Данная статья описывает способы организации самостоятельной работы на уроках английского языка в средней школе. Одна из форм самостоятельной работы - работа малым группами. Ее можно использовать на разных этапах обучения. В старших классах при проведении итоговых уроков можно использовать конкурсы между классами или группами.
Суэтина Н.Е.
Учитель английского языка высшей категории
МБОУ СОШ №1 пгт. ТроицкоПечорск Республика Коми
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках
английского языка.
В соответствие с современными требованиями Государственного
образовательного стандарта особое внимание уделяется самостоятельной
работе обучающихся. Одна из форм самостоятельной работы – малыми
группами. При использовании этого метода в работу включаются все
обучающиеся с разным уровнем освоения материала.
На начальном этапе класс делится на малые группы в количестве 5
человек: Leader – лидер, который контролирует участие в работе каждого
обучающегося. Recorder – обучающийся, ведущий запись; Reporter – докладчик,
представляющий окончательную работу всему классу (если подразумевается
монологическая речь); Monitor – обучающийся, который следит за временем
работы; Checker – обучающийся, проверяющий грамматику.
Малые группы выполняют любую работу, начиная с активизации лексики,
составления минидиалогов и заканчивая монологическими высказываниями.
1.Обучение аудированию.
Работая малыми группами над аудированием, обучающиеся помогают друг
другу в понимании предоставленного материала, вместе отвечают на вопросы,
составляют пересказ, который представляет докладчик – reporter. Такая работа
учит обучающихся ответственности за каждого члена группы, так как
оценивается работа всей группы в целом.
2.Обучение диалогической речи. Для достижения этой цели при работе
над любой темой обучающимся предлагается составлять диалоги с
использованием пройденной лексики. А чтобы речь была более живой,
обучающиеся учатся вставлять идиомы в диалогическую речь.Работая малыми группами над диалогами и полилогами, обучающиеся
проигрывают различные варианты вопросов и ответов, учатся корректировать
ошибки, что способствует эффективности усвоения материала.
3.Обучение чтению с общим охватом содержания. Данный вид работы
направлен на понимание обучающимися общего содержания предлагаемого
текста, умение выделять главное и обучение составлению вопросов к тексту.
Обучающиеся в малой группе разбирают текст, каждый член группы составляет
по одному – два вопроса. В конце каждого вида деятельности (аудирования,
диалогической речи, монологической речи, чтения) каждый обучающийся дает
самооценку своей активности по пятибалльной системе, а лидер группы
подводит итог.
Для проведения итогового занятия по каждой теме можно провести
конкурс между группами как одну из форм самостоятельной работы.
Цель итогового
занятия: оценить полученные речевые навыки
обучающихся через аудирование, диалогическую речь, говорение, чтение с
использованием лексики по темам. Для достижения этой цели на итоговом
занятии используются различные формы работы с обучающимися: аудирование –
придумать окончание рассказа, диалогическая речь – составить диалог из
разрезанных фраз, говорение –составление рассказа, перевод фраз с русского
языка на английский, предоставление презентаций. При подготовке к итоговому
получают тему презентации,
занятию обучающиеся каждой группы
осуществляют поиск и использование информации. Эта работа способствует
выполнению основных задач: обучать восприятию английского языка на слух,
воспитывать умение
лексическим навыкам, навыкам говорения, чтения;
работать в коллективе и команде; развивать умение использовать
осуществлять поиск и
информационнокоммуникативные технологии,
использование информации. Для оценки групповой и индивидуальной работы
обучающихся предварительно создается жюри из учителей английского языка.Жюри распределяет места среди групп и определяет лучших обучающихся
каждой группы, которым вручаются дипломы.
В старших классах итоговые занятия проводятся в виде конференций.
Обучающиеся готовят презентации, составляют вопросы, которые обсуждают
на конференции.
С младшими школьниками итоговые занятия по темам проводятся в
игровой форме или в виде праздников.
Применение различных методов работы с студентами помогает
разнообразить занятия, сделать их интереснее, что способствует лучшему
усвоению материала.