Основные направления работы

  • ppt
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные направления работы.ppt

Основные направления работы классного руководителя с детьми «группы риска»


Все педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с особенностями поведения детей: неадекватностью поступков, склонностью к конфликтам, эмоциональной неустойчивостью, повышенной критичностью по отношению к окружающим, отвращением к запретам и поучениям..


Воспитывать подростков нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно с ними работать, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях.




АЛГОРИТМ
работы классного руководителя
с детьми «группы риска»


Сбор информации, изучение, анализ влияний окружающей жизни.
На этом этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы, осуществляют постановку психолого- педагогического диагноза.



2.Формулировка целей и задач работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, тренинги и т.д.).


На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношение к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.



3.Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.



4. Реализация плана:
включение в воспитывающую общественно значимую деятельность;
оптимизация общения в ходе воспитательного процесса;


преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье;
изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, с коллективом;

регулирование отношений с семьей;
анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций;
дискуссии, коррекционно- развивающие игры, специальные тренинги




5. Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.


6. Подведение итогов работы:
необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами.


Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого- компенсацией повышенной тревожности.



Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка.


Этапы проведения работы:

1. Понимание проблемы, этап выяснения причинно- следственной связи поведения «трудного» школьника.


2. Воспитательная стратегия

заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку.

Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения.



Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными, но очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов.


Умение взрослых увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам- вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть.



Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.


3. Применение воспитательных воздействий к «трудному» школьнику будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух.


Мы можем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают проблемы и принимают его таким, какой он есть.


Только тогда ребенок будет открыт для обращения к нам, и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.



Итак,
понять, принять, помочь-
основа
психолого- педагогического подхода
к «трудному» ребенку.


Для детей «группы риска»
очень важно:
Освобождение от груза негативных переживаний.
Восстановление позитивного отношения к миру.
Актуализация потенциальных ресурсов ребенка.



При работе с этими детьми, следует помнить о том, что у большинства из них очень сложная семейная ситуация:

некоторые из них потеряли родителей;
семьи этих детей испытывают жилищные и материальные затруднения;
многие родители сами находятся в постоянном стрессе и не могут в полном объеме помочь своим детям.

Необходимо:
1. Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями;


2. Обсудить с ребенком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.

3. Постараться обеспечить ребенку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.
4. Постараться помочь ребенку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.


Бывает и так, что ребенок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического слушания».

Во всех случаях, когда ребенок обижен, расстроен, рассержен- первое, что необходимо сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.


Задачи
коррекционной работы
классного руководителя
с детьми «группы риска»

1.Выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.
2. Формирование характера и личности, преодоление микросоциально- педагогической запущенности.


Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.


Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).

Что является показателями к использованию
коррекционной функции:

 Нарушение коммуникации (связей) в системах «ребенок- ребенок», «ребенок- взрослый», «ребенок- коллектив».


Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.

Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований.
Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.

Способы и формы
работы
классного руководителя
с детьми «группы риска»

1.Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.
2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.
3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.

4. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.
5. Регулирование отношений с семьей.
6. Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.
7. Дискуссии, коррекционно- развивающие игры, специальные тренинги.