Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Организация профилактической работы по предупреждению
правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный,
многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы
в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней
профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии
решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама
нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.
Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих
возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных
кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
В системе профилактической деятельности школы выделяют два
направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех
учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в
выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и
проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и
правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль
в предотвращении деформации личности растущего человека, которая
приводит к правонарушениям и преступлениям. Система работы по
профилактике правонарушений школы представляет собой совокупность
мероприятий
предупреждения
правонарушений среди несовершеннолетних:
обеспечивающих
профилактику
Обеспечение участников учебновоспитательного процесса нормативно
правовой базой;
Создание условий для качественного проведения мероприятий по
профилактике правонарушений:
Обеспечение полного охвата обучением детей школьного возраста;
Персональный контроль за посещением учебных занятий;
Организация правового всеобуча;
Организация летнего отдыха, оздоровления;
Организация досуга, занятости;
Взаимодействие всех служб школы:
психологической, методической, медперсонала.
социальнопедагогической,
Работа в школе по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних проводится в соответствии со следующими нормативно
правовыми документами:Основные законодательные и нормативноправовые акты по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
∙ Конвенция о правах ребенка
∙ Конституция Российской Федерации
∙ Законы Российской Федерации:
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об
образовании» от 13.01.1996г. №12ФЗ в редакции Федеральных законов от
16.11.1997г. №144ФЗ, от 20.06.2000г. №102ФЗ, от 7.08.2000г.№122ФЗ,
от27.12.2000г. №150ФЗ, от 30.12.2001г. №194ФЗ, от 13.02.2002г. №20ФЗ,
от 21.03.2002г. №31ФЗ, от 25.06.2002г. №71ФЗ, от 25.07.2002г. №112ФЗ,
от 24.12.2002г. №176ФЗ, от 10.01.2003г. №11ФЗ, от 7.07.2003г. №123ФЗ,
от 8.12.2003г. №169ФЗ, от 23.12.2003г. №186ФЗ, от 5.03.2004г. №9ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» от 6.10.1999г. №184ФЗ в ред. Федеральных законов от
29.07.2000г. №106ФЗ, от 08.02.2001г. №3ФЗ, от 07.05.2002г. №47ФЗ, от
24.07.2002г.№ 107ФЗ, от 11.12.2002г. №169ФЗ, от 04.07.2003г. №95ФЗ,
от 19.06.2004г.
внесенными Постановлениями
Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10П, от 12.04.2002г. №9П)
№53ФЗ,
с изм.,
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003г. №131ФЗ в ред. Федеральных законов от
19.06.2004г. №53ФЗ, от 12.08.2004г. №99ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998г. №124ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской
Федерации» от 7.07.2003г. № 111ФЗ
«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей» от 16.04.2001г. №44ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в
Российской Федерации» от 7.08.2000г. №122ФЗ (с изм. и доп. от
29.12.2001г.)
«О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской
Федерации» от 2.01.2000г. №32ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской
Федерации» от 27.06.1998г. №94ФЗ
«О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный
кодекс РСФСР» от 25.06.1998г. №90ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от
19.05.1995г. (с изм. и доп. от 24.11.1995г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996г., 21,
29.07.1998г., 17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)
Основной целью профилактической работы, проводимой в школе,
является создание, с одной стороны, социальных условий для
становления личности ребенка, находящегося в проблемной жизненной
ситуации, с другой создание условий для оздоровления педагогической
целесообразной среды, в которой живет и развивается этот ребенок.
Профилактическая работа с несовершеннолетними включает в себя:
Организационную работу, диагностическую работу, профилактическую работу
с обучающимися, профилактическую работу с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление
комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма,
наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с
картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе
жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных
отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений
подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья
обучающихся.Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно
профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с
девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно
профилактическая деятельность осуществляется через систему классных
часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она
способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном
поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление
неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей
оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение
семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний,
общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы и
Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, работе с
семьями, находящимися в социально опасном положении и группе риска.
