Конспект учебного занятия
По окружающему миру
во 2 классе
Тема: «Осень в неживой природе»
студентки 403 группы
Досжановой Алии Нурбековны
Урок будет выдан: 27.10.2020
Школа: МБОУ СОШ №100
Учитель:
Методист: Маренкова Татьяна Анатольевна
Новосибирск, 2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: 1. Формировать представление о названиях осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.)
2. Формировать умение понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности |
Предметные: 1.Учащиеся, научатся называть осенние погодные и природные явления в неживой природе
2. Учащиеся получат возможность научиться понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности
|
Развивающие: 1. Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия.
2. Формировать умение анализировать, осуществлять обобщение, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
3. Формировать умение владеть диалогической формой речи и учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
Метапредметные: 1. Регулятивные: - Учащиеся научатся определять учебную задачу. - Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий. 2. Познавательные: - Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов, осуществлять обобщение. - Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. 3. Коммуникативные: - Учащиеся научатся владеть диалогической речью. - Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
Воспитательная: Формировать интерес к изучению темы: «Осень в неживой природе» и умение наблюдениям за изменениями погоды
|
Личностные: - У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Осень в неживой природе» - У учащихся может быть сформировано умение наблюдениям за изменениями погоды |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты (ПР) |
||
Предметные |
Метапредметные(П, Р, К) |
Личностные(Л) |
||||
1.Мотивация учебной деятельности |
Словесный
|
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Алия Нурбековна и сегодня я проведу, у вас урок окружающего мира. - Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: рабочая тетрадь, учебник и пенал.
- Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.
- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... (Слайд) – Ребята, какому времени года посвящены эти строки? – Почему вы так решили? Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение |
-Приветствуют
- Осени -Унылая пора, в багрец и золото одетые леса |
|
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Самооценка готовности к уроку. |
2.Актуализация знаний |
Словесный
|
- Назовите времена года. - А какое сейчас время года? - Назовите осенние месяцы? - Взгляните на слайд. Найдите лишний объект на рисунке.(Слайд) - Почему этот предмет лишний?
- А отставшие объекты, на какие 2 группы можно разделить? - Верно.(Слайд) - Назовите только те объекты, которые относятся к неживой природе? |
-Зима, весна, лето, осень -Осень -Сентябрь, октябрь, ноябрь - Холодильник -Потому что эти предметы относятся к живой и неживой природе. А холодильник сделал человек - На объекты живой и неживой природы
- Солнце, река |
|
|
|
3.Проблемное объяснение нового знания. |
Словесный |
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке, какая тема урока? (Если кто-то затрудняется, может открыть учебник на странице 58) - А какую задачу мы перед собой ставим: 1.Узнать, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени. 2.Узнать, что такое день осеннего равноденствия и почему его так называют. (Слайд) - Хорошо, а данные могут стать планом нашего урока? |
-«Осень в неживой природе»
- Предположения детей
- да |
|
П: формулированиепознавательной цели. К: использовать речь для регуляции своих действий. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Словестный, наглядный |
- Что такое погода?
Рассмотрим эти основные слагаемые погоды в осенний период. Для этого взгляните на слайд (Слайд). - Что происходит с температурой воздуха осенью? - Докажите это.
- Объясните причины понижения температуры воздуха. - Верно. - Так как летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают ее. Поэтому холодает. (Слайд) Осенние явления в неживой природе. По календарю осень начинается 1 сентября. Но это по календарю. В природе таких четких сроков нет. Где-то листья начинают опадать раньше, где-то позже, где-то река замерзает раньше, а где-то позже. Когда же в природе кончается лето и начинается осень? - Верно. Это происходит в дни первых заморозков. - Что такое заморозки? -Верно. Заморозками называют легкие утренние морозы (Слайд) Именно после этих заморозков начинается усиленный листопад, прячутся насекомые, улетают птицы на юг. Так как территория нашей страны очень большая, то и заморозки начинаются в разное время. В Московской области они бывают в первой половине сентября, на севере — в Мурманской области — в августе» на юге — в Краснодарском крае — в октябре. - Отгадайте загадку. В белом бархате деревня — И заборы, и деревья. А как ветер нападет, Этот бархат опадет. (Иней.) — Что такое иней? (Примерный ответ) В морозные зимние ночи капельки воды, которые испаряются с поверхности воды, растений, почвы, превращаются в игольчатые кристаллики льда. Они покрывают блестящим покрывалом ветки деревьев и кустарников, электропровода. Это иней.) (Слайд) - Ребята, а чем отличаются осенние дожди от летних? - Верно. - А так же осенью часто стелются над землей туманы. Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю — и туман исчезает. Туман образуется от холода, влажный воздух начинает превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Это туман. (Слайд) - Кто-нибудь наблюдал осенний туман? Туман, иней, дождь, заморозки — обычные явления для осени. Осень приносит прохладу. Нет уже жарких дней. Идут дожди. Но нередко вслед за этим устанавливается теплая и сухая солнечная погода — лето возвращается. Начинают летать бабочки, мухи. Солнце подолгу сверкает на небосклоне. На одну-две недели устанавливается теплая сухая погода. - Как называют эту пору осени? Наступило бабье лето — Дни прощального тепла. Поздним солнцем отогрета, В щелке муха ожила. Солнце! Что на свете краше После зябкого денька?! Паутинок легких пряжа Обвилась вокруг сучка... Д. Кедрин - Ребят, назовите сроки бабьего лета. Дни становятся все короче, а ночи длиннее. 23 сентября — день осеннего равноденствия. День и ночь равны. Они длятся по 12 ч. После этого дня ночь становится все длиннее, а день заметно уменьшается. Так наступают короткие дни осени.(Слайд) Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег. Поздней осенью во всем чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоемах начинается ледостав — реки, озера, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд. (Слайд) Процесс ледостава, или замерзания реки, происходит тихо и незаметно. Если вы не живете на берегу реки, кажется, что совсем недавно была чистая вода, а теперь — ровная и гладкая поверхность. Ледостав — процесс тихий и таинственный. Как замерзает река: Сначала у берегов, где скорость течения реки небольшая, появляются забереги — тонкий ледок вдоль берега. Он словно держится за берега, зацепился за них. (Слайд) На стрежне, т. е. на середине реки, верхние слои воды охлаждаются до 0°. При соприкосновении с морозным воздухом образуются небольшие плоские льдинки, похожие на блестки сала в тарелке с остывшим супом. Это ледяное сало. (Слайд) После снегопада в реке появляется снежура, похожая на плывущую по течению кашу из снега. Количество льдинок растет, они слипаются со снежурой в большие рыхлые комья льда. Это шуга. (Слайд) Скопления шуги плывут вниз по течению, наращивая забереги, останавливаясь на мелких местах, превращаясь в льдины. Льдины смерзаются друг с другом, становятся все больше и больше. Большим льдинам плыть все труднее. Они соединяются с заберегами. Движение льда на реке прекращается. Река замерзла! (Слайд) - Откройте учебник на страницах 58-59. И обратите внимание на представленные там рисунки. - На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком - поздняя? - Верно. -Объясните, почему вы так решили? (Как поменялся цвет неба, облачность, цвет воды в реке) Физкультминутка: Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на место тихо сели. |
- Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
- Температура воздуха понижается - Температура воздуха в сентябре была +6, в октябре - 10, т. е. температура понизилась. - Предположения детей
- Когда начинаются первые заморозки -Легкие морозы утром
- Предположения детей
- Осенью дожди холодные, моросящие, мелкие, затяжные.
-да
- Бабье лето.
- Предположения детей
- На первой картинке – ранняя, на второй – поздняя.
- Ответы детей |
|
К: использовать речь для регуляции своих действий. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Самоопределение |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Практический |
- Открываем рабочую тетрадь на стр.38. №1 - Прочитайте задание - Какую из предложенных схем вы выбрали? - Объясните свой выбор № 2 - Работаем в парах с соседом по парте. - Внимательно читаем и выполняем, далее будем проверять. - Для проверки взгляните на слайд. (Ответ: иней, заморозки, туманы, бабье лето, ледостав.) № 3 - Прочитайте задание (Ответ: 23 сентября.) - Почему этот день так назвали? |
- 2
- иней, заморозки, туманы, бабье лето, ледостав
-День равен ночи. |
|
К: использовать речь для регуляции своих действий. |
|
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный |
- Давайте вспомним, что мы сегодня делали и о чем говорили на уроке. С помощью вопросов: - В каком осеннем месяце больше всего туманов?
- Чем вызвано осеннее похолодание?
- Назовите осенние явления в неживой природе
- Назовите день осеннего равноденствия
|
- В ноябре, так как низкая температура воздуха. От холода влажный воздух начинает превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе туманом. - Уменьшение продолжительности светового дня - Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав - 23 сентября — день осеннего равноденствия. |
|
К: владеть диалогической формой речи. Р: рефлексия способов и условий действий |
|
7.Рефлексия учебной деятельности |
Словесный |
Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… Спасибо за урок. |
- Отвечают на вопросы
- Делают выводы и обобщения. |
|
Р: рефлексия способов и условий действий |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.