ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Педагогическая технология
В.В. Гузеев
«Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса»
ЮНЕСКО
«Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
В.П. Беспалько
«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
В.М. Монахов
«Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включа-ющая в себя проектирование, организа-цию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
Г.Ю. Ксенозова
«Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
М.В. Кларин
«Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
Расширение использования современных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей
Обновление в 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
компетентность в бытовой сфере;
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.
Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
ОТ включает в себя:
целевую направленность;
научные идеи, на которые опирается;
системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления);
критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Характеристика образовательных технологий
Личностно-отчужденные | Личностно-ориентированные |
Дидактоцентрические | Антропоцентрические |
Характерные черты: | |
◦ учащийся – объект; | ◦ учащийся – субъект деятельности; |
Классификация
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества;
- Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;
- Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов);
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).
Классификация
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова);
-Технологии уровневой дифференциации;
-Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов);
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова);
- Технология индивидуализации обучения (И.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков);
- Технология программированного обучения;
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко);
- Групповые технологии;
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Классификация
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов);
- «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов);
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев);
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).
Частнопредметные педагогические технологии
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев);
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев);
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин);
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев);
Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев).
Классификация
Альтернативные технологии
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер);
Технология свободного труда (С.Френе);
Технология вероятностного образования (А.М.Лобок);
Технология мастерских.
Природосообразные технологии
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир);
Технология саморазвития (М. Монтессори).
Технологии развивающего обучения
- Общие основы технологий развивающего обучения;
- Система развивающего обучения Л.В.Занкова;
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов);
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
К современным образовательным технологиям относят:
Технологию дистанционного обучения;
Развивающее обучение;
Проблемное обучение;
Систему инновационной оценки «портфолио»;
Разноуровневое обучение;
Здоровьесберегающие технологии;
Коллективную систему обучения;
Информационно-коммуникативные технологии;
Технологию решения изобретательских задач;
Обучение в сотрудничестве;
Технологию использования в обучении игровых методов;
Технологию модульного и блочно-модульного обучения;
Технологию «Дебаты»;
Технологию развития критического мышления;
Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения.
Критическое мышление:
«Умение тщательно рассматривать и уважительно относиться к доводам, с которыми мы склонны скорее не согласиться, способность оценить их качество и ту логику, с помощью которой соперник подводит нас к тому или иному выводу»
Чарльз Темпл
«Если здесь (в искусстве взаимоотношений между людьми) и есть какой-либо секрет успеха, то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точки зрения».
Генри Форд
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Критическое мышление:
способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Технология развития критического мышления
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Игровые технологии обучения
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Выполняемые функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Игровые технологии обучения
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.
при использовании кейс - технологий происходит:
- развитие аналитического, творческого, критического мышления;
- практики поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;
- способность и готовность к оценке и принятию решения;
- развитие социальных компетенций при работе в группе.
Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Получают коммуникативные навыки
Развивают презентационные умения
Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
Приобретают экспертные умения и навыки
Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
изменяют мотивацию к обучению
к кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод анализа конкретных ситуаций,
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Этапы организации учебного процесса
1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)
2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления)
3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)
4. Итоговый (Основная задача этого этапа – представить и обосновать решение по кейсу)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.