Организация театрализованной деятельности детей по прочитанным произведениям

  • Игры
  • doc
  • 18.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья о том, какое влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Читая детям художественные произведения, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность, где особое место принадлежит игре-драматизации.Организация театрализованной деятельности детей по прочитанным произведениям Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости Читая детям художественные произведения, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Среди театрализованных игр особое место занимает игра-драматизация. Это своеобразный вид игровой деятельности, источником для которой служат литературные произведения. Игра-драматизация − деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Участие в игре, которая имеет коллективный характер, и создает условия для развития чувства партнерства, а так же является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованная игровая деятельность – это действия заданные художественным произведением. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Пиктограммы помогают в развитии разнообразных выразительных средств. В режиссерской игре "артистами" являются игрушки, или их заместители. А ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый) и т.д. В этих играх ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме. Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий. Для этого должен быть оборудован в группе центр театрализованной деятельности, где будет сосредоточен весь наработанный материал, а также ширмы для показа театров. Должны иметься различные виды театров; элементы костюмов, декораций; дидактические игры; оформлена подборка иллюстрированных книг: сказки, стихи, рассказы, а также шапочки для театрализованных игр Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время ведется работа над формированием заинтересованности детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом изображать прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). Далее поинтересоваться, понравилось ли детям произведение и, получив положительную оценку, предложить разыграть его в театрализованной деятельности. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью и проводится следующим образом: 1) кратко, но достаточно убедительно дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читать литературное произведение; 2) проанализировать события, которые описаны в произведении. Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль; 3) после распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивать выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей. 4) подвести детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.). Работу маленького актера над собой я рекомендую осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре. 1.Упражнения на напряжения мышц: − рубить дрова; − волочить тяжелый ящик; − нести очень тяжелый чемодан; − дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.д. 2.Упражнение на расслабление мышц: − заснуть на стуле; − сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.д. 3.Упражнения на развитие воображения: − передавать друг другу веревку, представляя, что это змея; − передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»; − передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать оттуда что- либо воображаемое и обыгрывать это. Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Надо стремиться достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно-речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителе помещается список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. А изготовление поделок, игрушек детьми, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной, повышает мотивацию к дальнейшей творческой художественно-театральной деятельности. Уважаемые педагоги! Из литературы вы знаете, что организация художественно-театральной деятельности не только благотворно влияет на формирование творческой личности, но и объединяет взрослых и детей в совместной увлекательной деятельности. Читайте детям художественные произведения и инсценируйте их вместе с ними. Творческих вам успехов!
Иконка файла материала консультация - театр.doc
Организация театрализованной деятельности детей по прочитанным произведениям Огромное   влияние   на   развитие   и   обогащение   речи   ребенка   имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев.  В   рассказах   дети   познают   лаконичность   и   точность   слова;   в   стихах улавливают   музыкальность,   напевность,   ритмичность   русской   речи;   сказки раскрывают   перед   ними   меткость   и   выразительность   языка,   показывают   как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями, вместе   с   героями   сказки   дети   испытывают   чувство   страха   в   напряженные драматические   моменты,   чувство   облегчения,   удовлетворения   при   победе справедливости Читая детям художественные произведения, мы   используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический   метод,   а   именно   театрализованная   деятельность.   Именно театрализованная   деятельность   (как   один   из   видов   игровой   деятельности) способствует   легкому   и   свободному   осуществлению   процессов   обучения   и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.  Среди театрализованных игр особое место занимает игра­драматизация. Это своеобразный   вид   игровой   деятельности,   источником   для   которой   служат литературные произведения. Игра­драматизация − деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков. Игра   –   дело   серьезное,   но   и   веселое   тоже.   