Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.
Оценка 4.9

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.

Оценка 4.9
doc
08.06.2021
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании..doc

Тема. Основные единицы синтаксиса.  Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.

Цель:

Образовательные: обобщить знания по теме «Словосочетание»; совершенствовать умения определять виды и типы связи слов в словосочетаниях; закреплять навыки правописания гласных после шипящих.

Развивающие: развивать познавательный интерес, уверенность в своих силах.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес студентов к языку.

Вид занятия: комбинированное занятие

Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные (конспектирование), словесные (слово преподавателя, объяснение, эвристическая беседа); практические (упражнения, выполнение заданий,  выработка и совершенствование усвоенных навыков); наглядные (использование схемы).

Наглядность и оборудование: учебники, опорные конспекты, тетрадь, компьютер, доска.

Литература:

1.     Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2016.

2.     Розенталь Д.Е. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2008 год.

3.     Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

І. Организационный момент:
– приветствие студентов;
– отметить отсутствующих (проверка внешнего вида студентов);
– проверка готовности студентов к занятию;

– заполнение учебного журнала.

ІІ. Актуализация опорных знаний студентов.

1. Беседа. Правописание гласных после шипящих.

2. Выборочный диктант «Правописание гласных после шипящих».

·        Выпишите слова с орфограммой «Правописание гласных после шипящих», прилагательные и причастия выпишите вместе с зависимыми словами.

1.           На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружОк их не зовёт его рож..к. (П.) 2. Как призрак, юноша идёт теперь к заветному порогу; кинжал из кожаных ножЁн уж вынимает понемногу. (Л.) 3. Марина принесла бутылку рому, лимон, сахар, и жжЁнка запылала. (Гонч.) 4. Герасим стал боком перед дверью, толкнул её плечОм и ввалился в дом со своей ношЕи. (Т.) 5. Оба верили, что кредит возродит земледелие и даст толч..к нашей заснувшей промышленности. (С.-Щ.) 6. Выше пояса замоч…на одежОнка лесника. (Н.) 7. Всякий труд был для него нипочЁм.(Остр.) 8. В полдень дождь перестал, и, что белый пушОк, на осеннюю грязь начал падать снежОк. (Ник.) 9. Дядя и Егорушка долго шли по мощЁным улицам. (Ч.) 10. Солдат был одет в красную кумачОвую рубаху. (М. Г.) 11. Сквозь обнажЁнные бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо. (Сер.) 12. Ветерок, отдувавший чесучОвую штору, пахнул медовыми цветами. (А. Т.) 13. На столе появлялись пшЕнники, лапшЕвники. (Гл.) 14. Под управлением дирижЕра нашего оркестра красиво и густо пел великолепный хор. (Скит.) 15. Григорий остановился в одной небольшОй деревушке на ночЁвку. (Ш.) 16. При свете часто вспыхивавших молний они увидели два гружЁных состава. (Каз.) 17. Корж плыл сажЁнками, гулко хлопая ладонями по воде. (Дик.) 18. К утру крашЕный пол блестел, как вощЁный. (Мальц.) 19. На нём была гимнастёрка с отложным воротником, подпоясанная кручЕным поясом с кисточками. (Ант.) 20. Сеюсь, как из сита, но не порошОк, залезаю в жито, но не червячОк. (Заг.) 21. Береж….ного коня зверь не берёт. (Поел.) 22. Под сосенкой в бору стоит старич..к, красненький колпач..к. (Заг.).

— Вы выписали слова и словосочетания. Чем отличается словосочетания от слова? (Словосочетание служит для того, чтобы называть предметы, их действия и признаки более точно, чем слово. Сравните, например, слово дом и словосочетания деревянный дом, пятиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича и т.п.)

ІІІ. Сообщение темы и цели занятия.

IV. Мотивация учебной деятельности студентов. (Акцентируем внимание на важность изученного материала по дисциплине, сообщение плана проведения занятия.)

V. Работа по теме занятия.

1.     Повторение и обобщение знаний ( составление конспекта) .

Синтаксис (греч. связь, построение, соединение) - раздел языкознания, который изучает словосочетания и предложения.

Пунктуация (лат. пунктум - точка) - раздел языкознания, который изучает правила употребления знаков препинания. 

— Что такое словосочетание? (Это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)

Словосочетание  это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

— По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нём различают главное слово и зависимое.)

— Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:

именные: яркие цветы (главное слово — существительное), очень скромный (главное слово — прилагательное), две подруги (главное слово — числительное); кто-то из ребят (главное слово — местоимение);

глагольные: смотрит вдаль (главное слово — глагол);

наречные: вместе с сестрой (главное слово — наречие).

—    Какая связь между словами в словосочетании?( Подчинительная.)

— Назовите типы подчинительной связи между словами в словосочетаниях.

