Основные направления использования ИКТ на уроках биологии
Оценка 4.8

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
биология
Взрослым
14.03.2017
Основные направления использования ИКТ на уроках биологии
Информационные технологии сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. В работе рассматриваются основные способы использования ИКТ на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся и эффективности процесса обучения.
ИКТ в профессиональной деятельности учителя биологии.docx
Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» городского округа город Стерлитамак Республики  Башкортостан  Основные направления использования ИКТ на уроках биологии Выполнила:                                                                Богданова Эльвира Миневарисовна,                                                                 учитель биологии МАОУ «СОШ № 31»                                                                г. Стерлитамак РБ 2 г. Стерлитамак, 2016 г. Содержание Введение …………………………………………………………...................     3 Глава 1  Информационные технологии в современном образовании ……….      5    Глава 2  Направления и возможности использования ИКТ …………………      8      2.1. Направления использования ИКТ на уроках биологии …………….     8           2.2 Формы использования ИКТ на уроках биологии …………………….    8   Заключение  ………………………………………………………………………  16  Список  литературы ……………………………………………………………..   18 3 Введение   Современное   общество  ждет   от   школы   мыслящих,   инициативных, творческих   выпускников   с   широким   кругозором   и   прочными   знаниями, предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие их изменения таким образом, чтобы корректировать свою стратегию поведения и выстраивать образовательную стратегию своих учеников, помогая им быть состоявшимися в жизни   людьми.   Практические   изменения   осуществляются   каждый   день учителями, входящими в класс, реализующими свои представления о том чему и как надо учить современных школьников.        В условиях модернизации системы образования  школа ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При  традиционном  способе  преподавания  учитель  часто   ставит  ученика   в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного   процесса   учитель   искусственно   задерживает   развитие познавательной   активности   ученика,   наносит   ему   большой   вред   в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще великий классик педагогики В. А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность ­ безделье за партой; безделье   шесть   часов   ежедневно,   безделье   месяцы   и   годы.   Это   развращает, морально калечит человека, и ничто не поможет возместить того, что упущено в самой   главной   сфере,   где   человек   должен   быть   тружеником,   ­   в   сфере мысли"[10].     Отечественный   педагог   первой   половины   прошлого   века, превосходный математик  М. В. Остроградский писал: "…скука является самой опасной   отравой.   Она   действует   беспрестанно;   она   растет,   овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам…". 4 Богатейшие   возможности   для   решения   перечисленных   выше     проблем предоставляют   современные   информационно­   коммуникационные   технологии (ИКТ).             Актуальность   проблемы   определила   тему   моей     работы:   «Основные направления использования ИКТ на уроках биологии».         На выбор  мной  этой темы повлияло то, что:  во­первых,     в   настоящее   время   мы   являемся   свидетелями   растущей информатизации общества; во­вторых,     учебный  кабинет   оборудован   интерактивной   доской   (IQ Board),   мультимедиа­проектором,   компьютер   учителя   имеет   выход   в Интернет, что позволяет активно использовать в учебном процессе ЭОР: учебники,   энциклопедии,   практикумы,   тестирующие   и   обучающие программы,   авторские   мультимедийные   презентации,   электронные словари и справочники.       Цель работы: определить способы использования ИКТ на уроках биологии для  повышения качества знаний учащихся и эффективности процесса обучения.          Для   достижения  поставленной  цели  необходимо  решение  определенных задач: • Проанализировать   научную   психолого­педагогическую   литературу   по данной  проблеме. • Показать     возможности   использования   информационных   технологий   на уроке биологии. 5   Глава 1.  Информационные технологии в современном образовании     Проникновение   современных   информационных   технологий   в   сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные   формы   обучения.   Целью   этих   технологий   в   образовании является   усиление   интеллектуальных   возможностей   учащихся   в информационном   обществе,   а   также   гуманизация,   индивидуализация, интенсификация   процесса   обучения   и   повышение   качества   обучения   на   всех ступенях образовательной системы.  И. В. Роберт выделяет следующие основные педагогические   цели   использования   средств   современных   информационных технологий: 1) Интенсификация  всех  уровней  учебно­воспитательного  процесса  за  счет применения средств современных информационных технологий: • повышение эффективности и качества процесса обучения; • повышение активности познавательной деятельности; • углубление межпредметных связей; • увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. 2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни  в условиях информационного общества: • развитие различных видов мышления; • развитие коммуникативных способностей; • формирование умений принимать оптимальное решение или  • предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной  графики, технологии мультимедиа; • формирование информационной культуры, умений осуществлять  обработку информации; • развитие умений моделировать задачу или ситуацию; 6 • формирование умений осуществлять экспериментально­ исследовательскую деятельность. 