Основное научно-педагогическое направление
Развитие и совершенствование авторской модели: «Независимая открытая газета «А» в КРУГе» УМЛ детско-юношеской журналистики, как инновационный проект личностно-ориентированной образовательной технологии социально-гуманитарной (педагогической) направленности». В предложенной образовательной технологии заложены подходы, ориентированные на развитие конкретной личности, обеспечивающие готовность к реализации собственной индивидуальности в реальных условиях современного общества
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ -
проект социально-гуманитарной направленности
В рамках современного законодательства направленность в сфере образования выступает ключевым ориентиром содержания образования на профили, специализированные виды деятельности. Новым федеральным Законом от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования», который имеет подвиды – дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование.
В п.25 ч.1 ст.2 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено понятие направленности – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной про граммы».
Законодательно введенное понятие «направленность» определяет содержательное отношение не только направленностям дополнительных общеразвивающих программ, но имеет прямую связь с содержанием образования по всем видам и уровням образования.
Таким образом, очевидным стало включение в содержание дополнительных образовательных программ по разновидностям направленностей наполнения содержания образования видами социально-значимой, общественно-полезной и творческой деятельности детей.
Учебно-методическая лаборатория детско-юношеской журналистики (далее УМЛ) в рамках дополнительной общеразвивающей программы – проект социально-гуманитарной направленности.
В отношении подобных программ отсутствуют образовательные стандарты и невозможно установить единый уровень подготовки в соответствии с установленными требованиями.
Поэтому в УМЛ содержание дополнительного образования формируется в свободном режиме, но с учетом требований существующей нормативно-правовой базы.
Перспективность УМЛ - в соблюдении неразрывного единства непрерывного общего образования и дополнительного образования. Четко выраженной конкретной направленности в дополнительной общеразвивающей программе УМЛ (технической, художественной или др.) нет.
В тоже время, она включает в себя целый ряд внутренних направленностей: особенности развития личности подрост-ка в условиях современной реальности, использование дополнительных форм воспитания и обучения, выработка активной жизненной позиции и навыков соблюдения КОДЕКСА ЧЕСТИ, раскрытие механизмов системного развития творческого потенциала учащихся в рамках газетных жанров, литературного просвещения, целевая подготовка к поступлению в ВУЗы и средне-специальные учебные заведения, а также выработка решений целого комплекса попутно возникающих социальных проблем.
Такой подход позволяет более четко определять место и роль дополнительного образования в системе непрерывного образования, в котором, в частности, законодательно утверждены условия освоения нескольких программ: основных и дополнительных.
Необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством – общее образование является гарантированным видом образования, а дополнительное - таких гарантий не имеет, так как оно добровольное.
Базой в содержании дополнительного образования в УМЛ являются авторские программы. В Пояснительной записке к ним, в соответствии с федерально-государственными требованиями, четко обозначены: актуальность, новизна, направленность, стартовый уровень, целесообразность, формы подведения итогов, текущий контроль, задачи, цели, ожидаемые результаты после их реализации.
Промежуточная аттестация освоения дополнительных общеразвивающих программ в УМЛ не проводится, так как в этом нет никакой необходимости.
Поточный же уровень подготовки определяется на занятиях, проводимых в квестовом режиме. А эффективность и результативность – по публикациям в печатном издании УМЛ «А» в КРУГе» и участию в литературных конкурсах различных уровней.
Такой формат контроля уровня подготовки не нарушает федеральное законодательство. Контроль (не аттестация), однозначно, необходим. Полное же отсутствие контроля лишает учащихся соответствующего тонуса в постижении новых знаний, мотивации в достижении поставленной цели, стремления в саморазвитии.
В УМЛ практикуется выдача Сертификатов об обучении в рамках дополнительного образования с перечнем авторских публикаций в СМИ и итогах участия в литературных конкурсах.
О результативности и профессиональном уровне проведения образовательной деятельности говорит тот факт, что учащиеся добровольно приходят на занятия в выходной день, регулярно проводятся совместные встречи детей и родителей, создан эффективный родительский совет, отлажена цепочка: преподаватель-ученик-родители. Каждый ребенок развивается внутри процесса обучения в своем индивидуальном режиме, со своей скоростью.
Социально-гуманитарная направленность УМЛ детско-юношеской журналистики, согласно федерального Закона от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации», связывает между собой основные общеобразовательные программы (включая предпрофильные и профильные) на уровнях основного и среднего общего образования, основные профессиональные программы подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих кадров, специальностям и направлениям подготовки по уровням высшего образования, где также реализуются профильные направленности.