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарёю (зарёю (какой?) — согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже.

Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).

— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (Нет, это предложение.)

— А что ещё не является словосочетанием? (Слова с предлогами — за домом; слова, соединённые сочинительной связью, — умный и обаятельный.)

Не являются словосочетаниями:

1) сочетание подлежащего и сказуемого (это уже предложение):  

зима  пришла, дверь открыта, дуб могуч;

2) ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): красный, зеленый и синий; маленькое, но глубокое; то справа, то слева;

3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменатель-ным: возле стола (возле - предлог); также принес (тоже - союз); будто в тумане (будто - частица);

4) сложные (составные) формы слов (сложные формы будущего времени и сравнительной степени): буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший, буду читать; более красивый; самый глубокий;

5) фразеологизмы: сломя голову; сесть в калошу (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

2. Применение знаний и умений. Выполнение упражнений.

Упр. № 1. Образуйте словосочетания, укажите в словосочетании главное и зависимое слово и тип синтаксической связи. Спишите, встав­ляя пропущен-ные буквы.

Сильный, ож...г; робкий, ш...рох; мельничный, ж...рнов; ле­тающий, пч...лы; чугунный, реш...тка; тонкий, беч...вка; плитка, ш...колад; рыболовный, крюч...к; испуганный, галч...нок; маленький, руч...нка; опытный, ретуш...р; грош...вый, расходы; хол­щовый, мешки: деш...вый, товары; жж...ный, кофе; напряж...нный, положение; накрыт...ся, плащ; ударить, вожжа; отп...реть, ключ; осв...тить, луч; борот...ся, саранча: моч...ный, яблоки; играя, мяч; зимний, вечер.

Упр. № 2. Запишите словосочетания в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

Дирижёрская палочка, работать шофёром, цитрусовые растения, шуба из цигейки, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь че­репахи, жокейская шапочка, пацифистские убеждения, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, стрекот ци­кад, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, пальцы хирурга, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые мо­лодцы, редкие птицы.

3. Синтаксический разбор предложения.

Попозже прожорливый стажер Жора в чёрных шелковых шортах ещё заказал  пшенную кашу с печенкой.

(Огорченный черт-обжора  в желтенькой шапчонке куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок.) 

4. Самостоятельная работа. Выборочно-распределительный диктант.

(Под диктовку преподавателя студенты записывают словосочетания, распределяя их в три колонки.)

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.

Ответ:

Согласование

Управление

Примыкание

Громкий шорох, холщовый мешок, золочёное кольцо, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, раскорчёванные пни, серый пиджачок.

Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночёвка в лесу, три шофёра, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом.

Горячо спорить, говоришь шёпотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.

 

— Объясните правописание гласных после шипящих

VІ. Итоги занятия. Оценивание.

1.     Беседа.

— Дайте определение словосочетания.

— Назовите виды словосочетаний.

— По какому принципу они подразделяются?

— Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.

VІІ. Домашнее задание

1. Подготовить связный ответ о словосочетаниях.

2. Выполнить упр.

Упр. № 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

 Согласование   

 Управление   

 Примыкание

 

 

 

     
       Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

 

Упр. № 2. Раскройте скобки, заключённые в них слова поставьте в нужной форме; образуйте словосочетания со связью согласования.

Амплуа (широкий)(с.р.), бюро (справочный) (с.р.), жюри (авторитетный) (с.р.), какао (вкусный) (с.р.), кафе (отремонтированный)(с.р.), кино (широкоэкранный) (с.р.), коммюнике (официальный) (с.р.), кофе (чёрный) (м.р.), меню (разнообразный) (с.р.), метро (ленинградский) с.р.), портмоне (кожаный) (с.р.), резюме (краткий) (с.р.), трико (шёлковый) (с.р.), трюмо (стенной) (с.р.), фойе (просторный) (с.р.), Батуми (солнечный) (м.р.), Миссисипи (полноводный) (ж.р.), Токио (многомиллионный) (м.р.), Чикаго (огромный) (м.р.).

 

3. Повторить правописание гласных после шипящих.


Тема. Основные единицы синтаксиса

Тема. Основные единицы синтаксиса

Ход занятия І. Организационный момент: – приветствие студентов; – отметить отсутствующих (проверка внешнего вида студентов); – проверка готовности студентов к занятию; – заполнение у чебного…

Ход занятия І. Организационный момент: – приветствие студентов; – отметить отсутствующих (проверка внешнего вида студентов); – проверка готовности студентов к занятию; – заполнение у чебного…

V . Работа по теме занятия. 1

V . Работа по теме занятия. 1

Применение знаний и умений. Выполнение упражнений

Применение знаний и умений. Выполнение упражнений

Ответ: Согласование

Ответ: Согласование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2021