Организация режимных моментов.

  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 13.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов. К режимным моментам относятся: 1. Прием детей. 2. Утренняя гимнастика. 3. Подготовка к завтраку, завтрак. 4. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности. 5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка. 6. Подготовка к обеду, обед. 7. Организация сна детей. 8. Организация подъема детей и закаливающих процедур. 9. Подготовка к полднику, полдник. 10. Подготовка ко 2 прогулке, прогулка. 11. Подготовка к ужину, ужин. Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом. Их нужно использовать для установления до-верительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребенком. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопро¬сы, рассказывает, обсуждает. Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка. В процессе умывания, одевания, приема пищи ма¬лыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать¬ся, одеваться и пр. Участвуя вместе с воспитателем в повседневных де¬лах, следуя примеру взрослых, ребенок приобретает социальные навыки.
Иконка файла материала режим.docx
Организация режимных моментов.          Большое   значение   для   здоровья   и   благополучного   развития   ребенка имеет правильная организация режимных моментов.          К режимным моментам относятся: 1.    Прием детей. 2.    Утренняя гимнастика. 3.    Подготовка к завтраку, завтрак. 4.    Подготовка к непосредственно образовательной деятельности. 5.    Подготовка к  1 прогулке, прогулка. 6.    Подготовка к обеду, обед. 7.    Организация сна детей. 8.    Организация подъема детей и закаливающих процедур. 9.    Подготовка к полднику, полдник. 10.  Подготовка ко 2 прогулке, прогулка. 11.  Подготовка к ужину, ужин. Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит   в   детском   саду.   Они   не   должны   рассматриваться   как   простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.   В   эти   моменты   открывается   возможность   индивидуального   общения воспитателя   с   малышом.   Их   нужно   использовать   для   установления   до­ верительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребенком. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и действия, что­то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, рассказывает, обсуждает.   Все   это   способствует   познавательно­речевому,   нравственному развитию   ребенка.   В   процессе   умывания,   одевания,   приема   пищи   малыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран,   надевает   колготки,   застегивает   и   расстегивает   застежки   на   одежде, обуви. Постепенно ребенок учится самостоятельно умываться, одеваться и пр. Участвуя вместе с воспитателем в повседневных делах, следуя примеру взрослых, ребенок  приобретает социальные навыки.           Организуя   режимные   моменты,   воспитатель   должен   создавать   до­ брожелательную   атмосферу   сотрудничества.   Следует   учитывать индивидуальные  особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.          Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика Прием   детей   воспитателем   может   осуществляться   в   группе   или   на участке, что необходимо заранее указать при планировании работы. Самое главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это   обеспечивает   позитивный   настрой   на   предстоящий   день   и   являетсязалогом   взаимопонимания   и   взаимодействия   детского   сада   и   семьи воспитанника. Перед приемом детей воспитатель проветривает группу. Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Конечно же, пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и   другими   детьми   группы,   включаться   в   игры,   разговаривать   при   этом негромко, не кричать. Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким­либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое­либо конкретное поручение. Также   воспитатель   обеспечивает   условия   для   разнообразной   и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут   способствовать   возникновению   игровых   или   творческих   замыслов   у детей. В   утренний   отрезок   времени   воспитатель   проводит   гимнастику   с детьми.   При   этом   воспитатель   занимается   вместе   с   детьми   и,   при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.   Подготовка к завтраку, завтрак          В  ДОУ  для  детей  организуется  5­ти  разовое  питание.           Для   обеспечения   преемственности   питания   в детском саду и дома, родителей   информируют   об   ассортименте   питания   ребенка,   вывешивая ежедневное меню.           Организация   умывания   перед   приемом   пищи   проводится   постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной   комнате   ­ дети   не   должны   разбрызгивать   воду,   должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни   в   коем   случае   не   оставлять   краны   открытыми.   Необходимо   обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться   можно   только   своим   полотенцем,   а   после процедуры умывания нужно   аккуратно   вешать   его   на   свое   место.   Данные   процедуры должны   проводиться   в   спокойной,   доброжелательной   обстановке,   что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи. Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми   приборами:   тарелкой,   ножом,   вилкой,   столовой   и   чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице.В   организации   питания,   начиная   со   средней   группы,   принимают участие   дежурные   воспитанники   группы.   Учитывается   и   уровень самостоятельности детей. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения. При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает позитивную оценку детям­дежурным. В зависимости   от   меню   можно   уточнить   названия   некоторых   блюд.   Важно отметить   заботу  няни  и   поваров  о  детях,  в  нескольких  словах   обозначить важность и необходимость данных профессий.           В процессе еды воспитатель контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно­гигиенических   навыков   приёма   пищи.   Воспитатель   объясняет детям,   как   пользоваться   столовыми   приборами,   салфеткой,   как   правильно есть   ( класть   пищу   в   рот   небольшими   кусочками   и   хорошо   ее  пережевывать), после окончания приема пищи полоскать рот и др.   