Основные формы народной хореографии
Оценка 4.6

Основные формы народной хореографии

Оценка 4.6
Домашнее обучение +2
docx
искусство
Взрослым
16.12.2021
Основные формы народной хореографии
Самобытность русского танца заключается в многообразии его видов и форм. Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. А хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев.
кпт.docx

 

 

 

 

 

 

РАБОТА НА ТЕМУ:

«ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ»

 

 

 

 

 

Автор работы
Пурганова А.А.
педагог доп. образования

 

 

 

 

 

   

 

Пенза
2021

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                3                                                       

1 История возникновения народной хореографии                                             4

2 Формы русского народного танца                                                                      8
Заключение                                                                                                             19

Список использованных источников                                                                 20

 

 


 

Введение

  Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. История русского народного танца неразрывно связана с историей русского народа и несёт в себе отпечаток его эмоционального характера и условий его жизни.
         Народный танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство.

Самобытность русского танца заключается в многообразии его видов и форм. Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. А хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев.

  Русский народный танец имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался.
        Актуальность контрольной работы состоит в необходимости сохранения, изучения и развития русского народного танца, передаче богатства и красоты русского фольклора молодому поколению.
        Объектом данной работы является русское народное творчество.
        Предметом контрольной работы – формы народной хореографии.
        Цель работы: раскрыть  в  полном  объёме  красоту  русского народного  хоровода  как  яркого,  красочного  творения  народа, ознакомиться с историей возникновения, с характеристикой и форм хороводных игр.
       Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
        1. Рассмотреть историю происхождения русского народного танца.
        2.   Рассмотреть формы народной хореографии.

 


 

1 История возникновения народной хореографии

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен (IV – VII вв. н.э.) существуют народные игрища (сходбища), где встречались племя, род, на характер танца налагали отпечаток языческие религиозные представления. Обожествляя природные явления, славяне поклонялись им. На игрищах они веселились и совершали обряды, которые представляли собой коллективное совершение определённых действий, чтобы умилостивить богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Они были трудовыми и семейными.

В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам.
       Труд первых земледельцев, их упорная борьба с природой отразились в плясках. Центром в земледельческих плясках была имитация природных явлений, птиц и животных, трудовых и земельных работ. И здесь человек отдаваясь своему воображению, переносил его в действительность.
        Таким образом, в обрядах и обрядовых плясках человек закреплял полученные им знания и опыт. Глубоко не осмысливая результат своих действий, он рассматривал его как итог воздействия добрых либо злых сил.
        Наиболее древней и распространенной формой русского танца, дошедшей до наших дней, являются хороводы – танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи.

С развитием истории русского народа, вера в магическую силу обряда, обрядовой пляски начинает угасать. Они постепенно превращаются в развлечение. Эволюция обряда в игру, забаву еще связано с тем, что начал меняться бытовой уклад землепашца. С повышением производительности труда у него появилось больше свободного времени. Обычаем стало совместное проведение досуга.

В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствует развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. В этот период появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.

Несмотря на религиозные бури, волновавшие в течение многих последующих столетии население русских городов и деревень, наука, искусство и литература на Руси продолжали совершенствоваться, упорно противостоя врагам как внутренним с их косностью и фанатической ненавистью к реформам, так и внешним поработившим русские земли.

Татаро - монгольское иго, продолжавшееся свыше двухсот лет, прервало полнокровную жизнь Руси и задержало развитие русской культуры. Многие национальные ценности были уничтожены, но русский народ не был покорен. В эти тяжелейшие времена он сохранил свою культуру, искусство, свою самобытность, традиции, свое народное творчество, хороводы, пляски, песни, игры – настолько глубоко все это было заложено в душе и характере русского человека.

В конце XV столетия русский народ полностью освобождается от многовекового татаро-монгольского ига, что способствует мощному подъёму национальной культуры. Однако в средние века усиливающееся влияние православной церкви негативно сказывается на народном искусстве, видя в народных песнях и танцах пережитки язычества. Это привело к тому, что в XVII веке, под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович издаёт указы о преследовании скоморохов.

Тяжелым этапом для народной хореографии был допетровский период (XVII век). В это время в русское искусство проникают европейские влияния. Утверждается театральное действо европейского типа и обостряется нерасположение правящей верхушки к народному искусству, в частности к народной хореографии. Используемая в театральных представлениях, она в

этот период теряет самостоятельность и самобытность. Продолжающееся религиозное наступление окончательно искореняет еще живущий в народе своеобразный, эмоциональный первоначальный языческий жест. Это расчищает почву для бытовой пляски.

