Основное содержание и задачи анализа себестоимости.
Себестоимость товарной продукции – затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Она служит базой соизмерения расходов с доходами и выступает важным фактором увеличения финансовых результатов. Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.
Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Это видно из формулы:
П = РП – С,
где П – прибыль,
РП – выручка от продажи продукции,
С – себестоимость реализованной продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
- полная себестоимость товарной продукции в целом, по элементам затрат, статьям калькуляции,
- затраты на рубль товарной продукции,
- себестоимость отдельных изделий, отдельные статьи затрат. Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
- выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
- объективная оценка выполнения плана по себестоимости, ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;
- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
- содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия, виды продукции.
Основные источники информации:
- отчетные данные,
- данные бухгалтерского учета: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств,
- соответствующие ведомости, журналы-ордера, в необходимых случаях первичные документы;
- плановые (сметные, нормативные данные о затратах на производство и реализацию продукции).
Содержание анализа себестоимости включает в себя:
- анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения,
- анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 рубля товарной продукции,
- анализ структуры затрат, ее динамики,
- анализ себестоимости продукции по статьям,
- факторный анализ себестоимости продукции по статьям,
- выявление резервов снижения себестоимости. Факторная модель общей суммы затрат (Зобщ.):
Зобщ. = S (VВПобщ. * УДi * Зперем.i) + Зпост.
где VВПобщ. – объем выпуска продукции в целом по предприятию, УДi – структура продукции,
Зперем.i – уровень переменных затрат на единицу продукции, Зпост. – сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.
Себестоимость промышленной продукции (работ, услуг) планируется и учитывается по калькуляционным статьям затрат.
В ходе анализа необходимо проверить выполнение плана по затратам в целом, установить причины экономии или перерасхода по каждой статье расходов, выявить резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции (работ, услуг).
Анализ состава, структуры и динамики затрат, формирующих себестоимость продукции:
Таблица 2.
Анализ затрат на производство продукции
Элементы затрат |
Затраты по плану руб. |
Затраты по факту руб. |
Отклон. от плана в руб. |
Уд. вес по плану (%) |
Уд. вес по факту (%) |
Отклон. от плана, % |
Материальные затраты |
|
|
|
|
|
|
Заработная плата |
|
|
|
|
|
|
Отчисления на социальное страхование |
|
|
|
|
|
|
Амортизация основных средств |
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
Полная себестоимость в т.ч. переменные расходы постоянные расходы |
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.