"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

  • Лекции
  • docx
  • 06.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Иконка файла материала Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.docx
Организация   профилактической   работы   по   предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних Профилактическая   работа   с   обучающимися   –   процесс   сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения  правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,   т.к.   ни   одна   другая   социальная   структура   не   в   состоянии решить   данную   задачу.   Исключение   составляет   семья,   однако   и   она   сама нередко   выступает   в   качестве   объекта   профилактической   деятельности. Основой ранней  профилактики   является создание  условий,  обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.         В   системе   профилактической   деятельности   школы выделяют два направления:  меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении   учащихся,   нуждающихся   в   особом   педагогическом   внимании,   и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.      Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в   предотвращении   деформации   личности   растущего человека,   которая приводит   к   правонарушениям   и   преступлениям.  Система   работы   по профилактике   правонарушений   школы   представляет   собой   совокупность мероприятий предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних: обеспечивающих     профилактику   ­ Обеспечение участников учебно­воспитательного процесса  нормативно­ правовой базой;   ­   Создание   условий   для   качественного   проведения     мероприятий   по профилактике правонарушений: ­  Обеспечение полного охвата обучением детей  школьного возраста; ­  Персональный контроль за посещением учебных занятий; ­  Организация правового всеобуча; ­ Организация летнего отдыха, оздоровления; ­ Организация досуга, занятости; ­   Взаимодействие   всех   служб   школы:  психологической, методической, медперсонала.  социально­педагогической,              Работа   в   школе   по   профилактике   правонарушений   среди несовершеннолетних проводится в соответствии со следующими нормативно­ правовыми документами:Основные   законодательные   и   нормативно­правовые   акты   по    профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  ∙ Конвенция о правах ребенка  ∙ Конституция Российской Федерации  ∙ Законы Российской Федерации:  ­ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12­ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997г.   №144­ФЗ,   от   20.06.2000г.   №102­ФЗ,   от   7.08.2000г.№122­ФЗ, от27.12.2000г. №150­ФЗ, от 30.12.2001г. №194­ФЗ, от 13.02.2002г. №20­ФЗ, от 21.03.2002г. №31­ФЗ, от 25.06.2002г. №71­ФЗ, от 25.07.2002г. №112­ФЗ, от 24.12.2002г. №176­ФЗ, от 10.01.2003г. №11­ФЗ, от 7.07.2003г. №123­ФЗ, от 8.12.2003г. №169­ФЗ, от 23.12.2003г. №186­ФЗ, от 5.03.2004г. №9­ФЗ  ­ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных   органов   государственной   власти   субъектов   Российской Федерации»   от   6.10.1999г.   №184­ФЗ   в   ред.   Федеральных   законов   от 29.07.2000г. №106­ФЗ, от 08.02.2001г. №3­ФЗ, от 07.05.2002г. №47­ФЗ, от 24.07.2002г.№ 107­ФЗ, от 11.12.2002г. №169­ФЗ, от 04.07.2003г. №95­ФЗ, от   19.06.2004г.   внесенными   Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10­П, от 12.04.2002г. №9­П)    №53­ФЗ,   с   изм., ­ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»   от   06.10.2003г.   №131­ФЗ   в   ред.   Федеральных   законов   от 19.06.2004г. №53­ФЗ, от 12.08.2004г. №99­ФЗ  ­   «Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   Российской   Федерации»   от 24.07.1998г. №124­ФЗ  ­  «Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120­ФЗ  ­ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы   профилактики   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних»   и   другие   законодательные   акты   Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111­ФЗ  ­   «О   государственном   банке   данных   о   детях,   оставшихся   без   попечения родителей» от 16.04.2001г. №44­ФЗ­   «О   порядке   установления   размеров   стипендий   и   социальных   выплат   в Российской   Федерации»   от   7.08.2000г.   №122­ФЗ   (с   изм.   и   доп.   от 29.12.2001г.)  ­   «О   внесении   дополнений   в   статью   123   Семейного   кодекса   Российской Федерации» от 2.01.2000г. №32­ФЗ  ­   «О   внесении   изменений   и   дополнений   в   Семейный   кодекс   Российской Федерации» от 27.06.1998г. №94­ФЗ  ­   «О   внесении   изменений   и   дополнения   в   ст.8   Федерального   Закона   «О дополнительных   гарантиях   по   социальной   защите   детей­сирот   и   детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17­ФЗ  ­   «О   дополнительных   гарантиях   по   социальной   защите   детей­сирот   и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159­ФЗ  ­   «О   внесении   изменений   и   дополнений   в   Гражданский   процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998г. №90­ФЗ  ­   «О   государственных   пособиях   гражданам,   имеющим   детей»   от 19.05.1995г.  (с изм.  и доп.  от  24.11.1995г.,  18.06., 24.11,  30.12. 1996г., 21, 29.07.1998г., 17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)           Основной   целью профилактической   работы, проводимой в школе, является   создание,   с   одной   стороны,   социальных   условий   для становления личности  ребенка,   находящегося в проблемной  жизненной ситуации, с другой ­ создание условий для оздоровления педагогической целесообразной среды, в которой живет и развивается этот ребенок. Профилактическая   работа   с   несовершеннолетними   включает   в   себя: Организационную работу, диагностическую работу, профилактическую работу с обучающимися, профилактическую  работу с родителями. Организационная   работа  направлена   на   разработку   и   осуществление комплекса   мероприятий   по   профилактике   правонарушений,   алкоголизма, наркомании,   токсикомании,   осуществление   систематической   работы   с картотекой обучающихся «группы риска». Диагностическая   работа  предполагает   создание   банка   данных   об   образе жизни   семей   обучающихся,   о   положении   детей   в   системе   внутрисемейных отношений,   выявление   негативных   привычек   подростков,   взаимоотношений подростков   с   педагогами   школы,   организацию   мониторинга   здоровья обучающихся.Профилактическая работа со школьниками  включает предупредительно­ профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным   поведением   и   детьми   «группы   риска»   Предупредительно­ профилактическая   деятельность   осуществляется   через   систему   классных часов,   общешкольных   мероприятий,  с  помощью   индивидуальных   бесед.  Она способствует   формированию   у   обучающихся   представлений   об   адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.  Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного   резерва   семейного   воспитания,   нахождение   путей оптимального   педагогического   взаимодействия   школы   и   семьи,   включение семьи   в   воспитательный   процесс   через   систему   родительских   собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы и Совета   по   профилактике   правонарушений   несовершеннолетних,   работе   с семьями, находящимися в социально опасном положении и группе риска.   Основными   направлениями   в   работе   школы   по   профилактике          правонарушений являются:  Информационно­пропагандистское  Социально­педагогическое  Коррекционно­психологическое  Внеурочная занятость Цель информационно­пропагандистской деятельности заключается в формировании   правового   сознания   и   навыков   законопослушного   поведения всех участников учебно­воспитательного процесса через   ­ профилактические программы, направленные на формирование ценностей ЗОЖ: в классных уголках имеются рубрики, направленные на рекламу ЗОЖ и антитабачную и антиалкогольную пропаганду;  ­ антинаркотические мероприятия;  ­ занятия по правовому всеобучу для всех участников учебно­воспитательного процесса;   ­   классные   часы   по   формированию   гражданственности   и   правовому воспитанию; Целью   социально­педагогического   направления  является   усиление взаимодействия   Социум­Школа   для   более   эффективного   и   продуктивного сотрудничества   в   вопросах   профилактики   правонарушений.   Данная   цель реализуется через:­   профилактические   программы,   направленные   на   формирование   ценностей ЗОЖ: в классных уголках имеются рубрики, направленные на рекламу ЗОЖ и антитабачную и антиалкогольную пропаганду;  ­ антинаркотические мероприятия;  ­ занятия по правовому всеобучу для всех участников учебно­воспитательного процесса;   ­   классные   часы   по   формированию   гражданственности   и   правовому воспитанию; Целью   коррекционно­психологического   направления  является индивидуальное   психолого­педагогическое   сопровождение   всех   учащихся, состоящих   на   всех   видах   учёта,   а   также   профилактическая   работа   с остальными учащимися. Данный вид деятельности реализуется через:  ­ обучающие программы­тренинги активной психологической защиты;   ­ профилактическую и коррекционную работу с учащимися, совершившими правонарушения   и   прошедшими   по   сводкам   ОВД   по   программе индивидуального психолого­педагогического сопровождения; ­ на учащихся, состоящих на учёте ГДН и ВШК, заведены индивидуальные дневники наблюдений. Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Все   документы   по   профилактике   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних   должны   быть   систематизированы,   распределены   по отдельным блокам и размещены в специальных папках.  В   общеобразовательном   учреждении   документально­информационная   база, регламентирующая   организацию   и   осуществление   профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:  1)   Законодательные   и   нормативно­правовые   документы,   регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений (см. раздел «Нормативно­правовые   основы   организации   профилактики   безнадзорности   и правонарушений несовершеннолетних»).  2) Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и   отражающие   вопросы   профилактики   безнадзорности   и   правонарушенийучащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в   том   числе   положение   о   школьном   совете   профилактики,   о   школьном инспекторе   по   делам   несовершеннолетних,   должностные   инструкции специалистов, приказы, положения).  3) Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных   на   решение   проблем   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних   (тексты   программ,   приказы,   планы   их   реализации, информация об их исполнении).  4) Информационно­аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).  5)   Статистическая   информация   по   профилактике   безнадзорности   и правонарушений  несовершеннолетних (общее  количество  учащихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел   о   преступлениях   и   правонарушениях   несовершеннолетних,   в   том   числе учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения,   социальной   защиты   о   детях   и   семьях,   находящихся   в социально опасном положении, банки данных:  ­ несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД  ­не   обучающихся   и   систематически   пропускающих   учебные   занятия   по неуважительным причинам  ­учащихся, находящихся на внутришкольном педагогическом учете  ­многодетных семей  ­семей, имеющих одного родителя  ­детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  ­опекаемых детей и детей из патронатных семей  ­семей с низким материальным уровнем  ­детей­инвалидов    Методическое   обеспечение   профилактики   безнадзорности   и 6) правонарушений   (методические   рекомендации,   сборники,   статьи,   материалы научно­практических   конференций,   семинаров,   методические   разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).7)   Внутришкольный   контроль   по   профилактике   безнадзорности   и правонарушений   несовершеннолетних   (график   контроля,   объекты   контроля, формы   контроля,   программы   контроля,   аналитические   справки,   приказы   по итогам контроля).  8)   Протоколы   совещаний   по   вопросам   профилактики   безнадзорности   и правонарушений   несовершеннолетних  (протоколы   совещаний  при   директоре, административных   и   производственных   совещаний,   педагогических   советов, малых   педагогических   советов,   заседаний   родительского   комитета, управляющего совета).  9)   Выполнение   предписаний   надзорных   органов   (предписания   и   протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации,   планы   мероприятий,   приказы   по   устранению   недостатков   и исключению фактов нарушений законодательства).  10)Психолого­медико­педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов, диагностические   материалы,   дела   на   детей,   нуждающихся   в   поддержке,   их индивидуальные   образовательные   маршруты,   рекомендации   специалистов   и др.).  11)  Работа   с   родительской   общественностью   по   предотвращению   детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).  12)  Работа школьного совета профилактики (положение о совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).  13)  Система   учета   не   обучающихся   детей,   систематически   пропускающих учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям о   пропусках   уроков,   отчеты   классных   руководителей,   материалы   по индивидуальной   работе   с   каждым   таким   учеником,   отчеты   школы,   дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.).  У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие   информацию   социального   характера,   личностные   особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.  В   планы   воспитательной   работы   должны   быть   включены   мероприятия   по профилактике   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних   для родителей.Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.  Главная   роль   в   решении   этой   острейшей   проблемы   отводится   социальной педагогике,  хотя,  конечно,   решить   ее   можно   только   комплексно,  с   привле­ чением   всех   сил   общества.   Однако   интеграция   усилий   общества   может осуществиться   лишь   в   рамках   обеспеченной   эффективными   технологиями социально­педагогической личности несовершеннолетнего   посредством   последовательных   педагогических   и воспитательно­профилактических обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.  перевоспитания воздействий,     системы       Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на   этой   основе   построить   такую   систему   профилактической   деятельности, которая   обеспечила   бы   постепенное   сокращение   преступности.   Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка   проблемы   ранней   профилактики   правонарушений несовершеннолетних.   Предупредить   правонарушение   несовершеннолетних можно,   если   к   профилактической   работе   привлечь   семью,   ближайшее окружение.