В более чем двухсотпятидесятилетнем этапе‚ дореволюционного развития нашей отечественной хореографии особенно выделяются два столетия: ХVIII и ХIХ. Это период расцвета придворного балета и постепенного вытеснения (в городах) национальных народных русских плясок.

XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи. Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др. И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы. Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, ланце и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения. В русском бытовом танцевальном творчестве появляются новшества «игры парами». Исполнители хороводов и плясок группировались в пары. Отношения партнеров в паре являются главными.

Городскую и крепостную молодежь стали обучать «иноземной поступи», приучали ходить «на петушьей ноге», как говорил народ, а русская пляска с течением времени получила презрительное название «мужицкой», «подлой».

Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором десятилетии XX века. Это период начала мощного развития русского народного творчества всех его видов и жанров. Появляются учебные заведения по 5 профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства. Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы. Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме. Народная хореография  проникает и внедряется в спектакли с периода образования балетного театра. И сейчас Россия, одна из немногих стран мира, в которой по сей день продолжает существовать государственная система профессиональной подготовки преподавателей танца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2 Формы русского народного танца

 

        Изучением народного творчества занимались всегда. На основе изученного создавались новые произведения искусства.

Искусство танца наших дней связано со своими источниками, с реалистическими традициями народного искусства. В его основе лежит

стремление людей отразить окружающий мир. Возникнув ещё на ранних этапах человеческого развития, танец эволюционировал вместе с развитием человеческого общества. В зависимости от определенных географических и климатических условий, изменений административно-хозяйственного, социального, хозяйственно-бытового, религиозного порядка.

Эмоционально воздействуя, танец в свою очередь влияет на деятельность человека. Русский танец в своем арсенале имеет большое разнообразие его видов и форм: пляски, переплясы, кадрили, хороводы.

Хоровод – одни из видов русского народного танцевального творчества, имеющий свою древнюю родословную, которая идет от зарождения хороводных песен у славянских народов.

Славянский хоровод – явление самобытное, которое заключается в характере исполнения, в содержании и форме танца-действия, в степени его взаимосвязи с жизнью и бытом народа.

Славянский хоровод был свободен от религиозного исступления и мистицизма. В хороводах человек выступает как социальный тип, отображается в свете взаимоотношений с обществом. Хороводные действия отражали события общественной жизни, воспитывали народный вкус, развивали чувство меры и взаимодействия.

Первоначальная классическая форма русского хоровода представляет собой совокупность пластики, темпа и ритма. Хоровод был и есть массовым фигурным танцем, способным принимать любые песенные ритмы и становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненные известному и выработанному ритуалу. Хороводы своими корнями уходят в обряды древности и средневековья, С конца 18 века хороводы становятся излюбленным видом народных развлечений, особенно среди молодежи.

Хороводы, отделившись от обрядов, во многом сохранили тематику, поэтические образы, форму старинной игры. Ему предшествовали ранние, начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски, которые вместе с человечеством явились из глубины веков и со временем прошли путь эволюции. Такие хороводы объединяли и собирали большое число народа и обставлялись с особой торжественностью. На них съезжались жители ближних и дальних поселений. Местом проведения хороводов могли быть берега рек, озер, луга, рощи, дворы, а зимой – избы.

Главным участником хороводов были девушки. Мужчины молодые, неженатые присутствовали как гости и вступали в хоровод лишь по приглашению хороводника или хороводницы. Это музыкально и творчески одаренные люди, обладающие определенной фантазией, от которых зависит оригинальность, необычность, сложность переплетения рисунка хоровода. В их задачу входило не только заведение хоровода, но и зачастую быть организатором и руководителем гуляний, чередуя по своему усмотрению и вкусу игры, песни, пляски и хороводы.

Хоровод, являясь всегда массовым танцем, способным воспринимать различные песенные ритмы и формы построения, украшать любые праздники, те или иные события в жизни русского человека, можно разделить на две основные группы.

В основе одной группы лежит игра, которая раскрывает содержание песни. Здесь средствами пластики, движениями, жестами изображают то, о чём поется в песне. Называются эти хороводы – игровыми. В основе другой группе хороводов, когда сюжетная сторона не берется во внимание, а средствами пластики выражается ее общее эмоциональное настроение и называются они – орнаментальные.

