Китайская цивилизация одна из старейших в
мире. По утверждениям китайских учёных, её
возраст может составлять пять тысяч лет,
при этом имеющиеся письменные источники
покрывают период не менее 3500 лет.
Культура Китая с древних времён
развивалось под воздействием
Востока.
философскорелигиозных воззрений
китайцев. Искусство Китая оказало
большое влияние на другие цивилизации
Великая китайская стена
• По разным
источникам, длина
китайской стены
составляет от 2500 до
6800 м., в любом
случае являясь самым
грандиозным
оборонительным
сооружением,
сохранившимся до
наших дней. Высота
стены колеблется от
6,6 до 10 м., ширина –
от 5,5 до 8 м.
• Строительство шло с
III в. до н. э. по XVII в.
н. э.
Китайская живопись: жа
нры живописи
• Очень важным в процессе
написания картины было
следовать основным законам
живописи, которые
излагались во всевозможных
трактатах, например,
«Шесть законов живописи». К
таким законам относится,
прежде всего, «рассеянная
перспектива»: пейзажи
представляли собой несколько
отделенных друг от друга
туманной дымкой планов,
которые венчались высоким
горизонтом.
Китайский
фарфор
• Наиболее таинственное
древнее искусство Китая –
«фарфоровое» ремесло.
Китайский фарфор
получил распространение в
I тысячелетии нашей эры.
• Процесс производства
фарфора Китая был
засекречен, за разглашение
тайны неверный
подвергался казни. Даже
сегодня не все секреты
китайского производства
фарфоровых изделий
раскрыты до конца.
• В Европу китайский
фарфор завезен в XVI веке.
Порой он ценился на вес
золота.
• Доказательствами того, что
начали производить шелк в Китае,
служат результаты
археологических раскопок.
Например, самый древний из
найденных коконов тутового
шелкопряда со следами обработки
покоился в земле одной из северных
провинций Китая приблизительно
со второго тысячелетия до н.э.
Примерно того же возраста
элементы найденного ткацкого
станка.
Китайская история шелк
а
• Долгое время история шелка вилась
по просторам китайских провинций,
лишь в виде готового куска материи
покидая страну и направляясь по
Великому шелковому пути, который
связывал между собой Восточную
Азию и Средиземноморье, начиная со
второго столетия до н.э.
Резьба по камню в Китае
• Резьба по камню – древнее искусство
Китая, возраст которого насчитывает
более четырех тысячелетий.
• Сюжеты, которые воплощала резьба по
камню, могут быть как
мифологическими, так и природными.
Для китайского мастера главным
является передать настроение и
одухотворить резной камень, будь то
фигурка одинокого путника, каменный
божок или императорский кортеж.
В отличие от европейских резных
каменных предметов, в Китае каждое
такое произведение искусства являет
собой не просто красивый предмет
интерьера и украшение быта. Камень и
вырезанный их него сюжет – это и
оберег от злых сил, и накопитель
положительной энергии, и советчик, и
даже лекарь.
•
•
•
Китайские пагоды и кры
ши
Характерными особенностями, которыми отличается
архитектурное искусство Китая, начиная с IV в. н. э.,
являются специфические конструкции построек и форма
крыш.
Праздничность и монументальность проявились именно в
период строительства деревянных и кирпичных
многоярусных башен (китайская пагода), в которых
хранились реликвии буддизма. Знаменитая пагода
Даяньта – семиярусное сооружение, достигающее в
высоту 60 метров, отличающееся простотой и
изяществом форм.
По примеру пагод, дворцы императоров, дома
состоятельных людей и храмы стали возводиться из
дерева, при этом размер конструкции зависел от
знатности и богатства владельца. Изогнутые китайские
крыши поддерживались на столбах обходной галереи.
Загнутые углы одно или многоярусных черепичных крыш
имели как функциональное, так и религиозное назначение:
вопервых, они защищали здания от непогоды или яркого
солнечного света;
вовторых, крыши защищали дома от злых духов, ведь
именно изогнутые формы препятствовали злым силам,
которые, по мнению буддистов, имели в своих очертаниях
прямые линии и перемещаться могли только по прямой
траектории.
Есть еще и объяснение загнутой формы крыш,
вытекающее из древних поверий: просто небесные драконы,
наигравшись в облаках, любят скатываться с крыш домов,
а чтобы при этом они не попадали в сад или двор, скаты
• Каллиграфия как древнее искусство
Востока возникло многие
тысячелетия назад. Представляет
собой направление графики,
искусство оформление рукописного
текста. Оригинальное искусство
Китая – письмо иероглифами – было
со временем перенято такими
странами, как Япония и Корея.
самая полная китайская азбука
насчитывает более 87 тысяч
иероглифов, тогда как для
грамотного китайца достаточным
является знание трех тысяч
иероглифов.
•
Китайская каллиграфия - пись
мо иероглифами
• Каждый иероглиф несет в себе не
только смысловую нагрузку, но и
эмоции.
• В восточном искусстве каллиграфии
используются «четыре
драгоценности рабочего кабинета»,
как называют их китайцы: бумага,
кисть, тушечница, тушь.
Легенда о возникновении иероглифов
Во время охоты императорский ученый Цан Цзе увидел черепаху, на
панцире которой был высечен искусный узор с синими прожилками. Изучив
структуру изображения, историограф пришел к выводу, что фигуры на
панцире могли иметь значение и смысл, поэтому с помощью знаков люди
могли бы общаться между собой, и вести запись событий.
Цан Цзе долго размышлял над этим, он искал возможности для того, чтобы
передавать и описывать события. Его осенило, что для обозначения какого
то предмета и явления не обязательно рисовать сам предмет, достаточно
условного обозначения. На основе наблюдений за поведением птиц, зверей,
насекомых, рыб, расположением звезд и созвездий, формой растений и
предметов Цан Цзе создал письменные знаки, которые стали первыми
китайскими иероглифами цзы ( 字 ).