Основными направлениями в работе школы по профилактике
правонарушений являются:
Информационнопропагандистское
Социальнопедагогическое
Коррекционнопсихологическое
Внеурочная занятость
Цель информационнопропагандистской деятельности заключается в
формировании правового сознания и навыков законопослушного поведения
всех участников учебновоспитательного процесса через
профилактические программы, направленные на формирование ценностей
ЗОЖ: в классных уголках имеются рубрики, направленные на рекламу ЗОЖ и
антитабачную и антиалкогольную пропаганду;
антинаркотические мероприятия;
занятия по правовому всеобучу для всех участников учебновоспитательного
процесса;
классные часы по формированию гражданственности и правовому
воспитанию;
Целью социальнопедагогического направления является усиление
взаимодействия СоциумШкола для более эффективного и продуктивного
сотрудничества в вопросах профилактики правонарушений. Данная цель
реализуется через: профилактические программы, направленные на формирование ценностей
ЗОЖ: в классных уголках имеются рубрики, направленные на рекламу ЗОЖ и
антитабачную и антиалкогольную пропаганду;
антинаркотические мероприятия;
занятия по правовому всеобучу для всех участников учебновоспитательного
процесса;
классные часы по формированию гражданственности и правовому
воспитанию;
Целью коррекционнопсихологического направления
является
индивидуальное психологопедагогическое сопровождение всех учащихся,
состоящих на всех видах учёта, а также профилактическая работа с
остальными учащимися. Данный вид деятельности реализуется через:
обучающие программытренинги активной психологической защиты;
профилактическую и коррекционную работу с учащимися, совершившими
правонарушения и прошедшими по сводкам ОВД по программе
индивидуального психологопедагогического сопровождения;
на учащихся, состоящих на учёте ГДН и ВШК, заведены индивидуальные
дневники наблюдений.
Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по
отдельным блокам и размещены в специальных папках.
В общеобразовательном учреждении документальноинформационная база,
регламентирующая организацию и осуществление профилактики
безнадзорности и правонарушений, может включать:
1) Законодательные и нормативноправовые документы, регламентирующие
деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений (см. раздел
«Нормативноправовые основы организации профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»).
2) Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения
и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушенийучащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты,
в том числе положение о школьном совете профилактики, о школьном
инспекторе по делам несовершеннолетних, должностные инструкции
специалистов, приказы, положения).
3) Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных),
направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации,
информация об их исполнении).
4) Информационноаналитические материалы по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы,
доклады, выступления).
5) Статистическая информация по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в школе,
охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних
дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе
учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений
здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в
социально опасном положении, банки данных:
несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД
не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия по
неуважительным причинам
учащихся, находящихся на внутришкольном педагогическом учете
многодетных семей
семей, имеющих одного родителя
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей
опекаемых детей и детей из патронатных семей
семей с низким материальным уровнем
детейинвалидов
Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и
6)
правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы
научнопрактических конференций, семинаров, методические разработки,
сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).7) Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля,
формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по
итогам контроля).
8) Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре,
административных и производственных совещаний, педагогических советов,
малых педагогических советов,
заседаний родительского комитета,
управляющего совета).
9) Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты
прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием,
рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и
исключению фактов нарушений законодательства).
10)Психологомедикопедагогическое сопровождение учащихся, находящихся
в социально опасном положении (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов,
диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их
индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и
др.).
11) Работа с родительской общественностью по предотвращению детской
безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и
протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).
12) Работа школьного совета профилактики (положение о совете, его состав,
протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).
13) Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих
учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям
о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по
индивидуальной работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник
(журнал) учета посещения уроков детьми и др.).
У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса,
содержащие информацию социального характера, личностные особенности
детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.
В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для
родителей.Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей,
протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном
учреждении и приняты за единый образец для всей школы.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной
педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привле
чением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может
осуществиться лишь в рамках обеспеченной эффективными технологиями
социальнопедагогической
личности
несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и
воспитательнопрофилактических
обеспечивающих
формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
перевоспитания
воздействий,
системы
Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и
на этой основе построить такую систему профилактической деятельности,
которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным
направлением в системе предупреждения преступности является комплексная
разработка
проблемы ранней профилактики правонарушений
несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних
можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее
окружение.