Организация внеурочной деятельности современных школьников по технологии

  • Научные работы
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Инновационностью ФГОС общего образования является введение внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03-296). Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Актуальностью данной работы является то, что благодаря проведению внеурочных занятий учитель может развивать творческий потенциал своих учеников, использовать творческие методы обучения с большей свободой действий. Благодаря проведению внеурочных занятий учитель ненавязчиво может обучить школьников выполнению проектов, использованию мозгового штурма в работе и других творческих методов. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Организация внеурочной деятельности по технологии. Внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации ребёнка, развивает и выявляет творческие способности. Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью необходимо учитывать психовозрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда. В начальной школе (1-4 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности. Так как дети этого возраста более усидчивы, то им хорошо подходят занятия по осваиванию какого – либо ремесла или рукоделия. Художественно- эстетическое и патриотическое направление ВУД позволяют удовлетворить эти потребности в полном объёме. Необходимо отметить, что освоение новых знаний, связанных с историей и культурно – бытовыми традициями нашей страны (как, впрочем, и любого другого материала) гораздо успешнее осваивается через практическую деятельность. При этом учащиеся раскрывают и реализуют творческий потенциал, осваивают различные производственные технологии. Приобретают такие навыки как, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, приобщаются к русским традициям, истории, культуре.[2] В старших классах целесообразней работать по научно – исследовательским направлениям. Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях новых стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы. Поскольку «занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования», это рождает здоровую конкуренцию и каждый учитель, организующий внеурочную деятельность, должен это понимать и повышать уровень своей квалификации в соответствии с современными образовательными требованиями. Заключение Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность помогает: - научить себя учиться, что способствует саморазвитию; - утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению; В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка. Решение данной задачи требует создания следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективный комплекс развивающего образования: - личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; - простраивание индивидуальной траектории воспитанника; - полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми; - развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста; - предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка; - интенсивное включение в образовательный процесс современных информационных технологий; - интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования. И так происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность.
Иконка файла материала Четверикова_статья_dok.docx
Организация внеурочной деятельности современных школьников по технологии Т.В.Четверикова Учитель начальных классов "МОУ Тавровская средняя общеобразовательная школа  им. А. Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области" (Белгород) Содержание 1 Введение  2 Организация внеурочной деятельности по технологии  3 Вывод   Введение Социализация   ребенка   в  настоящее   время   признается   в  качестве   одной   из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать   ребенка   в   современной   социокультурной   среде.   Такая возможность   общеобразовательным   учреждениям   предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Инновационностью ФГОС общего образования является введение внеурочной   деятельности.   В   соответствии   с   ФГОС   ООО   основная образовательная   программа   основного   общего   образования   реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением   требований   государственных   санитарно­эпидемиологических правил и нормативов. Под   внеурочной   деятельностью   следует   понимать   образовательную деятельность,  осуществляемую   в   формах,  отличных   от   классно­урочной,  и направленную   на   достижение   планируемых   результатов   освоения   основной образовательной программы начального общего образования (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03­296). Внеурочная   деятельность   не   есть   традиционный   урок,   но   направлена   на достижение   образовательных   результатов,  заявленных   ФГОС.  Но   в   первуюочередь ­ это достижение личностных и метапредметных результатов. При этом,   внеурочная   деятельность   носит   компенсационный   характер: способствует   решению,   тех   образовательных   задач,   которые   не   удается решить на уроке. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе   которой   обучающийся   не   только   и   даже   не   столько   должен   узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Актуальностью   данной   работы   является   то,   что   благодаря   проведению внеурочных   занятий   учитель   может   развивать   творческий   потенциал   своих учеников,   использовать   творческие   методы   обучения   с   большей   свободой действий.   Благодаря   проведению   внеурочных   занятий   учитель   ненавязчиво может обучить школьников выполнению проектов, использованию мозгового штурма в работе и других творческих методов. Внеурочная деятельность в условиях   внедрения   ФГОС   приобретает   новую   актуальность,   ведь   именно стандарты закрепили обязательность её организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения. Стоит отметить, что для школы внеурочная   деятельность   обязательна,   а   ребенок   имеет   право   выбора. Внеурочная   деятельность   позволяет   ребенку   выбрать   область   интересов, развить свои способности. Организация внеурочной деятельности по технологии. Внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации ребёнка, развивает и выявляет творческие способности.  Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной   деятельностью   необходимо   учитывать   психовозрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся   мелкую   моторику,   творческое   и   пространственное   воображение, воспитывает навыки организации труда. В начальной школе (1­4 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности. Так как дети этого возраста более усидчивы, то им   хорошо   подходят   занятия   по   осваиванию   какого   –   либо   ремесла   или рукоделия. Художественно­ эстетическое и патриотическое направление ВУД позволяют   удовлетворить   эти   потребности   в   полном   объёме.   Необходимо отметить, что освоение новых знаний, связанных с историей и культурно – бытовыми   традициями   нашей   страны   (как,   впрочем, и   любого   другого материала) гораздо успешнее осваивается через практическую деятельность. При   этом   учащиеся   раскрывают   и   реализуют   творческий   потенциал, осваивают   различные   производственные   технологии.   Приобретают   такие навыки как, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, приобщаются к русским традициям, истории, культуре.[2]В старших классах целесообразней работать по научно –  исследовательским направлениям.  Таким   образом,   организация   внеурочной   деятельности   в   условиях   новых стандартов   образования   позволяет   решать   целый   комплекс   задач: от сохранения   здоровья   подрастающего   поколения,   до   формирования   и развития   разнообразных   личностных   качеств   и   способностей   учащегося.   И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм   и   методов   работы,   так   и   в   выборе   конечного   (прогнозируемого) результата,   так   как   внеурочная   деятельность   не   ограничена   рамками программы.   Поскольку   «занятия   могут   проводиться   не   только   учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том   числе   педагогами   учреждений   дополнительного   образования»,   это рождает   здоровую   конкуренцию   и   каждый   учитель,   организующий внеурочную деятельность, должен это понимать и повышать уровень своей квалификации   в   соответствии   с   современными   образовательными требованиями. Заключение Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников   образовательного   процесса   (учащихся,   родителей,   учителей), создает   условия   для   работы   с   семьей,   общения   детей   и   взрослых,   их самовыражения   и   самоутверждения,   развития   творческих   способностей, предоставляет   возможность   для   отдыха   и   удовлетворения   своих потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность помогает: ­ научить себя учиться, что способствует саморазвитию; ­ утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению; В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального   развития   ребенка   средствами   внеурочной   деятельности, чтобы   получаемые   ребенком   знания   и   навыки   имели   действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка. Решение   данной   задачи   требует   создания   следующих   психолого­ педагогических   условий,   обеспечивающих   эффективный   комплекс развивающего образования: ­ личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; ­ простраивание индивидуальной траектории воспитанника; ­   полноценное   общение   ребенка   со   сверстниками,   старшими   и   младшими детьми;­  развивающие   педагогические   технологии,  ориентированные   на   специфику возраста; ­   предметно­пространственная   среда,   стимулирующая   коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка; ­   интенсивное   включение   в   образовательный   процесс   современных информационных технологий; ­   интенсивное   включение   в   образовательный   процесс   школы   возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования. И так происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых   способов   образования,   педагогических   технологий,   нацеленных   на индивидуальное творческую   инициативу, самостоятельность.   личности,   развитие   Список использованной литературы 1. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М:  Проспект, 2013. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования [текст]. – М.: Просвещение, 2011. 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования в Российской  Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

Посмотрите также