Учителя и ученики почти ничего не знают об особенностях своих познавательных возможностей, условиях их “использования” и развития. Поэтому, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке биологии необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.
Информационные коммуникативные технологии требуют чаще навыков и умений. Поэтому на уроках биологии должна иметь практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?
Идеальным средством для решения данной задачи, это применение электронных образовательных ресурсов. ЭОР нового поколения представляет собой открытые образовательные модульные системы.Учителя и ученики почти ничего не знают об особенностях своих познавательных возможностей, условиях их “использования” и развития. Поэтому, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке биологии необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.
Информационные коммуникативные технологии требуют чаще навыков и умений. Поэтому на уроках биологии должна иметь практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?
Идеальным средством для решения данной задачи, это применение электронных образовательных ресурсов. ЭОР нового поколения представляет собой открытые образовательные модульные системы.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ.docx
«Таран ауданы әкімідігі білім беру бөлімінің Береговой орта мектебі» КММ
КГУ «Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»
Өзін – өзі
оқыту бойынша
материалдар
Материалы
по самообразованию
Догадиной А.А. учителя биологии
второй категории
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
ФИО Догадина Анастасия Александровна
Год и дата рождения: 1989 02.05.
Образование:
Костанайский Государственный Педагогический Институт 2007 – 2011 г.г.
Специальность: бакалавр биологии
Место работы: КГУ «Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского
района»
Занимаемая должность и дата назначения: учитель биологии
Стаж педагогической работы: 5 лет
Учебная нагрузка: 19 часов
Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет:
«Формирование профессиональной коммуникации молодых педагогов»
/2011 год ГУ «Елизаветинская средняя школа» при РОО/
«Методы эффективного внедрения интерактивного оборудования в учебном процессе»
/2011 год ГУ «Тобольская средняя школа» при РОО/
«Информационные технологии на уроках биологии»
/2012 год г. Костанай при ЦПК и ППК/
«Система подготовки к ЕНТ как необходимый фактор социализации личности в условиях
перехода на 12летнее образование»
/2016 год КГУ «Юбилейная средняя школа отдела образования акимата Тарановского района» /
Наличие квалификационной категории: вторая
Наличие ученой степени, звания: нет
Телефон: 8 775 968 0209
Email: nastencadog@mail.ru
Юридический адрес учебного заведения: с. Береговое, ул. Первомайская, 6
Телефон: 8(714)3628518
2 Тема школы:
«Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной
грамотности школьников в процессе обучения и воспитания»
Цель методической работы: совершенствовать работу над повышением качества образования в рамках
реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016
2019 годы.
Задачи школы:
1. Обеспечить условия для реализации прав школьников на получение качественного образования путём
применения новейших достижений педагогической науки, инновационных технологий.
2. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня
профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов, систему мониторинга по
отслеживанию достижений учащихся в учебной и развивающих сферах.
3. Обеспечить условия для повышения методического и профессионального мастерства, инновационной
деятельности учителей школы.
4. Усилить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, активизировать действенность
программ " Одарённые дети", " Переход на 12летнее обучение" в рамках обновления содержания
среднего образования.
5. Продолжить работу по освоению и использованию в работе педколлектива здоровьесберегающих
технологий, вести мониторинг здоровья учащихся и учителей школы.
6. Углубить дальнейшее развитие системы профильного обучения в 1011 классах путём расширения
программно методического обеспечения прикладных курсов по выбору. Усилить профориентационную
работу в 9 классе.
7. Продолжить работу по дальнейшему развитию эффективной и действенной воспитательной системы
школы, способствующей формированию у школьников духовно нравственных качеств,
гражданственности, патриотизма, высокого уровня правовой культуры, личностному и социальному
развитию.
8. Повысить качество социально психологической службы, продолжить работу по созданию психолого
педагогического сопровождения.
3 9. Активизировать совместную работу с родителями и общественностью.
Тема самообразования:
«Использование ИКТ как средство формирования функциональной грамотности
школьников для повышения познавательного интереса на уроках биологии»
Цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие активизировать познавательный
интерес и творческую активность на уроках биологии.
Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой
следующие задачи:
Изучить теоретический и методический материал по теме;
Исследовать отношение учащихся к техническим средствам обучения;
Наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий;
Формирование у обучающихся умения оценивать свою учебную деятельность и её результат.
Перечень вопросов по самообразованию:
В чём сущность понятия «информационнокоммуникативная технология»?
Как я могу использовать ИКТ в своей педагогической деятельности?
Ожидаемые результаты: повышение мотивации к обучению, овладение учащимися способами
овладения ИКТ, создание методических рекомендаций по развитию ФГ учащихся.
Реализация программы рассчитана на 5 лет (с 2011 по 2016 г.г.)
4 Основные
направления
Профессиональное
Психолого
педагогическое
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Действия и мероприятия
1. Знакомство с современными исследованиями ученых в области
применения ИКТ на уроках биологии.
2. Знакомство с опытом учителейпрактиков.
3. Изучение новой литературы по методике преподавания.
4. Своевременное повышение квалификации на курсах.
5. Повышение методической грамотности и профессиональной компетентности.
6. Активное участие в работе районного объединения учителей биологов.
7. Участие в научнопрактических конференциях, конкурсах, фестивалях
различных уровней.
8. Посещение уроков коллег и обмен опытом.
9. Периодический самоанализ своей профессиональной деятельности.
10. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры.
11. Проведение открытых уроков с последующим самоанализом и анализом
коллег.
12. Организация внеурочной и внеклассной деятельности по предметам.
13. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях.
1. Совершенствование своих знаний в области классической и современной
психологии и педагогики.
2. Изучение современных психологических и диагностических методик.
3. Применение методов психологической диагностики в работе с детьми.
Методическое
1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями, формами, методами
и приемами обучения через предметные научнопопулярные издания.
2. Изучение прогрессивного опыта учителей НИШ
3. Изучение научнометодической и учебной литературы.
4. Разработка разных форм уроков, внеклассных мероприятий, учебных
материалов.
5. Разработка календарного и поурочного планирования.
6. Создание дидактического материала по предмету.
1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии,
педагогике, педагогическим технологиям.
2. Изучение
современных
информационнокомпьютерных
и
5
Информационно
компьютерные
технологии Основные
направления
Охрана
здоровья
Действия и мероприятия
телекоммуникационных технологий и внедрение их в учебный процесс.
1. Своевременное обновление инструкций по ТБ и охране труда на уроках.
2. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и воспитанников.
6 Примерный план работы
Этапы и сроки
Содержание работы
I.
Диагностический
2011 – 2012 год.
II.
Прогностический
20122013
учебный год
III.
Практический
20152016
учебный год
IV. Обобщающий
20162017
учебный год
1. Анализ профессиональных затруднений.
2. Определение темы, целей и задач темы.
3. Составление плана работы по выбранной
теме самообразования.
4.Изучение методической, педагогической и
психологической литературы в рамках
внедрения ИКТ в учебный процесс.
5. Изучение опыта работы педагогов по
выбранной теме.
6. Участие в семинарах (по возможности)
1.
коммуникативной технологии.
2.
функциональной грамотности.
3. Подбор материалов для уроков.
4. Прохождение курсов (по возможности)
Изучение истории информационно –
методов и приемов
Изучение
1. Внедрение технологии в учебный процесс.
2.
конференциях.
Участие в олимпиадах,
конкурсах,
1 Подведение итогов.
2 Оформление результатов работы по теме
самообразования.
3 Представление материалов.
4. Анализ работы по теме «Использование ИКТ
как средство формирования функциональной
грамотности школьников для повышения
познавательного интереса на уроках биологии»
5.Участие и результаты в районных, областных
олимпиадах, конкурсах, конференциях.
V.
Внедренческий
20172018
учебный год
1. Систематизация материала.
2.
Использование и распространение
полученного опыта в педагогической практике.
3.
Оформление в виде методических
рекомендаций
Результаты
работы
Определение целей
и задач,
составление плана
работы
Проведение и
самоанализ уроков
с использованием
ФГ
Обобщение опыта
работы на
школьном уровне
(мастеркласс
на заседании МО,
открытый урок),
повышение
учебной мотивации
у учеников
Открытые уроки
(школьный
уровень),
учащиеся 611
классов
овладевают
способами
пользования ИКТ и
развития ФГ
Публикации
материалов на
педагогических
сайтах,
в районных
педагогических
журналах
7 I этап диагностический
2011 2012 год.
