В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Организация работы с семьей в ДОУ
Учительлогопед Лавриненко Н.А.
Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, пришла к
выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон
деятельности логопеда. В современных условиях модернизации дошкольного
образования более актуальными являются такие формы работы, которые
обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно
поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие
педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен
мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение
педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них
педагогических умений, навыков.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками
является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя
диагностика, подготовка детейлогопатов к школьному обучению. Успех
коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко
организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна
педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не
задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга,
то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное
сотрудничество логопеда и родителей.
Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и
обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы
логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных
задач.
Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах
психического и речевого развития детей.
Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали,
что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:
речевые нарушения и причины их возникновения;
плохая память у ребенка;
когда начинать обучать ребенка чтению;
как научить запоминанию стихов;
как и что читать ребенку с нарушением речи.
Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным,
необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно
приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и
развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или
наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений.
Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в
домашних условиях.
Организация работы логопеда с семьей ведётся по следующим направлениям:
информационное просвещение:
знакомство с результатами психологопедагогического, логопедического
обследования;
знакомство с возрастными особенностями нервнопсихического развития, этапами
становления детской речи;
знакомство с методами коррекционноразвивающего воздействия.
обучающее просвещение:
привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по
преодолению речевого дефекта у ребенка;
обучение родителей приемам коррекционноразвивающей работы с ребенком
логопатом;
формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в
школе.
Решение группы задач обучающего просвещения невозможна без знания того,
что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания
можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в
хорошем отношении логопеда к ребенку. Поэтому педагогу необходимо
вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, прежде
всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним
внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать
"психологией доверия". Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к
его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и,
главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта,
чуткость, уважение).
Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А.Петровскому)
1й этап "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда
не жалуется на ребенка. Даже если он чтото натворил. Беседа проходит под
девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2й этап "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли
получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в
логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами
учебной деятельности.
3й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении
ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только
поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что
полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в
целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4й этап "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на
этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении
предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Формы работы логопеда с родителями в ДОУ
по преодолению речевых недостатков
Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием
коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по
подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка
руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
Домашние задания.
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные
проблемы для родителей).
Домашние игротеки. (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень
интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр,
способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с
ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В
свободную минутку".)
Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые
занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем
еще поработать.)
Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где
родители получают возможность кратковременной личной консультации).
Консультации практикумы. (Совместно с детьми родители малыми
подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания
вместе с детьми в логопедических тетрадях).
Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года
родители приглашаются на итоговое занятие праздник, где дети демонстрируют все
свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы,
даются практические советы родителям).
Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются
только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно
выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и
фантазию).
Создание электронного сайта для общения с родителями.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в
коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и
родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении
и воспитании ребенка.
Содержание работы родителей с детьми дома
1. Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;г) речевого общения и связной речи.
2. Совместная деятельность родителей с детьми:
а) чтение художественных произведений;
б) познавательный рассказ взрослого;
в) наблюдения в природе;
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
3. Самостоятельная деятельность:
а) игра;
б) рассказ из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изодеятельность и т.д.).
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные
средства:
специальные "логопедические уголки";
информационные стенды;
тематические выставки книг;
пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить,
приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю
материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только
рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.
Благодаря установлению доверительнопартнерских отношений между всеми
участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только
собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у
ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы
родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с
отклонениями в развитии, формируются детскородительские отношения.