ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Оценка 4.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Оценка 4.8
Памятки
doc
химия +1
Взрослым
03.04.2018
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Внеурочная деятельность учащихся по химии - это неотъемлемая часть обучения. Она ориентирована на личный выбор каждого ученика, согласно его возможностям, его интересам, направлено на повышение познавательной и творческой активности, дальнейшему профессиональному выбору и адаптации в общественной жизни, приобщает к здоровому образу жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.doc
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ. Татьянина Оксана Рафиковна,  МБОУ Лицей № 15 г.Саратова, учитель химии Все наши замыслы,  все поиски и построения превращаются в прах,  если у ученика нет желания учиться.  (В.А. Сухомлинский). Инновационное   развитие   экономики   страны,   современные   потребности общества   и   каждого   гражданина   определяют   новые   подходы   к   содержанию образования.   Согласно   ФГОС   нового   поколения   успешность   индивида   в современном   обществе   определяет,   рациональное использование   полученных   знаний,   новых   технологий,   активная   жизненная позиция,   эффективное   социальное   сотрудничество   и   здоровый   образ   жизни. Структура базисного учебного плана включает в себя три раздела: инвариантная часть,   вариативная   часть   и   внеурочная   деятельность.   Время,   отведенное   на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.   главным   образом, Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Дополнительное образование школьников ориентировано   на   личный   выбор   ученика   и   направлено   на   повышению познавательной   и   творческой   активности   школьников,   на   содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Но, в первую очередь, организация внеурочного обучения по естественнонаучным предметам должна способствовать повышению мотивации ребенка к обучению, ведь без интереса, без желания нет смысла навязывать ребенку обучение, этот процесс будет для него скучным и безрезультативным. В данной статье нам хотелось бы рассмотреть направления внеурочной деятельности по предмету химия и обсудить эффективность данных занятий для повышения качества знаний, самоопределения  и мотивированности к изучению предмета химии. Итак,   внеурочная   деятельность   обучающихся   прописана   программой внеурочной деятельности обучающихся, соответствует требованиям  базисного учебного плана, отвечает целям и задачам внеурочной деятельности и строится на следующих принципах: 1. Принцип связи обучения с повседневной жизнью.  Ученик   должен   понимать,   химия   –   не   оторвана   от   жизни,   химические вещества   и   процессы   происходят   в   повседневной   жизни.   Если   на   уроке большинство времени все­таки уделяется изучению теоретических аспектов, то во   внеурочной   деятельности   особый   упор   следует   дать   на   использование полученных на уроке знаний для объяснения окружающих человека химических явлений. 2. Принцип коммуникативной активности обучающихся. Предпосылкой   повышения   коммуникативной   активности   обучающихся является   возможность   выбора   учащимися   наиболее   приемлемой   формы внеурочной   деятельности.   Чем   разнообразнее   формы   деятельности обучающихся,   содержательный   материал   занятий,  тем   активнее   обучающиеся включаются в процесс работы.  3. Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.  Формирование   интереса   к   предмету   химия,   понимание   сущности химических   явлений   и   процессов,   готовность   обучающихся   к   изучению материала   –   необходимое   условие   для   решения   образовательных   и воспитательных задач. Материал внеурочных занятий должен быть приближен к изучаемым   темам   по   основному   курсу   по   химии,   но   ни   в   коем   случае   не дублировать его. Существование прочной связи между изучаемой темой урока по   предмету   и   внеурочного   курса   создает   благоприятные   условия   для реализации   образовательных   и   воспитательных   задач,   углублению   знаний   и мотивированию обучающихся к обучению. 4. Принцип возрастных особенностей обучающихся.  При написании программы внеурочной деятельности, определении целей и задач   курса   учитываются   возрастные   и   психофизические   особенности участников внеурочной деятельности.  5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Эффективность внеурочной деятельности, как и урочной формы работы определяется удачным сочетанием различных форм работы обучающихся. На одном занятии можно использовать несколько видов и форм работы, применяя различные технологии.  6. Принцип межпредметных связей. Целью   обучения   в   школе   является   формирование   полноценной всесторонне развитой личности, способной к успешной адаптации в современной жизни.   Поэтому   задача   учителя   на   всех   этапах   обучения   использовать межпредметные связи, проводя параллели между физическими и химическими явлениями,   использовать   данные   по   исторической   подоплеке   наблюдаемых явлений   или   биографии   ученых,   биологические   системы   –   это   химические реакторы и т.д.  7. Принцип использования ИКТ в процессе обучения. Сложно   представить   современную   школу   без   использования   ИКТ.   А школьники зачастую используют информационные ресурсы значительно более грамотно и разнообразно, чем учителя. Формы применения ИКТ во внеурочной деятельности   могут   быть   разнообразно:   поиск   информации,   оформление проектов   и   исследований,   ведение   учащимися   дневников   (миниблогов), динстанционное   и   электронное   обучение   и   т.п.   