Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью современного образования, требует научно-обоснованного подхода в решении организационно-управленческих, учебно-методических, информационных, психолого-педагогических задач. Эти задачи требуют определённого уровня профессиональной подготовки педагогов. Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты, которые могут применяться на уроке и во внеурочное время. . Метод исследовательских проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка, дает возможности для самореализации и самопрезентации себя перед одноклассниками и взрослыми.презентация к педсовету для учителей-предметников, классных руководителей, участников образовательного процесса школы.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом»
К.Д. Ушинский
МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ФГОС ООО
Проектноисследовательская
деятельность
Под проектноисследовательской деятельностью
понимается творческий процесс совместной
деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по
поиску решения неизвестного, результатом которой
является формирование исследовательского стиля
мышления и мировоззрения в целом,
предполагает выполнение учащимися учебных
исследовательских задач с заранее неизвестным
решением, направленных на создание представлений
об объекте или явлении окружающего мира, под
руководством специалиста – руководителя
исследовательской работы
РАЗНОВИДНОСТИ ЦЕЛЕЙ
Цель проекта –
создание нового
продукта, чаще
всего субъективно
нового
Цель исследования
– создание модели
явления или
процесса
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА И ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОЕКТ
направлен на
получение
конкретного
запланированного
результата —
продукта,
обладающего
определёнными
свойствами и
необходимого для
конкретного
использования
ИССЛЕД
ОВАНИЕ
в ходе
исследования
организуется
поиск в какойто
области,
формулируются
отдельные
характеристики
итогов работ.
Отрицательный
результат есть
тоже результат
Метод проектов и проектная деятельность
Метод проектов заключается в создании условий для
самостоятельного освоения школьниками учебного
материала в процессе выполнения проектов.
Проектная деятельность – процесс обобщённого и
опосредованного познания действительности, в ходе
которого человек использует технологические,
технические, экономические и другие знания для
выполнения проектов по созданию культурных
ценностей
Учебноисследовательская и проектная
деятельность
Любое исследование по форме можно
рассматривать как проект.
не
любой
Однако
можно
рассматривать как исследование (только если
в качестве доминирующего метода получения нового
продукта используется исследовательский метод).
проект
Разница между проектом и исследованием
• Цель проектной деятельности формирование
регулятивных УУД (целеполагание,
планирование…);
! формирование коммуникативных УУД
• Цель исследовательской деятельности –
формирование познавательных УУД
(способы установления, описания и объяснения
фактов и явлений)
! формирование личностных качеств учащихся
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
(по уровню представления)
Внутришкольные
Внутриклассные
Региональные
Межрегиональные
Международные
Межрегиональные
Классификация проектов
По участникам
По содержанию
групповые
монопроекты
По затратам времени
Краткосрочные (26 ч)
индивидуальные
межпредметные
Среднесрочные (1215
ч)
коллективные
надпредметные
Долгосрочные
(четверть,
полугодие,
год) проекты, требующие
времени
поиска
материала, его анализа и
т. д.
для
Этапы проектов
подготовительный
практический
(конструкторский, технологический,
создание продукта)
заключительный
(анализ полученных результатов,
выводы, оформление проекта,
защита
подготовительныйпрактический (конструкторский, технологический, создание продукта)
Проект это "пять П"
• Проблема
• Проектирование (планирование)
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
Шестое "П" проекта это его портфолио
Персональные или групповые
проекты?
Преимущества персональных
проектов:
план работы над проектом может быть
выстроен и отслежен с максимальной
точностью
у учащегося формируется чувство
ответственности
учащийся приобретает опыт на всех
без исключения этапах выполнения
проекта
формирование у учащегося
важнейших ОУН (исследовательских,
презентационных, оценочных)
вполне управляемый процесс
Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки
сотрудничества
проект может быть выполнен наиболее
глубоко и разносторонне
на каждом этапе работы, как правило, есть
свой ситуационный лидер; каждый, в
зависимости от своих сильных сторон,
включается в работу на определенном
этапе
в рамках проектной группы могут быть
образованы подгруппы, предлагающие
различные пути решения проблемы, идеи,
гипотезы, точки зрения; элемент
соревновательности повышает мотивацию.
Распределение учащихся
по проектным группам
• на 1 этапе определяется размер проектной группы;
• на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему
проекта;
• на 3 этапе на стенде размещается информационная
таблица "Подготовка к проектной неделе",
• на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим
интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает
свою фамилию в соответствующую графу
информационной таблицы,
• на 5 этапе формирование проектных групп должно
быть в целом завершено. После этого переход
учащихся из группы в группу возможен лишь как
исключение.