На первом этапе работы над темой самообразования была поставлена цель и определены задачи на
предстоящий период.
Цель:
Доказать актуальность темы
Основные задачи:
определение недостатков в традиционной системе ведения уроков;
сравнение традиционной и информационной систем учебных достижений учащихся с целью
доказательства преимущества ИКТ и необходимости его применения в практике учителя;
составление плана работы над темой самообразования.
«Использование ИКТ как средство формирования функциональной грамотности школьников для
повышения познавательного интереса на уроках биологии».
Информационные технологии – это инструмент с богатейшими возможностями, способный
привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям.
Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого
объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и
условия функционирования. Таким образом, развивать познавательный интерес и творческую активность
учащихся.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления
окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к
познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Учителя и ученики почти ничего не знают об особенностях своих познавательных возможностей,
условиях их “использования” и развития. Поэтому, для активизации познавательной деятельности
обучающихся на уроке биологии необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее
мультимедийном и интерактивном виде.
Информационные коммуникативные технологии требуют чаще навыков и умений. Поэтому на уроках
биологии должна иметь практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?
Идеальным средством для решения данной задачи, это применение электронных образовательных
ресурсов. ЭОР нового поколения представляет собой открытые образовательные модульные системы.
Образовательные модульные системы:
8
открывают Internetдоступ к высокоинтерактивным, мультимедийнонасыщенным учебным
ресурсам;
обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения за счет вариативных
электронных учебных материалов;
является электронным образовательным ресурсом.
Учебный курс, ОМС, как правило, включает не менее трех модулей: теоретический, практический,
итоговый.
Информационный модуль:
К каждому модулю дается описание, из которого видно, что он соответствует Федеральному
компоненту государственного стандарта. Модуль совпадает с темой учебного предмета. Используется
при изучении нового материала. Например: данный модуль позволяет узнать, что органы их системы –
это основа существования и работы организма животного организма, как единого целого.
Каждый модуль начинается с оглавления, что позволяет выяснить, какие вопросы рассматриваются в
нем. В конце урока на экран выводится вывод по данной теме урока, который озвучивается.
Практический модуль:
Позволяет отрабатывать практические и теоретические навыки учащихся.
Кроме того, учитывая, что не все школы имеют современное материальнотехническое
обеспечение, модули позволяют выполнять практические и лабораторные работы, без
оборудования.
Кроме практических заданий, существует программа–тренажер, которая позволяет проверить
уровень усвоения знаний по данной теме.
Контрольный модуль:
Включает разнообразные задания, например:
1) на знание определений и понятий;
2) работа с рисунками и схемами;
3) работа с кроссвордом.
Это возможность для каждого ученика включаться в активную и эффективную учебно
познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет
индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность
самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более
высокий уровень обучения.
Возможности учителя при использовании модульного обучения:
формировать познавательную активность учащихся;
формирование практических умений и навыков у учащихся, при отсутствии современного
материальнотехнического обеспечения;
9
экономия рабочего времени.
Поскольку управление учеником на уроке осуществляется через модули, то задача учителя состоит в
том, четко сформулировать дидактические цели модуля.
Также для активизации познавательного интереса в своей работе использую различные виды
заданий.
задания на понимание содержания учебной информации;
задания на тренировку памяти;
задания на запоминание определений, понятий;
задания на репродуктивное применение знаний (на выполнение по инструкции практической
работы, решение по образцу задачи, объяснение факта в рамках известного аппарата действий);
задания на ближний перенос знаний в новой ситуации;
задания проблемного характера;
задания на закрепление полученных знаний.
В чём преимущества использования ИКТ на уроках:
* соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует
повышению объективности оценивания);
* предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
*делает представление более “ярким” и понятным для всех участников образовательного процесса
(учеников, родителей, учителей);
* способствует развитию навыков и приёмов функциональной грамотности;
* воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
* способствует росту мотивации к обучению;
* повышает качество образования.
10 II этап прогностический
2012 2013 год.
