В материале приводятся основные разделы работы с одаренными детьми. Какими компетентностями должен обладать педагог, модель выявления и поддержки одаренных детей на уровне образовательной организации, работа на уроках и индивидуальная работа с детьми, система поощрения на уровне ОО, работа с родителями одаренных детей.
на сайт.docx
Организация работы с одаренными детьми.
Максимова Нина Петровна, учитель химии МОУ «СОШ» пст. Якша
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к теме одаренности, к проблемам
обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для
работы с ними. Объем научной информации в активе человечества столь велик, что учащийся не
в состоянии ее усвоить. Таким образом, научить учиться является основной задачей
образования. Главное, что может дать образовательная организация своим ученикам – это
творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической
деятельности. В этом случае педагог является, организатором учебного процесса, выбирая
способы и средства обучения, создавая условия для успешного самоизменения учащихся и
помощником, товарищем на пути познания, выступая носителем культурных ценностей
общества.
Для развития способностей, нужен творчески работающий педагог,
обладающий
определенными компетенциями.
Учитель должен уметь:
учиться вместе с учащимися
планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся
включать учащихся в разнообразные виды деятельности
«сценировать» учебный процесс, включая учащихся в разные виды деятельности
оценивать достижения учащихся при помощи соответствующих критериев
определять наиболее подходящий учебный материал или деятельность для учащегося
владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность
и руководить ею
владеть исследовательским мышлением, уметь организовать работу учащихся и
руководить ею
вести занятия в режиме диалога и дискуссии
владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
В основе разработки Модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в
образовательном процессе лежит идея о том, что одаренный ребенок – это увлекающийся
мотивированный ребенок. Предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи
многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая
часть детей.
В ОО за основу принята идея – концепция человеческого потенциала, согласно которой,
одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
1) интеллектуальные способности;
2) креативность (творческий потенциал);
3) настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу, необходимо помогать учащимся
видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ
самореализации и самосовершенствования).
Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. На своих уроках не только
закладываю базовые знания по предмету, но и создаю условия для развития и проявления
детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий (уровневая дифференциация, проблемное обучение, укрупнение дидактических
единиц, информационнокоммуникативные, учебноисследовательская) и педагогических
приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация
заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый
инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий
арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной
сложности.
Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Для таких учащихся необходимым
является индивидуальный, личный контакт с учителем, наставником. Для этого использую
обогащение материала (включаю занятия на тренировку памяти, наблюдательности, способности
оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать, синтезировать, классифицировать,
выполнять другие мыслительные операции).
Для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны
учителяпредметника, но и образовательной организации в целом. Материальнотехническая
база; педагоги, которые обладают определенными педагогическими способностями, знаниями,
умениями; организация предметных кружков и факультативов; повышение квалификации
педагогов; создание финансовых условий для участия в конкурсах различного уровня.
Поддержка одаренных учащихся через введение системы поощрения их достижений
(общешкольное мероприятие «Дом, в котором мы живем», где чествуют «Ученика года»,
«Спортсмена года», «Активиста года»; общешкольные линейки по итогам мероприятий).
Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться
только работой ОО. Одаренность ребенка, как правило, родители замечают первыми, хотя это не
всегда легко сделать, так как не существует определенного стереотипа одаренности – каждый
ребенок проявляет свои способности по своему. Поддержка и поощрение родителей на уровне
ОО («Дом, в котором мы живем»); информационная среда (классные, общешкольные
родительские собрания, публичный отчет), совместные проекты разнообразной тематики,
возможность оказать спонсорскую помощь.
Включение в рабочие учебные программы по предметам различных форм организации
деятельности (экскурсии, конференции, диспуты, «круглые столы», общественно полезные
практики и т.д.).
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен.
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.
Работая с одарёнными детьми очень важно, рядом с ребенком в нужный момент оказался умный,
внимательный наставник, который бы помог ребёнку освоить свой дар, поспособствовал бы
развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.
Организация работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.