Игры и детские виды деятельности В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов   деятельности,   а   в   плане   отражает,   для   каких   видов   деятельности создана   предметно­развивающая   среда   —   с   указанием   названия   и   цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.   Непосредственная образовательная деятельность Непосредственная   образовательная   деятельность   должна   органично вытекать   из   тех   видов   деятельности,   которыми   были   заняты   дети   на предыдущем   этапе.   Проводится   НОД   согласно   перспективному   плану,   в котором указаны программное содержание и цели.   Подготовка к прогулке, прогулка Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе:   собрать   игрушки   и   расставить   их   по   местам,   убрать   пособия   и материалы,   которые   использовались   в   непосредственной   образовательной деятельности. Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг   образовательных   задач:   название   одежды   и   ее   назначение,   названиедеталей   одежды   и   активизация   словаря   на   тему   «Одежда».   Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого­либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми   группы,   вызывая   при   этом   у   детей   желание   помочь   друг   другу   и пресекая насмешки со стороны сверстников. Можно   использовать   так   называемый   фронтальный   метод   одевания детей,   когда   они   одновременно   надевают   сначала   рейтузы,   затем   обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при это забывать   о   соблюдении   последовательности   и   постепенности,   а   также   – детям. индивидуальном подходе     к           Организация прогулки. Ежедневная  продолжительность  прогулки  детей  в  ДОУ  составляет  около   4­   4,5   часов.   Прогулку   организуют   2   раза   в   день:   в   первую  половину  дня – до  обеда  и  во  вторую   половину  дня ­ после  дневного  сна  и  (или)  перед  уходом  детей   домой.   При   температуре   воздуха   ниже   ­   15°С   и   скорости   ветра более   7   м/с   продолжительность   прогулки   сокращается.   Прогулка   не  проводится  при  температуре   воздуха   ниже   ­   15°С   и   скорости ветра   более   15 м/с   для  детей  до  4  лет,  а  для  детей  5­7  лет  ­  при  температуре  воздуха  ниже  ­ 20°С  и  скорости  ветра  более  15  м/с.     Прогулка  состоит  из  следующих  частей:  наблюдение,  подвижные игры,  труд на участке,  самостоятельная игровая деятельность  детей,  индивидуальная работа с  детьми  по развитию физических качеств,  самостоятельная двигательная активность.           В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на   прогулке.   Так,   если   до   прогулки   с   детьми   организовывалась образовательная   деятельность,   требующая   больших   умственных   усилий,усидчивости, то на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки,   а   затем   перейти   к   наблюдениям.   Если   до   прогулки   было физкультурное   или   музыкальное   занятие,   то   начинают   с   наблюдений, спокойных игр. В   процессе   прогулки   воспитатель   способствует   организации   детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки   и   вспомогательный   инвентарь,   правилам   обращения   с   которым воспитатель   обучает   детей   на   прогулке   или   предварительно   в   группе.   Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости. Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной  материал. Перед входом  в детский сад ребята  вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, мальчики   пропускают   девочек   вперед. В   раздевалке   воспитатель   следит   за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.   Подготовка к сну, дневной сон          Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов, при этом дверь из спальни в группу должна быть закрыта. Перед тем, как детям зайти в спальню окна в спальне необходимо закрыть.           Лучше,   чтобы   период   подготовки   ко   сну   был   спокойным, уравновешенным.   Детям   не   рекомендуется   отвлекаться   шумными   играми, эмоциональными   разговорами. При   раздевании   воспитатель   формирует бережное   отношение  к  вещам, аккуратность. Обстановка  в  спальне  должна быть   спокойной   и   расслабляющей.   Нужный   настрой, положительное отношение   к   дневному   сну помогут   создать   нежная   спокойная   музыка, народные   потешки   и   приговорки.   Необходимо   проверить:   удобно   ли   дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку   свою   любовь   и   заботу,   создадите   умиротворенное   настроение, способствующее   хорошему   сну.   Во   время   сна   детей   педагог   должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.   Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия Подъем   проводится постепенно,   по   мере   пробуждения   детей,   еще   в кроватках   проводится   зарядка   пробуждения,   после   подъема   организуются закаливающие   процедуры,   проведение   которых   педагог   согласовывает   с медсестрой. После   сна   дети   закрепляют   навыки   самостоятельного   одевания,   а воспитатель   помогает   им   при   необходимости.   Продолжается   работа   повоспитанию   аккуратности,   самостоятельности.   Дети   приводят   в   порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.         Игры, прогулка, уход детей домой Организуется аналогично пунктам  «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей». На   вечерней   прогулке,   в   присутствии   ребенка   воспитатель   может проинформировать   родителей о   его   достижениях   в   развитии,   успехах   в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка,   и   способах   их   решения,   дает консультации по   интересующим родителей вопросам. ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом ­ проблема. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное   найти   нужно   обязательно   и   похвалить   в   присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя. Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем   и   детьми   группы.   Воспитателю   и   родителям   необходимо формировать   положительное   отношение   ребенка   к   детскому   саду   и настраивать детей на следующие посещения.