На втором этапе работы над темой происходит теоретическое осмысление проблемы и делаются
первые шаги в практическом применении
Цель:
Изучить ИКТ учебных достижений учащихся.
Основные задачи:
изучение методов и приемов технологии;
подбор материалов для уроков;
разработка уроков с использованием ИКТ для развития ФГ учащихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Вхождение Казахстана в 50 наиболее конкурентноспособных государств мира предъявляет
особые требования и в системе образования. Вхождение Казахстана в мировое образовательное
пространство требует решения ряда вопросов принципиального характера. Главный вопрос – какая
образовательная модель нужна нам? Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся
– одно из направлений модернизации казахстанского образования. Оценка учебной деятельности
школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся.
11 «Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является
переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно,
эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к
системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных
образовательных целей»
В ходе моего исследования был проведён опрос учащихся 611 классов, на выявления отношения
учащихся к современным ТСО. Она позволила мне определить значимость технических средств
обучения на уроках биологии.
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных
дисциплин. И это печально, поскольку именно естественнонаучные дисциплины дают знания о Земле
как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют
значительную роль и в формировании личности в целом.
Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь
применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников,
таблиц, схем.
Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления
знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных
технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют
создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти
неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и
преподавателя, и учащегося.
Преимущества информационных компьютерных технологий (ИКТ) по сравнению с
традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного
представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и
многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе
преподавателя.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не
только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные,
творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с
различными источниками информации.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий
1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на
учительском столе + демонстрационный экран;
2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном
классе без выхода в Интернет;
3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в
компьютерном классе с выходом в Интернет.
12 При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в наших
условиях оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте.
Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование
компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуальны, прежде всего, изза
возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно
провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Учащиеся с образным мышлением тяжело усваивают биологию потому, что они без “картинки”
вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного, логического
мышления происходит посредством образов.
А учащиеся с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями.
Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами,
подвижными графиками, схемами дополнительное средство развития образного мышления. Оба
вида мышления одинаково важны для изучения биологии.
Внедрение в процесс обучения ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам
и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер,
а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся,
развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Обучение с использованием ИКТ является не только сообщением определённой суммы знаний
учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу,
стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в
своей практической деятельности.
Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его
увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к
процессу самосовершенствования методик преподавания.
Современный урок не может быть ограничен учебником по предмету, классной доской и
преподавателем. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма
урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием
информационных технологий.
Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность учащегося по поиску
новых знаний. ИКТ позволяют организовать работу учащегося так, чтобы он захотел взять и усвоить
необходимую информацию, подтолкнуть учащегося к получению знаний, к абсорбции главного
материала.
Без метода активизации внимания с помощью компьютера, позволяющего включить все
физические потенциалы организма, направленные на активизацию мыслительного процесса, достичь
эффективности в усвоении материала сейчас очень трудно, так как у учащихся превалирует
внимание рассеянного типа.
Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не
наблюдается, а отсюда, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроке с
13 использованием компьютера учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию. При
работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает учащегося к
самообучению и самовоспитанию.
У каждого учащегося есть свой любимый предмет. При умении пользоваться компьютером грань
между любимым и не любимым предметами практически стирается, так как инструментарий
познания и получения информации становится идентичным по всем предметам – это персональный
компьютер.
Но насколько грамотно поставлен процесс получения информации, насколько материал будет
интересен учащемуся, зависит от того, как преподнесет материал преподаватель и как будет
составлена программа обучения с использованием ИКТ.
За последнее время для учащихся и преподавателей биологии разработаны и выпущены различные
программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники,
справочники, и экзаменаторы.
Среди форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютерных технологий
можно выделить следующие: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и
лабораторные работы, тесты, тренинги.
Я считаю, что презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и несложная
форма подачи материала для преподавателя при проведении урока биологии.
Отличительная особенность презентации это тезисность для преподавателя и наглядность для
учащегося. В презентации могут быть показаны самые важные моменты темы: эффектные
превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, цитаты, графики, портреты ученых т.д.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов,
наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом
случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию
не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Цель такого представления учебной информации – формирование у учащихся системы
мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время
обучения, высвобождает ресурсы здоровья учащихся. Это становится возможным благодаря
свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом
приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на
любом этапе урока.
