Представлена статья на тему Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями
Защита исследовательской работы учащихся с особыми образовательными потребностями является завершающим периодом исследовательской работы в целом и требует большой подготовки со стороны педагога – коррекционника.
Мною предварительно составлен тематический план занятий на отработку вышеперечисленных умений и навыков у учащихся 4 класса с задержкой психического развитияВ статье приведены примеры разных упражнений
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
первой квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Организация защиты исследовательской работы обучающихся
воспитанников с особыми образовательными потребностями
Защита исследовательской работы учащихся с особыми образовательными
потребностями является завершающим периодом исследовательской работы в
целом и требует большой подготовки со стороны педагога – коррекционника.
У детей с особыми образовательными потребностями на недостаточном
уровне сформированы речевые навыки, умения выстраивать логическую
последовательность выстраивать и формулировать собственные мысли,
умения выделять основные и главные моменты в монологе, умения
заинтересовать слушателей и привлечь внимание к своему выступлению.
Поэтому основной задачей педагога является подготовка и обучение детей
основам ораторского искусства. Эффективным способом реализации этой
задачи в моей практике подготовки учащихся к защите исследовательской
работы явилось проведение практико ориентированных занятий,
содержащих разнообразные приёмы, упражнения на развитие умения
логически рассуждать, умения выделять главное в содержании публичного
выступления. Мною предварительно составлен тематический план занятий на
отработку вышеперечисленных умений и навыков у учащихся 4 класса с
задержкой психического развития:Тема занятия
Цель занятия
«Искусство говорить
Познакомить учащихся с
или о том, как стать
оратором»
понятием «риторика»,
«ораторская речь»
«Что
такое
правильная речь?»
Познакомить детей с
признаками правильной
речи
«Составные
публичного
части
Познакомить учащихся с
композицией публичного
выступления»
выступления
Форма
проведения
Беседа
практикум
Занятие
практикум
Ознакомительное
занятия
элементами
практикума
с
«Учимся наблюдать и
рассказывать»
Познакомить с приёмами
наблюдений
составления рассказа
и
Занятие
практикум
«Учимся определять
стиль речи»
«Учимся выделять
основную мысль в
тексте»
Познакомить детей со
стилями речи, научить
определять
речевого высказывания
стиль
Занятие
практикум
Учить детей выделять
Занятие
главную мысль текста
практикум
Познакомить детей с
Ознакомительное
«Интонация
говорящего»
речи
понятием
учить
интонация,
правильному
занятия
элементами
произношению
практикума
«Учимся
Учить
детейЗанятие
с
устанавливать
устанавливать причинно –
причину и следствие»
следственные связи
практикум
«Выразительность
речи»
Разъяснить
выразительность речи.
понятие
правильно
«Как
сформулировать
Обучить
постановки
приёмам
и
вопрос?»
формулировки вопросов
Ознакомительное
с
занятия
элементами
практикума
Ознакомительное
с
занятия
элементами
практикума
Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата
детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко
и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с
артикуляционной гимнастики. Можно детям предложить следующие
упражнения:
«Открываем рот». Слегка растянув губы в улыбке, плавно и широко
открыть рот с опусканием нижней челюсти. При этом язык лежит без
напряжения. Держать челюсти открытыми 5–10 секунд, затем медленно
закрыть. Выполняется упражнение 5 раз, сохраняя спокойный темп. Это
упражнение похоже на кормление птенца, зевающего бегемота или пение
звука
«а».
«Улыбаемся». В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая
передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем,
чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная,
губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется.
повтора.
Всего
3–4
«Вытягиваем губы». Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 секунд. Повторить упражнения можно 3–4 раза. Нужно следить, чтобы
нижняя часть челюсти не выдвигалась вперёд. Это похоже на то, как
«у».
показывают
В процессе организации и проведения основной части вышеупомянутых
дудочку,
пение
уточку,
звука
занятий целесообразно использовать следующие приёмы и упражнения:
Упражнение «Объясни слово». Назовите ребенку пару слов для
определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево,
мячик. При этом нужно начать определение этого слово, а ребёнок должен его
закончить.
Например:
Дерево
Нос
Одуванчик
–
–
растение,
орган,
которое…
который…
–
цветок,
у
которого…и
так
далее.
Упражнение «Придумай рифму к слову». Взять любые несложные слова,
известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.
Например:
Гроза
Курица
–
–
роса
зажмуриться
и
так
далее.
Упражнение «Найди пропавший предмет». Выбирается водящий.
Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться
вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах.
Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из
предметов. Когда водящий возвращается, он должен обнаружить изменение,
произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в
большем масштабе и в ней участвуют предметы, находящиеся во всем
помещении). Ваша задача — подсказать водящему, придумав оригинальное
определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать
наводящие вопросы и попытаться отгадать убранный предмет.
К
примеру:На
На
какое
животное
похож
этот
предмет?
хомяка
… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?
захочешь!
Его
можно
собой
брать
куда
с
Это
Да!
пенал?
Молодец.
Упражнение «Найди отличия». Детям предлагается объяснить одним
двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими
предметами.