Театрализованные   игры   дают возможность   использовать   их   как   сильное,   но   ненавязчивое   педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе   работы   над   выразительностью   реплик   персонажей,   собственных высказываний   незаметно   активизируется   словарь   ребёнка,   совершенствуется звуковая культура речи. Участие в игре, которая имеет коллективный характер, и   создает     условия   для   развития   чувства   партнерства,   а   так   же   является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованная игровая деятельность – это действия заданные художественным произведением. В ней осуществляется   эмоциональное   развитие:   дети   знакомятся   с   чувствами, настроениями   героев,   осваивают   способы   их   внешнего   выражения,   осознают причины того или иного настроя.Театрализованные   игры   являются   играми­представлениями,  которые   имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Пиктограммы помогают в развитии разнообразных выразительных средств. В режиссерской игре "артистами" являются игрушки, или их заместители. А ребенок,   организуя   деятельность   как   "сценарист   и   режиссер"   управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии   с   разнообразием   театров,   используемых   в   детском   саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би­ба­бо, пальчиковый) и т.д. В   этих   играх   ребёнок   или   взрослый   не   являются   действующим   лицом,   они создают   сцены,   ведут   роль   игрушечного   персонажа   –   объёмного   или плоскостного.   Они   действует   за   него,  изображают   его   интонацией,  мимикой. Пантомимика   ребёнка   ограничена,   поскольку   он   действует   неподвижной   или малоподвижной   фигуркой,   однако   подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме.   игрушкой, Одним   из   важных   направлений   в   развитии   ребёнка   в   театрализованной деятельности является создание условий. Для этого должен быть оборудован в группе   центр   театрализованной   деятельности,   где   будет   сосредоточен   весь наработанный материал, а также ширмы для показа театров. Должны иметься различные виды театров; элементы костюмов, декораций; дидактические игры; оформлена подборка иллюстрированных книг: сказки, стихи, рассказы, а также шапочки для театрализованных игр  Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей   с   его   содержанием,   изготовление   костюмов   и   атрибутов,   работу   над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время   ведется   работа   над   формированием   заинтересованности   детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную   роль   на   данном   этапе   имеют   выразительное   чтение   произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче   им   будет   потом   изображать     прочитанное);   грамотно   поставленные вопросы   для   беседы   по   содержанию   произведения   и   организация   работы   по воспроизведению   текста   детьми   (пересказ).   Далее   поинтересоваться, понравилось   ли   детям   произведение   и,   получив   положительную   оценку, предложить разыграть его в театрализованной деятельности.    Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.  Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью и проводится следующим образом:1)  кратко,  но  достаточно  убедительно  дать  художественное  описание   того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читать литературное произведение; 2) проанализировать события, которые описаны в произведении. Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль; 3) после распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам   и   т.п.   При   этом   характеристики   могут   быть   представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивать выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей. 4)   подвести   детей   к   тому,   что   каждый   образ,   в   котором   им   предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.). Работу   маленького   актера   над   собой   я   рекомендую   осуществлять   в   виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре. 1.Упражнения на напряжения мышц: − рубить дрова; − волочить тяжелый ящик; − нести очень тяжелый чемодан; − дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.д. 2.Упражнение на расслабление мышц: − заснуть на стуле; − сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.д. 3.Упражнения на развитие воображения: − передавать друг другу веревку, представляя, что это змея; − передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»; − передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать оттуда что­ либо воображаемое и обыгрывать это. Творчеству   детей   способствует   установившийся   контакт   педагогов   с родителями воспитанников. Надо стремиться достичь таких отношений, когда мамы и папы  небезучастны   к   творчеству   детей,   а   становятся   активными   союзниками   и помощниками в организации их художественно­речевой деятельности. Родители   участвуют   в   создании   декораций   к   детским   спектаклям, изготавливают   вместе   с   ребятами   костюмы,   помогают   в   заучивании   текстов ролей. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается   помощь   в   изготовлении   кукол   различных   театров,   декораций.   В уголок для родителе помещается список детской литературы для домашнего чтения   детям.   Для   проведения   эффективной   работы   по   театрализованнойдеятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. А   изготовление   поделок,   игрушек   детьми,   как   в   непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной, повышает мотивацию к дальнейшей творческой художественно­театральной деятельности. Уважаемые педагоги! Из   литературы   вы   знаете,   что   организация   художественно­театральной деятельности   не   только   благотворно   влияет   на   формирование   творческой личности,   но   и   объединяет   взрослых   и   детей   в   совместной   увлекательной деятельности. Читайте детям художественные произведения и инсценируйте их вместе с ними. Творческих вам успехов!