Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Безопасность на улице предполагает обсуждение проблем, связанных не только с ПДД, но и с общением с незнакомыми людьми; с ситуацией пропажи ребенка; с культурой поведения в транспорте, в общественных местах, на прогулке. Главной целью воспитательной работы является - обучение детей основам безопасности дорожного движения и заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»
Иконка файла материала Консультация ПДД.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 31 «Теремок» Выступление на открытом заседании комиссии «За безопасность на дороге» в  ДОУ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» Подготовила и провела воспитатель: Лукаш Ю.П. г. Гуково2016 г. Особенности обучения дошкольников безопасному поведению на улице. Безопасность на улице предполагает обсуждение проблем, связанных не только с ПДД, но и с общением с незнакомыми людьми; с ситуацией пропажи ребенка; с культурой поведения в транспорте, в общественных местах, на прогулке. Главной   целью   воспитательной   работы   является   ­   обучение   детей   основам безопасности   дорожного   движения   и   заключается   в   формировании   у   них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице:  умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;  умение различать величину транспорта;  умение определять расстояние до приближающегося транспорта;  знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;  понимание   особенностей   движения   транспорта,   того,   что   он   не   может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);  понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей. Инновационный   подход   к   организации   дидактических   занятий   с дошкольниками   по   дорожной   тематике   состоит   в   одновременном   решении следующих задач:  развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;  обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую   работу,   позволяющую   в   процессе   выполнения   заданий   изучать   и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;  формирование   у   детей   навыков   и   устойчивых   положительных   привычек безопасного поведения на улице. Программа   обучения   безопасному   поведению   на   улице   является   составной частью общей программы воспитания детей, однако вопросы по тематике дорожной безопасности   рекомендуется   изучать   как   отдельные   направления   в   общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять через непосредственное восприятие   дорожной   среды   во   время   целевых   прогулок,   где   дети   наблюдают движение   транспорта   и   пешеходов,   дорожные   знаки,   светофоры,   пешеходные переходы и т. д., в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. Примерная тематика занятий с дошкольниками:«Дорога в дошкольное учреждение»; «Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению»; «Предвидение опасности на улицах»; «Виды транспортных средств»; «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке»; «Нахождение   на   улице   с   взрослыми   и   правила   перехода   проезжей   части дороги»; «Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров»; «Виды и сигналы светофоров»; «Пешеходный переход» (подземный, надземный и наземный "зебра") ; «Дорожные знаки для пешеходов»; «Развитие   глазомера   для   определения   расстояния   до   приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей». Каждое   из   занятий   должно   иметь   свои   цели   и   задачи.   Например,   занятие «Предвидение опасности на улицах» имеет следующие задачи:  ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход,   водитель,   пассажир,   светофор,   тротуар,   бордюр,   проезжая   часть дороги,   пешеходный   переход,   дорожные   знаки,   пешеходный   переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка   «зебра»,   опасность,   безопасность,   авария   (дорожно­транспортное происшествие);  познакомить с основными видами транспортных средств;  определить   опасные   места   вокруг   дошкольного   учреждения,  в  микрорайоне проживания,   во   дворе,   на   улицах   по   дороге   в   дошкольное   учреждение; проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;  разъяснить   детям   типичные   ошибки   поведения   на   улице,   приводящие   к несчастным случаям и наездам на пешеходов;  рассказать   об   опасностях   на   улицах   и   дорогах,   связанных   с   погодными условиями и освещением;  научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;  обучить   быстрой   ориентации   в   дорожной   обстановке:   осматриваться   при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги   из­за   препятствий   и   сооружений;   не   стоять   близко   от   углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.  При   обучении   детей   следует   учитывать   следующие   данные   научных исследований:  воспитанники   младшей   группы   способны   запомнить   только   два­три   ярких признака предметов;  дети средней группы могут запомнить три­четыре признака предмета; дети из старшей группы запоминают не больше пяти­шести признаков предмета (цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета). Рекомендуется   использовать   на   занятиях   с   дошкольниками   новые педагогические технологии:  моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;  самостоятельная   работа   в   альбомах   по   рисованию   или   специально разработанных   тетрадях,   формирующая   и   развивающая   познавательные процессы детей;  интерактивный опрос;  коллективная   деятельность   детей   по   изучению,   осмыслению   и   осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. Обучение основам безопасного поведения детей младшего  дошкольного возраста В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности).   На   них   воспитатель   показывает   детям   тротуар,   проезжую   часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов,   как   запрещающих   движение,   и   значение   зеленого   сигнала,   как разрешающего движение. Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов,   учатся   различать   транспортные   средства   по   названию   и   величине (большой/маленький):   легковой   автомобиль,   трамвай,   автобус,   троллейбус   и   др. Педагогу   важно   объяснить   детям,   насколько   настоящие   автомобили   опаснее   по сравнению   со   знакомыми   им   игрушечными.   