Основные факторы воздействия музыки на мозг человека: теоретический аспект
Оценка 5

Основные факторы воздействия музыки на мозг человека: теоретический аспект

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
музыка
1 кл—8 кл
08.03.2023
Основные факторы воздействия музыки на мозг человека: теоретический аспект
Вопросы когнитивного развития в контексте искусства изучаются современными учеными. Изучается и влияние занятий музыкой на уровень развития когнитивной сферы учащихся – их способности к восприятию, запоминанию информации, структурированию и нахождению различных связей и иерархических зависимостей. Исследования показывают, что занятия музыкой существенно активизируют работу мозга, увеличивают количество межполушарных связей, что, в свою очередь, способствует развитию всей когнитивной сферы, включая все то, что связано с запоминанием и воспроизведением информации, а также применению знания при решении практических задач в других областях жизни.
Основные факторы воздействия музыки на мозг человека.docx

Основные факторы воздействия музыки на мозг человека: теоретический аспект

На протяжении ХХ века исследователи все больше склоняются к тому, что наиболее действенные методы развития когнитивных способностей человека находятся в области искусства. Как сказал Л.С.Выготский: «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело» [49, с.347]. Вопросы когнитивного развития в контексте искусства изучаются современными учеными. Изучается и влияние занятий музыкой на уровень развития когнитивной сферы учащихся – их способности к восприятию, запоминанию информации, структурированию и нахождению различных связей и иерархических зависимостей. Исследования показывают, что занятия музыкой существенно активизируют работу мозга, увеличивают количество межполушарных связей, что, в свою очередь, способствует развитию всей когнитивной сферы, включая все то, что связано с запоминанием и воспроизведением информации, а также применению знания при решении практических задач в других областях жизни.

В научный обиход введено понятие «музыкальный интеллект» («musical intelligence»), который трактуется как природное понимание звуковой организации, понимание принципов связи звуков, закономерностей их слияния в более крупные структуры: все виды иерархического соподчинения звуков, будь то тональность, лад, аккорды, темы и мелодии, гармонические комплексы и созвучия музыкальному человеку легко понятны.

Многие исследователи второй половины ХХ века (Н. Краус, Л. Миллер, Г. Орсмонд, Ш. Судзуки и др.) отмечают сильное влияние занятий музыкой на развитие не только памяти, но и грамотности, зрительнопространственного восприятия, способности к осуществлению иерархических построений. Связь занятий музыкой и уровнем когнитивного развития всесторонне исследовала Д.К. Кирнарская, которая отмечает, что «музыкальные занятия существенно оптимизируют работу мозга в целом и способствуют тому, что человеку становится легче выполнять разнообразную умственную работу» [50, с. 18].

Во второй половине ХХ-начале ХХI века центром изучения мыслительных способностей учащихся в контексте их музыкальных занятий стал Северо-Западный университете в Иллинойсе (США). Ученые после длительного исследования пришли к выводу: если человек в детстве занимается музыкой, это оказывает выраженное положительное влияние на работу его мозга даже в зрелом возрасте. По мнению Нины Краус – профессора физиологии, нейробиологии и коммуникационных наук этого американского университета, «Музыка способствует процессу формирования мозга. Мы можем сделать вывод, что даже краткосрочные занятия в детстве могут усилить показатели слуха человека и улучшить его обучаемость» [51]. Занятия музыкой – «это действенный, абсолютно безопасный и беспроигрышный способ улучшить мышление, приобрести друзей и повысить эрудицию», говорят американские медики, а также «мощный инструмент для улучшения памяти, социального поведения и умственных способностей» [52].

