Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями

  • Особые потребности
  • docx
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями Защита исследовательской работы учащихся с особыми образовательными потребностями является завершающим периодом исследовательской работы в целом и требует большой подготовки со стороны педагога – коррекционника. Мною предварительно составлен тематический план занятий на отработку вышеперечисленных умений и навыков у учащихся 4 класса с задержкой психического развитияВ статье приведены примеры разных упражнений
Иконка файла материала статья.docx
Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск, Челябинская область    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями      Защита исследовательской работы учащихся с особыми образовательными потребностями является завершающим периодом исследовательской работы в целом и требует большой подготовки со стороны педагога – коррекционника.      У   детей   с   особыми   образовательными   потребностями   на   недостаточном уровне   сформированы   речевые   навыки,   умения   выстраивать   логическую последовательность   выстраивать   и   формулировать   собственные   мысли, умения   выделять   основные   и   главные   моменты   в   монологе,   умения заинтересовать   слушателей   и   привлечь   внимание   к   своему   выступлению. Поэтому основной задачей педагога является подготовка и обучение детей основам   ораторского   искусства.   Эффективным   способом   реализации   этой задачи в моей практике подготовки учащихся к защите исследовательской работы   явилось   проведение   практико   ­   ориентированных   занятий, содержащих   разнообразные   приёмы,   упражнения   на   развитие   умения логически  рассуждать, умения  выделять   главное  в  содержании  публичного выступления. Мною предварительно составлен тематический план занятий на отработку   вышеперечисленных   умений   и   навыков   у   учащихся   4   класса   с задержкой психического развития:Тема занятия Цель занятия «Искусство   говорить Познакомить   учащихся   с или   о   том,   как   стать оратором» понятием   «риторика», «ораторская речь» «Что   такое правильная речь?» Познакомить   детей   с признаками   правильной речи «Составные публичного   части Познакомить   учащихся   с композицией   публичного выступления» выступления Форма проведения   Беседа практикум Занятие   практикум ­ ­ Ознакомительное   занятия элементами практикума с ­ ­ ­ «Учимся наблюдать и рассказывать» Познакомить   с   приёмами наблюдений составления рассказа   и Занятие практикум «Учимся   определять стиль речи» «Учимся   выделять основную   мысль   в тексте» Познакомить   детей   со стилями   речи,   научить определять речевого высказывания   стиль Занятие практикум Учить   детей   выделять Занятие главную мысль текста практикум       Познакомить   детей   с Ознакомительное «Интонация говорящего»   речи понятием   учить   интонация, правильному занятия элементами   произношению практикума «Учимся Учить   детейЗанятие   с ­устанавливать устанавливать причинно – причину и следствие» следственные связи практикум «Выразительность речи» Разъяснить выразительность речи.   понятие правильно   «Как сформулировать Обучить постановки   приёмам   и вопрос?» формулировки вопросов   Ознакомительное с   занятия элементами практикума Ознакомительное с   занятия элементами практикума     Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с артикуляционной   гимнастики.   Можно   детям   предложить   следующие упражнения:     «Открываем   рот». Слегка   растянув   губы   в   улыбке,   плавно   и   широко открыть   рот   с   опусканием   нижней   челюсти.   При   этом   язык   лежит   без напряжения.   Держать   челюсти   открытыми   5–10   секунд,   затем   медленно закрыть.   Выполняется   упражнение   5   раз,   сохраняя   спокойный   темп.   Это упражнение   похоже   на   кормление   птенца,   зевающего   бегемота   или   пение звука «а».       «Улыбаемся». В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем, чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная, губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется. повтора. Всего 3–4        «Вытягиваем губы». Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10  секунд. Повторить   упражнения  можно 3–4  раза.  Нужно  следить,  чтобы нижняя   часть   челюсти   не   выдвигалась   вперёд.   Это   похоже   на   то,   как «у». показывают       В процессе организации и проведения основной части вышеупомянутых дудочку, пение уточку,         звука   занятий   целесообразно   использовать   следующие   приёмы   и   упражнения:       Упражнение   «Объясни   слово». Назовите   ребенку   пару   слов   для определения.   Пусть   он   объяснит,   что   такое   нос,   одуванчик,   стул,   дерево, мячик. При этом нужно начать определение этого слово, а ребёнок должен его закончить. Например:   Дерево Нос Одуванчик       – –     растение, орган,     которое… который… –   цветок,   у   которого…и   так   далее.    Упражнение «Придумай рифму к слову». Взять любые несложные слова, известные   ребенку   и   пусть   он   подберет   к   ним   рифму.  Например: Гроза Курица   –     –   роса зажмуриться   и   так   далее.     