Основные формы и методы воспитания
Оценка 5

Основные формы и методы воспитания

Оценка 5
docx
29.01.2023
Основные формы и методы воспитания
основные формы и методы воспитания .docx

«Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников».

Изучив концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, я взяла тему воспитательной работы «Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников».

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики: отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения постоянное ухудшение морально-нравственной среды уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми; ухудшение физического развития молодого поколения; отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты); отсутствие культуры поведения и речи; наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.). Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Обращение к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников обусловлено потребностями общества, необходимостью наращивания духовно-нравственного потенциала в социуме, что является одним из важнейших условий общения людей, их выживания и прогресса в современном мире.

Социально-экономические преобразования значительно изменили уровень жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения. В среде современной молодежи осуществляется ориентация на потребление материальных ценностей. В этих условиях особенно остро возникает необходимость формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, обществу, природе.

Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом является ранний юношеский возраст (И. С. Кон). В раннем юношеском возрасте происходит становление сферы морального самосознания, обретение мировоззренческой позиции, профессиональное самоопределение старшеклассника. Личность достигает определенного уровня интеллектуального и нравственного развития, что способствует переоценке прежнего опыта, идеалов, ценностей и выработке новых, появляется стремление старшеклассников к самопознанию, абстрактным рассуждениям, обнаруживается приверженность к дискуссиям, диспутам. В юношеском возрасте формируется чувство взрослости, которое требует социального признания, обретения духовной свободы и чувства самостоятельности.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга
  • ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения самопознание и самовоспитание.

Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм, гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

У каждого старшеклассника есть свои духовно-нравственные ценности (справедливость, совесть, доброжелательность, ответственность, уважение, искренность, честность, милосердие и другие), которые нужно увидеть и понять. Воспитательный идеал является педагогическим компонентом решения важнейшей национальной задачи: умножения численности российского народа, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности.

Ключевая роль в решении данной проблемы отводится системе образования. Образование - это не только и не столько получение знаний. Это процесс становления и развития умения человека жить в мире с собой и с другими людьми, обеспечивать свое существование и продолжение жизни человеческого рода.

Происходящее в настоящее время созидание новой России невозможнобез опоры на культурное и духовное наследие народа, которое векамиформировалось под влиянием Православия и высоких духовно-нравственных ценностей. В период реформирования сделать выбор верных жизненных ориентиров может только духовно цельная и высоконравственная личность. А воспитание с древнейших времен является средством трансляции знаний и опыта от поколения к поколению.

Поэтому важнейшее направление нашей деятельности - объединение усилий школы, семьи, общественности и т.д. А учитель – путеводитель для принятия правильных решений в будущей самостоятельной жизни.

Создание системы воспитательной работы классного руководителя

Опыт моей работы показывает, что создание системы воспитательной работы в современной школе – это главная задача учителя-воспитателя.Вся воспитательная деятельность – это целостный, непрерывный долгосрочный процесс, в основу которого положены лучшие традиции, инновации, передовой и новаторский опыт и, конечно же, творчество учителя-воспитателя.

По определению Л. Н. Новиковой, воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Моя роль, как роль классного руководителя, – создать педагогическое пространство, способствующее для развития личности и коллектива, обогащения его внутреннего мира.

В выборе цели я ориентируюсь на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности, на спроектированные образы учащегося и класса. При разработке цели необходимо соблюдатьтребования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности которые:

- направлены на совершенствовании личности старшеклассника, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, овладение целостной системой знаний об окружающем мире;

- сопряжены с интересами и ценностными установками классного сообщества; должны учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности.

Стараюсь, чтобы ориентиры были:

- конкретными, чётко и ясно сформулированными;

- трудными, но реально достижимыми;

- гибкими, то есть обладающими способностью к корректировке;

- диагностичными.

В системе своей работы классного руководителя выделяю важные моменты:

  • ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы
  • научит старшеклассников понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей
  • помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений
  • развивать коммуникативную культуру старших школьников
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся
  • совершенствовать систему самоуправления классного коллектива
  • воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу
  • активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, школьным психологом, социальным работником
  • взять под особый контроль детей и семьи, находящиеся в социально – опасном положении
  • контролировать досуговую деятельность учащихся
  • обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе

Я считаю, что сотрудничество классного руководителя и учащихся должно строиться на следующих принципах:

  • Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  • Терпение и терпимость в достижении результатов педагогического воздействия.
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  • Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
  • Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  • Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
  • Умение признавать ошибки.

Алгоритм действий каждого классного руководителя сопряжён с решением следующих задач:

1. Постановкой воспитательных задач для класса.

2. Планированием воспитательной работы.

3. Организацией и проведением различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами

4. Ведением работы с родителями учащихся: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечением родителей в учебно-воспитательный процесс и участием в управлении школой.

5. Анализом и оценкой результатов воспитания: наблюдение, анкетирование и т.д.

Моя воспитательная работа с классом во многом зависит от качества её планирования. Планирование воспитательной работы – это своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Планирование позволяет не только уменьшить долю неопределённости в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

Считаю, что хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:

во-первых, чётко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;

во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы;

в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности. Планирование – это не только и не столько прерогатива классного руководителя. В планировании воспитательной работы в классе могут и должны участвовать учащиеся, родители.