В Центре образовательных программ Колумбийского университета (США) был осуществлен масштабный проект, в процессе которого исследовалось влияние искусства на образование. Педагоги-исследователи Дж. Бертон, Р. Хоровиц и Х. Абелес привлекли к участию в проекте 2046 учащихся средних классов (подростков) из 12 школ США. Для них были организованы регулярные музыкальные занятия. В конце эксперимента ученые оценивали изменения в их интеллектуальных возможностях, обеспечившие значительный рост успеваемости этих учащихся. Учителя школ, которые участвовали в арт-программе отметили, что дети стали более уверенными в своих действиях, принятии решений и преуспели в таких предметах как чтение, математика и общие академические дисциплины.

Медики и физиологи, исследуя работу мозга заметили, что у музыкантов наблюдается большая симметрия мозговых полушарий, а в процессе мозговой деятельности полушария могут с большей легкостью подменять друг друга и, таким образом, сохранять те функции, которые могли бы быть утрачены в результате заболевания или травмы. Эту закономерность выявили немецкие ученые Г. Шлауг, Х. Штейнмец и Л. Янке. Они зафиксировали, что у музыкантов более развит отдел мозга, отвечающий за развитие моторных навыков и их связь с органами чувств (corpus callosum).

Российские ученые-медики, исследуя процессы согласованности и параллелизма полушарий головного мозга человека пришли к выводу о гармонизующем влиянии музыки и музицирования на мозговую деятельность. Ученые подчеркивают, что «узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, где участие искусства ограничено и проявляется спорадически, оказывают негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и ее отношения к жизни в целом» [53].

 Ч.Дизренс в своей книге «Влияние музыки на поведение», ссылаясь на ряд психофизиологических исследований, проведённых другими авторами приходит к следующему заключению: «Разумеется верен тот факт, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции и среди исследователей, занимающихся этой проблемой, достигнуто соглашение по следующим пунктам. Музыка усиливает метаболизм  в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание и уменьшает его правильность, оказывает заметное, но изменяющееся влияние на объём крови, пульсацию и кровяное давление, таким образом, даёт физическую основу для генезиса  эмоций» [54, с.201]

В работе Н.Черкаса подчёркивается, что «не только музыка как таковая, но даже простые отдельные музыкальные тона производят в организме резко выраженные физиологические изменения». Автор приводит данные, согласно которым в зависимости от интенсивности звука и его окраски меняется давление крови в сосудах [55].

В своей книге «Мозг, разум и поведение» авторы Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. придают решающее значение  в формировании восприятия и реакции организма на восприятие музыки гипоталамусу. «Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными» [56, с.236].

В своём исследовании, посвящённом восприятию музыки В.С.Марахасин и В.М.Цехановский так же заметили особое влияние музыкального ритма произведения на организм слушателя. Ими было установлено, что ритм сердечной деятельности существенно меняется в зависимости от характера музыкального воспринимаемого произведения. «Сердце, несомненно, является весьма чувствительным индикатором эмоционального состояния индивида, так как находясь под непрерывным контролем центральной нервной системы, оно, по существу, отражает в своём поведении процессы, происходящие в мозге.» [57, с.204]

Существует четыре основных биоритма, которые регистрируются в коре головного мозга: дельта-ритм, альфа-ритм, тэта-ритм и бета-ритм, которые характеризуются разным числом колебаний в секунду. Сняв показания энцефалограммы индивида, можно определить биоритм, который является доминирующим для него. [58, с.147]

Известный английский психофизиолог Грэй Уолтер провёл исследование, посвящённое влиянию музыкальных ритмов на биоритмы человеческого мозга и исследовал явление следующего характера: если фликер (так называется прибор, подающий звуковые и световые пульсации), настроить на доминирующую частоту биоритма данного испытуемого, то возникает явление резонанса. В своей книге «Живой мозг» Г. Уолтер, так описывал результаты эксперимента: «некоторые из испытуемых видят богатые многоцветные картины, иногда неподвижные, иногда движущиеся. Некоторые испытывают чувства качки, прыжков, даже вращения и головокружения, другие – чувства покалывания и пощипывания кожи. Могут возникать и организованные, напоминающие сны галлюцинации, целые эпизоды: испытуемые переживают чувства утомления, смущения, страха, отвращения, злости, удовольствия.» [59, с.237-238].

