Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 11» Г.
ПЛАСТА
Познавательное
развитие детей
раннего
возраста
Подготовила:
воспитатель
Тагильцева С.А.
В отечественной педагогике и
психологии имеется богатый опыт
воспитания и обучения
дошкольников на основе создания
предметно-развивающей среды,
который соответствует возрастным
особенностям детей.
Исследования последних лет со
всей очевидностью показали
особую значимость для маленького
ребенка социальных условий
жизни, складывающихся из
общения, обучающих игр,
развивающего влияния
окружающей среды - всего того,
что принято считать культурой
воспитания. При этом современный
интерьер и дизайн внутренних
помещений: оборудование, мебель,
игрушки, пособия для малышей, -
рассматриваются как необходимые
составляющие предметно-
пространственной среды.
Требования к
развивающей предметно-
пространственной среде.
Развивающая предметно-
пространственная среда
обеспечивает максимальную
реализацию образовательного
потенциала пространства
Организации, Группы, а также
территории, прилегающей к
Организации или находящейся на
небольшом удалении,
приспособленной для реализации
Программы (далее - участок),
материалов, оборудования и
инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в
соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Развивающая предметно-
пространственная среда
должна обеспечивать возможность
общения и совместной
деятельности детей (в том числе
детей разного возраста) и
взрослых, двигательной
активности детей, а также
возможности для уединения.
Развивающая предметно-
пространственная среда должна
обеспечивать:
реализацию различных
образовательных программ;
в случае организации
инклюзивного образования -
необходимые для него условия;
учет национально-культурных,
климатических условий, в которых
осуществляется образовательная
деятельность; учет возрастных
.
Развивающая предметно-
пространственная среда должна
быть
содержательно-
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и
безопасной.
среды должна соответствовать
возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно
быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том
числе расходным игровым, спортивным,
Насыщенность
оздоровительным оборудованием,
инвентарем (в соответствии со
спецификой Программы).
Для детей младенческого и раннего
возраста образовательное
пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные
возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с
разными материалами.
Организация образовательного
пространства и разнообразие
материалов,
оборудования и инвентаря (в
здании и на участке) должны
обеспечивать:
игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников,
Трансформируемость
пространства предполагает
возможность изменений
предметно-пространственной
среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Вариативность среды
предполагает:
наличие в Организации или Группе
различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.),
а также разнообразных материалов,
обеспечивающих свободный выбор
игр, игрушек и оборудования,
детей;
периодическую сменяемость
игрового материала, появление
новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную,
познавательную и
исследовательскую активность
детей.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в
том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-
инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная
свободный доступ детей, в том
числе детей с ограниченными
деятельность;
возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды
Безопасность предметно-
пространственной среды
предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по
обеспечению надежности и
безопасности их использования.
Полифункциональность
материалов предполагает:
возможность разнообразного
использования различных
составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе
полифункциональных (не
обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов,
в том числе природных материалов,
пригодных для использования в
разных видах детской активности (в
том числе в качестве предметов-
заместителей в детской игре).
В младшем возрасте
ребенок проживает
первый опыт адаптации,
от которого, зачастую,
зависит успешность
дальнейшего вхождения
малыша в социум. Поэтому
предметно-развивающая
среда ДОУ должна стать
для ребенка источником
познавательного интереса,
.
активности,
любознательности,
которые будут
обеспечивать
эффективное развитие
личности воспитанника.
В этом возрасте у
ребенка достаточно
тесно связаны
психологическое и
физическое состояния.
Причем последнее
зависит не только от
состояния здоровья
ребенка, но и от
средовых воздействий,
таких как запахи, цвета,
звуки, другие сенсорные
раздражители.
Следовательно, ребенку
необходимо создать не
только психологически
благоприятные условия,
но и организовать среду
таким образом, чтобы
ребенок чувствовал себя
максимально комфортно
Важным условием
способствующим сенсорному
развитию является
специально организованная
развивающая среда которая
включает в себя:
дидактический стол,
пирамидки, различной
цветовой гаммы, различной
формы и разнообразной
фактуры, шнуровки,
разнообразные вкладыши, и т.
д.
В развивающей среде
целесообразно разместить
дидактические игры по развитию
речи, ознакомлению с окружающим
миром, и для развития сенсорных
представлений.
Зона двигательной
активности.
Потребность в движении является
важной задачей при организации
предметно-развивающей среды.
В этой зоне сконцентрировано
оборудование для развития навыков
ходьбы, бега, прыжков, ползанья,
метания, катания, равновесия. Также в
этой зоне находятся
атрибуты и пособия для организации
подвижных игр, и кроме этого
оборудование для закаливания детей
и утренней гимнастики
Зона двигательной активности
включает в себя оборудование для
формирования навыков детей, для
охраны и укрепления здоровья
дошкольников, для их физического
развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.