Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
Взрослым
24.01.2018
Говорить о работе с одаренными детьми сегодня очень важно. Ведь зачастую мы, учителя, недолго сомневаясь, вносим в список «одаренных» имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку… Но если признаться, то найти «одарённого» именно по своему предмету очень сложно.
Учительское счастье.doc
Учительское счастье.
Направление « Организация работы с детьми,
проявившими признаки одаренности».
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из ученических побед!
А. Дементьев.
Левенко Светлана Геннадьевна,
учитель русского языка и
литературы
МОУ Юговской средней
общеобразовательной школы.
Говорить о работе с одаренными детьми сегодня очень важно. Ведь зачастую
мы, учителя, недолго сомневаясь, вносим в список «одаренных» имена самых
сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на
очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одарёнными у
нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по
иностранному языку… Но если признаться, то найти «одарённого» именно по
своему предмету очень сложно.
Задача учителя, на мой взгляд, не в том, чтобы выявить, кто одарён больше,
кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости
детей. Каждый ребенок, на мой взгляд, талантлив, но талантлив посвоему. Но
как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру
божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот
интерес? Решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому
процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и
творцами. Само желание заниматься творческой деятельностью свидетельствует
об одарённости.
Я уверена, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует
проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти
положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень
небольших, способностей. Как сказал В. Астафьев: «Ребенок, испытавший
радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем
ребенок, подражающий актам других».
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе
обучения дети должны научиться вырабатывать потребность развивать свои
природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется поразному, у когото
– в большей степени, у когото – в меньшей, нужно только увидеть зернышко
будущего чуда и создать условия для его роста. Ведь если у ребенка есть хоть
1
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа малейшие творческие способности, ему будет гораздо легче учиться, трудиться,
строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. И моя
задача как учителя создать условия для их проявления и развития.
Опыт работы в школе показал, что невозможно плодотворно изучать русский
язык и литературу без вовлечения учащихся в творческий процесс освоения
предмета. Невозможно научить ученика мыслить и действовать вне атмосферы
творческого поиска. Моя задача – постоянно поддерживать интерес к своему
предмету, призвать этот интерес в союзники, «заразить» жаждой знаний,
пробудить творческую активность.
Мои воспитанники активно участвуют в различных образовательных
событиях муниципального, регионального и всероссийского уровнях. За
последние годы наблюдается позитивная динамика участия и результативности
обучающихся в Молодёжных чемпионатах по русскому языку и литературе, в
«Русском медвежонке» и т.д.
творческой,
исследовательской,
Подобные конкурсы создают условия для формирования интереса к
интеллектуальной
познавательной,
деятельности обучающихся, для практического освоения информационных
технологий обучающимися, что очень важно в современном мире. Участие в
конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному
подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению
всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою
деятельность. Задания вызывают небольшое затруднение у ребенка, заставляют
его думать, размышлять, искать нужную информацию в разных источниках, тем
самым приучая его трудиться. А это значит, у ребенка формируются
универсальные учебные действия, в том числе, конечно, познавательные. Ведь
задания в основном составлены на проверку и развитие логического мышления,
установление причинноследственных связей, осуществления сравнения,
классификации, аналогии, анализа объектов и синтеза.
Особенно мне интересны детские творческие работы – этот замечательный
материал для многосторонней, аналитической работы. Детское сочинение – это
своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством
сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского
сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли
ребенка, свежесть восприятия им каких либо явлений. Поэтому необходимо
дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность.
В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям как средству развития
творческих задатков учащихся. Участие в конкурсах творческих работ дает мне
возможность вести с ребятами работу в различных направлениях. Только в 2013
2014 учебном году мои воспитанники приняли участие в конкурсах по
следующим направлениям:
экологическое воспитание учащихся (сопровождение
в краевом
экологическом конкурсе «Чистая вода»; во Всероссийском конкурсе «Зеленая
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
2
планета» в номинации «Жизнь леса и судьба людей» (литературный конкурс); в
районном экологическом конкурсе «Экология. Творчество. Молодежь.» в
номинации «Литературное творчество»);
работа по пропаганде здорового образа жизни (участие в районном
фестивале «Альтернатива», в номинации «В шаге от бездны»);
работа в сфере гражданского образования и избирательного права среди
учащихся (участие в краевом молодежном фестивале «Мы выбираем будущее» в
номинации «Завтра начинается сегодня»);
работа по правилам безопасности дорожного движения (участие в
конкурсе «Внимание: дети!», письмо водителю);
участие в конкурсе литературножурналистского творчества школьников
посвященного памяти пермского журналиста Валерия
«Вдохновение»,
Дементьева;
привлечение молодежи к проблемам пожилого поколения и совместной
деятельности при подготовке творческих работ (участие в конкурсе
«СТАРОСТЬ — В РАДОСТЬ» в рамках совместной деятельности с
муниципальным Музеем истории Пермского района);
участие в конкурсе «Рабочийэто звучит гордо!»;
патриотическое воспитание (участие в конкурсе «Я не видел войны, не
помню» в рамках совместной деятельности с муниципальным Музеем истории
Пермского района);
формирование социально значимых патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;
(участие в краевом конкурсе исследовательских краеведческих работ учащейся
молодежи «Отечество»).
