Основные подходы к воспитанию.
Основными подходами к воспитанию как системе являются различные
подходы: например, личностный, деятельностный, системный,
аксиологический и др. подходы.
Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира
формирование личностных качеств: направленности, общественной
активности, творческих способностей, черт характера.
Деятельностный подход предполагает направленность всех
педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно
усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек
усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.
Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории
воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы
(цель, содержание, средства, методы).
Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с
точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической
аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни,
воспитания, обучения и образования в целом.
Гуманистический подход к воспитанию (К. Роджерс, А. Маслоу, Л.Н.
Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили).
Личностно-деятельностный подход к воспитанию (А.Н. Леонтьев,
В.А. Петровский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова) и др. подходы.
В настоящее время принята парадигма личностно-ориентированного
воспитания, которая включает в себя различные принципы: гуманизацию,
гуманитаризацию, фундаментализацию, информатизацию, демократизацию и
др. принципы.
Данная парадигма заложила основу трех основных подходов в
воспитании современных школ:
1. Системно-функциональный подход. Здесь сосредоточены теории и
технологии воспитания, направленные на развитие воспитательного
мастерства учителя и его умений организовывать классный корректив. В
основе данного подхода лежит концепция школьного воспитания (системносоциальная концепция воспитания) H.М. Таланчука.
2. Личностно-ориентированный подход. Этот подход направлен на
развитие личности ребенка: формированием самоорганизации и
саморазвитием подрастающей личности. В основе лежит концепция О.С.
Газмана (обоснование новых целей и задач воспитания в условиях
общеобразовательной школы).
3. Личностно-деятельный подход. В основе лежит концепция Е.В.
Бондаревской (воспитание как возрождение гражданина, человека культуры
и нравственности).
Все эти три подхода лежат в основе новой концепции воспитания,
которая была принята в 1991 году в "Законе об образовании".
Предпосылками принятия этой концепции служит педагогика
сотрудничества с его идеями (идея сотрудничества, сопереживания, трудной
цели и т. д.). В основе педагогики сотрудничества лежат достижения школ
В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского. Их продолжателями являлись
школы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, технологии воспитания Л.И.
Новиковой, Н.Л. Селиванова и т.д.
Сегодняшняя педагогика называется гуманистической педагогикой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.