ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"
Оценка 4.8

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
11.03.2017
ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"
Данный урок носит познавательный характер- существенная информация из различных источников. Обучающиеся в сотрудничестве учителем учатся ставить учебную задачу, со священником - удерживать ее в процессе всего урока, а также понимать цель выполняемых действий.В ходе совместной деятельности развивают коммуникативные навыки– выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
Тема Икона.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОД САЯНСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»        УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №4» _____________/Н.Л.Чупрова/ (подпись, печать) УРОК  ПО  ТЕМЕ «ИКОНА» курса Основ религиозной культуры и светской этики  в 4 классе модуль  «Основы православной культуры»                                                           ВЫПОЛНИЛА: ДУИСЕЕВА НАТАЛЬЯ СЕМЕНОВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Г.САЯНСК, 2015Г. Дуисеева Наталья Семёновна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» г. Саянск Конспект урока  по ОРКСЭ  модуль «Основы православной культуры»  4 класс УМК: учебник: А. В. Кураев.   Основы православной культуры Тема: Икона Место урока в системе уроков: № 15 (Блок Б) Тип урока: изучение нового материала.  Цель: формирование  представления у учащихся   о православной иконе, ее назначении и значении для православных христиан.  Задачи: ­ личностные –знакомство и уважительное отношение к иконам, как к  изображению священных для православных христиан образов; расширить  кругозор   обучающихся;   ­метапредметные—  овладеть   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи учебной деятельности; ­овладеть навыками смыслового чтения ­ уметь выслушивать собеседника и принимать решение; ­ готовность к сотрудничеству ­ предметные­познакомить с историей появления первых икон,  с различиями в написании иконы   и   картины;   ­   показать   детям,   какими   способами       и   средствами   изображается духовный мир на иконе; Ключевые слова: икона,  иконописец, образ, нимб, свет, лица (лики) Межпредметные   связи: история,   изобразительное   искусство,   мировая   художественная культура. Планируемые результаты: воспитание уважения к истории и культуре своего народа;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; осознание  ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Оборудование:    компьютерная  презентация,  выставка   икон   (бисер,   учителя   Дуисеевой Н.С.),   таблица,   карточки,     фильм   «Икона»,   толковые   словари   разных   авторов,   иконы, принесенные детьми. Формы организации работы: групповая, фронтальная, в парах. Гости: батюшка Владимир Место проведения: Центральная городская библиотека План урока I Организационный момент  II   Актуализация знаний к новой теме. III Изучение нового материала. а) Создание проблемной ситуации б) Работа по учебнику в).Русские мастера иконописи. Работа по иконе А.Рублева «Троица» IV Закрепление  а)Задания для творческой работы в классе V Оценивание VI Домашнее задание        Рефлексия Ход урока Этап урока Деятельность учителя I.  Организа ционный  момент II    Актуализ ация  знаний к  новой  теме   Учитель:Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Работа в парах. Кроссворд. Повторим материал  предыдущих уроков. Разгадаем  кроссворд (слайд).Вопросы : Священная книга христиан. (Библия) Его устанавливают на куполах храмов,  носят на груди. (Крест)Как называется  Деятельность  обучающихся Тренинг «Здравствуй, друг!»  Дети разгадывают  слова и вписывают в  клеточки кроссворда. Ключевое слово в  кроссворде – икона. Проверка  дом.  задания. обращение к Богу? (Молитва)Книги,  написанные апостолами. (Евангелие) Место в храме, куда нет общего доступа.  (Алтарь). Ключевое слово? ­Кто догадался о чем будет идти речь на уроке? Что бы вы хотели еще узнать? Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы откроем некото­ рые тайны православных икон, узнаем,  как появились они, что нам рассказыва­ ют. Узнаем, когда нужно обращаться к  православной иконе, о чем гласит  православная вера. Звучит аудиозапись отрывка из  стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Казачья колыбельная песня” “Дам   тебе   я   на   дорогу   Образок святой:Ты его, моляся Богу,Ставь перед собой;Да, готовясь в бой опасный, Помни   мать   свою…Спи,  младенец   мой прекрасный, Баюшки­баю” Зачем  я прочитала вам этот отрывок? Батюшка: Это не случайно, иконы  сопровождали православного христиа­ нина от рождения и до смерти. Как ис­ тинную святыню её богато украшали  золотом, серебром и драгоценными  камнями. По старинному русскому обы­ чаю икона укреплялась на городских  воротах, покровительствуя, таким обра­ зом, его жителям. Она вдохновляла рус­ ских воинов на полях ратных сражений.  В горнице для иконы отводили красный  угол ­ самое почётное место в доме. Беседа. ­Кто из вас был в храме? Что вы там  видели? Что изображено на них? Учитель: картины, которые вы принесли на урок. Расскажите, что вы о них знаете. Работа в паре. Посмотрите на слайд и разделите их на 2  Давайте   посмотрим   на Дети задают вопросы Дети говорят, об   иконе. (предполагаю: о  первой иконе, кто их  пишет, зачем нужны  иконы, ...) Слушают и думают  ­ потому что из него  видно, что о святом  образе – иконе мать  рассказывала своему  ребёнку с самого  рождения, даже  напевая колыбельную песню. Дети поднимают руку и отвечают (из опыта  наблюдений) группы по признакам. ­Что у вас получилось? Рассказы детей  короткие. Дети называют  иконы, принесенные  на урок,  распределяют  карточки на иконы и  картины. III Изуче­ ние ново­ го  мате­ риала  б) Работа  по  учебнику а) Создание проблемной ситуации  А знаете ли вы, что называется иконой? Чем икона отличается от картины? (Предполагаемые ответы детей) Учитель:  ­Давайте,   сравним   икону   и картину и назовем их отличия. Учитель:  Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на   картине   приукрасить?     Может,   а значит картина – это художественный образ, а икона ­ это святой образ.  Работа со словарем. ­Найдите значение слова икона. ­Вы прочитали значение слова из разных словарей, что заметили? Слово о. Владимиру: Как вы уже знаете, из уроков истории, в  Запись в тетради (дощечка с  изображением святых) Дети ищут и  зачитывают из  словаря.(словари  разных авторов),  сравнивают и делают  вывод. Древней Руси было много лесов. И  церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева ­ на деревянных  досках писали яркие картины. Их назы­ вали иконами. Икона – это изображение  святых и эпизодов из Библии. “Икона” в  переводе с греческого обозначает  “образ”, “изображение”. На Руси иконы  так и называли ­ “образа”. Иконы возни­ кли до зарождения древнерусской куль­ туры в Византии и получили широкое  распространение во всех странах. Там  храмы в основном строили из камня.  Каменные стены штукатурили и укра­ шали наравне с иконами, мозаиками и  фресками (картинами, написанными по  сыро штукатурке) ­ Кто мог писать иконы и для чего?  Батюшка: … Учитель: Какая икона была первой? Учитель: Первая икона Иисуса Христа  имеет чудесное,сверхъестественное  происхождение. По преданию она  появилась ещё при жизни Иисуса  Христа. Это «Спас Нерукотворный»  о. Владимир:  В древние времена забо­ лел царь Авгарь. Врачи не могли ему по­ мочь. Царь верил, что его исцелит Хрис­ тос. Он повелел художнику нарисовать и  принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать  господа. Тогда Христос взял полотенце,  приложил его к лицу и передал худож­ нику. А на полотенце отпечатался неру­ котворный образ Спасителя. Эта икона  «Спас Нерукотворный». (или «Спас на  убрусе») Работа по  учебнику в 5 группах  Давайте прочитаем  материал статьи  «Икона» (5 маленьких групп ищут ответ  на свой вопрос:1 гр. на 1 –й вопрос и  т.д.),заполним таблицу ( на доске и на  Запись в Книге  мудрых мыслей (Иисус Христос,  Божья Матерь,  Николай Чудотворец, ангелов, святых, а  также события из  Ветхозаветной и  Новозаветной  Священной Истории. Дети: читать  молитву, искать  утешение, духовная  потребность. Это было очень  ответственное,  почетное и высокое  занятие.Иконописцем мог быть только  человек, имеющий  особый дар от Бога.  Всю свою жизнь он  должен был нести  непрестанный подвиг  молитвы, стремиться  к нравственному  совершенству.  