Данный материал поможет ребятам достичь понимания обучающимися основных особенностей морали, выявить особенности морали в сравнении с другими сводами норм и правил, сформировать личностное отношение к морали и принятие нравственных норм, понять свою ответственность за адекватное поведение, сформировать умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.
Технологическая карта урока
Предмет
УМК
Тема урока
Цель урока
ОРКСЭ. Основы светской этики
Основы светской этики. 45 классы. Данилюк А.Я. – М.:
Просвещение, 2013.
Особенности морали
Достичь понимания обучающимися основных особенностей морали.
Класс
4
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Выявление особенностей
морали в сравнении с
другими сводами норм и
правил.
Личностные
Формирование личностного
отношения к морали и
принятие нравственных
норм. Понимание своей
ответственности за
адекватное поведение.
Метапредметные
П. Способность ставить и
сохранять учебные цели и задачи;
уяснить зачем в обществе
существуют правила морали;
называть различные виды правил.
Р. Способность к осознанию своих
эмоциональных состояний.
Умение планировать,
контролировать и оценивать
результат.
К. Умение работать в команде.
Умение определять общую цель и
достигать ее, согласовывать свои
действия с другими людьми.
Мораль, закон, Конституция РФ, моральные нормы.
Основные понятия,
изучаемые на уроке
Тип урока.
Формы и метод обучения Индивидуальный, групповой;
Урок первичного предъявления новых знаний.
Средства ИКТ,
используемые на уроке
объяснительно иллюстративный
Компьютер, проектор, экран, электронная презентация
Организационная структура урока
I.
Мотивация учебной деятельности.
Основные формы работы учителя и обучающихся
Формируемые УУД
Вот помощники (показ ладоней),их как хочешь поверни.
Покажите свои ладошки.
С каких первых букв начинается это слово (лад)?
Что означает это слово?
Пожмите друг другу руки.
А теперь представьте, что наши ладошки поссорились. Сидящие на
первом варианте сожмите кулак, а на втором попробуйте разжать этот
кулак.
Скажите можно это сделать без физической силы?
Достичь желаемого можно путем добра (попросив об этом).
Личностные:
проявляют интерес к
новому материалу;
понимают значение
знаний и принимают
его.
Познавательные:
формулирование
ответов на вопросы
учителя.
II.
Актуализация знаний.Основные формы работы учителя и обучающихся
Формируемые УУД
Обучающимся раздаются карточки (одна на парту), на которых
вопросы и задания. Даётся 3 минуты для подготовки. Затем
обучающиеся отвечают на вопросы.
Вопросы и задания.
1. Что такое мораль?
2. Где можно узнать о моральных нормах?
3. Что означают пословицы:
Лучше глаза лишиться, чем доброго имени;
Лучше по миру собирать, чем чужое брать;
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь;
Лучше молчать нежели врать;
Завистливому и свой хлеб не сладок;
Верь своим очам, а нечужим речам;
На языке медок, а на сердце – ледок.
4. Чему учат сказки:
Золушка;
Репка;
Сказка о рыбаке и рыбке.
III.
Подготовка к восприятию.
Познавательные:
осознанное речевое
высказывание в
устной форме о
морали;
формулирование
ответов на вопросы
учителя; поиск
нужной информации
из собственного
опыта.
Коммуникативны
е:
принимать другое
мнение и позицию;
допускать
существование
различных точек
зрения.
Основные формы работы учителя и обучающихся
Формируемые УУД
Обратим внимание на доску, на ней записана тема урока, но не
полностью – Особенности… её нужно дополнить.
На доске записаны вопросы, на которые предлагается ответить
обучающимся.
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах.
2. При встрече.
3. В трудной ситуации.
4. В играх.
5. Когда я ошибаюсь.
Познавательные:
осознанное речевое
высказывание в
устной форме;
формулирование
ответов на вопросы
учителя; поиск
нужной информации
из собственного
опыта.
Вывод: мы все хотим, чтобы к нам относились с позиции добра и
справедливости.
Какая из социальных норм регулирует поведение человека с точки
зрения добра? (мораль)
IV.
Изучение нового материала.
Основные формы работы учителя и обучающихся
Формируемые УУД
Объявление темы урока «Особенности морали» (запись в тетради).
Откройте учебник и ознакомьтесь с задачами урока (стр.10)
Задачи урока:
1. Понять в чем особенности морали.
2. Узнать есть ли единый список моральных правил.
3. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм.
(запись в тетради)
Французский математик, физик, литератор и философ 17 в. Блез
Личностные:
проявляют интерес к
новому материалу.