В зависимости от места и времени исполнения хоровода менялось его значение. Из игрового хоровода он переходил в орнаментальный и, наоборот, при этом не менялось ни количество участников, ни структура, ни хореография, ни стиль исполнения. Участники могли передавать различные настроения.

Форма в игровых хороводов до нас дошла почти в неизменном виде. Это небольшие законченные музыкально-драматические сценки, в которых разыгрывают содержание песни исполняемой остальными участниками стоящих или двигающихся по кругу.

Игровой хоровод имеет тесную связь с обрядами, обнаруженную в характере действия. Исполнители здесь изображают предметами жизнь пластикой, используя для этого детали одежды, платочек, ленты и т.д.

В хороводах, как и в обрядах, наряду с изображаемыми предметами, используют настоящие вещи – берёзки, венки, куклы.

С появлением хороводов как самостоятельного вида, где с одной стороны продолжают жить игровые хороводы, а с другой стороны, появляются и такие, основная функция которых – развлечение. Такие хороводы и есть орнаментальные. Они обычно исполняются под песни, в поэтических сюжетах которых большое место занимают светлые лирические темы дружбы и любви, брака и семьи. В их тексте нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц и отличаются большей изобразительностью, отчего и получили в народе своё второе название как фигурные, узорчатые, рисунчатые, кружевные.

По характеру исполнения хороводы делятся на «наборные», «разборные», «плясовые» и т.д.

Наборный хоровод – набор исполнителей, приглашение в хоровод. Наборными хороводами начинались гуляния. Хоровод начинал один из участников, выбирая себе пару. К ним присоединялись другие, вновь выстроенные участники.

Разборный хоровод – разбор исполнителей, выход из хоровода. Разборные хороводы были распространены меньше обычного, ими заканчивались гуляния.

Плясовой хоровод – отражение общего настроения песни без изображения того, о чем говорится в ней. В плясовых хороводах на первый план выдвигается хореографическое начало. Песни, сопровождающие их, в разных регионах и областях назывались по разному: «круговые», «ходовые», «гулевые», «уличные», «таночные» и т.д. Исполнители точно и отчётливо выбивают ногами ритм танцевальных па, установленных местными традициями. Содержания песен плясовых хороводов самое разнообразное: лирическое, этическое, драматическое, а порой и шуточное.

Связь хоровода с обрядами заключается в отражении в них любовной, семейно – бытовой, трудовой деятельности и т.д. Наиболее древними из них следует считать те хороводы, которые знаменовали времена года и делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние.

В основе хороводов лежат три основных рисунка: круг, колонна, шеренга. По этим трем основным рисункам, их композиционному построению хороводы называются «круговые», «линейные», «смешанные».

Рисунки, используемые в хороводах, за счет положений рук: подняты вверх, опущены вниз, раскрыты в стороны, соединены, не соединены, держатся за концы платков и т. д., имеют бесчисленное количество вариантов.

«Корзиночка» – состоит из фигуры круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, исполнители берутся за руки, образуя каждый свой круг. Затем, подняв соединенные руки вверх, внешний круг, сделав шаг вперед к внутреннему кругу и, через их головы опускают свои руки на руки стоящих во внутреннем кругу, образуется явный переплетенный круг - «корзиночка».

«Восьмёра» – состоит из двух кругов стоящих рядом, двигающихся в разные стороны, но в определённый момент участники переходят через одного в противоположный круг.

«Улитки» – образуются от продолжения движения, постепенно уменьшая диаметр круга и образуя, таким образом, несколько кругов заведенных по спирали. Развивание может идти в обратном направлении.

Кроме круга как основного композиционного рисунка в хороводах, и особенно в орнаментальных хороводах, встречаются такие фигуры, как:

«Круг в круге» – когда внутри большого круга, расположен поменьше. При этом оба круга могут двигаться в одну сторону, а могут направлении, а могут быть и другие варианты.

«Змейка» («уж») – может начинаться из линии, а может быть развитием круга.

«Улица» («проулочек», «стенка») – образуется из двух параллельных линии стоящих на небольшом расстоянии, лицом друг к другу и двигающихся или одновременно друг к другу, или по очереди.

