Тема: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
Занятие «Репортаж с места события»
Программные задачи:
• формировать у детей умение грамматически правильно изменять существительные, согласовывая их между собой; образовывать прилагательные от существительных;
• упражнять в составлении описательных рассказов об осени по графической схеме;
• развивать зрительное и слуховое внимание, наглядно-образное мышление;
• воспитывать интерес к профессии журналиста, чувство коллективизма, умение работать в парах.
Оборудование: микрофоны, блокнот, ручка, предметные и сюжетные картинки, мольберт, графические схемы составления описательных рассказов об осени.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель подзывает детей к столу и обращает их внимание на поднос, на котором лежат фотоаппарат, ручка, микрофон, блокнот. Дети рассматривают предметы, называют их.
Ребята, как вы думаете, человеку какой профессии нужны все эти предметы? (Журналисту.)
Беседа о профессии журналист
Ребята, кто такой журналист? Чем он занимается? (Журналист занимается поиском новостей, важных событий, которые происходят в стране и в мире. Он берет интервью у людей, делает репортажи, пишет статьи, ведет передачи на радио и телевидении.)
Где работают журналисты? (На радио, телевидении, в газетах, журналах.)
Каким должен быть журналист? (Умным, образованным, смелым, культурным, вежливым, общительным, честным, правдивым.)
А что такое репортаж? (Рассказ с места события.)
Дидактическое упражнение «Мы журналисты»
Ребята, а вы хотите сегодня стать юными журналистами, поработать в газете «Мир природы»? Я буду редактором газеты, а вы - журналистами, сотрудниками редакции газеты.
Дидактическая игра «Что бы было, если бы к нам не пришла осень?»
Уважаемые коллеги, перед вами стоит важная задача: собрать интересную информацию об осени. Но прежде давайте подумаем и скажем, нужна ли нам вообще осень. Чего бы у нас не было, если бы не пришла осень? Подойдите к столу, выберите подходящие для ответа картинки. И прикрепляя их на мольберт, пусть каждый назовет примету осени. (На столе разложены предметные и сюжетные картинки разных времен года, дети выбирают нужные.)
• Никогда бы не было коротких дней.
• Не смогли бы надеть осеннюю одежду.
• Не увидели бы золотую листву.
• Не наблюдали бы за разноцветными листьями.
• Не было бы листопада.
• Не успели бы птицы улететь на юг.
• Не было бы туманов.
• Насекомые, жуки, червяки не успели бы спрятаться и замерзли.
• Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
• Не убирали бы богатый урожай в огородах.
• Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
• Не лил бы осенний моросящий дождь.
Из ваших ответов я поняла, что осенью происходит очень много перемен, необходимых природе. Молодцы, ребята! Ваши заметки об осени – яркие, точные, интересные. И я думаю, самое время сделать осени комплименты.
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Ребята, скажите, какая бывает осень? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, унылая, очаровательная, тихая, не веселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
Вот как много красивых и приятных слов вы сказали про осень. Ну что ж, юные журналисты, сейчас я предлагаю приступить к выполнению основной задачи – подготовке репортажа. Получите журналистские удостоверения. (Воспитатель раздает бейджики.) Готовить репортажи вы будете по парам. (Дети распределяются по парам. Каждая пара получает конверт с картинкой места репортажа – леса, парка, города, огорода, сада.)
Внимательно рассмотрите картинки и попробуйте составить по ним репортаж. Работайте вдвоем, советуйтесь, решайте, кто будет начинать рассказ, а кто продолжит.
Дидактическая игра «Репортаж с места события»
А сейчас, юные журналисты, представьте нам свои репортажи из разных уголков. Начинайте свой репортаж словами: «Мы ведем свой репортаж из леса (огорода ...)». И обязательно выразите свое отношение к увиденному там (по Т.А. Ткаченко).
Примерный вариант репортажа из леса:
1. Осенью в лесу созревают грибы и орехи.
2. Ежик собирает листья и несет их в норку.
3. Белочка в лесу запасает орехи.
4. Медведь ищет берлогу на зиму.
5. Заяц сменил серую шубку на белую.
6. Мне очень нравится в лесу осенью.
Мы продолжаем собирать информацию. Следующий репортаж – из парка.
Примерный вариант репортажа из парка:
1. Солнце греет мало, часто идут дожди, на дорогах лужи.
2. Люди ходят под зонтами, тепло одеваются.
3. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.
4. Люди сгребают в кучи опавшие листья.
5. Насекомые прячутся на зиму под кору деревьев, птицы улетают в теплые края.
6. В парке осенью очень красиво, поэтому мне нравится осень в парке.
А теперь послушаем репортаж из сада и огорода.
Примерный вариант репортажа из сада и огорода:
1. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
2. Солнце светит, но греет мало.
3. В огороде осенью много дел. Люди собирают урожай картошки, помидоров, кабачков, перцев, лука.
4. В саду поспели яблоки, груши.
5. Мне нравится осень в саду и огороде.
Молодцы, ребята! Читатели нашей газеты будут довольны такими интересными и позна-вательными репортажами.
Дидактическое упражнение «Что я делаю осенью»
Да, осень – удивительное время года! Представьте, какие разные чувства она вызывает у всех. А сейчас возьмите «подзорную трубу», направьте объектив на одного из героев вашего репортажа и представьте себя им. Расскажите от имени выбранного героя, что он делает осенью.
• Я белка. Я меняю свою шубку с летней на зимнюю, делаю запасы на зиму в дуплах.
• Я береза. Мои листья желтеют и опадают.
• Я дворник. Мне приходится убирать много опавших листьев.
• Я капуста. Меня срезают осенью и делают салаты.
• Я мальчик. Я выхожу на улицу в теплой куртке и резиновых сапогах.
• Я туча. Я поливаю землю, образую лужи.
Ребята, вы просто замечательно подметили мельчайшие подробности из жизни объектов живой и неживой природы. Молодцы!
Игра-дискуссия «Хорошо – плохо»
А вы знаете, ребята, что между людьми давно ведется спор: одни утверждают, что осень – это хорошо, а другие – что плохо. А как вы считаете? Кто считает, что осень – это хорошо, станьте слева от меня, а кто думает, что осень – это плохо, справа. Объясните, почему вы так считаете.
– Я люблю осень за то, что она разноцветная.
– Мне не нравится осень, потому что бывает холодно.
Итог занятия. Рефлексия
Ну что ж, ребята, сегодня наша работа в газете подходит к завершению. Благодаря вашим интересным сообщениям, мы побывали ... подсказывайте где. Так, в лесу, парке, городе, в саду и огороде.
Надеюсь, что вам сегодня понравилось занятие. Что понравилось больше всего? Что вас заинтересовало и о чем вы хотели бы узнать больше?
Вы очень старались быть талантливыми и находчивыми журналистами. Мне было приятно и интересно с вами работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.