Познавательные:
дополнение и
расширение
имеющихся знаний,
представлений оПаскаль говорил: «Все правила достойного поведения давнымдавно
известны, остановка за малым за умение ими пользоваться». Как вы
думаете, где нашли своё отражение правила достойного поведения?
(ответы обучающихся)
Это мораль и право. Давайте сравним эти два регулятора жизни и
заполним результат в таблице. (обучающиеся под руководством
учителя заполняют таблицу)
Вопросы для
сравнения.
Определение.
Кто вырабатывает.
Где закреплено.
Есть единый список
правил.
Кто заботиться о
соблюдении норм.
Последствия
нарушения.
Мораль
Право
Мораль – это
система норм и
правил принятых в
обществе,
регулирующих
поступки человека с
точки зрения добра и
зла.
Общество.
Нет письменного
закрепления.
Нет, передаются от
поколения к
поколению через
рассказы, традиции и
т. д.
За соблюдением
следит общество,
люди.
Общественное
осуждение, критика,
«угрызение» совести.
Право – это система
общеобязательных
норм и правил,
принятых
государством,
регулирующих
поступки человека.
Государство.
В законах
государства.
Да, существуют в
печатном варианте.
За соблюдением
следят специальные
органы.
Наступает правовая
ответственность,
обязательная для
всех.
морали;
самостоятельное
выделение и
формулирование
задач; поиск
существенной
информации (из
материалов
учебника, по
воспроизведению из
памяти).
Регулятивные:
учитывать
выделенные
учителем ориентиры
действия; принимать
и сохранять учебные
задачи.
Коммуникативны
е:
принимать другое
мнение и позицию;
допускать
существование
различных точек
зрения.
Что регулирует.
Служат для регулирования и оценки
поступков человека.
Вывод: Таким образом, мораль занимает особое место в духовной
культуре человечества. Многие моральные принципы одинаковы для
представителей разных народов, законы же принимаются каждым
государством самостоятельно. Поэтому так важно знать моральные
принципы и ценности, важные для всего человечества.
Физкультминутка:
Изза парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки,
И потопаем немножко.
Этап V. Первичное осмысление и закрепление.
Основные формы работы учителя и обучающихся
Формируемые УУДОбучающимся предлагается выполнить задания в группах.
Задание 1 группы.
Чем отличается мораль от права(законов)?
Кто создает нормы закона и нормы морали?
Где записаны нормы морали и нормы закона?
Задание 2 группы.
Какое наказание предусмотрено за нарушение закона и за
нарушение нормы морали?
Кто следит за соблюдением закона и за соблюдением норм морали?
Как бы вы охарактеризовали «морального» и «аморального»
человека?
Задание 3 группы.
Известный французский писатель конца 19начала 20в. Ромен Роллан
писал: «Мораль лишь гигиена ума и сердца».
Что, как вы думаете, он имел в виду?
Что можно узнать из этого суждения?
Что вы думаете об этом?
Этап VI. Рефлексия
Познавательные:
формулирование
ответов;
осуществление
поиска ответов.
Коммуникативны
е:
умение работать в
команде; умение
согласовывать свои
действия с другими
людьми.
Основные формы работы учителя и обучающихся
Формируемые УУД
Личностные:
развивают
способность к
самооценке.
Регулятивные:
прогнозировать
результаты уровня
усвоения изучаемого
материала.
Закончим урок притчей.
«Эта история произошла давно. В одном городе жил мудрец, слава о
котором шла повсюду. В этом городе жил человек, который завидовал
его славе. И решил он придумать такой вопрос, на который мудрец не
смог бы ответить. Пошел он на луг поймал бабочку сжал её между
сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я: какая у меня бабочка
– живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони
– бабочка улетит, а если скажет – живая, сомкну ладони и бабочка
умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.» Так завистник и сделал:
поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправил ся к мудрецу и
спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Мудрец
ответил: «Все в твоих руках.»
Как вы понимаете значение этих слов? (Каждый человек сам
выбирает, как ему поступить, какой совершить поступок – добрый
или злой.)
Сожмем руку в кулак.
Кому было интересно на уроке – разогните мизинец.
Кто считает, что полученные знания пригодятся – безымянный.
Кто хорошо работал – средний.
Кто помогал работать – указательный.
Кому понравился урок – большой.
Наши ладошки опять открылись. Дарите людям добро!
Учитель устно оценивает особенно активно работавших на уроке
обучающихся.
Этап VII. Домашнее задание.
Вместе с родителями найдите и прочитайте литературные произведения, в которых идет речь
о моральных поступках.