3) Работа на выполнение социального заказа общества: • подготовка информационно грамотной личности; • подготовка пользователя компьютерными средствами; • осуществление профориентационной работы в области информатики  [4]. Таким образом, в  отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только обогатить обучающегося большим количеством готовых, строго   отобранных,   соответствующим   образом   организованных   знаний,   но   и развивать   интеллектуальные,   творческие   способности   учащихся,   их   умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [2].       Использование   ИКТ   на   уроках   биологии   позволит   интенсифицировать   деятельность   учителя   и   школьника;   повысить   качество   обучения   предмету; отразить   существенные   стороны   биологических   объектов,   зримо   воплотив   в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки   зрения   учебных   целей   и   задач)   характеристики   изучаемых   объектов   и явлений природы.          Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного   представления   об   изучаемых   объектах   и   явлениях.   Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.          Роль   наглядности   в   преподавании   биологии   общепризнанна,   наглядность обучения   ­   это   один   из   основных   принципов   дидактики.   Необходимость конкретно­чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Коменским и развита К.Д.   Ушинским  [5,11].  Актуальны   мысли   последнего   о   роли   наглядности   в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.             По яркому замечанию А.В. Осина "... появление СНИТ должно изменить формы   и   методы   процесса   обучения.   Они   позволяют   перейти   учителю   от 7 изложения   материала   к   дискуссии",   и   шире   ­   от   приоритета   объяснительно­ иллюстративных методов обучения к интерактивным [7].        Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. 8         Глава 2     Направления и возможности использования ИКТ              2.1   Направления использования ИКТ на уроках биологии            В   основу   использования   информационно   ­   компьютерных   технологий   в отечественной   педагогике   положены   базовые   психолого­педагогические   и методологические   положения,   П.Я.   разработанные   Л.С.Выготским, Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским,    Н.Ф.  Талызиной   и др.             Профессора   педагогических   наук   Полат   Е.С.   и   Селевко   Г.К.   [4,   9] доказательно обосновывают значимость ИКТ в образовательном процессе, но при   этом   обращают   внимание   на   необходимость   четкого   определения   места данной   технологии   в   организации   урока.   Планируя   урок,   учитель   должен тщательно   продумывать   цель,   место   и   способ   использования   ИКТ.             В   учебном   процессе   компьютерные   технологии   применяются   на   разных этапах урока: в процессе повторения пройденного; • • при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков;   • но в большей степени при изучении нового материала.     Информационные технологии используется на уроках биологии в следующих направлениях:   моделирование эксперимента (9­11 классы);   проведение виртуальных экскурсий (5­7 классы); система тестового контроля (5­11 классы); • наглядное представление объектов и явлений микромира (5­11 классы); • • • • подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (9­11 классы); • создание дидактического материала к урокам в помощь учащимся (5­9 классы). 9       2.2 Формы использования ИКТ на уроках биологии           В методической литературе описаны разнообразные формы использования ИКТ   в   образовательном   процессе.   Наиболее   доступными   из   них   в   условиях материально­технической   оснащённости   школьного   кабинета   биологии являются:  • использование мультимедийных презентаций;  • использование готовых электронных продуктов;  • использование интерактивной доски;  • использование ресурсов сети Интернет.   Использование мультимедийных презентаций    К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации.  Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность.     Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких   наполненных   исчерпывающей   структурированной опорных   образов, информацией   в   алгоритмическом   порядке.   В   этом   случае   задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся [8]. На учебных занятиях используются не только готовые мультимедийные презентации, но и личные разработки.  Созданные презентации обладают рядом дидактических возможностей. Они позволяют:  • представлять   ученикам   информацию   в   различной   форме   (показ фотографий,   гербарных   материалов; демонстрация динамических процессов; прослушивание голосов птиц   графиков,   рисунков, и др.);  • контролировать временные параметры урока; 10 • дают возможность адаптировать изучаемый материал с учебными и психологическими особенностями конкретного классного коллектива и самого учителя; выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый  • материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.    Перечисленные   дидактические   возможности   не   только   активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизуют внимание обучаемого, но и включают ученика в активную познавательную деятельность,     к     повышая        Еще одним очень важным моментом в создании электронных презентаций изучаемому материалу. интерес   является   факт   проявления   творчества   и   индивидуальности   учителя:   педагог становится «изобретателем», а не «технологом».  