Самооценка старших подростков становится более адекватной и справедливой. Старшеклассники склонны к более четкому определению своих недостатков, чем достоинств. Они предоставляют право другим людям определять их достоинства. Своими положительными чертами они считают верность, умение дружить, ответственность, способность быть справедливым в оценке себя и других. А правильное взаимоотношение педагог –воспитатель должен начать с самого себя. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми я руководствуюсь в своей профессиональной деятельности и жизни, моё отношение к педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Я считаю, что педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности:

  • яркая индивидуальность;
  • любовь к детям;
  • внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая

детей и взрослых;

  • "организационное и эмоциональное" лидерство;
  • способность генерировать идеи и увлекать ими;
  • широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;
  • творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;
  • творческое отношение к самому;
  • уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;

Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность детей, родителей и меня, так быть классным руководителем – значит, нести ответственность за жизнь, здоровье детей, за развитие их как личности, нести ответственность перед детьми, перед родителями, перед собой. Я должна осознавать это и знать, к чему стремится.

Использование современных педагогических технологий в процессе воспитания

Профессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельности ученика. И реализовать это можно, используя различные педагогические технологии.

Известно, что образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение – это гражданин открытого общества.

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

Педагогическую технологию отличают:

  • конкретность и четкость цели и задач;
  • наличие этапов: первичной диагностики;
  • отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  • использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели.

К числу современных образовательных технологий относятся:

1.     здоровьесберегающие технологии;

2.     технологии проектной деятельности;

3.     технология исследовательской деятельности;

4.     информационно-коммуникационные технологии;

5.     личностно-ориентированные технологии;

6.     технология портфолио школьника и воспитателя;

7.     игровые технологии;

8.     технология создание ситуации успеха;

9.     технология коллективных творческих дел;

10. сайтостроение.

В нашей школе успешно реализуются многие из этих принципов к обучению и воспитанию, которые определяют специфику моей воспитательной работы как классного руководителя.

Воспитательные технологии как одно из средств воспитания, которые я использую в своей работе, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Ниже представлены некоторые из них.

Здоровьесберегающие технологии.

Цель - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Технологии проектной деятельности.

Цель - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Личностно-ориентированные технологии

Это воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

При личностно-ориентированном подходе я ориентируюсь на следующие аспекты:

  • Развитие личности
  • Становление и проявление индивидуальных особенностей
  • Личностные достижения учащихся
  • Формирование благоприятной среды для развития
  • Медико-психологическое и социально-педагогическое обеспечение процесса

Организация работы с детьми учетных категорий

Я бы хотела начать со слов знаменитого классика Л. Толстого, перефразируя его, можно сказать: «Все счастливые дети счастливы одинаково, каждый несчастный ребенок несчастен по-своему». Перед классным руководителем стоит большая задача в работе с детьми учетных категорий. В такие категории попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, стоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. Каждый трудный ребенок труден по- своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив. Дети группы риска – обобщающее понятие, которое включает в себя категорию лиц младше 18 лет, более других подверженных влиянию негативных факторов, как явных, так и потенциальных.

К факторам риска относят:

  • медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические заболевания, патологии физического и психического развития, серьезные травмы, психические расстройства, отягощенная наследственность;
  • социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей, из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;
  • психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми;
  • педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, педагогическая запущенность.

Классификация детей группы риска

Среди детей и подростков группы риска выделяют следующие категории:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющие явной патологии;
  • дети, по разным причинам, оставшиеся без родителей;
  • дети из асоциальных, криминальных и неблагополучных семей;
  • дети из семей, которые нуждаются в экономической и социальной поддержке;
  • дети с признаками социальной и психологической дезадаптации.

Социальная работа с группами риска

Одним из факторов, который переводит учащегося в учащегося «группу риска» - это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, падает успеваемость и качество обучения.

Следующим фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку подключаются одноклассники, которые помогли бы усвоить попущенный материал.

Еще один фактор риска – неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, определив фактор риска, будет легче построить работу с подопечным.

Работа с детьми группы риска регламентируется базовыми нормативными кодексами и конвенциями. Деятельность социального работника при этом имеет множество направлений. Например, в дошкольном учреждении надо уже направить работу на выявления детей учетной категории, включая в себя помощь в адаптации. Работа с детьми группы риска в школе дополнительно охватывает не только факторы приспособления, но и акцентируется на учебных успехах и достижениях. Немаловажной составляющей является и работа с семьей или же окружением, ее заменяющим.

Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  • Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)

Основной целью такой работы является полноценная социализация детей группы риска – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития. Для этого необходимо по возможности исключать факторы риск и работать с последствиями их воздействия – проводить психологическую работу, выявлять интересы и склонности детей и включать их в разнообразную дополнительную деятельность.

Безусловно, вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих «трудных» учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами. В своем классном коллективе классный руководитель выясняет:

- кто из ребят относится к группе риска;

- кто состоит на внутришкольном учете;

- какие формы работы используются с данными учащимися;

- в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся.


 

Скачано с www.znanio.ru

Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников»

Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников»

Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом является ранний юношеский возраст (И

Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом является ранний юношеский возраст (И

У каждого старшеклассника есть свои духовно-нравственные ценности (справедливость, совесть, доброжелательность, ответственность, уважение, искренность, честность, милосердие и другие), которые нужно увидеть и понять

У каждого старшеклассника есть свои духовно-нравственные ценности (справедливость, совесть, доброжелательность, ответственность, уважение, искренность, честность, милосердие и другие), которые нужно увидеть и понять

Стараюсь, чтобы ориентиры были: - конкретными, чётко и ясно сформулированными; - трудными, но реально достижимыми; - гибкими, то есть обладающими способностью к корректировке; - диагностичными

Стараюсь, чтобы ориентиры были: - конкретными, чётко и ясно сформулированными; - трудными, но реально достижимыми; - гибкими, то есть обладающими способностью к корректировке; - диагностичными

Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения

Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения

Я считаю, что педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности : яркая индивидуальность; любовь к детям; внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и…

Я считаю, что педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности : яркая индивидуальность; любовь к детям; внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и…

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в…

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в…

Это воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса

Это воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса

Классификация детей группы риска

Классификация детей группы риска

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023