Классификация проектов
(по доминирующей деятельности учащихся)
Исследовательский
проект
Практико
ориентированный
проект
Ролевой проект
Творческий проект
Информационный
проект
"Единственный путь, ведущий к знаниям,
это деятельность"
Бернард Шоу
Формы продуктов проектной
Виды презентаций проектов
деятельности
Webсайт
Анализ данных социологического
опроса
Сравнительносопоставительный анализ
Атлас, карта, учебное пособие
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал, справочник
Костюм, модель, коллекция
Игра, мультимедийный продукт
Музыкальное или художественное
произведение
Постановка, праздник
Экскурсия, поход
Законопроект и т.д.
Деловая игра
Демонстрация продукта, выполненного
на основе информационных технологий
Инсценировкадиалог литературных или
исторических персонажей
Игра с залом
Научная конференция, доклад
Прессконференция
Путешествие, экскурсия
Реклама
Ролевая игра
Спектакль
Соревнование
Телепередача и т.д.
Основные требования к использованию
метода проекта
Наличие значимой в
исследовательском, творческом плане
проблемы или задачи
Использование проектной технологии
предусматривает хорошо продуманное,
обоснованное сочетание методов, форм и
средств обучения
Практическая, теоретическая,
познавательная значимость
предполагаемых результатов
Самостоятельная (индивидуальная,
парная, групповая) деятельность
учащихся
Проектная деятельность: роль учителя
"Будущее в руках школьного учителя"
В. Гюго
• Не столько преподавать, сколько создать условия
для проявления у детей интереса к познавательной
деятельности, самообразованию и применению
полученных знаний на практике
• Учитель перестает быть "предметником", а
становится педагогом широкого профиля
• Как руководитель проекта должен обладать высоким
уровнем культуры и некоторыми творческими
способностями
• Список ролей: Энтузиаст, Специалист, Консультант,
Руководитель, "Человек, задающий вопросы",
Координатор, Эксперт.
Схема учебного проекта
ПОГРУЖЕНИЕ В
ПРОЕКТ
УЧИТЕЛЬ
ученик
ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕНИК
учитель
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРОЕКТА
УЧЕНИК
учитель
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
УЧЕНИК
учитель
ОЦЕНИВАНИЕ
УЧИТЕЛЬ
ученик
Умения и навыки, формируемые
проектной деятельностью
• Рефлексивные умения
• Поисковые (исследовательские)
умения
• Умения и навыки работы в
сотрудничестве
• Менеджерские умения и навыки
• Коммуникативные умения
• Презентационные умения и навыки
При использовании проектной
технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и
использовать их для решения новых
познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и
умения;
овладевает практическими умениями
исследовательской работы;
собирает необходимую информацию, учится
анализировать факты, делает выводы и
заключения.
Принципы организации проектной
деятельности
учёт интересов детей;
учение через деятельность;
познание и знание являются
следствием преодоления трудностей;
сотрудничество участников
педагогического процесса;
свободное творчество.
Основными видами исследовательской деятельности
учащихся являются:
• проблемнореферативный: аналитическое сопоставление данных
различных литературных источников с целью освещения проблемы и
проектирования вариантов ее решения;
• аналитикосистематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез,
систематизация количественных и качественных показателей изучаемых
процессов и явлений;
• диагностикопрогностический: изучение, отслеживание, объяснение и
прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых
систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в
будущем; обычно осуществляются научнотехнические, экономические,
политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере
образования);
• изобретательскорационализаторский: усовершенствование имеющихся,
проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
• экспериментальноисследовательский: проверка предположения о
подтверждении или опровержении результата;
• проектнопоисковый: поиск, разработка и защита проекта особая
форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности,
а не накопление и анализ фактических знаний.
Nota Bene: ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ
• Всегда существует опасность переоценить результат
проекта и недооценить сам процесс.
• При выполнении исследовательского проекта важно
избежать превращения его в реферат.
• Не всегда удается выдержать направленность
проектной деятельности учащихся, обеспечив
содержательное единство тем.
• Не прост вопрос реализации воспитательных задач
проектной деятельности: основные моральные
принципы взаимопомощь, верность долгу, чувство
ответственности за принятые решения
основываются на действии, они должны быть
«прожиты».
ШКОЛА БУДУЩЕГО
ШКОЛА ПРОЕКТОВ?
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт
• Проект это метод обучения
• Проектирование это содержание обучения
• Проект это форма организации учебного
процесса
• Проект это особая философия
образования:
– Философия цели и деятельности
– Философия результатов и достижений
Метод проектов - путь,
показывающий, как перейти от
словесного воспитания к
воспитанию в самой жизни и самой
жизнью.
"В школе, в которой работают по методу проектов,
первое слово за ребенком, последнее за
учителем"
Коллингс