Творчество, как показывает практика, заразительно. Начиная с 5­х классов, учащимся       предлагаю     как   готовые   мультимедийные   презентации,   так   и создание   электронных   презентаций  –   как     один   из   видов   пролонгированного домашнего задания. Первоначально ребята работают вместе с учителем, а затем проявляют   самостоятельность   и   творчество.   Подобный   вид   сотрудничества объединяет учителя и ученика в группу единомышленников, при этом ученики становятся активными участниками образовательного процесса.         В 2013­2014 учебном году ученики среднего звена в нашей школе  перешли на   стандарты  II  поколения   (ФГОС)   и   выполняют   проекты,   сопровождая   их защиту   самостоятельно   созданными   презентациями.   Количество   учащихся, выбирающих  проект по предмету биология, с каждым годом увеличивается.           При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям: ­ ­ слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;  иллюстрации должны быть реалистичными; 11 ­   наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти; ­ при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;   слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает ­ внимание учащихся.          Использование готовых электронных продуктов        При изучении нового и закреплении изученного материала целесообразно  использовать электронные учебники, которые снабжены большим количеством  интерактивных схем, видео и фотоматериалов. Использование готовых  электронных продуктов позволяют нагляднее представить объекты и явления  микромира на уроках в 6, 7, 8, 9, 10 классах, совершать виртуальные экскурсии в 5, 6 классах, повышая наглядность изучаемого материала, тем самым решают  следующие дидактические задачи: систематизация усвоенных знаний;   формирование мотивации к изучению биологии; • усвоение базовых знаний по предмету; • • • подготовка   учащихся   к   экзамену,   попутно   формируя   у   него   массу   в   том   числе   и   элементы полезных   общеучебных   навыков, информационной культуры.     Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической   науке   и   практике   обучения,   рекомендованы   Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект  учебников биологии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении предметов: ­ текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;  ­ практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;  ­ игровые моменты пробуждают интерес к предмету; ­ работа   с   активными   элементами   на   экране   развивает   логическое мышление;  анимация позволяет смоделировать реальную биологическую  картину.  ­ 12       Помимо   практикумов   к   каждой   теме   прилагаются   тесты,   позволяющие оценить степень усвоения темы.     В 2009­2013 году на базе нашей школы была организована экспериментальная площадка по апробации   в 6­9 классах   (6 а класс) инновационного УМК   по биологии «Навигатор» под редакцией Н.И. Сонина издательства «Дрофа».             В состав комплекта  входит  печатный  носитель­учебник и электронное приложение.   Электронное   приложение   представляет   интерактивное   средство для отработки и закрепления учебного материала, проведения проверочных и контрольных работ, визуализации биологических объектов, быстрого получения необходимой справочной информации. Это дидактический материал с высокой степенью   наглядности   и   большими   информационными   возможностями. Позволяет учителю дать прочные знания по предмету, подготовить и провести интересный   урок,   развивать   систематически   креативность   школьников, организовывать   самые   различные   формы   учебной   работы:   фронтальную, коллективную, групповую, парную, индивидуальную, а также самостоятельную и внеклассную.     Одно   из   важнейших   функциональных   модулей   ЭИ   – многоуровневая   система   интерактивных   обучающих   заданий.   При   ее использовании   создаются   реальные   условия   для     каждого   учащегося   в соответствии с его интересами и учебными возможностями. Работа строится в трех режимах: тренажер, проверочная, контрольная с системой интерактивных   Модуль   «Игры»   занимает   в   ЭИ   особое   место. обучающих   заданий.   Познавательные   игры   способствуют   повышению   интереса   к   изучаемому предмету,   способствуют   получению   дополнительных   сведений,   облегчают усвоение   сложного   материала.   Благодаря   возможности   выбора   уровня сложности   игры   могут   эффективно   использоваться   учащимися   с   разными темпераментами. 13        Использовала   данное   приложение   не   только   в   классе,   в   котором   шел эксперимент, но  и  в других  классах, идущих  по    программе  «Школа  2100». Автор УМК «Навигатор» Н.И.  Сонин  посетил открытый урок  в 8 а классе  по теме «Ярмарка знаний по теме «Пищеварение», где увидел различные формы работы с применением  электронного приложения УМК «Навигатор», общался с детьми и преподавателями.  В своей практике я применяю имеющиеся  учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных   работ,   получения   дополнительной   информации   для   урока.   С максимальной возможностью стараюсь использовать все электронные учебники, которые имеются у нас в школе: «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» 6­11кл, «Подготовка к ЕГЭ по биологии» (ООО «Физикон»), «Навигатор. Биология»  6­ 9,   10   кл.   (ООО   «Дрофа»),   «Большая   медицинская   энциклопедия»,  «ЭкоГид: Путеводитель   по   экосистемам»   (Евроазиатская   Ассоциация   молодежных экологических   объединений   "Экосистема")   и   др.    Все   учебные   материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.       Использование интерактивной доски и программного обеспечения  IQ Board        В 2009 году начала использовать интерактивную доску на своих уроках. До этого только видела ее применение на уроках биологии в других школах города, где в оснащении кабинета она имелась.        