Упражнение   «Найди   пропавший   предмет». Выбирается   водящий. Например,   это   ребенок,   которому   предлагается   внимательно   осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем   он   отворачивается   и   выходит   из   комнаты,   а   вы   убираете   один   из предметов. Когда водящий возвращается, он должен обнаружить изменение, произошедшее   на   столах   или   вообще   в   комнате   (если   игра   проводится   в большем   масштабе   и   в   ней   участвуют   предметы,   находящиеся   во   всем помещении). Ваша задача — подсказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие   вопросы   и   попытаться   отгадать   убранный   предмет. К   примеру:­На ­На   какое   животное     похож   этот   предмет? хомяка ­…   Этим   предметом   можно   пользоваться   только   на   уроках? захочешь! ­Его можно собой брать куда       с       ­Это ­Да!     пенал? Молодец.     Упражнение   «Найди   отличия». Детям   предлагается   объяснить   одним­ двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.  Например: Вы:   Ребенок: Вы:   Чем   отличается   Лимон мячик       мячик   — круглый. от       лимона? круглый Неверно. тоже   Он Ребенок: Вы:   Оба Ребенок: Вы:     эти     Не     предмета   могут Мяч все     мячи     быть   —   внутри   желтый!   желтыми. пустой. пустые. Ребенок: Вы: Мяч   Совершенно   верно!     нельзя   В   этом   и     скушать. заключается   отличие. Для   отработки   у   детей   умения   определять   идею   и   выбирать   главное предлагаю     им   следующий алгоритм   Прочитайте   действий: текст   О   чём   Найди   предложение,   говориться тексте?   которое   содержит   основную   мысль в     4.   Найди   слова   –   опоры   и   соедини   их   в   одно   высказывание 5. Используя высказывание и слова – опоры сформулируй основную мысль.       После   проведение   такой   подготовительной   работы   предлагаю   детям составить   речь   к   защите   исследовательской   деятельности   в   виде   доклада. 1. 2. 3.Чтобы учащимся было легче составить речь к защите работы, нацеливаю их на памятки. использование шаблона     –     Шаблон – памятка к составлению доклада к защите исследовательской работы   №п/п Структурные компоненты выступления Варианты начала выступления в соответствие со структурой Вступительная часть 1 2 3 4 5 Приветствие слушателей Представление Определение   цели выступления к защите «Рада   приветствовать   Вас, уважаемые   члены   жюри   и участники конференции!» «Меня зовут______. Я уч­ся ___ класса школы ____» «Позвольте   познакомить   Вас   с в исследованием   области_________» Обозначение   темы «Тема   моей   работы: исследования ____________________» Определение   актуальности «Актуальность   и   выбор   темы исследования   (обоснование выбора темы исследования) исследования следующими     определены факторами: во­первых, __________________, во­вторых, ___________________»   ,   либо «Исследование   на   избраннуютему   является   актуальной   в связи….» Основная часть выступления Кратко   о   поставленной цели   исследования   и способах ее достижения (о методах исследования) «Цель исследования______________   нашего Основные   задачи   исследования __________ Методы ___________________   исследования   «В   ходе   работы   был   проведен Краткий   обзор   материалов по     различные теме, подбор, анализ и систематизация источников   литературы   таких подходы   и   точки   зрения авторов источников как: 1….. 2…… «В   ходе   исследования   были получены   следующие   новые (или) теоретические и       о Кратко результатах     в новых   ходе результаты: практические 1.Получены новые знания след.о   проведенного исследования характера:_..., 2.Выдвинуты   новые   идеи:____, 4.Определены   новые   проблемы (задачи)___» Выводы   по   результатам проведенного исследования «На   основании   проведенного исследования   и   полученных результатов   были   сделаны 6 7 8 9Кратко о дальнейших шагах 10 по   теме   проведенного исследования следующее выводы: «Считаем, что данная тема имеет перспективы   в развития   следующих     направлениях: Заключительная часть выступления Благодарность людям, которые помогли получить   11 результаты   исследования, благодарность   за   внимание к выступлению 12 Организация   дискуссии   по теме выступления 13 Ответы на вопросы Спасибо   за   внимание,   с удовольствием   отвечу   на   Ваши вопросы ИЛИ «Благодарю   за   проявленное внимание к моему выступлению»  Уважаемые   участники   если   у   Вас конференции, возникли вопросы по теме моего выступления   отвечу   на   них   с превеликим удовольствием «Спасибо (благодарю) за вопрос ответ… Мой   Ваш вопрос понятен (интересен) … Правильно   ли   я   понимаю,   что задан вопрос…» 14 Благодарность   за   интерес во   время   дискуссии   и «Благодарю   за   проявленные интерес   к   моей   теме   и вопросы   исследования по   теме содержательные   вопросы.   Всего доброго.»Опыт   показывает,   что   такой   подход   к   организации   защиты исследовательской   работы   учащихся   с   особыми   образовательными потребностями   обеспечивает   эффективность   и   его   результативность   на научно­     практической   конференции. Источники 1. Долгушина, Н. О. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006, № 10. 2. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2010. 3. Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников… Такое возможно? /Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. Изд. Дом «Агни»: Самара, 2007. 4. Vashgolos7 [Электронный ресурс]. Способствует ли формированию характера риторика для детей? – 16.02. 2016, URL: http://vashgolos7.ru/ritorika­dlya­detej.html 5. Yourspeech.ru [Электронный ресурс]. Риторика и ораторское искусство для детей. ­  17.07.2016, URL:http://yourspeech.ru/eloquence/elocution/ritorika­ uprazhneniya.html 6. ИНФОУРОК [Электронный ресурс].       Субеева Л. Х. Рекомендации для школьников по подготовке к защите исследовательских работ. ­ 21.06.2015, URL: https://infourok.ru/rekomendacii_dlya_shkolnikov_po_podgotovke_k_zasch ite_issledovatelskih_rabot­572198.htm