Тематика конкурсных работ очень разнообразна, что позволяет каждому
моему ученику сделать выбор по душе. Не остаются без внимания и дети из
неблагополучных семей, дезадаптационные дети и дети группы риска, с низким
уровнем воспитанности. Эти дети также активные участники конкурсов,
мероприятий.
Работа над сочинением предоставляет учителю больше возможности
«открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум. Главное условие
удачной работы – вызвать у детей интерес к предложенной теме (она должна для
ребёнка стать «своей», а не навязанной со стороны учителя), желание написать
сочинение самостоятельно. Мне остаётся только дать лишь несколько
«ключиков»подсказок, которые помогут справиться с заданием.
Правда,
некоторые творческие работы (согласно положению) дети могут выполнять с
помощью родителей.
Такие мероприятия не только развивают
интеллектуальные способности ребенка, но и способствуют сплочению семьи.
Развитие ребенка – это постоянный процесс. Задания, которые ученик в этот раз
выполнит с помощью родителей или учителя, в следующий раз выполнит
самостоятельно.
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
3 Знания, полученные во время работы над содержанием конкурсов,
обучающиеся применяют на последующих уроках. Даю детям возможность на
уроках русского языка и литературы зачитывать свои работы. В таком случае и
сами обучающиеся, и их одноклассники видят пользу той информации, с
которой работали конкурсанты.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет всем
моим ученикам принимать участие во всех видах творческой деятельности. И
здесь нам есть чем гордиться. Мои ученики – не только активные участники, но
и победители различного вида конкурсов (смотри приложение). Активное
участие обучающихся во внеурочной деятельности, их трудолюбие и
целеустремленность приводят к заслуженным победам.
Ребенку важен
результат: участвовал, трудился – получил в награду диплом или другой
документ, который вызовет у него гордость и радость. Успех окрыляет ребят, у
них вырастает самооценка, интерес к углубленному изучению предмета.
Я уверена, что веду детей по правильному пути, ведь я хочу помочь
каждому ребенку открыть чудо собственного «Я», поновому взглянуть на мир,
научиться ладить с этим миром, понимать, слышать, уважать равного себе.
Достижению положительных результатов в учебной и воспитательной работе
способствует созданный мной в классном коллективе благоприятный
психологический климат: отношения построены на доброжелательных началах,
наблюдается атмосфера товарищества, взаимопомощи, каждый ребенок
чувствует себя комфортно. Поддержание доброжелательной обстановки
позволяет детям испытывать чувство успеха.
Счастье учителя – видеть, как под твоим началом идёт человек в рост, как
воплощается в нём твоя мысль, энергия. Результат своей деятельности я вижу в
росте интереса к моему предмету, в творческой активности учащихся на уроках
и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной
активности, стабильности результатов обучения. Я проанализировала свою
работу за год и увидела положительную динамику не только количества
желающих участвовать в конкурсах, но и положительную динамику заслуженных
побед. В 20122013 учебном году у нас было 13 побед в различных конкурсах
муниципального уровня, а в 20132014 учебном году – 18 побед муниципального
уровня и 3 победы в конкурсах краевого уровня. Также я считаю, что
проводимая мною работа влияет непосредственно и на успеваемость учащихся.
В 20132014 учебном году среди моих учеников в конкурсах принимали участие
в основном учащиеся уровня ООО (67 классы) и 10й класс, в котором я к тому
же являюсь классным руководителем. Результаты окончания учебного года
показали, что именно у учеников этих классов качество знаний выше, чем у
других: по русскому языку 6й класс – 52%, 7 класс – 48%, 10й класс – 60%; по
литературе 6й класс – 76%, 7й класс – 72%, 10й класс70%.
