«Основания».
Цели: сформировать представление о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по их растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований, индикаторами определять растворимые основания – щелочи, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ.
Основные понятия: Гидроксид-ион, основания, щелочи, гашеная известь, известковая вода, индикаторы.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд ЭО, карточки с заданиями; индикаторы – фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый; гидроксид натрия, гидроксида кальция.
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку, наличие принадлежностей, психологический настрой.
II.Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос:
- написать общую формулу оксидов на доске;
- дать определение классу неорганических соединений - оксиды;
- что значит бинарные соединения?;
-степень окисления кислорода?;
- кислород соединяется с металлами или с неметаллами в оксиде?;
- как узнать степень окисления элемента в оксиде?;
- как узнать по положению химического элемента в ПСХЭ металл он или нет?;
- напишите формулу воды и углекислого газа;
- какие частицы называются ионами?;
- расставьте степени окисления над элементами, напишите названия оксидов: N₂O3 -, N₂O -.
2. Самостоятельная письменная работа, взаимопроверка работы с оцениванием друг друга. Ученики выполнили работу по карточкам, оценивали работы друг друга, объявили результаты (приложение №1).
III.Изучение нового материала
Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одним классом неорганических веществ – с основаниями. Запишите в тетрадь тему урока: «Основания» (слайд 1). Формулирование обучающимися целей урока (слайд 2).
§ 1. Познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями.
§ 2. Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.
Установка учителем актуальности темы: почему основания изучаются нами? Основания – один из классов неорганических веществ, который наряду с кислотами, оксидами и солями составляет основу неорганической химии. Они широко используются в разных областях химии и химической промышленности. С их помощью получают удобрения, строительные материалы, стекло. Без них мы бы лишились легких и экономичных щелочных аккумуляторов, многих медицинских препаратов. Основания имеют огромное значение (слайд 3).
План изучения темы (слайд 4):
1. Состав, названия и определение оснований.
2. Классификация оснований.
3. Индикаторы.
4. Физические свойства оснований, их значение в жизни человека.
1.Состав, названия и определение оснований.
К сложным веществам относятся не только бинарные соединения, но и соединения, которые образованы большим количеством атомов химических элементов
Познакомимся с соединениями, которые образованы тремя химическими элементами: металлом, кислородом и водородом. Кислород и водород в эти соединения входят в виде группы ОН, которая называется гидроксогруппой. Суммарный заряд гидроксогруппы равен -1: (О⁻2 Нᶧ)⁻ (слайд 5).
Гидроксогруппа – это сложный ион, или гидроксид-ион (ОН) ⁻. Общая формула оснований: Мᶧn(ОН)n, где М – металл, n- число групп ОН⁻ и в то же время численное значение заряда иона (с.о.) металла.
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксид-ионов (слайд 6).
Название основания состоит из слова гидроксид и названия металла в родительном падеже с с.о., если она переменная. Например, NaOH – гидроксид натрия, Cu(OH)₂ - гидроксид меди (II) (гидроксид меди два).
Физкультурная минутка (слайд 7).
2.Классификация оснований.
По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые – щелочи, малорастворимые и нерастворимые (слайд 8). Чтобы определить растворимость того или иного основания в воде, следует обратиться к таблице «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», которая размещена на форзаце учебника (слайд 9). (Учащиеся работают с таблицей и определяют растворимость тех оснований, которые называет и демонстрирует учитель.)
Растворимые основания – щелочи – могут вызвать химический ожог при попадании на незащищенные участки кожи рук и лица. Они могут разъесть кожу, ткань, бумагу и другие материалы (слайд 10).
(Учитель обращает внимание учащихся на правила ТБ: обращаться с едкими щелочами необходимо осторожно, чтобы они не попали на одежду и кожу.)
В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелиновым маслом. Обязательно обратиться в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи (слайд 11).
3.Индикаторы.
Для определения растворов, которые внешне сходны с водой, необходимо использовать индикаторы – растворы – определители реакции среды. Известны следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин и универсальный (слайд 12).
(Учитель предлагает ученикам посмотреть табл. 4 (с. 101), раздает таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» приложение 2.)
Среда бывает нейтральной (такую среду имеет вода), щелочной и кислотной. Растворимые основания дают щелочную среду.
(Ученик проводит эксперимент: проверяет действие трех индикаторов. Для опыта необходимо подготовить три набора веществ (вода и щелочь).)
По изменению цвета определяем, под каким номером в каждом наборе находятся вода и щелочь.
(Ученики вклеивают в тетради таблицу).
Название индикатора |
Окраска индикатора в нейтральной среде |
Окраска индикатора в щелочной среде |
Лакмус |
Фиолетовая |
Синяя |
Метиловый оранжевый |
Оранжевая |
Желтая |
Фенолфталеин |
Бесцветная |
Малиновая |
Реакции, с помощью которых определяют вещества, называются качественными. Индикаторы – это качественные определители реакции среды. Например, определим качественными реакциями растворы гидроксида кальция (известковую воду) и гидроксида натрия (слайд 13).