Независимая открытая газета «А» в КРУГе»
УМЛ детско-юношеской журналистики –
инновационный проект
личностно-ориентированной образовательной технологии
Движение – жизнь. Данный тезис применим ко всем формам деятельности человека, в том числе и педагогической. Ведь только в поступательном движении происходят процессы накопления, осмысления и выхода на более высокие уровни развития. Каждый новый уровень предъявляет новый алгоритм поведения.
Изменения в национальной политике образования, происходящие в настоящее время, его роли в социальной жизни общества и, особенно, в связи с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики обусловили применение целого ряда кардинальных инновационных направлений. Разработка современных образовательных технологий – одно из этих направлений, в рамках которых эффективно взаимодействуют научные изыскания и процессы поиска наиболее рациональных путей обучения. Именно формат образовательных технологий наиболее близко связан с учебным процессом.
Использование современных образовательных технологий, а, тем более, разработка авторской модели - дело не простое. Ведь необходимо решать комплекс задач, требующих проявления профессионализма, исключающее формальный подход в формировании навыков саморазвития учащихся и самосовершенствования педагога.
Создание и использование современных образовательных технологий позволяют достичь более высоких результатов в обучения и воспитания, а также повышают творческую активность учащихся.
Что обозначает термин «образовательная технология»? Если дословно, то «образовательная технология» расшифровывается как «образовательная наука о мастерстве и искусстве». Так, понятие «технологии» предполагает совокупность методов и приемов, применяемых в образовательной сфере. Для реализации этих инновационных задач необходимо иметь четкую последовательность, целостность деятельности педагога, а также продуманность во всех деталях. Необходимо учитывать безусловный фактор, как организацию учебного процесса с непременным обеспечением комфортных условий и для учащихся, и для преподавателя.
Инновационный подход осуществляется на основе общепринятых требований и целевых установок, являющихся фундаментом образовательной технологии. Он в полной мере соответствует современным требованиям социально-экономического развития общества. Одно из них – развитие самостоятельности учащихся, потребности к самообучению и саморазвитию.
Использование современных образовательных технологий – реальная потребность информационного общества. Приоритетным направлением в учебно-воспитательном процессе является личностно-ориентированные подходы. Во главе обучения и воспитания – конкретная личность учащегося. Вся педагогическая деятельность направляется на его развитие, учет его индивидуальности и индивидуальных особенностей развития.
Для решения комплекса задач в этом направлении было разработано «ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методической лаборатории детско-юношеской журналистики», утвержденное директором учебного заведения. При его разработке использовался инновационный опыт ведущих вузовских преподавателей и юристов НИУ ВШЭ, создавших для студентов «ПОЛОЖЕНИЕ о Проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики» в структуре факультета коммуникаций, медиа и дизайна.
Независимая открытая газета «А» в КРУГе» в рамках УМЛ детско-юношеской журналистики – информационная площадка в реализации внутреннего потенциала подростков через публикации авторских материалов, повышении уровня самооценки и большей уверенности в себе, что порождает проявлению новых форм поведения, системы ценностей и интересов.
В проекте независимой открытой газеты «А» в КРУГе» УМЛ детско-юношеской журналистики осуществляются образовательные, учебные и научно-исследовательские функции:
- в рамках кружковой и внеурочной работы организуется изучение курсов «Практической журналистики» и «Лаборатории журналистики»;
- публикация лучших работ на страницах газеты «А» в КРУГе» и участие в литературных конкурсах, городских, областных, межрегиональных, всероссийских;
- исследование детской психологии через творчество подростков;
- изучение влияния социальных сетей, блогов, видеоканалов и других современных средств передачи информации для максимально эффективной деятельности УМЛ;
- организация участия в научно-исследовательских проектах в сфере образования, реализуемых УМЛ;
- изучение возможностей цифровых коммуникаций для продвижения деятельности УМЛ и максимальное использование этих возможностей для реализации перечисленных целей и задач.
Образовательная технология независимой открытой газеты «А» в КРУГе» УМЛ детско-юношеской журналистики позволяет более глубоко изучать внутренний потенциал каждого учащегося и составлять перспективный социологический прогноз его интеллектуального развития. Процессы обучения и воспитания неразрывны. Развитие личности базируется на индивидуальных качествах. Образовательный процесс основывается на использовании традиционных и инновационных технологий.
Во главе учебно-воспитательного процесса - конкретная личность ребенка. В первую очередь учитываются его индивидуальные качества. Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы личность учащегося развивалась с учетом его природных данных и внутренних устремлений.
Для этого используются разноуровневые методы обучения: внеурочные, дистанционные, индивидуальные т.д. Этот подход позволяет поддерживать на высоком уровне мотивированность в выполнении заданий. В группе как правило остаются учащиеся с психологической совместимостью. Педагогическая деятельность строится на базе постановки единых задач и целей, позволяющим обучающимся даже с разным уровнем интеллектуальной подготовки эффективно развиваться и совершенствовать собственные умения и навыки.
