Основной воспитания ребенка является СЕМЬЯ
Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок
находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего
воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с
семьей. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в
том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца,
бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так
и не заботится столько о нем. Однако встречаются так называемые
неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует
личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются
источником социального сиротства. Можно назвать целый ряд факторов определяющих
семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской
опеки:
Ø Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей ;
Ø Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
Ø Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
Ø Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В практике
работы куратора уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными
семьями. В настоящее время кураторами активно используются следующие модели
помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и
медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин
вызывающих проблему детско-родительских отношений.Неблагополучие в семье
порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное).
Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно
сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами
или совершает правонарушение. Вышесказанное свидетельствует о том, что институт
современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает
внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов,
медиков, социологов и др. ученых. Проблемы современной семьи требуют не только
глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического
решения на уровне государства, общества и конкретной.
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог
ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на
универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных
детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Диагностическая
модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о
ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат
болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и
адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).
Как правило, куратор использует педагогическую модель в работе с родителями, которая направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. Родитель ребенка с нарушениями в развитии вынужден общаться с множеством специалистов, которые занимаются с ребенком. Такое общение в основном направлено на обеспечение родителя информацией о том, как ухаживать за ребенком с учетом его особенностей, какие современные методы воспитания и обучения существуют на сегодняшний день, и получение родителем рекомендаций специалистов относительно ребенка. Взаимодействие между специалистами и родителями при таком подходе редко подразумевает тесный контакт, при котором родитель может поделиться со специалистом тем, что его беспокоит, рассказать о семейных проблемах и получить рекомендации профессионала относительно нормализации атмосферы в семье. Взаимоотношений между другими членами семьи, обсудить отношение здоровых членов семьи к ребенку с нарушениями в развитии. Такая форма взаимодействия редко предусматривает обращение к опыту родителя, рассмотрение его в качестве партнера для профессионала в области ухода, воспитания и обучения особого ребенка. Кроме того, каждый специалист предоставляет родителю информацию по своему направлению работы с ребенком, при этом, как правило, родитель не получает целостной картины о состоянии ребенка.
Объектом воздействия куратора могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, куратор призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Деятельность куратора с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы.
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.
Работая с семьей, куратор выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
Работая с
семьей, куратор прибегает к социально-медико-психолого-педагогическому
сопровождению семьи. Сопровождение — это форма наиболее плотного взаимодействия
с семьей, когда куратор находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс
всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок сопровождения
ограничен (3-9 мес.). Одновременно куратор может сопровождать не более 15
семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи сопровождаемые им
ранее. Работа социального педагога в рамках сопровождения включает несколько
этапов. Однако границы этапов условны.
1 этап Знакомство и совместная разработка индивидуального
плана реабилитации семьи, где прописываются конкретные действия по выходу из
кризисной ситуации.
2 этап Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.
3 этап Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации полученной из различных источников. По мере необходимости куратор прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации куратор формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
4 этап Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Куратор может оказывать семье информационную и организационную помощь.
5 этап Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы куратор проводит мониторинг изменений семьи. Рассматривается вопрос о прекращении сопровождения семьи. Куратор продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.
В школе предметом для консультации является:
Куратор как координатор работы с семьей должен:
· • помочь семье определить те местные услуги и ресурсы, которые могут помочь достигнуть заявленных в плане целей;
· • представить семью непосредственным исполнителям этих услуг;
· • подготовить исполнителя услуг, предоставив ему необходимую информацию для того, чтобы он получил точное представление, почему семья обращается к нему и каковы цели работы с данным случаем;
· • помочь семье получить доступ к услугам, обеспечив транспорт, уход за ребенком в отсутствии родителей, оказывая другую помощь.
· • обеспечить контроль, убеждаясь, что семья действительно пользуется услугами, выполняет свои обязательства в соответствии с утвержденным планом, определяя при этом степень удовлетворенности семьей и убеждаясь, что сама услуга отвечает нуждам семьи.
Главная цель работы куратора будет достигнута если будут созданы благоприятные условия для жизни и развития детей. Для достижения этой цели необходимо вовлечение всех членов семьи и значимого окружения, уважение прав родителей, сотрудничество с родителями, доброго отношения к родителям каждой семьи, сбор полной и точной информации о семье и обязательно конфиденциальность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.