(Учитель проводит эксперимент: добавляет в каждую пробирку индикатор фенолфталеин. Результат одинаковый – индикатор приобретает малиновый цвет в каждой из пробирок.)
- При изучения фотосинтеза в курсе биологии каким веществом мы доказывали выделение углекислого газа при дыхании? (Использовали известковую воду. При пропускании через нее углекислого газа она мутнеет.)
Выходит, что качественным реактивом на известковую оду, гидроксид кальция, является углекислый газ.
4.Физические свойства оснований, их значение в жизни человека.
Гидроксид кальция Caᶧ2(OH)₂⁻ - малорастворимое основание. Раствор гидроксида кальция прозрачный, его называют известковой водой. Историческое название – гашенная известь (слайд 14).
Гидроксид калия Kᶧ(OH)⁻ - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида калия – едкое кали (слайд 15).
Гидроксид натрия Naᶧ(OH)⁻ - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида натрия – едкий натр (слайд 16).
Применение (слайд 17):
LiOH – в аккумуляторах.
NaOH – для очистки нефти, производства мыла, в текстильной промышленности, для органического синтеза.
KOH - в аккумуляторах.
Ca(OH)2 – в производстве сахара, соды, в строительстве, применяют для приготовления бордовской смеси – средства для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Углекислый газ входит в состав выдыхаемого нами воздуха. (Учитель проводит опыт, изображенный на рис. 58 стр. 100: продувает выдыхаемый воздух через растворы гидроксида кальция и гидроксида натрия. В той пробирке, где наблюдается помутнение, находится известковая вода.
Осуществляя этот эксперимент, учитель заостряет внимание учащихся на соблюдении правил ТБ.)
(Далее учащиеся работают с текстом на стр. 99-100 и выписывают в тетради физические свойства гидроксида натрия, гидроксида калия и гидроксида кальция, сведения об их значении в жизни человека и применении.)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Ученики отвечают на вопросы (слайд 18). Делают следующие выводы:
1. Основания – это сложные вещества, образованные ионами металла и гидроксид-ионами.
2. Общая формула оснований Мᶧn(ОН)n.
3. Основаниям соответствуют оксиды металлов.
4. По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые.
5. Хорошо растворимые основания в воде называются щелочами.
6. Индикаторы – вещества, определяющие реакцию среды. Среда бывает нейтральная, щелочная и кислотная.
2. Выполнение учениками теста «Пятерочка» с последующим самооцениванием ( приложение 3)(слайды 19-20).
V. Рефлексия, подведение итогов урока.
Давайте вместе оценим нашу совместную работу (проводится пофамильно по вопросам):
- Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников
- Какую (и почему) ставлю себе оценку?
- Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?
- Итоговая скорректированная учителем оценка (слайд 21)
VI. Задание на дом (слайд 22).
Домашнее задание
Параграф № 19, выполнить задания№2-4
Приложение 1
11.12.13 г. Проверочная работа по химии уч-ся 8 класса______________
Расставьте степени окисления над элементами, напишите названия оксидов:
N₂O5 -
Cи₂O -
SO3 -
P₂O3 -
FeO –
Проверь ответы и оцени работу соседа по парте: Проверь ответы и оцени работу соседа по парте:
N₂O5 – оксид азота(V); 0 ошибок – «5» N₂O5 – оксид азота(V); 0 ошибок – «5»
Cu2O –оксид меди(I); 1 ошибка – «4» Cu2O –оксид меди(I); 1 ошибка – «4»
SO3 - оксид серы(VI); 2-3 ошибки – «3» SO3 - оксид серы(VI); 2-3 ошибки – «3»
P₂O3 –оксид фосфора (III); 4-5 ошибок – «2» P₂O3 –оксид фосфора (III); 4-5 ошибок – «2»
FeO –оксид железа (II). FeO –оксид железа (II).
Приложение 2
Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды
Название индикатора |
Окраска индикатора в нейтральной среде |
Окраска индикатора в щелочной среде |
Лакмус |
Фиолетовая |
|
Метиловый оранжевый |
Оранжевая |
Желтая |
Фенолфталеин |
Бесцветная |
|
Приложение 3.
11.12.13 г. Тест «Пятерочка» по химии уч-ся 8 класса_____________________________
1. Выберите формулы оснований:
а) SO3 б) Mg(OH)2 в) H2SO4 г) СаО
2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили фенолфталеин. С каким веществом появится малиновое окрашивание? а) BaO б) HNO3 в) КОН
3. Гидроксид-ион (OH) ⁻ входит в состав:
а) оксидов б) оснований в) углекислого газа
4.Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом: а) лакмус синеет б) Метилоранж краснеет
в) фенолфталеин бесцветный
5. Выберите формулу щелочи: а) КОН б) H2S в) Сu(ОН)2
Проверьте ответы и оцените себя Проверьте ответы и оцените себя
1. б о ошибок – «5» 1. б о ошибок – «5»
2. в 1 ошибка - «4» 2. в 1 ошибка - «4»
3. б 2 ошибки – «3» 3. б 2 ошибки – «3»
4. а 3- 5 ошибок – «2» 4. а 3- 5 ошибок – «2»
5. а 5. а
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.