«Воротца» («воротики») – образуется из двух линий исполнителей стоящих одна против другой «улицей». Пары одной линии, взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя «воротца», а пары другой линии с опущенными руками, проходят в эти «воротики» и наоборот.

«Гребень» («прочёс») – основой этой фигуры является расположение исполнителей в две линии друг против друга. Движутся «стенкой» навстречу друг другу. Встретившись, продолжая двигаться вперед, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

Другой жанр народного танца – пляска, которая сегодня является наиболее распространенной. В ней наиболее полно выражается состояние человека: буйное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и т.д.

Пляска – это, прежде всего радость, здоровье, сила, это выход энергии пляшущего человека. О ней восторженно отзывались не только мастера хореографического искусства, но и поэты, писатели, актеры, для которых народное искусство не пустой звук.

Русская пляска является одной из форм русского народного танца, который является составной частью не только русской национальной, но и мировой культуры. Русский танец все более становится не «выражением русской души и сердца», а обыкновенной демонстрацией физических и технических возможностей.

С древнейших времен наши предки регулировали свою деятельность в повседневной жизни особыми обрядами, которые представляли собой коллективное совершение отдельных действий, сопровождаемых словом, драматической игрой, пением, телодвижением.

Но бегут века, одна формация приходит на смену другой. Происходит историческое развитие общества, вместе с которым меняется человек, претерпевают изменения его обряды, а вместе с ними и обрядовые пляски.

О плясках, которые отражали охоту у русского народа, можно судить по наскальным рисункам, которые обнаружены в процессе археологических раскопок в различных регионах России и по играм дошедших до наших дней.

На формирование русских народных плясок большое значение оказал ритм трудовых действий, который воспроизводится в танцевальных движениях.

Древнерусские обряды и присутствующие в них пляски исторически приняли на себя роль организационных форм массового художественного творчества. Обряд, пляска начали постепенно превращаться в развлечение. Возникли предпосылки для новой обрядности, новых обычаев. Одним из таких обычаев стало совместное проведение досуга «совместные увеселения», которые проводились в те же промежутки времени года, когда все сложные трудовые сельскохозяйственные работы были окончены.

«Совместны увеселения» в свете очередь дали толчок для коллективного творчества, где создатели и исполнители плясок наряду с другими формами

русского народного танца, всегда опирались на общенародный опыт и традицию.

Пляска в народе бытует не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Когда - то она была элементом хоровода.

Движений (па) в русской пляске бытует бесчисленное множество, которые можно разделить на несколько групп. Это:

— «ходовые движения, построенные на шагах», занимают в русском танце важное место и являются неотъемлемой частью во всех видах и формах русского танца — хоровода, кадрилях, плясках, переплясах, в массовых и сольных танцах. В них ярко проявляется манера и характер не только исполнителя, но и танца той области, который исполняется. При этом женщины исполняют их, как правило, мягко, с достоинством, грациозно и изяществом. Мужчины стараются показать широту, удаль и силу.

Танцевальные шаги и различные ходы и проходки имеют большое разнообразие. Это простой шаг, шаркающий шаг, шаг с носка, переменный шаг, переменный шаг на полупальцах, переменный шаг с притопом, приставной шаг, шаг с подскоком, шаг на ребро каблука и т.д.

— «веревочки» можно отнести к разряду оригинальных движений «коленц». «Веревочки» присущие больше мужскому танцу, но могут исполняться и женщинами. Они имеют большое разнообразие: простая, двойная, с продвижением, с выносом ноги на каблук, с притопом, с переступаниями и т.д. Исполняются как назад, так и вперед.

— «ковырялочки» — основу, которых составляют переводы ног с носка на каблук. У девушек, носок и каблук ударяют об пол ближе к опорной ноге, чем у юношей. «Ковырялочка» хорошо комбинируется с различными движениями: с притопом, «моталочкой», с различными дробями, подскоком, в полном приседании и т.д.

— «прыжковые движения» – делятся на маленькие и высокие прыжки. Большие, высокие прыжки – элемент мужской пляски, маленькие прыжки,

подскоки, часто встречаются и в женской пляске. Большие прыжки исполняются на месте, с разбега, с продвижением.

К сложным по технике исполнения большим прыжкам относятся: «стульчик», «кольцо», «щучка», «ножницы», «разножка» в сторону, с хлопками, с поворотом и т.д.

