало самостоятельности Сотрудничество отсутствует Усвоение и применение разнесены Обучают ученики Разные темпы и материал Полная самостоятельность Сотрудничество – основа обучения Максимально приближены Развивающие Ученик­объект Уравниловка, усреднение  способностей детей Систематический характер обучения Не учатся выступать Не умеют объяснять Ученик­субъект+объект В соответствии с индивидуальными  особенностями Спонтанный характер Учатся рассуждать, убеждают,  доказывают Развитие педагогических  способностей Воспитательные Каждый работает на себя Отношения – неколлективистские На себя и на других Отношения ответственной  зависимости: колективистские Работа   организуется   так,   чтобы   весь   учебный   материал   был последовательно   проработан   сначала   в   позиции   ученика,   затем   в   позиции учителя. Работа в динамических парах Определение  целей  деятельности Инструктаж  (определение  правил  деятельности) Распределение  функций,  формирование  групп, пар Подведение  итогов  (тематические  зачёты) Текущий  контроль Индивидуаль ная помощь Участники:         ­ ученик;              ­ учитель;             ­ общественный актив  Компьютерные (новые информационные) технологии обучения [13] Компьютерные   технологии   развивают   идеи   программированного   открывают   совершенно   новые, обучения, технологические   варианты   обучения,   еще   не   исследованные   связанные   с   уникальными возможностями   современных   компьютеров   и   телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения ­ это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер (см. Электронное приложение) Особенности содержания Компьютерная   технология   основывается   на   использовании   некоторой   представлено формализованной   модели   содержания,   которое педагогическими   программными   средствами,   записанными   в   память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети. Особенности методики Компьютерные   средства   обучения   называют   интерактивными,   они обладают   способностью   «откликаться»   на   действия   ученика   и   учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Работа   учителя   в   компьютерной   технологии   включает   следующие функции:  Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).  Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).  Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный  «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера   достигаются   идеальные   варианты   индивидуального   обучения, использующие визуальные и слуховые образы.  Подготовка   компонентов   информационной   среды   (различные   виды учебного,   демонстрационного   оборудования,   сопрягаемого   с   ПЭВМ, программные средства и системы, учебно­наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса. Компьютерная поддержка урока — комплекс педагогических приёмов с использованием   компьютерной   техники,   направленных   на   повышение эффективности   обучения   и   облегчение   труда   педагога.   Компьютерная поддержка урока ­ один из аспектов компьютеризации образования. Компьютерная   поддержка   урока   может   быть   использована   в   рамках различных   учебных   курсов.   В   частности,   на   уроке   могут   использоваться видео­   и   анимационные   фрагменты­демонстрации   физических   явлений, классических   опытов,   технических   приложений   с   последующим   созданием учащимися   аналогичных   слайдов­иллюстраций.   Особую   ценность   в   этом отношении   представляет   компьютерные   проектные   среды,   позволяющие визуализировать абстрактные понятия из различных наук. Технологии на основе дидактического усовершенствования  и  реконструирования материала [3]  Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) В   соответствии   с   этой   педагогической   технологией,   знания,   новая информация   предъявляются   обучающимся   в   виде   так   называемых Укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на   основе   их   смысловых,   логических   связей   и   образующих   целостно усваиваемую единицу информации.  Учащимся предлагается:  изучать   одновременно   взаимно   обратные   действия   и   операции: сопоставлять   родственные   и   аналогичные   понятия:   сопоставлять   этапы работы   над   упражнением,   способы   решения,   например:   аналитическое   и программное   решения   системы   уравнений;   геометрическое   (в   электронных таблицах)   и   аналитическое   решение   системы   уравнений;   доказательство «рассуждением» и с помощью граф­схемы и т.п. Целевые ориентации  Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.  Создание   информационно   более   совершенной   последовательности разделов   и   тем   школьных   предметов,   обеспечивающее   их   единство   и целостность.  Реализация теории поэтапного формирования умственных действий Целевые ориентации  Эффективное усвоение программных ЗУН. Рассматриваемая   схема   организации   обучения   предусматривает,   что каждый   ученик   выполняет   своеобразные   тесты   ­  работу   с   конспектами.   