Организация урока сольфеджио в ДМШ (памятка преподавателю)

  • Памятки
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Организация урока сольфеджио в ДМШ. В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений, планы всех музыкальных школ, музыкальных училищ и ВУЗов. В зависимости от целей и задач каждого учебного заведения изменяются содержание и методы преподавания сольфеджио. Основная же задача – всестороннее развитие музыкального слуха – остается одинаковой. Развитие музыкального слуха, так же как и других способностей, должно помогать воспитанию мыслящего, самостоятельного, практически владеющего знаниями и навыками человека, могущего применить их на практике. Как во всяком педагогическом процессе воспитание неотделимо от обучения, так и в сольфеджио развитие слуха основано на усвоении знаний в области нотной грамоты, элементарной теории музыки и гармонии, т. е. теории музыки в широком смысле слова. Кроме того, сольфеджио должно обеспечить овладение практическими навыками чтения с листа и записи музыки. Объём знаний и навыков, которого следует достичь определяется программой. В ДМШ группы комплектуются по возрастному принципу. Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей. В младших классах (1, 2) основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность эмоциональных ощущений. Педагог должен воспитать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений. В средних классах (3-5) – основой работы должны быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этом уровне педагог обязан воспитать самостоятельность детей и продолжать прививать им интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных им знаний и умений. В старших классах (6,7) основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям. Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы. В младших классах необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных приемов, применение игровых примеров, движений, и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний. В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей – развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков. В старших – усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков. В детских музыкальных школах и музыкальных училищах профиль учебного заведения, возраст, состав и специальность учащихся определяют методы работы в курсах сольфеджио. Таким образом, методика преподавания сольфеджио должна быть гибкой и изменяться в соответствии с задачей данного учебного заведения, аудиторию. Нудно учитывать и возраст и специальность, и подготовку учащихся, а также индивидуальные способности каждого ученика. Одна из самых больших методических трудностей заключается именно в том, что учебный план предусматривает занятия групповые (по 8-12 человек в классе), в то время как внимание и приемы работа для каждого требуются индивидуальные. Сочетание в классной работе группового метода занятий с индивидуальным требует от педагога продуманного подхода к плану и мастерства ведения урока.
Иконка файла материала 1.docx
Организация урока сольфеджио в ДМШ. В настоящее время предмет сольфеджио входит в  учебные планы всех музыкальных учебных  заведений, планы всех музыкальных школ,  музыкальных училищ и ВУЗов. В зависимости от  целей и задач каждого учебного заведения  изменяются содержание и методы преподавания  сольфеджио. Основная же задача – всестороннее  развитие музыкального слуха – остается  одинаковой.Развитие музыкального слуха, так же как и других  способностей, должно помогать воспитанию  мыслящего, самостоятельного, практически  владеющего знаниями и навыками человека,  могущего применить их на практике. Как во всяком  педагогическом процессе воспитание неотделимо от обучения, так и в сольфеджио развитие слуха  основано на усвоении знаний в области нотной  грамоты, элементарной теории музыки и гармонии,  т. е. теории музыки в широком смысле слова. Кроме  того, сольфеджио должно обеспечить овладение  практическими навыками чтения с листа и записимузыки. Объём знаний и навыков, которого следует  достичь определяется программой. В ДМШ группы комплектуются по возрастному  принципу. Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей. В младших классах (1, 2) основой усвоения должно  быть эмоциональное восприятие детей, яркость и  осознанность эмоциональных ощущений. Педагог  должен воспитать дисциплину, правильнуюнаправленность слухового внимания, активность в  накоплении слуховых впечатлений. В средних классах (3­5) – основой работы должны  быть узнавание, сопоставление и усвоение  осознанных явлений. На этом уровне педагог обязан  воспитать самостоятельность детей и продолжать  прививать им интерес к музыке, развивать навыки  практического использования полученных им знаний и умений.В старших классах (6,7) основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание  музыкального мышления, творческой активности,  самоконтроля, способности к теоретическим  обобщениям. Учитывая возрастные особенности детей разных  классов, педагог должен использовать различные  приемы и формы работы.В младших классах необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных приемов,  применение игровых примеров, движений, и только  постепенное выведение из практики некоторых  теоретических знаний. В средних классах – на основе имеющегося  музыкального опыта детей – развитие  самостоятельности в суждениях и выводах,  повышение требовательности к качеству пения,  совершенствование знаний и навыков.В старших – усиление работы над освоением чтения  с листа и записи музыки, воспитание логического  мышления и творческой активности в применении  на практике полученных знаний и навыков. В детских музыкальных школах и музыкальных  училищах профиль учебного заведения, возраст,  состав и специальность учащихся определяют  методы работы в курсах сольфеджио.Таким образом, методика преподавания  сольфеджио должна быть гибкой и изменяться в  соответствии с задачей данного учебного заведения,  аудиторию. Нудно учитывать и возраст и  специальность, и подготовку учащихся, а также  индивидуальные способности каждого ученика.  Одна из самых больших методических трудностей  заключается именно в том, что учебный план  предусматривает занятия групповые (по 8­12  человек в классе), в то время как внимание и  приемы работа для каждого требуются  индивидуальные.Сочетание в классной работе группового метода  занятий с индивидуальным требует от педагога  продуманного подхода к плану и мастерства  ведения урока.