Например:
Вы:
Ребенок:
Вы:
Чем
отличается
Лимон
мячик
мячик
—
круглый.
от
лимона?
круглый
Неверно.
тоже
Он
Ребенок:
Вы:
Оба
Ребенок:
Вы:
эти
Не
предмета
могут
Мяч
все
мячи
быть
—
внутри
желтый!
желтыми.
пустой.
пустые.
Ребенок:
Вы:
Мяч
Совершенно верно!
нельзя
В этом и
скушать.
заключается отличие.
Для отработки у детей умения определять идею и выбирать главное
предлагаю
им
следующий алгоритм
Прочитайте
действий:
текст
О
чём
Найди предложение,
говориться
тексте?
которое содержит основную мысль
в
4. Найди слова – опоры и соедини их в одно высказывание
5. Используя высказывание и слова – опоры сформулируй основную мысль.
После проведение такой подготовительной работы предлагаю детям
составить речь к защите исследовательской деятельности в виде доклада.
1.
2.
3.Чтобы учащимся было легче составить речь к защите работы, нацеливаю их на
памятки.
использование
шаблона
–
Шаблон – памятка к составлению доклада к защите исследовательской
работы
№п/п
Структурные
компоненты выступления
Варианты начала выступления
в соответствие со структурой
Вступительная часть
1
2
3
4
5
Приветствие слушателей
Представление
Определение
цели
выступления к защите
«Рада приветствовать Вас,
уважаемые члены жюри и
участники конференции!»
«Меня зовут______. Я учся ___
класса школы ____»
«Позвольте познакомить Вас с
в
исследованием
области_________»
Обозначение
темы
«Тема
моей
работы:
исследования
____________________»
Определение актуальности
«Актуальность и выбор темы
исследования (обоснование
выбора темы исследования)
исследования
следующими
определены
факторами:
вопервых, __________________,
вовторых,
___________________» , либо
«Исследование на избраннуютему является актуальной в
связи….»
Основная часть выступления
Кратко о поставленной
цели исследования и
способах ее достижения (о
методах исследования)
«Цель
исследования______________
нашего
Основные задачи исследования
__________
Методы
___________________
исследования
«В ходе работы был проведен
Краткий обзор материалов
по
различные
теме,
подбор, анализ и систематизация
источников литературы таких
подходы и точки зрения
авторов источников
как:
1…..
2……
«В ходе исследования были
получены следующие новые
(или)
теоретические
и
о
Кратко
результатах
в
новых
ходе
результаты:
практические
1.Получены новые знания след.о
проведенного исследования
характера:_...,
2.Выдвинуты новые идеи:____,
4.Определены новые проблемы
(задачи)___»
Выводы по результатам
проведенного исследования
«На основании проведенного
исследования и полученных
результатов были сделаны
6
7
8
9Кратко о дальнейших шагах
10
по теме проведенного
исследования
следующее выводы:
«Считаем, что данная тема имеет
перспективы
в
развития
следующих
направлениях:
Заключительная часть выступления
Благодарность
людям,
которые помогли получить
11
результаты исследования,
благодарность за внимание
к выступлению
12
Организация дискуссии по
теме выступления
13
Ответы на вопросы
Спасибо
за внимание,
с
удовольствием отвечу на Ваши
вопросы
ИЛИ
«Благодарю за проявленное
внимание к моему выступлению»
Уважаемые
участники
если у Вас
конференции,
возникли вопросы по теме моего
выступления отвечу на них с
превеликим удовольствием
«Спасибо (благодарю) за вопрос
ответ…
Мой
Ваш вопрос понятен (интересен)
…
Правильно ли я понимаю, что
задан вопрос…»
14
Благодарность за интерес
во время дискуссии и
«Благодарю за проявленные
интерес к моей теме и
вопросы
исследования
по
теме
содержательные вопросы. Всего
доброго.»Опыт показывает, что такой подход к организации защиты
исследовательской работы учащихся с особыми образовательными
потребностями обеспечивает эффективность и его результативность на
научно
практической
конференции.
Источники
1. Долгушина, Н. О. Организация исследовательской деятельности младших
школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006, №
10.
2. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников.
Волгоград: Учитель, 2010.
3. Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников…
Такое возможно? /Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей.
Изд. Дом «Агни»: Самара, 2007.
4. Vashgolos7 [Электронный ресурс]. Способствует ли формированию
характера риторика для детей? – 16.02. 2016,
URL: http://vashgolos7.ru/ritorikadlyadetej.html
5. Yourspeech.ru [Электронный ресурс]. Риторика и ораторское искусство для
детей. 17.07.2016, URL:http://yourspeech.ru/eloquence/elocution/ritorika
uprazhneniya.html
6. ИНФОУРОК [Электронный ресурс]. Субеева Л. Х. Рекомендации для
школьников по подготовке к защите исследовательских работ. 21.06.2015,
URL: https://infourok.ru/rekomendacii_dlya_shkolnikov_po_podgotovke_k_zasch
ite_issledovatelskih_rabot572198.htm