В своей статье «Психология музыкального восприятия» Петрушин В.И. продолжает развивать данное направление исследований и делает предположение: «Если соотнести биоритмы мозга с ритмической пульсацией в музыке, можно увидеть, что чередование звуков со скоростью трех в секунду будет сходно с дельта-ритмом. Этот ритм можно услышать в «Лунной сонате» Бетховена, во многих ноктюрнах Шопена. Ритмическая пульсация со скоростью 8 звуков в секунду будет напоминать альфа-ритм. Такую скорость движения можно проследить в финале Третьего концерта для фортепиано Бетховена, во многих военных маршах. Скорость звукового движения, соответствующего ритмической частоте бета-ритма, можно проследить в этюдах Шопена, Листа, Паганини» [60, с.53]. Есть все основания предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса – совпадения доминирующего у данного человека биоритма с частотой музыкально-ритмической пульсации.

Реакция навязывания ритма, при помощи которой физиологи исследуют деятельность мозга, имеет особенность. Она зависит от параметра нервной системы человека «сила-слабость». Можно предполагать, что лица со слабой нервной системой будут гораздо тоньше и глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Принадлежащие к сильному типу высшей нервной деятельности, будут предпочитать музыку быстрых темпов с громкой динамикой. Обладатели слабого типа будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке [61].

Подводя итоги, можно резюмировать, что исследования когнитивного развития человека со всей определенностью показывают, что занятия музыкой существенно активизируют работу мозга, увеличивают количество межполушарных связей, что, в свою очередь, способствует развитию всей когнитивной сферы. Музыка способна оказывать существенное влияние на психофизиологические процессы, протекающие в организме слушателя, создаёт физиологическую основу для возникновения эмоций.

 


 

Список литературы:

1.     Кирнарская, Д. К. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта / Д. К. Кирнарская. - М.: СЛОВО. - 1997. - 272 с.

2.     Там же.

3.     Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI век, 2004. - 496 с.

4.     Там же.

5.     Маляренко, Т. Н. Активация созревания мозга у детей с помощью пролонгированного сенсорного притока / Т. Н. Маляренко, Ю. Е. Маляренко, Г. А. Кураев, Г. Ю. Маляренко. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 1994. - 35 с.

6.     Маляренко, Т. Н. Этюды к разработке метода восстановления зрительной продуктивности с помощью музыки / Т. Н. Маляренко, В. М. Шелудченко, Ю. Е. Маляренко // Валеология. - 1996. - № 3-4. - С. 43-46.

7.     Судзуки, Ш. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов / Ш. Судзуки. - М.: Попурри. - 2005. - 192 с.

8.     Апраксина, О. Л. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О. Л. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

9.     Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. – Л. : Музыка, 1971. – 376 с.

10.  Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский / Психология развития человека. – М. : Изд-во Смысл, 2005. – 1136 с.

11.  Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский / Собр. соч., т. 4. – С. 264.

12.  Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998. – 416 с.

13.  Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебник для студ. ВУЗов, пед. училищ и колледжей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2004. - 349 с.

14.  Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] /Д. Б. Кабалевский. – М. : Сов. Композитор, 1977. – 252 с.

15.  Рубинштейн, С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн / Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М. Наука. - 1973. - С. 220-235.

16.  Рубинштейн, С. Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории: Тезисы докладов на I съезде общества психологов / С. Л. Рубинштейн. - М., 1959. - Вып. 3. - С. 23.

17.  Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, Изд-во АПН СССР, 1957. - 147 с.

18.  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

19.  Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя 4. [Текст] / Л. Г. Арчажникова. – М. : Просвещение, 1984. – 110 с.

20.  Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. Москва; Музыка. - 1988. - 240 с.

