Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Основные теоретические и методологические подходу к изучению различных сторон речи детей с нарушениями зрения»
Выполнила:
Учитель-логопед МКОУ ШИ Крамская Мария Антоновна
По данным офтальмологов, процент младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, колеблется от 10 до 37% от общего числа учащихся.
Это связано с возрастанием перинатальной патологии, неблагоприятными экономическими, социальными условиями и рядом других причин.
Основные теоретические и методологические подходу к изучению различных сторон речи детей с нарушениями зрения
Развитие ребенка с нарушением зрения
1
2
3
Приходится на первый год жизни и основывается на комплексном полисенсорном характере восприятия.
Закладываются основы психической и речевой деятельности, происходит дальнейшее развитие предметности восприятия
связана с появлением образов, представлений у детей со зрительной патологией
Л. И. Солнцева выделяет три стадии компенсации нарушений зрения в раннем возрасте:
Развитие ребенка с нарушением зрения
У детей наблюдается стереотипность в понимании и выражении эмоциональных состояний. вербализм знаний о правилах общения, правильных жестах, которые неадекватны ситуации и не соответствуют эмоциональному состоянию ребенка.
Условия аномального развития зрительного процесса приводят к качественному своеобразию неречевого и речевого общения.
Установлено, что при нарушениях зрения происходит снижение внимания, памяти и других психических процессов. Это не может не сказываться на состоянии речевой деятельности и должно учитываться в коррекционных мероприятиях.
!!!
Развитие ребенка с нарушением зрения
Недостаточная ориентировка в пространстве, ограниченность адекватных представлений об окружающем мире, предметах, движениях, явлениях, замедленное развитие всех форм деятельности тормозят понимание речи, поэтому собственная речь детей отстает в развитии.
Формирование речи при нарушениях зрения
Недостаточное развитие зрительной основы речи, затруднения в овладении предметным миром, разрыв между чувственной информацией об окружающем и ее словесной интерпретацией задерживают формирование образно-логического мышления
Ограничения сенсорного опыта, обедненность предметно-практических представлений, фрагментарность и ошибочность восприятия приводят к неадекватному использованию слов при описании предметов, признаков, качеств, свойств, движений и действий.
Формирование речи при нарушениях зрения
Состояние речи зависит от времени возникновения нарушения зрения, интеллектуальных возможностей ребенка и характера медико-психолого педагогического воздействия в большей мере, чем от степени сохранности и развития остаточного зрения.
Формирование речи при нарушениях зрения
Формирование речи при нарушениях зрения
Многие нарушения письменной речи у таких детей связаны с недостатками зрительно- пространственного восприятия и сформированными на этой основе неполноценными оптико-пространственными представлениями графических образов букв, особенно графически сходных
Методика комплексного логопедического изучения слепых и слабовидящих детей
Основу методики изучения 110 слепых и слабовидящих детей 6 - 8 лет составляли следующие разделы:
1
2
3
4
Учет анкетных данных ребенка, времени его поступления в организованный коллектив, психолого-педагогической характеристики, данных о родителях и микросомальных условиях в семье.
Оценка анамнеза
Изучение состояния зрения, физического слуха, строения артикуляционного аппарата
Изучение условий речевого общения ребенка до поступления в организованный коллектив.
Методика комплексного логопедического изучения слепых и слабовидящих детей
5
6
7
Основу методики изучения 110 слепых и слабовидящих детей 6 - 8 лет составляли следующие разделы:
Исследование состояния общей и речевой моторики (моторные навыки, координация движений, статики, мимической и речевой мускулатуры).
Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Изучалась дифференциация пространственных представлений, ориентировка в замкнутом пространстве и конструктивный праксис
Исследование речи. Проводилось исследование фонетической стороны речи, слоговою и звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.
Список используемой литературы
Агранович 3. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и „младших школьников. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Волкова Л. С. Выявления и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1991.
Григорьева Л. П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В.,Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-пресс, 2001.
Ермаков В. П., Якунин ГА. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение. 1990.
Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушениями зрения в начальных классах//Пол рел. Плаксиной Л. И. — Калуга, 1998.
Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук: 13.00.03. — М., 1983
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.