— «подбивочные движения» – в своей основе имеют подбивки внутренними сторонами стоп друг о друга. Исполняются на присогнутых ногах, в полуприседании, в полном приседании, на месте, с продвижением вперед, в сторону. Вот некоторые из них: простая подбивка, подряд, с переступанием, «голубцы», с подскоками, «молоточки».

— «моталочки» – это группа движений ног от колена вперед – назад, вправо – влево, от себя – к себе, с ударами об пол полупальцами или ребром каблука, без подскоков, с небольшим подскоком на опорной ноге, одной ногой, по переменно двумя ногами, с перебором, с ударом по голенищу и другие.

— «дробные движения» – элементы, которые состоят из сильных и редких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Могут быть одинарными и выполняться поочередно, то правой, то левой ногой, двойными – два удара одной ногой и даже тройными – по три и на одной ногой.

Дробей и комбинаций из них существует большое количество. Это: «ключ», в три листика, с притопом, в три ножки, простая, двойная, в повороте, с хлопушкой и т.д.

— «приседания» – наибольшее распространение получили в мужском танце и разделились на два вида. Полуприсядка – когда после каждого глубокого приседания исполнитель встает в полный рост. Полная присядка – когда движение исполняется в глубоком приседания, не вставая в полный рост.

Полуприсядка и полная присядка имеют большое разнообразие. Это присядка простая, присядка с выносом ноги на воздух, присядка с выносом

ноги на ребро каблука, присядка боковая, присядка – «мячик», присядка – разножка, присядка – «винт», присядка – «ползунок» и другие разновидности.

— «кружения, вращения» – стали одними из любимых движений в женской и мужской пляске. Кружения являются обязательными во многих кадрилях. Кружением может начинаться и заканчиваться каждая фигура, меняться пары и партнеры.

Верчения, вращения, крутки имеют различные варианты. Это – на одной и двух ногах, на подскоках, с дробями, с бегом, с припаданием, по кругу, на месте, с ударом каблука, в воздухе, на присядке, на каблуках и другие.

Пляска может включать в себя элементы других форм и видов: перепляса, кадрили, хороводов. Пляска имеет и большое разнообразие видов.

Сольную пляску исполняет один человек – мужчина или женщина. Она отличается индивидуальным самовыражением посредством мастерства, импровизационной изобретательности, актерской выразительности, мужчиной или женщиной любого возраста. В ней в тесной взаимосвязи находятся неповторимость разнообразных движений, их манера исполнения. Начинается она с движения по кругу – проходки с выходом в круг и исполнения. Эта заявка на пляску, зачин.

Затем следует средняя часть пляски, где движения усложняются и темп, как правило, убыстряются. Одна за другой следуют разнообразные дроби, особенно в женской пляске. У мужчин – это большое количество «коленц» составленных из различных прыжков, хлопушек, присядок, веревочек и т.д.

Пляска достигает своей кульминации и к финалу исполнитель приберегает наиболее эффектное движение, заканчивающееся внезапной остановкой, которая зачастую и является финалом пляски.

Мужская и женская пляска отличаются своей манерой исполнения. Для мужской пляски характерна широта, удаль, сила. Для женской – плавность, лиризм, чистота.

В парной пляске участвуют двое: мужчина – мужчина, женщина – женщина, но чаще всего двое молодых людей, юноша и девушка, влюбленные или симпатизирующие друг другу и, посредством движений и пантомимы, ведут сердечный разговор. Парные пляски очень лиричны, не имеют строго установленного рисунка и построены на импровизации.

Вышла и развивалась парная пляска из древних свадебных обрядовых плясок, которые исполнялись молодыми, где парень и девушка ухаживают друг за другом, создавая впечатление двух воркующих голубей («голубиные»).

Как одна из форм русского танца, перепляс строится на соревновании. Это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрации.

Перепляс исполняется двумя парнями или двумя молодыми мужчинами. В старину девушки в переплясе не участвовали. С конца 19 века стали появляться соревнования (переплясы) между девушками, девушкой и юношей. Для того, чтобы переплясать своего соперника, надо знать много «коленц».

Перепляс имеет и свои виды (типы): один на один, двое на двое, группа на группу, группа на одного.

Кроме перепляса, одиночной и парной пляски существуют групповая и массовая пляска. В групповой пляске участвует несколько человек. Групповая парная пляска подразумевает участие группы людей парами. В массовой пляске участвует большое количество людей парами.