На выпускных экзаменах все мои ученики справляются с частью С, то есть
все приступают к сочинению, набирая при этом количество баллов, близкое к
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
4 норме, норму. В прошлом учебном году сбылась моя заветная мечта ученица 9
класса по результатам ГИА по русскому языку набрала 100 баллов. Опять же
есть над чем работать – впереди 11 класс. С этого учебного года вернули
выпускное сочинение в 11 классе, так что с уверенностью могу сказать, что все
годы мы к нему готовились.
Работу по вовлечению детей в творческий процесс я провожу не только
как учитель предметник, но и как классный руководитель. Например, ученик
моего 11 класса Кочеров Дмитрий – участник и победитель всевозможных
конкурсов муниципального, краевого и всероссийского уровней, на сегодняшний
день учится на «отлично» по всем предметам.
А сегодня я получила радостную весть: мой ученик 7 класса Кобелев
Максим победил в конкурсе сочинений «Рабочий это звучит гордо!» (конкурс
проводился весной), в сочинении он написал о своем папе строителе. Работу
ученика напечатают в журнале от Центра Занятости Населения Пермского
района. Счастлив Максим, счастлив папа, счастлив учитель.
Вот оно – учительское счастье! Как сказал А.Дементьев:
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из ученических побед!
На протяжении многих лет стараюсь собирать лучшие творческие работы
учащихся. Подобная практика позволяет наблюдать за их творческим ростом,
видеть перспективы дальнейшего развития. Когда в нашей школе проходит
традиционное мероприятие для учителей, учеников и родителей «День науки и
творчества» (творческий отчёт школы за текущий год) я оформляю выставку
лучших работ своих учеников, которыми я горжусь.
Конечно, для учителя подготовка учеников к любому конкурсу – от
школьного до всероссийского – является дополнительной нагрузкой. Но все
трудности забываются, когда видишь радость в глазах детей, поверивших в свои
силы и добившихся определённых успехов. Эта работа, я уверена, способствует
и творческому росту и самого учителя.
Так давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых
ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных!
Эммануил Ильенков както сказал: «Каждый ребёнок есть однажды
случающееся чудо!», и я считаю, что каждый ребёнок талантлив посвоему,
только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо
любить каждого ребёнка:
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Считаю, что мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика
любого уровня интеллектуального развития.
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
5 Приложение
Наши достижения за 20132014 год:
Название
конкурса
Уровень
конкурса
Участники
Результат
Внимание!Дети!
муниципальный Кустова Виктория, 7
Диплом за I место
Старостьв
радость
класс
Пантелеева
Людмила, 8 класс
Диплом за II место
муниципальный Финько Александра,
Диплом за I место
6 класс
Киршина Анна, 6
класс
Грамота
Гнездилова Дарья, 6
класс
Кобелев Максим, 6
класс
Кустова Виктория, 7
класс
Еремина Дарья, 9
класс
Диплом за II место
Диплом за 1 место
Диплом за 1 место
Диплом за 2 место
XXII конкурс
муниципальный Кустова Виктория (4 Диплом (на край)
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
6 начинающих
авторов памяти
пермского
журналиста
Валерия
Дементьева
XXII конкурс
начинающих
авторов памяти
пермского
журналиста
Валерия
Дементьева
Международный
чемпионат по
литературе
Международный
чемпионат по
русскому языку
Международный
чемпионат по
русскому языку
Конкурс
исследовательских
краеведческих
работ учащейся
молодёжи
«Отечество»
работы), 7 класс
Финько Александра,
6 класс
Диплом (на край)
край
Финько Александра,
6 класс
Грамота победителя
муниципальный
муниципальный
край
краевой
Кутьенкова
Анастасия, 10 класс
Диплом победителя
Бушуева Наталья, 9
класс
Лаврентьева
Елизавета, 7 класс
Диплом победителя
Диплом 1 степени
Кобелев Максим, 6
класс
сертификат
Назаров Сергей, 6
класс
Гневашева Ольга, 7
класс
сертификат
сертификат
Чистая вода
муниципальный Гнездилова Дарья, 6
класс
Кустова Виктория, 7
класс
Диплом 1 степени (
на край)
Грамота
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
7 Чистая вода
краевой
Гнездилова Дарья, 6
класс
Грамота победителя
Фестиваль,
посвященный
пропаганде
здорового образа
жизни
«Альтернатива»
муниципальный Бушуев Александр,
Диплом за 3 место
8 класс
Кустова Виктория, 7
класс
Гнездилова Дарья, 6
класс
Диплом за 1 место
Диплом за 2 место
«Где на Руси жить
хорошо!»
муниципальный Кустова Виктория, 7
Диплом за 1 место
класс
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
8
Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Организация работы с детьми, проявившими признаки одаренности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.