Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Оценка 4.9

Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Оценка 4.9
docx
16.02.2022
Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций1.docx

Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций

 

Основные понятия. Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне». Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения. Мероприятия медицинской защиты, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах. Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС». Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне».

В целях регулирования по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров в Российской Федерации приняты законы:
№ 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г.
Целями настоящего Федерального закона являются:

·                     предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

·                     снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

·                     ликвидация чрезвычайных ситуаций;

·                     восстановление территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Законом определены задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших, а также порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите от ЧС, порядок подготовки населения, организация государственного надзора и контроля, ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В области гражданской обороны закон РФ № 28 «О гражданской обороне» от 13.06.97, в котором определены задачи в области ГО – основные из них:

·                     Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

·                     Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

·                     Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

·                     Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

·                     Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.

·                     Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе, медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

·                     Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий.

·                     Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

·                     Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

·                     Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий.

·                     Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб.

·                     Срочное захоронение трупов в военное время.

·                     Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

·                     Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Законом утверждены Полномочия правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны. Определены силы ГО. В развитие законов № 28 «О гражданской обороне» и № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» изданы постановления правительства № 841 от 02.11.2000 «Об организации обучения населения в области гражданской обороны» и № 547 от 04.09.2003 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и принимают участие в проведении других мероприятий по ГО. Оказывают содействие органам государственной власти и организациям в области ГО. Права и обязанности граждан РФ
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
и социальная защита пострадавших.

Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование; получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечием или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступили вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС

Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания первой мед. помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС.

При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Основные задачи и состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (КЧС и ПБ) организации (объекта) Создание, реорганизация и ликвидация КЧС и ПБ, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями (приказами) руководителей объектов. Компетенция и полномочия КЧС и ПБ определяются в положениях о них или в решении об их создании. В общем случае, основные задачи КЧС и ПБ в соответствии с их полномочиями, определены постановлением правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г.

Разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности. Координация деятельности органов управления и сил единой системы. Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановление и строительство жилых домов, объектов ЖКХ, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС. Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ПБ решениями правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Основными типовыми задачами объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности являются:

·                     руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС и пожарной безопасности, повышению надежности работы объекта, обеспечению устойчивости его функционирования при возникновении ЧС;

·                     организация работ по созданию на потенциально опасном объекте локальной системы оповещения, поддержание её в постоянной готовности;

·                     обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство их ликвидацией и эвакуацией персонала объекта;

·                     руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

·                     организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также всего остального персонала объекта к действиям при ЧС.

КЧС и ПБ создается на объекте решением руководителя объекта. Положение о комиссии и её состав объявляются приказом.
Численность комиссии и её персональный состав определяет руководитель объекта. При этом учитывается, что состав комиссии должен обеспечить качественное проведение в полном объеме мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению, а также ликвидации ЧС, устойчивое управление силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР). Вместе с тем не следует стремиться к созданию многочисленной комиссии. Необходимо помнить, что успех в любом деле достигается не числом, а умением, заблаговременной подготовкой членов комиссии, рациональным распределением функциональных обязанностей. КЧС и ПБ комплектуется ответственными работниками управленческого аппарата объекта и его структурных подразделений. Может быть рекомендован следующий примерный состав комиссии (вариант для крупного объекта). Руководство комиссии: Председатель – руководитель объекта (иногда его заместитель); заместитель председателя – главный инженер; заместитель председателя – начальник отдела гражданской защиты (ГЗ) объекта.

Члены комиссии: Главные специалисты объекта (главный технолог или начальник производства, главный энергетик, главный механик и т.п.); председатель эвакокомиссии (как правило, заместитель директора по общим вопросам или начальник отдела кадров); руководители специализированных подразделений, как правило, являющиеся начальниками соответствующих служб гражданской обороны (оповещения и связи, радиационной и химической защиты, противопожарной, медицинской, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения, транспортной, убежищ и укрытий и др.); руководители специальных служб, как например, техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.

Возложение на себя руководства КЧС и ПБ директором предприятия, как и включение в её состав руководителей специализированных подразделений, возглавляющих соответствующие службы ГО представляется оптимальным вариантом, обеспечивающим одновременно повышение готовности к защите объекта и его персонала в военное время.

Дело в том, что многие мероприятия гражданской обороны, особенно по вопросам устойчивости функционирования в чрезвычайных условиях, защиты персонала и населения, проживающего вблизи объекта, создания и подготовки сил и средств для ликвидации последствий поражения обычными средствами в значительной степени связаны (и тождественны) с мероприятиями, направленными на предупреждение и ликвидацию ЧС. Кроме того, органы территориальных отделов ГЗ, а также нештатные аварийно-спасательные формирования ГО базируются на одних и тех же управленческих структурах и подразделениях объекта. Следует также учитывать, что в соответствии с законом РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 нештатные аварийно-спасательные формирования проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы не только в очагах поражения в военное время, но привлекаются при ликвидации ЧС в мирное время.


 

Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций

В области гражданской обороны закон

В области гражданской обороны закон

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами

Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты

Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты

ЧС и пожарной безопасности, повышению надежности работы объекта, обеспечению устойчивости его функционирования при возникновении

ЧС и пожарной безопасности, повышению надежности работы объекта, обеспечению устойчивости его функционирования при возникновении

Возложение на себя руководства

Возложение на себя руководства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022