В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый   ученик   получает   шанс   избавиться   от   недочетов   в   понимании объяснения. Носителями   тестов   являются  тетради   с   печатной   основой, интерактивные документы. Учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы   учитель   проконтролировал   каждый   шаг   работы   каждого   ученика. Контроль   на   всех   этапах   усвоения   ­   один   из   важнейших   компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок. Частнопредметные технологии [12] (ПТ на основе системы эффективных  уроков) Целевые ориентации Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД. Развитие способных детей. Хороший урок  ­ это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:  теоретический   материал   должен   даваться   на   высоком   уровне,   а спрашиваться – по способностям;  принцип   связи   теории   с   практикой:   учить   применять   знания   в необычных ситуациях;  принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей;   талант   учителя   ­   угадать   эти   возможности,   правильно определить степень трудности;  принцип  сознательности:  ребенок  должен  знать, что  он  проходит (в начале   изучения   темы   пролистывают   учебник,   устанавливают,   зачем   и   что будут изучать);  установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания:  принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;  мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами;  принцип наглядности (отработка умения наблюдать);  принцип оптимизации (выделение главного, учет времени). Особенности методики Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока:  создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;  экономное и целесообразное расходование времени урока;  применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;  формирование   и   тренинг   способов   умственных   действий   учащихся (СУД);  вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую   очередь,   самоуправляющих   механизмов   личности,   способствующих обучению (СУМ);  высокий положительный уровень межличностных отношений учителя учащихся;  объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН). Некоторые открытые уроки представлены в Приложении_7. Альтернативные технологии  Технология мастерских, близкие к ним — студии А. Н. Тубельского, погружения и цикловый метод В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать   способы   работы,   будь   то   естественнонаучное   исследование, текстологический   анализ   художественного   произведения,   исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства   в   керамике   или   батике   и   др.  Передавать   способы   работы,  а   не конкретные знания – очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании   личности, саморазвитию.   способной   к   самосовершенствованию, Целевые ориентации  Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно   саморазвиваться,   осознать   самих   себя   и   свое   место   в   мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «буду щего», которые затронут их самих.  Проделать   путь   от   культуры   полезности   к   культуре   достоинства (человек самоценен). Особенности методики Мастерская   ­   это   оригинальный   способ   организации   деятельности учеников   в   составе   малой   группы   (7­15   учеников)   при   участии   учителя­ мастера,   инициирующего   поисковый,   творческий   характер   деятельности учеников. При выполнении заданий дистанционного конкурса по физике учащиеся в составе   5   человек   измеряли   расстояние   с   помощью   Интернет­программы GoogleEarch,   оформляли   визитку   в   презентации,   разрабатывали   версии возможных путей передвижения вокруг света при современных возможностях транспортных   средств.   Таким   образом,   реализуя   межпредметные   связи   и творческий поиск, учащиеся погружались в научные исследования. Технологии развивающего  обучения  Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности В   современной   психолого­педагогической   науке   считается,   что творчество   –   понятие   условное,   может   выражаться   не   только   в   создании принципиально   нового,   не   существовавшего   ранее,   но   и   в   открытии относительно. Обобщенные творческие способности личности: самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; умение перенести ЗУН и СУД (способы умственных действий) в новую ситуацию; видение новой стороны в знакомом объекте  (альтернативное   мышление);   умение   комбинировать,  синтезировать ранее   усвоенные   способы   деятельности   в   новые   (синтетическое, комбинационное мышление). Межпредметные связи [6] Горизонтальные связи с другими предметами                               литература информатика физика информатика география география математика                                 информатика Русский язык Вертикальные связи (в рамках предмета)    Информатика Информационные  Программирование Интернет технологии Моделирование Логика, системы счисления Аппаратное обеспечен Внутрипредметные связи в учебном процессе играют немаловажную  роль, способствуют достижению образовательной, развивающей и  воспитательной целей обучения.  Физика Информатика Математика  Личностно ориентированное развивающее обучение [17] В   технологии   личностно­ориентированного   развивающего   обучения особое   значение   придается   такому   фактору   развития,   который   в традиционной   педагогике,   а   также   в   развивающих   системах   Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина   и   В.В.Давыдова   почти   не   учитывался,   игнорировался   ­  приобретенному   ребенком   до субъектному   опыту   жизнедеятельности, школы   в   конкретных   условиях   семьи,   социо­культурного   окружения,   в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017