В процессе урока на демонстрационном экране можно проецировать определения, схемы,
таблицы, цитаты, графики, тесты, портреты ученых, т.д..
Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении
материала. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с
вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где учащемуся
предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени
подготовленности учеников по данной теме.
14 Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету учащимся предлагаются домашние
творческие задания, которые могут выражаться:
в составлении опорных схем и конспектов;
в подготовке различных сообщений и докладов;
в подготовке презентаций.
1)
2)
3)
Использование компьютерной техники дает возможность проявить себя любому из учащихся. При
этом формы работы выбирает для себя сам учащийся. Так, дети с математическими способностями
чаще выбирают подготовку программных продуктов – презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают –
работу по составлению сообщений, докладов, рефератов с поиском информации, используя ресурсы
интернета.
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом
и быстро усваивать больший объем научнопознавательной информации, урок становится более
интересным и увлекательным, качество обучения учащихся повышается.
Информационная технология обучения предполагает наряду с компьютерной техникой
использование специализированных программных средств. Под программным средством (ПС)
учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той
или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления
различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды
учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных ППС:
компьютерные учебники (уроки);
программытренажеры (репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационносправочные (энциклопедии);
демонстрационные (слайд или видеофильмы);
В отличие от обычных технических средств обучения ППС позволяют не только насытить
обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их
умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На уроках и курсах по биологии и во внеурочное время можно использовать электронные
учебники, тестовые тренажёры для каждого класса и др. Эти и другие электронные носители
помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету,
систематизировать усвоенные знания,
психологически настроить на атмосферу экзамена,
15
•
•
•
•
• натренировать учащихся отвечать на наиболее распространенные и сложные вопросы,
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом
сформировать навыки самоконтроля,
сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
оказать учебнометодическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным
материалом,
обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и
использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие
сроки.
В последнее время увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по
биологии в том числе. Необходимо отметить, что без четкого сценария посещение Интернета не
может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – зачем и для чего
используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
вопервых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением
её на электронных носителях для последующего многократного использования разными
пользователями;
вовторых, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, реферат) по
сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика;
втретьих, может быть поставлена задача отыскать принципиально новую информацию и сопоставить её
с известной. Таким образом, создается ситуация, инициирующая коллективное обсуждение на
уроке.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования
богатейших ресурсов сети для подготовки к занятиям. За последние 34 года значительно
увеличилось число информационных ресурсов по всем общеобразовательным предметам.
Среди таких информационных ресурсов полезные материалы по биологии можно на следующих
сайтах интернета:
biolog188.narod.ru Сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия,
Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,
методические разработки.
college.ru раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, Online тесты.
biodan.narod.ru Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Фотогалереи,
биографии великих ученых.
bio.1september.ru Статьи по Ботанике, Зоологии, Общей биологии, Экологии.
kozlenkoa.narod.ru сайт Козленко А.Г. для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно
биологии, химии, другим предметам с помощью компьютера и Интернет.
•
•
•
•
•
16 • websib.ru раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок
(программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
nrc.edu.ru "Биологическая картина мира" раздел электронного учебника "Концепции
современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.
floranimal.ru "FLORANIMAL растения и животные" энциклопедия.
http://mega.km.ru/animals/ всё о домашних животных.
http://window.edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://biology.ru/ интерактивный учебник по общей биологии.
http://festival.1september.ru/ сайт фестиваля «Открытый урок».
Таким образом, информационные технологии позволяют:
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную
траекторию обучения;
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное
мышление;
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно
воспитательного процесса;
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к
принципиально новым познавательным средствам;
изучать явления и процессы в микро и макромире, внутри сложных технических и биологических
систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
•
•
•
•
•
•
Карта профессиональной активности учителя.