Задача   учителя   –   применить навыки использования ИКТ для успешного обучения химии. Направления   внеурочной   деятельности   по   химии   в   нашей   включают следующие   составляющие   (ученики   выбирают   специфику   и   форму   занятий самостоятельно):   кружок,   дополнительные   занятия,   работа   с   одаренными обучающимися,   подготовка   и   участие   в   различных   олимпиадах,   конкурсах, конференциях, дистанционное обучение. Очень важен этап кружковой работы по химии: он начинает свою работу для учеников 5­7 классов и способствует расширению кругозора обучающихся, развитию естественнонаучного мышления, получение знаний, необходимых для повседневной   жизни,   безопасного   обращения   с   веществами,   а   также мотивированной подготовки обучающихся к профессиональной ориентации. В лицее с 8 класса применяется обучение по индивидуальным  планам, но ведь химия по основному стандарту изучается с 8 класса, поэтому ребенок должен иметь представление о предметной области изучения и основных требованиях к обучению, делать свой выбор осознанно. Рабочая программа кружка составлена с учетом особенностей учеников и рассчитана на 1 час в неделю в три ступени обучения (5,6,7 классы). Продолжительность курса – 3 года. Первый год занятий объединен   идеей   :   «химия   веществ»,   второй   год   –   «химические   процессы», третий год – «вездесущая химия».  Концепция проектирования непрерывного курса для учеников основано на системно­деятельностном   подходе.   Применяются   технологии:   проектного, развивающего,   проблемного   и   эвристического   обучения.   Методы   проведения занятий   так   же   варьируются:   лекционные   занятия   с   демонстрацией   опытов, практические   и   лабораторные   работы,   работа   в   виртуальной   лаборатории, проектная   деятельность,   создание   презентаций,   работы   над   научно­ исследовательскими   работами,   экскурсии.   Каждое   занятие   предусматривает овладение учениками практическим навыком безопасной работы с веществами, приобретение новых полезных с практической точки зрения знаний о веществах и процесса, ответ на многочисленные вопросы обучающихся.  Теоретической   основой   проектирования   курса     является   система образования   и   самообразования   на   основе   эвристического   обучения.   В   этом случае ученик, опираясь на собственные знания, выстраивает с помощью учителя собственную   траекторию,   свой   образовательный   маршрут,   определяет личностные   цели   занятия,   способы   освоения   тем   (А.М.Хуторский).   Каждый ученик   нашего   лицея   класса   выстраивает   свой   образовательный   маршрут. Ученики, принимающие участие в работе кружка по химии, активно участвуют в мероприятиях:   викторинах   и   конкурсах   различного   уровня,   учатся   навыкам проведения исследования и участвуют в проектах школьного уровня и на сайте ГлобалЛаб по естественнонаучному направлению. Необходимо отметить так же развитие   личностных   качеств   ученика   в   процессе   внеурочной   деятельности, творческая реализация его возможностей и идей. Итак,   использование   кружка   по   химии   для   учеников   5­7   классов   во внеклассной деятельности и вышеперечисленных методов работы, способствует повышение интереса к предмету, возможности осознанного выбора предмета для формирования   индивидуального   маршрута   (предпрофильного   изучения), освоению   приемов   работы   и   выработки   навыков   безопасной   работы   с веществами и исследовательской, проектной деятельности.  Следующие   направление   внеучебной   деятельности   по   химии   в   нашем лицее: дополнительные занятия, исследовательская работа, работа с одаренными обучающимися, подготовка  к  конкурсам  и  олимпиадам   также  направлены  на развитие   познавательной   мотивированности   обучающихся,   углублению   и расширению знаниевого ценза, творческой активности учеников. Преимущество этих   видов   деятельности   заключается   в   создании   специальных   условий   для обучения,   удовлетворяющих   более   высокие   познавательные   способности   и потребности обучающихся. На данных занятиях можно проводить решение задач повышенного   уровня   сложности,   выбор   и   обсуждение   научной   литературы, планирование,   обсуждение   результатов   и представление результатов работы.   проведение   исследований, Особо   хотелось   бы   отметить   дистанционное   и   электронное   обучение. Использование компьютерного мобильного класса позволяет учителям нашего лицея проводить компьютерное тестирование обучающихся в режиме он­лайн, участвовать в создании проектов и исследований, просматривать и проделывать опыты   виртуальной   лаборатории   и   т.д.   В   настоящее   время   созданы   и используются тесты в программах  MyTestXPro,  HotPotates, а также на сайтах Master­Test.net, http://chem.reshuege.ru/ и т.д. Учащиеся 8 класса в прошлом году с удовольствием участвовали в обучении по основам химии на дистанционной площадке  courses.coiro.ru/.   В   2014­2015   учебном   году   дистанционные   курсы: «Химия   для   любознательных»   (9   класс)   и   «Удивительное   рядом»   (8   класс) предлагает   обучающимся,   проявляющим   интерес   к   предмету   узнать   новое   и интересное и проверить свои силы, выполняя задания.  Естественнонаучное   образование   год   от   года   набирает   большую популярность,   становится   востребованными   профессии   инженера,   врача,   что подтверждает   ежегодное   анкетирование   обучающихся,   проводимое   в   нашем лицее.   Поэтому   очень   важным   является   правильный   и   осознанный   выбор индивидуального   образовательного   маршрута,   исходя   из   его   способностей   и наклонностей,   дальнейшая   работа   в   рамках   индивидуального   маршрута   по формированию   навыков   и   умений   обучающихся,   удовлетворению   их образовательных и творческих потребностей. Внеурочная деятельность, являясь частью образовательной программы и должна способствовать наиболее полному и результативному освоению индивидуального маршрута. Благодаря успешному сочетанию учебной и внеучебной деятельности, ученики лицея успешно сдают экзамены   (ГИА   и   ЕГЭ),   являются   призерами   и   победителями   конкурсов   и олимпиад различного уровня. Выпускники нашего лицея успешно обучаются на бюджетной основе в ВУЗах Саратова, Казани и Москвы. Литература для внеурочной деятельности: 1. . Н.В.Ширшина Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007 2.  Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М., Химия, 1994 3.Шаталов   М.А.,   Кузнецова   Н.Е   Обучение   химии   на   основе   межпредметной интеграции. 8, 9 класс. М.: Вентана­граф, 2008 4. Титова И.М. Химия и искусство М.: Вентана­граф, 2010 5. Денисова В.Г.  Мастер­класс учителя химии. 8­11 классы. М.: Планета, 2010

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018