Организация работы с родителями

  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности
Иконка файла материала Организация работы с родителями.doc
Организация работы с родителями Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность  ребенка формируется в семье. Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных  процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к  учащимся, учета их индивидуальных особенностей. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и  сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение  главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Из чего складывается сотрудничество с родителями: – Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или  дочь – самые лучшие дети в мире. – Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии  к его личности. – Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы. – Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома. – Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и  успехах, продвижении в развитии ребенка. – Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению. – Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их  педагогической культуры. – Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего  развития индивидуальности ребенка. – Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так  и вне ее. – Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете  единомышленниками. – Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного  потенциала семьи. Основные способы общения родителей и педагогов:1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч,  консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами,  родительские университеты. 2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с  учителями или получить консультацию. 3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты. 4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с  родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними  исследовательский проект. 5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе. 6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники,  интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.). 7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и  детей; дети – для родителей и учителей). 8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической  принадлежности родителей. Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс: – дни творчества детей и их родителей; – открытые уроки и внеклассные мероприятия; – помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально­ технической базы школы; – родительское общественное патрулирование; – шефская помощь; – участие родителей в работе Совета школы. Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует  следующие цели: 1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений,  происходящих с детьми. 2. Консультативная – совместный психолого­педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная  – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями,  опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат: ­ в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе,  престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу; ­ в среднем и старшем звеньях – сформированность пони мания сильных и слабых сторон  ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в  саморазвитии. Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики. Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с  родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и  формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим.  Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и  касаться развития ребенка в учебно­воспитательном процессе. Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений.  Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на  педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно  извещаются. Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и  оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные  реакции и т. п. Содержание, формы и методы работы с родителями I. Повышение психолого­педагогических знаний родителей. 1. Психолого­педагогический лекторий: ∙ психолого­педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1, 5 классы); ∙ развитие познавательных процессов (2–3 классы); ∙ трудности подросткового возраста (6–8 классы); ∙ формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих  первоклассников); ∙ ориентация на выбор профессии (7, 11 классы); ∙ нравственные ценности старшеклассников (10, 11 классы). 2. Конференция. 3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.4. Индивидуальные тематические консультации. 5. Творческие группы, группы по интересам. 6. Педагогическая дискуссия. 7. Педагогический практикум. 8. Ролевая игра. 9. Посещение семьи. 10. Переписка с родителями. II. Вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс. 1. Родительские собрания. 2. Родительские дни в школе. 3. Совместные творческие дела. 4. Помощь в укреплении материально­технической базы. 5. Социологические опросы. 6. Семейные гостиные. III. Участие родителей в управлении школой. 1. Совет школы. (Общешкольный родительский комитет.) 2. Конференция школы. 3. Классные родительские комитеты. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану  родительского всеобуча, тематические, собрания­диспуты, итоговые (четвертные) и т. д.  Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на  родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать родители. Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего  сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке  заинтересованности. Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям  специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление  классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма  приглашения родителей на собрание.Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить,  углубить, закрепить знания о воспитании детей. Конференции могут быть научно­практическими, теоретическими, по обмену опытом,  конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают  активное участие родителей. К ним готовим выставки работ учащихся, книги для  родителей, концерты художественной самодеятельности. Тема конференции всегда конкретная, например: «Праздники в семье и семейный досуг»,  «Игра в жизни ребенка». Практикум. Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению  всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического  мышления родителей­воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой­либо  конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и  детей, родителей и школы и т. д. Открытые уроки. Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по  предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и  специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма  используется в начальной школе. Но и учителя­предметники прибегают к ней в своей  работе. Педагогическая дискуссия. Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность  в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих,  способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на  приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может  служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор  профессии – чье это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребенка?». Ролевые игры. Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности  педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников,  распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты  поведения участников игры. Индивидуальные тематические консультации. Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение,  заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя и для родителя. Обе стороны, обменявшись  информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм  родительского содействия. Посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое  уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как  говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом и матерью, мимоходом сообщить об  успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае  невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и  «тонкости» домашнего воспитания. А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно  уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и  решение какого­то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин  неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе. Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается  извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления  родителей, советы, пожелания в воспитании детей. Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных  родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о  родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством  планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию,  установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса:  анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Но это в идеале. С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной школьной жизни? Чаще  всего классный родительский комитет – это только наша мечта, а в реальности это 1–2  человека (в начальной школе чуть больше), помогающие педагогу в каких­то  организационных делах. Но если члены некоторых классных родительских комитетов  работают более активно и слаженно (по ряду объективных и субъективных причин), срединих есть инициативные, заинтересованные в улучшении жизни класса, в котором учится их  ребенок, то в общешкольном комитете таких людей нет. В этом – большая доля и нашей  вины. Школе нужен большой родительский комитет, в котором числятся представители от  каждого класса. Нам нужна инициативная, работающая группа родителей,  заинтересованных в оказании помощи школе как в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хозяйственной и учебно­материальной базы. Пусть это будут 1–2 человека от  параллели, но они выступят в роли координирующего штаба для разнообразной работы со  всеми родителями и решении различных задач. Примерный график проведения родительских лекториев   в общеобразовательном учреждении № п/п Классы Дата, время Темы 1 1–4 классы Ноябрь «Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего  задания»     Январь «Методы семейного воспитания и их роль во всестороннем развитии младшего школьника»     Апрель «Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми» 2 5–6 классы Сентябрь «Особенности адаптационного периода при переходе в основную школу»     Январь «Влияние стилей семейного воспитания на формирование личности младшего подростка»     Апрель “Влияние классного коллектива на личность учащегося”3 7–8   классы Октябрь «Здоровьесберегающие технологии в условиях общеобразовательного учреждения»   Март «Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений»   Май «Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми»   4 9–11 классы Февраль «Профессиональное самоопределение старшеклассников»     Апрель «Совместная работа семьи и школы по гражданско­правовому воспитанию» Содержание, формы и методы работы  с родителями С о д е р ж а н и е работы школы с родителями состоит в следующем: 1) повышение психолого­педагогических знаний родителей (лекции, семинары,  индивидуальные консультации, практикумы); 2) вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс (родительские собрания,  совместные творческие дела, помощь в укреплении материально­технической базы); 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Ф о р м ы и м е т о д ы работы с родителями должны быть направлены на повышение  педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на  усиление ее воспитательного потенциала. М е т о д ы р а б о т ы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы с родителями Традиционные Нетрадиционные ­ Родительские собрания ­ Общеклассные и общешкольные конференции­ Родительские тренинги ­ Дискуссии ­ Психологические разминки ­ Индивидуальные консультации педагога ­ Посещения на дому ­ Круглые столы ­ Устные журналы ­ Практикумы   ­ Родительские вечера ­ Родительские чтения ­ Родительские ринги Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся  отводится психолого­педагогическому просвещению. Формы психолого­педагогического просвещения ­ Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей  основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания  детей). ­ Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.  Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций). ­ Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о  воспитании детей).  Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские  конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами  которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них,  наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием  психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит  проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции,  а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками  конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций  собственного опыта.Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные  решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. ­ Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей,  эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка  педагогического мышления у родителей). ­ Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету,  методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и  непониманием родителями специфики учебной деятельности). ­ Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное  представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного  руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того  чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо  проводить индивидуальные консультации­собеседования с родителями. Готовясь к  консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут  планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна  иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между  родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все  то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить  важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи. ­ Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с  условиями жизни). ­ Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической  науки опыта воспитания).1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Ц е л ь: знакомство  с нормативно­правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами,  итогами работы. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год.  Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период  времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе  родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет  познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации  положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно  награждение семей с положительным опытом воспитания детей. 2) Классные родительские собрания – проводятся четыре­пять раз в год. Ц е л ь:  обсуждение задач учебно­воспитательной работы класса, планирование воспитательной  работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение  актуальных педагогических проблем. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их  можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения  родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать  хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения  учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной  деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых  ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной  мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ  учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много в а р и а н т о в проведения родительских собраний. Их характер и  направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском  коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности  учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи  воспитания, стоящие перед школой. Р е к о м е н д а ц и и по проведению родительских собраний: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и  неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ  ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Примерная т е м а т и к а консультаций для родителей:1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Плохая память ребенка. Как ее развить? 3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 4. Наказания детей. Какими им быть? 5. Тревожность детей. К чему она может привести? 6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. 7. Грубость и непонимание в семье. 8. Талантливый ребенок в семье. 9. Друзья детей – друзья или враги? 10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. ­ Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает  возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по  проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать  следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют  вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает  информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители  читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в  родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя  книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. ­ Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский  коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.  Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это  праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов  на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы  родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить  слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерные темы родительских вечеров: 1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития. 2. Первые книжки ребенка. 3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? 4. Друзья моего ребенка.5. Праздники нашей семьи. 6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. 7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? 8. Песни, которые пели и поют наши дети. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но  и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на  вооружение в свой воспитательный арсенал что­то новое, интересное. ­ Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят  изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать  его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба  родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя  ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их  посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий.  Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает  возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз  детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские  гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания  детства», «фильм о моей семье». ­ Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования  родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по  педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают  две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в  полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в  родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на  вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой  подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. ­ Педагогам и родителям на заметку Е с л и: – ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; – ребенка высмеивают, он становится замкнутым; – ребенка хвалят, он учится быть благородным; – ребенка поддерживают, он учится ценить себя;– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; – ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; – ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; – ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; – ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; – ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления  педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической  работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними План беседы с родителями для получения   общих сведений о семье школьника 1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства? 2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда? 3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши  взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей? 4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения? 5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)? 6. Какие радио­ и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей?  Обмениваетесь ли впечатлениями? 7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно  ли он читает свою газету, журнал? 8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни? 9. Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными  руководителями? 10. Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим  самообразованием, что читаете по педагогической тематике? 11. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю? Примерная программа изучения семьи школьника 1. Демографическая характеристика семьи.Полная, неполная семья, кто из родителей отсутствует, по какой причине, число взрослых  членов семьи, их возраст, степень родства, число детей, их пол, возраст. 2. Жилищно­бытовые условия семьи. Вид жилья: изолированная квартира, коммунальная, собственный дом, частная квартира,  общежитие. Наличие удобств. Личное подсобное хозяйство. Материальный достаток  семьи. Наличие у ребенка постоянного места для занятий и игр. 3.Социально­профессиональная характеристика семьи. Социальное положение родителей, их образование, профессия, место работы, должность,  режим работы (односменный, двух­, трехсменный, разъездной, неполный рабочий день,  индивидуальная трудовая деятельность и т. д.). Род занятий других взрослых членов семьи. Род занятий детей (учащиеся школ, ГПТУ, СПТУ, техникумов, дошкольники). Отношение родителей к труду, главные мотивы трудовой деятельности (достижение  высокого уровня заработной платы, достижение более высокого служебного положения,  повышение эффективности общественного производства, потребность ощущать себя  членом трудового коллектива, интерес к результатам труда и т. д.). Общественная оценка их труда (награды, звания и т. д.). Воспитание у детей в семье  трудолюбия, уважительного отношения к труду взрослых, гордости за трудовые традиции  семьи. Включение детей в трудовую деятельность семьи, воспитание в семье  ответственного и добросовестного отношения к учению. Передача детям опыта  общественной работы родителей. 4. Нравственно­политическая культура семьи.  Мировоззренческие установки взрослых членов семьи. Соотношение духовных и  материальных ценностей в семье, умение соразмерять свои потребности с возможностями.  Соблюдение взрослыми членами семьи единства слова и дела. Нравственная надежность,  чувство ответственности, долга, проявление членами семьи взаимного уважения, заботы,  помощи. 5. Культурный уровень семьи, семейные традиции. Увлечения членов семьи: любовь к чтению, читательские интересы, наличие домашней  библиотеки; участие в художественной самодеятельности, увлечение музыкой, игра на  музыкальных инструментах; занятия спортом, туризмом; коллекционирование,  техническое творчество, рисование и т. д. Способы проведения семейного досуга и праздников. Приобщение детей к культурным  ценностям семьи. Присущие семье традиции в праздновании красных дат календаря, дней  рождения взрослых и детей, воспитание уважения к женщине­матери, людям старшего  поколения. Привитие детям навыков гостеприимства. Культура общения в семье, культура  речи, эстетика быта. 6. Педагогический фон семьи.Характер взаимоотношений в семье: авторитарный, либеральный, демократический.  Взаимоотношения родителей, особенности их характера (высокомерный, безвольный,  целеустремленный и т. д.) и их влияние на воспитание детей. Роль матери и отца в  семейном воспитании. Авторитет родителей в семье. Стиль отношения к ребенку:  уважение его интересов, склонностей, творческих попыток, участие в свободных занятиях  детей, развитие их общественной активности. Степень участия взрослых членов семьи в  воспитании детей. Единство в требованиях детям. Методы воспитания детей: убеждение,  принуждение, поощрение, наказание. Установление в семье режима, способствующее  успешной учебе детей. Осуществление контроля за учебой детей. Отношение родителей к  школе, учителям. Согласованность воспитательных усилий семьи и школы. Участие родителей в жизни школы, класса, где учится ребенок. Способы повышения  уровня педагогической культуры: посещение занятий педагогического всеобуча для  родителей в школе, педагогическое самообразование. 7. Педагогические выводы об условиях воспитания в семье, основные трудности в  воспитании детей, педагогический опыт данной семьи. Достаточно полную характеристику семьи на основе данной программы учитель может  получить, используя различные методы изучения: – ознакомление со школьной документацией ребенка (личные дела, классные журналы,  медицинские карты); – наблюдение за школьником в процессе общения с ним, беседа с учителями, работающими  в данном классе; – посещение семьи, беседа с родителями и другими членами семьи; – изучение родителей в процессе занятий в педагогическом лектории; – анкетирование детей и родителей; – анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Как я провел выходной день», «Любимые  увлечения нашей семьи», «Мои родители», «Брать пример с кого» и т. д.; – анализ характеристик детей (свободного изложения, стандартизированных), написанных  по просьбе учителя их родителями. Далее на основе полученных данных рекомендуется на семью каждого воспитанника  заполнить примерную «Карточку семьи».

Посмотрите также