ОРКСЭ. Основы светской этики. Особенности морали

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал поможет ребятам достичь понимания обучающимися основных особенностей морали, выявить особенности морали в сравнении с другими сводами норм и правил, сформировать личностное отношение к морали и принятие нравственных норм, понять свою ответственность за адекватное поведение, сформировать умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.
Иконка файла материала Особенности морали. Урок.doc
Технологическая карта урока Предмет  УМК Тема урока  Цель урока ОРКСЭ. Основы светской этики Основы светской этики. 4­5 классы. Данилюк А.Я. – М.:  Просвещение, 2013. Особенности морали Достичь понимания обучающимися основных особенностей морали. Класс  4 Планируемые образовательные результаты Предметные  Выявление особенностей  морали в сравнении с  другими сводами норм и  правил. Личностные  Формирование личностного отношения к морали и  принятие нравственных  норм. Понимание своей  ответственности за  адекватное поведение. Метапредметные  П. Способность ставить и  сохранять учебные цели и задачи;  уяснить зачем в обществе  существуют правила морали;  называть различные виды правил.  Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.  Умение планировать,  контролировать и оценивать  результат. К. Умение работать в команде.  Умение определять общую цель и  достигать ее, согласовывать свои  действия с другими людьми. Мораль, закон, Конституция РФ, моральные нормы. Основные понятия,  изучаемые на уроке Тип урока. Формы и метод обучения Индивидуальный, групповой;  Урок первичного предъявления новых знаний. Средства ИКТ,  используемые на уроке объяснительно ­ иллюстративный Компьютер, проектор, экран, электронная презентация Организационная структура урока I. Мотивация учебной деятельности. Основные формы работы учителя и обучающихся Формируемые УУД ­ Вот помощники (показ ладоней),их как хочешь поверни. ­ Покажите свои ладошки. ­ С каких первых букв начинается это слово (лад)? ­ Что означает это слово? ­ Пожмите друг другу руки. ­ А теперь представьте, что наши ладошки поссорились. Сидящие на  первом варианте сожмите кулак, а на втором попробуйте разжать этот кулак. ­ Скажите можно это сделать без физической силы? ­ Достичь желаемого можно путем добра (попросив об этом). Личностные:  проявляют интерес к новому материалу;  понимают значение  знаний и принимают  его. Познавательные:  формулирование  ответов на вопросы  учителя.  II. Актуализация знаний.Основные формы работы учителя и обучающихся Формируемые УУД Обучающимся раздаются карточки (одна на парту), на которых  вопросы и задания. Даётся 3 минуты для подготовки. Затем  обучающиеся отвечают на вопросы. Вопросы и задания. 1. Что такое мораль? 2. Где можно узнать о моральных нормах? 3. Что означают пословицы:  ­ Лучше глаза лишиться, чем доброго имени;              ­ Лучше по миру собирать, чем чужое брать;              ­ Лучше горькая правда, чем сладкая ложь;              ­ Лучше молчать нежели врать;              ­ Завистливому и свой хлеб не сладок;              ­ Верь своим очам, а нечужим речам;              ­ На языке ­ медок, а на сердце – ледок.       4. Чему учат сказки:             ­ Золушка;             ­ Репка;             ­ Сказка о рыбаке и рыбке. III. Подготовка к восприятию. Познавательные: осознанное речевое  высказывание в  устной форме о  морали;  формулирование  ответов на вопросы  учителя; поиск  нужной информации  из собственного  опыта. Коммуникативны е: принимать другое  мнение и позицию;  допускать  существование  различных точек  зрения.  Основные формы работы учителя и обучающихся Формируемые УУД Обратим внимание на доску, на ней записана тема урока, но не  полностью – Особенности… её нужно дополнить. На доске записаны вопросы, на которые предлагается ответить  обучающимся. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? 1. В беседах и спорах. 2. При встрече. 3. В трудной ситуации. 4. В играх. 5. Когда я ошибаюсь. Познавательные: осознанное речевое  высказывание в  устной форме;  формулирование  ответов на вопросы  учителя; поиск  нужной информации  из собственного  опыта. Вывод:   мы  все  хотим,  чтобы  к  нам  относились   с  позиции   добра и справедливости.   Какая из социальных норм регулирует поведение человека с точки зрения добра? (мораль)  IV. Изучение нового материала. Основные формы работы учителя и обучающихся Формируемые УУД Объявление темы урока «Особенности морали» (запись в тетради). ­ Откройте учебник и ознакомьтесь с задачами урока (стр.10) Задачи урока: 1. Понять в чем особенности морали. 2. Узнать есть ли единый список моральных правил. 3. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм. (запись в тетради) ­ Французский математик, физик, литератор и философ 17 в. Блез  Личностные:  проявляют интерес к новому материалу. Познавательные: дополнение и  расширение  имеющихся знаний,  представлений оПаскаль говорил: «Все правила достойного поведения давным­давно  известны, остановка за малым ­ за умение ими пользоваться». Как вы  думаете, где нашли своё отражение правила достойного поведения?  (ответы обучающихся) ­ Это мораль и право. Давайте сравним эти два регулятора жизни и  заполним результат в таблице. (обучающиеся под руководством  учителя заполняют таблицу) Вопросы для сравнения. Определение. Кто вырабатывает. Где закреплено. Есть единый список правил. Кто заботиться о соблюдении норм. Последствия нарушения. Мораль Право Мораль – это система норм и правил принятых в обществе, регулирующих поступки человека с точки зрения добра и зла. Общество. Нет письменного закрепления. Нет, передаются от поколения к поколению через рассказы, традиции и т. д. За соблюдением следит общество, люди. Общественное осуждение, критика, «угрызение» совести. Право – это система общеобязательных норм и правил, принятых государством, регулирующих поступки человека. Государство. В законах государства. Да, существуют в печатном варианте. За соблюдением следят специальные органы. Наступает правовая ответственность, обязательная для всех. морали;  самостоятельное  выделение и  формулирование  задач; поиск  существенной  информации (из  материалов  учебника, по  воспроизведению из  памяти). Регулятивные: учитывать  выделенные  учителем ориентиры  действия; принимать и сохранять учебные  задачи. Коммуникативны е: принимать другое  мнение и позицию;  допускать  существование  различных точек  зрения. Что регулирует. Служат для регулирования и оценки поступков человека.  Вывод: Таким образом, мораль занимает особое место в духовной  культуре человечества. Многие моральные принципы одинаковы для  представителей разных народов, законы же принимаются каждым  государством самостоятельно. Поэтому так важно знать моральные  принципы и ценности, важные для всего человечества. Физкультминутка: Из­за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладошки, И потопаем немножко. Этап V. Первичное осмысление и закрепление. Основные формы работы учителя и обучающихся Формируемые УУДОбучающимся предлагается выполнить задания в группах. Задание 1 группы.   ­ Чем отличается мораль от права(законов)?    ­ Кто создает нормы закона и нормы морали?    ­ Где записаны нормы морали и нормы закона? Задание 2 группы.   ­ Какое наказание предусмотрено за нарушение закона и за  нарушение нормы морали?    ­ Кто следит за соблюдением закона и за соблюдением норм морали?    ­ Как бы вы охарактеризовали «морального» и «аморального»  человека? Задание 3 группы.  Известный французский писатель конца 19­начала 20в. Ромен Роллан  писал: «Мораль ­ лишь гигиена ума и сердца».    ­ Что, как вы думаете, он имел в виду?    ­ Что можно узнать из этого суждения?    ­ Что вы думаете об этом? Этап VI. Рефлексия Познавательные: формулирование  ответов;  осуществление  поиска ответов. Коммуникативны е: умение работать в  команде; умение  согласовывать свои  действия с другими  людьми. Основные формы работы учителя и обучающихся Формируемые УУД Личностные:  развивают  способность к  самооценке. Регулятивные: прогнозировать  результаты уровня  усвоения изучаемого материала. Закончим урок притчей. «Эта история произошла давно. В одном городе жил мудрец, слава о  котором шла повсюду. В этом городе жил человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, на который мудрец не  смог бы ответить. Пошел он на луг поймал бабочку сжал её между  сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я: какая у меня бабочка  – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони  – бабочка улетит, а если скажет – живая, сомкну ладони и бабочка  умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.» Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправил ся к мудрецу и  спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Мудрец  ответил: «Все в твоих руках.» ­ Как вы понимаете значение этих слов? (Каждый человек сам   выбирает, как ему поступить, какой совершить поступок – добрый  или злой.) Сожмем руку в кулак. ­ Кому было интересно на уроке – разогните мизинец. ­ Кто считает, что полученные знания пригодятся – безымянный. ­ Кто хорошо работал – средний. ­ Кто помогал работать – указательный. ­ Кому понравился урок – большой. Наши ладошки опять открылись. Дарите людям добро! Учитель устно оценивает особенно активно работавших на уроке  обучающихся. Этап VII. Домашнее задание. Вместе с родителями найдите и прочитайте литературные произведения, в  которых идет речь о моральных поступках.