В   результате   таких   занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку. На   занятиях   в   группе   полезно   прибегать   к   наглядному   моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ ­ подталкивать детей к играм с машинками, в   ходе   которых   они   будут   вслух   проговаривать   каждое   действие   (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.). Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать  предметы  по   этим  параметрам.  Дидактические   занятия  по   дорожной тематике   могут   проводиться   в   виде   рисования   в   альбомах   или   в   специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук. Обучение   основам   безопасного   поведения   детей   среднего   дошкольного возраста На занятиях в группе педагог может дать детям задание составить рассказ о дорожной   ситуации.   К   примеру,   ребята   могут   рассказать,   как   ехали   в   машине (автобусе, трамвае  и т. д.). Или как  они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной   лексикой.   В   объяснениях   полезно   использовать   иллюстративныйматериал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. На   прогулках   с   детьми   среднего   дошкольного   возраста   нужно   начинать обучение   ориентированию   на   местности   именно   на   территории   детского   сада. Воспитатель   непременно   должен   объяснить,   что   самостоятельно   выходить   за   ее пределы нельзя. На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового   зрения.   Таким   образом,   у   детей   формируется   умение   чувствовать   и различать скрытую угрозу в дорожной среде. На   прогулках   за   территорией   ДОУ   необходимо   расширять   знания дошкольников   о   транспортных   средствах,   их   видах   и   конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся   в   безопасности:   тротуар,   пешеходные   переходы,   по   которым,   держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Обучение   основам   безопасного   движения   детей   старшего   дошкольного возраста В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение дошкольников свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети   должны   уметь   объяснить,   каким   маршрутным   транспортом   пользуются родители   по   дороге   в   детский   сад.   Также   нужно   продолжать   знакомить   их   с основными понятиями дорожного «словаря». Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых дошкольники доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно   нужно   вести   себя   на   улицах   и   дорогах,   показать   опасные   повороты транспорта на перекрестках и т. д. И   на   прогулках,   и   на   занятиях   в   группе   (с   помощью   иллюстративного материала)   нужно   обращать   внимание   дошкольников   на   особенности   движения крупного   и   малогабаритного   транспорта.   Воспитатель   объясняет,   что   такое «закрытый   обзор».   На   прогулке   педагог   наглядно   показывает   дошкольникам движение   транспортных   средств:   больших,   грузовых   автомобилей,   автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом.   Объясняет,   что   если   пешеход,   переходит   дорогу   в   неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большей скоростью. В свою очередь водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. На   прогулках   за   территорией   дошкольного   учреждения   рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия другихпешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать,   что   именно   некоторые   пешеходы   делают   неправильно,   почему   их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Обучение основам безопасного поведения детей подготовительной группы К детям подготовительной группы следует относиться особенно внимательно, ведь они ­ будущие школьники, и вскоре им придется самостоятельно переходить дорогу,   выполнять   обязанности   пешехода   и   пассажира.   С   ними   продолжаются занятия   на   развитие   познавательных   процессов:   внимания,   восприятия, воображения, мышления, памяти, речи. У дошкольников этой возрастной группы нужно   развивать   способности   к   восприятию   пространственных   отрезков   и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Также к   этому   возрасту   дошкольники   должны   уметь   наблюдать,   оценивать   дорожную обстановку   с   помощью   зрения,   слуха   (увидел   сигнал   светофора,   услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.«Правила дорожного движения и требования, предъявляемые к ПАМЯТКА передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте» Все   участники   движения   обязаны   быть   внимательны   к   окружающей обстановке и ее изменениям, взаимно предупредительны, не создавать помех движению. Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а где тротуара нет ­ по краю проезжей части, на загородных дорогах ­ по левому краю (левой обочине). Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет ­ на перекрестках улиц по линии тротуаров. При   наличии   пешеходных   тоннелей   или   мостиков   пешеходы   должны пользоваться только ими. Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только на участках, где она хорошо просматривается. Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту. Особую   осторожность   следует   соблюдать   при   обходе   транспортных средств   и   других   препятствий,   ограничивающих   обзор   проезжей   части. Трамвай надо всегда обходить спереди. Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается на посадочных площадках, а там, где их нет, ­ на тротуаре (обочине дороги). Там,   где   движение   регулируется,   выходить   на   проезжую   часть   для перехода   улицы   (дороги)   можно   только   при   зеленом   сигнале   светофора, светового указателя или при разрешающем жесте инспектора ДПС ГИБДД, стоящего к пешеходам боком. Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках   у  детей   не   было   никаких   предметов.   Переходить   улицу   разрешаетсятолько в местах, где имеются линии или указатели или на перекрестках по линии   продолжения   тротуаров.   При   этом   воспитатель,   дойдя   до   середины проезжей   дороги,   поднятым   красным   флажком   предупреждает   водителей транспорта  о колонне детей, переходящих  улицу, до тех пор, пока дети не пройдут. Рекомендуется для более организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны держатся дети. Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети   до   14   лет   должны   кататься   во   дворах,   на   игровых   площадках   под присмотром взрослых. Для   соблюдения   правил   дорожного   движения   пешеходам   необходимо знать некоторые дорожные знаки.