Иконописцы в  Древней Руси были  почтиисключительно  иноками (монахами). карточках)) ­Отвечает 1 группа.(ответ закрепляется  показом отрывка из фильма «Икона») ­О чем вы не сказали? (аналогичная работа с ост. группами)  на странице 52­54   читаютучебник и  заполняют таблицу   отличий  иконы от  картины. Каждая  группа отвечает на  свой вопрос: 1. Какова главная  задача 2. Как показан свет? 3. Каким бывает  фон? 4. Нимб ­ золотой  круг вокруг головы. 5. Задний план и  линия горизонта. Запись в тетради   значений слов:  Икона, свет иконы,  нимб, лик  Физминут ка    (голосовая на слайде) в) Русские мастера  иконопис и. Работа  по иконе  А.Рублева «Троица» Рассказ батюшки: «Троица». Давным­ давно жил в монастыре иконописец  Андрей Рублев. Однажды задумал он  написать радостную, добрую, светлую  икону: изобразить самого Бога в образе  святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и  Святой Дух). Долго Андрей молился и  вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова:  «Любовью должен соединяться человек  с богом и ближними, тогда и уподобит­ ся он Святой Троице». Видение исчезло,  и мастер приступил к работе. Так появи­ лась икона «Троица» Андрея Рублева. ­Какую цель несет в себе икона? о.Владимир:Икона помогает верую­ щему в молитве и является как бы  «окном» в духовный мир, «проводни­ ком» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек  может  обрати­ ться к Нему, духовно с Ним соединить­ ся. Поэтому верующие бережно отно­ сятся к иконам, почитают их, выражая  этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям, которые по учению  Церкви все живы в духовном мире, с  ними можно общаться, обращаясь к ним  в молитве. Икона и молитва неотделимы друг от друга, на икону не просто  смотрят, на неё молятся. Учитель:а) Блиц­опрос 1. Что такое  икона?2. Как понятие «света» связано с  пониманием Бога в христианстве Бога? 3. Почему православные христиане  считают возможным изображать  невидимого Бога?4. Кому молятся  православные христиане, стоя перед  иконой?5.Как вы поняли, в чем состоит  отличие иконы от обычной живописной  картины? б) Творческая работа Сочинение­ размышление на тему «Почему икону  называется чудотворной?»  Учитель: Если верующие получают  поддержку и помощь после молитвы  направить наши  чувства, ум на  преображение,  очищение Ответы детей Пишут короткое  сочинеиие­ размышление из 3­4  предложений. Читают и слушают  сочинения. Дети слушают и  рассматривают  иконы, вышитые  учителем и передают  другим. IV  Закрепле ние перед иконой, то она почитается  верующими чудотворной.  ­Кто из вас зачитает вслух сочинение? в) Рассказ о. Владимира об иконах: Чудотворная икона «Знамения Божией Матери». выставка икон (вышитые бисером  учителем Дуисеевой Н.С.) ­Иконы различаются на виды по  признакам: по месту нахождения,  сюжету и т.д. Работа с карточками.  Раскрасьте ту карточку, на которой  изображена картина. Рассказ о. Владимира об иконе  Святителя Иннокентия Иркутского) V Задания для творческо й   работы в классе Поощрение Дерево достижений.  VI  Домашне е задание По   выбору:   рассказ   «Иконы   в   нашем доме»,   «Почитаемые   иконы   России», «Чудотворные иконы», именные, первые иконы   в   Сибири.Прочитать   учебник   с. 52­55, ответить на вопросы Рефлекси я Продолжите предложения: ­ Сегодня на уроке я понял, что… ­ Мне очень хочется, чтобы… Спасибо за участие, за сотрудничество. Раскрашивание  картины цветными  карандашами. Дети слушают и  смотрят на икону на  слайде Делают выбор и  записывают в дневник Высказывания детей Приложение 1. Ответы детей подкрепляются фрагментами из фильма  «Икона» вопросы 1. Какова главная  задача?  2. Как показан свет? картина Может быть любая Падает на человека,  икона Показать мир души  святого Проступает через фигуру 3. Каким бывает фон? Фон может быть любого  образуя тень 4. Нимб ­ золотой круг  вокруг головы. 5. Задний план и линия горизонта. цвета Нет Есть святого Золотой фон ­ символ  божественного света. Есть. Это знак  вечности  и Божией благодати. Отсутствуют. Приложение 2. По желанию .Разгадать кроссворд по теме «Икона» Приложение 3. Фото с урока .

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"

ОРКСЭ /модуль ОПК/ 4 кл. Тема "Икона"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017