Интерактивная доска ­ ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных   мультимедийных   ресурсов,   преподаватели   и   учащиеся   могут комментировать   материал   и   изучать   его   максимально   подробно.   Она   может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. 14           В   некоторых   случаях   интерактивная   доска   может   стать   хорошим помощником,   например,   при,   так   называемом,   индуктивном   методе преподавания,   когда   ученики   приходят   к   тем   или   иным   выводам,   сортируя полученную   информацию.   Учитель   может   по­разному   классифицировать материал,   используя   различные   возможности   доски:   перемещать   объекты, работать с цветом, ­ при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут   самостоятельно   работать   в   небольших   группах.   Иногда   можно   снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.                        Преподаватели   могут   использовать   доску   для   того,   чтобы   сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать   или   передвигать   объекты,   создавая   новые   связи. Преподаватели   могут   рассуждать   вслух,   комментируя   свои   действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.         Преподавание   с   помощью   интерактивной   доски   имеет   следующие     преимущества:  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса. • Материалы к уроку можно приготовить заранее ­ это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения. • Можно создавать ссылки с одного файла на другой ­ например, аудио­, видео­файлы или Интернет­страницы, что позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб­ресурсов. • Позволяет   сохранять   и   распечатывать   изображения   с   доски,   включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. • Вдохновляет   преподавателей   на   поиск   новых   подходов   к   обучению, 15 стимулирует профессиональный рост.  Преимущества для учеников: • интерактивные доски делают занятия интересными и развивают  мотивацию; • предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе; • помогают легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате  более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; • помогают детям работать у доски с удовольствием, более творчески, с  уверенностью в себе. 16 Заключение               Информационные   технологии     сегодня   являются   одним   из   наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы.   Выбранные  мною формы  использования ИКТ на уроках биологии  далеко не исчерпывают   их   функциональные   возможности.   При   правильной   организации учебной   деятельности     они   позволяют   эффективно   решать   многие   задачи, обеспечивая высокий уровень усвоения знаний, совместную и самостоятельную продуктивную   деятельность,   рефлексию   и   умение   анализировать   свою деятельность.  Использование возможностей компьютерных технологий открывает доступ к справочным   системам   и   электронным   библиотекам,   позволяет   обеспечивать учебный   процесс   новыми   учебными   и   учебно­методическими   ресурсами, развивает творческие способности учащихся. Информационно­коммуникативные технологии дают: экономию времени на уроке,  глубину  погружения  в  материал,  повышенную  мотивацию  в  обучении; интегрированный   подход   в   обучении,   возможность   в   формировании коммуникативной   компетенции   на   учащихся,   т.к.   ученики   становится 17 активными   участниками урока не только  на этапе  его проведения, но  и  при подготовке,   на   этапе   формирования   структуры   урока,   привлечении   разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный   уровень   знаний   по   предмету,   чтобы   самостоятельно   мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать информацию.    Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться  к их  достижению —  это  основной  механизм  развития  личности, как ученика, так и учителя.       Результативность   педагогической   деятельности   всегда   зависела,   и   будет зависеть   от   того,   насколько   умело   педагог   умеет   организовать       работу   с учебной   информацией,   а   главным   критерием   эффективности   учительского выбора   по­прежнему   остается   качество   образовательного   процесса   и   знаний учащихся. 18 Список литературы 1. Андреева Н.д., Азизова И.Ю., Степанова Н.А. Электронное пособие как  интерактивное средство обучения // Биология в школе. – М., 2008. – № 1.  с. 241. 2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в  информационной среде //Школьные технологии. – 2000, № 6.   3. Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно­ воспитательном  процессе. – Киев, 2002.   Интернет в гуманитарном образовании. / Под ред. Е. С. Полат. — М.,  4. 2000. – 78 с. 5. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. ­М.:  Педагогика, 1982. 19 6. Мишвелов Е.Г., Зенкина С.В., Гандрабудурова И.В. Интерактивные  компьютерные программы в эколого­биологическом образовании //  Биология в школе. – М., 2008. – № 2.  7. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий/ГНУ  "Республиканский мультимедиа центр"  – М., 2001. 8. Пидкасистый П.И.,  Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе  дистанционного обучения // Педагогика. – 2000, № 5.    9. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал  «Народное образование». 2005г. №8, с.140. 10.Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5­ти т. – Т.2.­ Киев: Рад.  школа. 1970. – 535с. 11.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2.­х т.— М.,  1939. Т. 2, с. 156. 12. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе. Учебно­ методическое пособие. – М.:«Педагогическое общество России», 2007.

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии

Основные направления использования ИКТ на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017