Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ
Оценка 4.7
Документация +1
docx
воспитательная работа
Детсад
14.11.2018
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.Организация развивающей предметно – пространственной среды для образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ.docx
Организация развивающей предметно – пространственной среды для
образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов является совершенствование педагогического
процесса и повышение развивающего эффекта образовательной и коррекционной
работы с детьми посредством организации развивающей предметно –
пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и возможность
ребенку наиболее полно реализовать себя.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования
Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в
Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные
со всеми права на образование.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьмиинвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом
или психологическом развитии, подтверждённые заключением психологомедико
педагогической комиссии и препятствующие получению образования без
создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап
в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ, на основании которого идет зачисление
в группу компенсирующей направленности.
Цель функционирования групп компенсирующей направленности для детей с
ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 89 «Крепыш» г. Сургута –
создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого
педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного
характера), в освоении ими адаптированной образовательной программы
Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного
возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования.
Группы компенсирующей направленности в своей деятельности
руководствуется Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным
законом от 23.12.2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», письмом Министерства образования Российской Федерации от
16.01.2002г. № 0351 ин/2303 «Об интегрированном воспитании и обучении
детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 №1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования»,
СанПиН 2.4.1.304913"Санитарно –эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций", приказом Министерства образования
и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
письмом Министерства образования и науки России 28.02.2014 № 08249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования», Приказом Министерства
образования и науки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о
психологомедикопедагогической комиссии»,
Письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР535/07 «О
компенсирующем и инклюзивном образовании детей», Уставом Учреждения.
Содержание образовательного процесса в группах компенсирующей
направленности определяется адаптированной основной образовательной
программой дошкольного образования, с учетом индивидуальных особенностей и
уровнем психофизического развития детей
В современных образовательных условиях, организация образовательного
процесса в группах компенсирующей направленности дошкольной
образовательной организации характеризуется следующими положениями:
обеспечением равного доступа к успешному овладению знаниями умениями и
навыками; индивидуализации дошкольного образования; сотрудничеством всех
специалистов в процессе коррекционного сопровождения; сотрудничеством с
семьями, государственными и общественными организациями в плане
социальнопартнерского взаимодействия;
«гибкостью» образовательной
структуры
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС не
отличается принципиально от аналогичной программы для здоровых детей и
строится по стандартному образцу, только во все пункты включается чтото
«коррекционное».
способностей детей
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком
дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации
и
видах деятельности.
Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими,
игровыми материалами для детей с ОВЗ, среди которого особо хотелось бы
выделить набор «Дары Фребеля». «Дары Фребеля» – это мобильный
методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под
желания и возможности ребенка.
в
различных
Данный методический комплекс используется для развития социальных и
коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики,
развития познавательноисследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей и полностью соответствует требованиям
ФГОС ДО.
Игровой набор «Дары Фребеля» это конструктор, состоящий из
деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе
конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет
процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам
решать поставленные коррекционноразвивающие задачи.
Данный игровой набор не только для дефектологов и логопедов, но и для
воспитателей компенсирующих групп, в решении как образовательных, так и
коррекционных задач, стал настоящим помощником в разнообразных формах
работы.
Работая с материалами Фребеля, педагог не является собственно
источником информации, а направляет и облегчает процесс познания,
стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку на занятиях.
При использовании в работе дидактического материала – «Дары» Фрёбеля сразу
можно играть с несколькими комплектами или их частями.
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует
или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают
информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые
достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более
осознанным.
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми
дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало
необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития
Благодаря использованию
творческого потенциала
информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое
внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и
развития данной категории детей.
дошкольника.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что новые методы обучения с
(ИКТ) широко используются в дошкольном образовании, в том числе и в
коррекционном.
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием,
которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи
коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений.
Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера,
имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных
психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных
возможностей ребенка, от характера медикопедагогического воздействия и др.
Одни дети нуждаются только в психологопедагогическом воздействии,
другим требуется серьезная лечебнооздоровительная помощь. Все это подчеркивает необходимость поиска инновационных технологий к проведению
диагностической и коррекционной работы.