21.  Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. - М.: Искусство. - 1983. - 524 с.

22.  Амонашвили, Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1998. - 75 с.

23.  Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский / Психология развития человека. – М. : Изд-во Смысл, 2005. – 1136 с.

24.  Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский / Собр. соч., т. 4. – С. 264.

25.  Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998. – 416 с.

26.  Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский. – СПб.: Питер, 1971. – 650 с.

27.  Зинченко, В. П. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс. - 2001. - 440 с.

28.  Аткинсон, Э. Е. Смит, Д. Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема / под ред. В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

29.  Кабалевский, Д. Б. Избранные статьи о музыке / Д. Б. Кабалевский. -М.: Советский композитор, 1963. - 198 с.

30.  Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности / Л. П. Печко. - Ульяновск-М.: УГТУ, 2008. - 363 с. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М.: Прогресс. - 1985. - 312 с.

31.  Филатов И. В. Когнитивные способности человека. – М.: Русский книжник, 1924. – 99 с.

32.  Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.

33.  Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст] / И. Гофман. – М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. – 245 с.

34.  Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1972. – 384 с.

35.  Солсо Р. Когнитивная психология [Текст] / Р. Солсо. - СПб.: Питер, 2006. — 589 с. 52

36.  Романова М.А. Развитие познавательных способностей в контексте когнитивной психологии [Текст] / М.А. Романова. – Психология № 2 (55) – 2008. – С. 63.

37.  Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология [Текст] / Б.М. Величковский. – М: Издательство МГУ, 1982. – 366 с.

38.  Величковский Б.М., Психология восприятия [Текст] / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 246 с.

39.  Там же.

40.  Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.

41.  Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1972. – 384 с.

42.  Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.

43.  Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2 / Б. М. Теплов / под ред. Н. С. Лейтеса, И. В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика. - 1985. - 359 с.

44.  Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Педагогика. - 1961. - 535 с.

45.  Немов, Р.С. Психология. Основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1997. – 688 с.

46.  Кривоносов, А.Т. Слово и мысль. Вопросы взаимодействия языка и мышления [Текст] / А.Т. Кривоносов.– Москва, Нью-Йорк, 2017. – 548 с.

47.  Розет, И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности / И. М. Розет. - Минск: Университетское изд.-во. - 1991. - 196 с.

48.  Там же.

49.  Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.

50.  Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI век, 2004. - 496 с.

51.  Там же.

52.  Там же.

53.  Там же.

54.  Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.

55.  Там же.

56.  Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.

57.  Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.

58.  Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.

59.  Уолтер Г. «Живой мозг». М., 1966г.

60.  Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.

61.  Там же.

62.  Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. – 176с.

63.  Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

64.  Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.

65.  Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст] / И. Гофман. – М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. – 245 с.


 

66.

Основные факторы воздействия музыки на мозг человека: теоретический аспект

Основные факторы воздействия музыки на мозг человека: теоретический аспект

Во второй половине ХХ-начале ХХI века центром изучения мыслительных способностей учащихся в контексте их музыкальных занятий стал

Во второй половине ХХ-начале ХХI века центром изучения мыслительных способностей учащихся в контексте их музыкальных занятий стал

Г. Шлауг, Х. Штейнмец и Л. Янке

Г. Шлауг, Х. Штейнмец и Л. Янке

Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными» [56, с

Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными» [56, с

В своей статье «Психология музыкального восприятия»

В своей статье «Психология музыкального восприятия»

психофизиологические процессы, протекающие в организме слушателя, создаёт физиологическую основу для возникновения эмоций.

психофизиологические процессы, протекающие в организме слушателя, создаёт физиологическую основу для возникновения эмоций.

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей:

Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей:

Выготский, Л. С. Психология искусства

Выготский, Л. С. Психология искусства

Величковский Б.М., Психология восприятия [

Величковский Б.М., Психология восприятия [

Там же. 2. Марахасин

Там же. 2. Марахасин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023