Кадриль – наиболее молодой вид русского танца. Она ведёт свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в народе в начале 19 столетия. Фигуры в ней получили разнообразные названия исходя из местных особенностей. Перед

началом каждой фигуры ведущий объявляет название или порядковый номер фигуры. Они бывают линейные, квадратные, круговые.

Существует ряд отличительных черт русской кадрили, которые позволяют отделить ее от первоисточника – французской кадрили: рисунок русской кадрили более богатый («корзиночка», «воротца»); в кадрили от 3 до 14 фигур; в ней появились новые фигуры: «вальс», «полька».

Таким образом, основными видами русских народных танцев являются: хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые); кадрили (ланце и полька); пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   


 

Заключение                                                                                                     

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития.

В этой работе было прослежено становление народной хореографии, а точнее, развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Он – не музейное искусство прошлого, не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все его формы (хороводы, пляски, переплясы) – бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни нашего общества.

Появление множества самодеятельных ансамблей вызвано в первую очередь, как своего рода реакция на деятельность профессиональных коллективов, стремящихся в большинстве своем к эстрадной развлекательности, почти полному исключению народных плясок.

Требуются поиски таких новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. 

Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся надежда на ищущую, чуткую ко всему родному, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков  молодое поколение.

 

 

 

 

                                                                                                  

Список использованных источников                                                                

1               Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н. И. Бочкарева. – М.: Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. – 179 с.

2                Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / Общая ред. и послесл. М. Левина.– М.: Искусство, 1964. 368 с.

3               Заикин Н.И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 1: Хороводы / Заикин Н.И., Заикина Н.А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2015. – 95 с.

4               Заикин Н.И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 2: Пляска / Заикин Н.И., Заикина Н.А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2017. – 141 с.

5               Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. Изд. 3-е / Климов А.А.– М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. – 320с.


 

6              

РАБОТА НА ТЕМУ: «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

РАБОТА НА ТЕМУ: «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

Содержание Введение 3 1

Содержание Введение 3 1

Введение Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества

Введение Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества

История возникновения народной хореографии

История возникновения народной хореографии

С повышением производительности труда у него появилось больше свободного времени

С повышением производительности труда у него появилось больше свободного времени

Используемая в театральных представлениях, она в этот период теряет самостоятельность и самобытность

Используемая в театральных представлениях, она в этот период теряет самостоятельность и самобытность

Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров

Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров

Формы русского народного танца

Формы русского народного танца

Хороводы своими корнями уходят в обряды древности и средневековья,

Хороводы своими корнями уходят в обряды древности и средневековья,

В зависимости от места и времени исполнения хоровода менялось его значение

В зависимости от места и времени исполнения хоровода менялось его значение

Разборный хоровод – разбор исполнителей, выход из хоровода

Разборный хоровод – разбор исполнителей, выход из хоровода

Восьмёра» – состоит из двух кругов стоящих рядом, двигающихся в разные стороны, но в определённый момент участники переходят через одного в противоположный круг

Восьмёра» – состоит из двух кругов стоящих рядом, двигающихся в разные стороны, но в определённый момент участники переходят через одного в противоположный круг

Русская пляска является одной из форм русского народного танца, который является составной частью не только русской национальной, но и мировой культуры

Русская пляска является одной из форм русского народного танца, который является составной частью не только русской национальной, но и мировой культуры

Пляска в народе бытует не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества

Пляска в народе бытует не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества

Большие прыжки исполняются на месте, с разбега, с продвижением

Большие прыжки исполняются на месте, с разбега, с продвижением

Кружения являются обязательными во многих кадрилях

Кружения являются обязательными во многих кадрилях

В парной пляске участвуют двое: мужчина – мужчина, женщина – женщина, но чаще всего двое молодых людей, юноша и девушка, влюбленные или симпатизирующие друг другу…

В парной пляске участвуют двое: мужчина – мужчина, женщина – женщина, но чаще всего двое молодых людей, юноша и девушка, влюбленные или симпатизирующие друг другу…

Таким образом, основными видами русских народных танцев являются: хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые); кадрили (ланце и полька); пляски (одиночная женская и мужская пляска,…

Таким образом, основными видами русских народных танцев являются: хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые); кадрили (ланце и полька); пляски (одиночная женская и мужская пляска,…

Заключение

Заключение

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021