Стержневая нацеленность образовательной технологии независимой открытой газеты «А» в КРУГе» УМЛ детско-юношеской журналистики в том, чтобы каждый учащийся был заинтересован в результатах своей деятельности. Тогда он сможет приложить максимум усилий, чтобы увеличить объем своих знаний, умений и навыков, самоутверждаясь как личность.
Это позволит ему после окончания учебного заведения найти не только работу, соответствующую его внутренним запросам, но и выдержать острую конкуренцию и жесткий отбор в окружающей действительности. Поэтому педагогическая деятельность ориентирована не на «среднего» учащегося, а на конкретную личность.
Учебно-методическая лаборатория в неформальной обстановке прививает учащимся необходимые навыки планирования и организации собственной учебной деятельности, а также способствует формированию новых взглядов по отношению к себе с учетом открывающейся информации о природе собственного «Я». В педагогической деятельности непременно учитываются традиционные и инновационные методы обучения, находящиеся в постоянной взаимосвязи друг с другом.
Стремление к творчеству, привитие потребностей в осмыслении собственных поступков и поступков окружающих, а также выработка четких и осмысленных критериев самокритики происходят при отсутствии навязывания и категоричности в оценках со стороны преподавателя.
Независимая открытая газета «А» в КРУГе» УМЛ детско-юношеской журналистики на первый взгляд имеет четкую гуманитарную составляющую – журналистка. Но узкопрофильная цель подготовки будущих журналистов отсутствует. Цель значительно шире. Фактически приемы журналистики используются для обеспечения учащимся комфортных условий развития, создания неповторимого пространства для естественного и живого общения.
Журналистские приемы как раз этому наиболее всего способствуют. Ведь не для всех журналистика станет профессией на всю жизнь. Зато все смогут эффективно использовать приобретенный опыт в своей дальнейшей жизненной практике. Умение аргументировано донести свою мысль, способность к самопрезентации, состояться в профессиональном и карьерном плане нужно и ученому, и бизнесмену, и педагогу, и врачу, и всем без исключения.
Такой подход позволяет учащимся наиболее эффективно реализовывать свой внутренний потенциал на информационной площадке независимой открытой газеты «А» в КРУГе» УМЛ детско-юношеской журналистики. Морально-этические проявления личности регулируются «Кодексом чести», положения которого утверждены после коллективного обсуждения с учащимися.
В рамках этой образовательной технологии успешно внедряются активные педагогические методы и приемы:
- встречи проходят во внеурочное время; чаще всего используются квестовые приемы организации встреч;
- учащиеся приходят добровольно, никакого контроля за посещаемостью;
- на встречах в неформальной обстановке учащиеся общаются на темы, которые им более всего близки; педагог внимательно за ними наблюдает и ненавязчиво руководит беседой, в которой дети раскрываются наиболее полно; педагог фиксирует проявляющиеся индивидуальные черты личности и потом на их основе формирует перспективный индивидуальный план работы с конкретным подростком;
- неформальная обстановка не расслабляет, а провоцирует учащихся к активной деятельности: у них вырабатывается острая потребность в форс-мажорных обстоятельствах; для этой цели активно практикуются квестовые задания, с которыми нужно справиться в считанные минуты; ответы записываются на планшетах и потом высылаются на электронную почту преподавателя, а он из этих зарисовок готовит коллективные публикации на заданную тему; каждый раз ответная реакция оказывается впечатляющей: ребята неизменно стремятся в своих высказываниях достичь максимальной лаконичности в высказываниях; для этой цели им предоставляется возможность свои мысли озвучивать вслух перед присутствующими, что позволяет формировать большую уверенность в себе;
- общение не ограничивается рамками встреч: в ВК создана БЕСЕДА, где все могут свободно обмениваться информацией, делиться своими мыслями, ощущениями без временных рамок;
- учащиеся овладевают навыками с уважением относиться к мнению других, даже если его не разделяют; только в этом случае непременно должны соблюдать незыблемое правило: собственную позицию необходимо обосновать.
Таким образом, наряду с традиционными подходами в организации учебно-воспитательной деятельности, в проекте активно применяются квестовые приемы, позволяющие образовательный процесс поднять на качественно новый уровень.
ВЫВОД. В предложенной образовательной технологии заложены подходы, ориентированные на развитие конкретной личности, обеспечивающие готовность к реализации собственной индивидуальности в реальных условиях современного общества.
Независимая открытая газета «А» в КРУГе» УМЛ детско-юношеской журналистики – инновационный проект личностно-ориентированной образовательной технологии социально-гуманитарной (педагогической) направленности.
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ,
педагог дополнительного образования I категории
АОУ школы №10 г. Долгопрудный Московской области,
главный редактор независимой открытой газеты «А» в КРУГе»
УМЛ детско-юношеской журналистики
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.