Ученые экспериментально установили, что при устном изложении
материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи
условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч
таких единиц. У детей старшего дошкольного возраста лучше развито
непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным,
когда ему интересен изучаемый материал, потому что он отличается
наглядностью, яркостью и вызывает у дошкольника положительные эмоции.
Выделим методические цели, реализующиеся с помощью ИКТ: гармоничное
развитие личности, усиление мотивации обучения за счет решения игровых
ситуаций, развитие нагляднообразного и теоретического мышления, умение
принимать оптимальное или вариативное решение…
Отметим педагогическую целесообразность при использовании ИКТ:
индивидуализация и дифференциация, осуществление тренировки в процессе
освоения материала, компьютерная визуализация информации (наглядное
представление материала на экране), моделирование изучаемых или исследуемых
объектов.
Для обучении воспитанников с использованием ИКТ в МБДОУ имеется
следующее оборудование:
– программноаппаратный комплекс «Колибри» редактор «Сова» для создания
интерактивных уроков с детьми дошкольного возраста;
– мультимедийный комплекс – 2 шт.;
– документкамера – 1 шт.;
– интерактивный стол – 4 шт.;
– интерактивная комплекс – 8 шт.;
– ноутбук – 12 шт.;
– планшетный компьютер – 40 шт.;
– интерактивный бассейн – 1 шт.;
Приобретен комплекс интерактивных игр «Волшебная поляна»
Комплекс представляет собой множество готовых, развивающих игрзанятий,
работающих на основе универсальной программной оболочки. Одной из них
является интерактивный тренажер по игре в шахматы, развивающий логическое
мышление ребенка, его способность к анализу и принятию стратегических
решений.
Кроме того, в функционал входят инструменты, позволяющие педагогу
самостоятельно разрабатывать программные продукты для обучения, не обладая
специфическими знаниями по программированию.
Особенности программного комплекса:
– в комплект входят готовые интерактивные игрызанятия, посвященные
различным областям знаний
– все занятия поддерживают функцию мультитач, которая позволяет детям
вместе играть, выполняя необходимые задачи. Тем самым развивается элемент социализации ребенка, работе в команде, что очень важно для образовательных
процессов в детских садах.
– выполнять задачи в данных играхзанятиях можно совершенно поразному,
высокая реиграбельность продуктов
– несмотря на то, что все игры имеют определённый сценарий. Всегда есть
возможность разработать собственную методику для любого занятия и применить
её на практике
– разрабатывая собственные методики, педагоги могут защищать на них
аттестацию
Программа «Волшебная поляна» отличается простотой и интуитивно
понятным интерфейсом, она идеально подходит для обучения одного или
нескольких детей в возрасте от 2,5 лет.
Она применяется для:
– адаптации малышей к новым социальным условиям;
– помогает в психологической разгрузке детей;
– оказывает положительный эффект на социализацию детей с ограниченными
возможностями;
– подходит для развития мелкой моторики, инженерного мышления,
формирования основной базы знаний ребенка.
Также в МБДОУ имеется интерактивно развивающий комплекс ПДД,
предназначенный для отображения педагогами и воспитателями справочной
информации детям, предоставления наглядных обучающих пособий по изучению
правил дорожного движения, а также для тестирования и проведения обучения в
игровой форме.
Это интерактивный тренажёр для изучения детьми от 3 до 10 лет ПДД.
Более 200 занятий по всем направлениям ПДД: светофор, знаки, поведение на
дороге, поведение в транспорте. Сенсор распознавания движений в виде
бесконтактного контроллера, позволяющего взаимодействовать с системой через
устные команды, позы тела и показываемые объекты и рисунки.
ИРК ПДД практичное и современное устройство для обучения детей
правилам дорожного движения. С его помощью дошкольники изучат правила
поведения на дороге, в транспорте, узнают об опасностях на улице и получат
навыки безопасного поведения на ней.
На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества
обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы
и современные технологии образования, но и современные достижения техники
мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры. Внедрение интерактивных
технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов
информатизации образования.
Использование информационных технологий помогает педагогам делать
работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать
процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания,
умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.
Материальная база в учреждении постоянно преобразовывается,
трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой,
интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать
работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного
психологического климата в детском коллективе, а также по всестороннему
развитию каждого ребенка.
Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ
Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ
Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ
Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ
Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ
Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.