2011 2012 год:
Открытые уроки:
1. «Почвы» 5 класс
2. «Нервная система человека» 8 класс
3. «Моховидные растения» 7 класс
Внеклассные мероприятия:
1. «Счастливый случай» 6 класс
2. «Рыбное царство» 7 класс
Выступления на заседаниях МО семинарах, конференциях
1. Пед.совет
руководителя с ученическим коллективом»
Призовые места в конкурсах:
«Адаптация пятиклассников, организация работы классного
17 1. Олимпиада по биологии /Колышева Юлия/ 3 место (2012 год)
2. Олимпиада по биологии /Степнова Кристина/ 2 место (2012 год)
Курсы повышения квалификации:
1. «Информационные технологии на уроках биологии» /при ЦПК и ППК/ 2012 год
2012 2013 год:
Открытые уроки:
1. «Строение опорнодвигательного аппарата» 8 класс
2. «Птицы» 7 класс
Внеклассные мероприятия:
1. «Винегрет – шоу» 6 – 7 классы.
2. «Своя игра» 8 класс
Выступления на заседаниях МО семинарах, конференциях
1. Пед.совет «Компетентностный подход в обучении биологии»
Призовые места в конкурсах:
1. Олимпиада по биологии /Колышева Юлия/ 2 место (2013 год)
18 Курсы повышения квалификации:
1. «Участие в IIой Республиканской дистанционной олимпиаде по биологии для
учителей»
20152016 год:
Открытые уроки:
1. Закрепление нервной системы. Обобщающий урок в форме телевизионной игры
«Счастливый случай» 8 «Б» класс
2. «Строение эукариотической и прокариотической клеток» 10 класс
3. Лабораторная работа № 9 «Антропометрические метод определения уровня роста и
развития организма» 8 «А» класс
«Экологические проблемы Казахстана» 11 класс
4.
19 Внеурочная деятельность по предметам:
1. «Путешествие в мир биологии» 4 класс
Выступления на заседаниях МО семинарах, конференциях
1. Пед.совет «Приёмы развития исследовательских навыков у учащихся, при создании
проектов как одно из условий формирования и развития функциональной
грамотности учащихся»
2. МО ЕМЦ «Работа с текстом на уроках биологии»
3. МО ЕМЦ «Использование инновационных технологий для повышения
познавательного интереса на уроках биологии»
Призовые места в конкурсах:
1. «Ақ бота» /Грачёв Руслан/ 3 место
2. Олимпиада по биологии /Кузнецов Роман/ 3 место
3. Олимпиада по биологии /Головко Юлия/ 3 место
Печатные статьи, дидактические пособия, размещение материалов на сайтах:
1. Создание персональных сайтов на «Инфоурок» и «Мультиурок»
2. Публикации уроков на сайтах «Копилка уроков – сайт для учителей», «Инфоурок»
3. Была отправлена работа на публикацию «Особенности строения и размножения
отдела Лишайники (Lichenes)» 6 класс
Курсы повышения квалификации:
1. «Участие в IIой Республиканской дистанционной олимпиаде по биологии для
учителей» /2015 год
2. «Система подготовки к ЕНТ как необходимый фактор социализации личности в
условиях перехода на 12летнее образование» /Областной семинарпрактикум на
базе КГУ «Юбилейная средняя школа отдела образования акимата Тарановского
района»/ 2016 год
3. «Участие в дистанционной олимпиаде для учителей «Знаника» 3 место/2016 год
20 20162017 год:
Открытые уроки:
1. «Солнце и солнечная система» 5 класс
2. «Органоиды цитоплазмы, их структура и функции: клеточный центр, рибосомы» 10
класс
3. Телевизионная игра «Планета Биологическая» 10 класс
Внеурочная деятельность по предметам:
1. Игра «Планета Зоологическая» 10 – 11 классы
Выступления на заседаниях МО, семинарах, конференциях:
1. Пед. совет «Индивидуальный образовательный маршрут школьника с повышенной
мотивацией обучения»
2. МО ЕМЦ «Программа индивидуальных и групповых занятий развивающего
характера по биологии для учащихся 8 класса «Валеология. Здоровый образ жизни»
работа на лицензирование
3. МО ЕМЦ «Использование ИКТ как средство формирования функциональной
грамотности школьников для повышения познавательного интереса на уроках
биологии»
4. МО ЕМЦ «Альгофлора Каратомарского водохранилища» работа НОУ на район
Призовые места в конкурсах:
1. «Ақ бота» /Курман Инна / 2 место
2. «Ақ бота» /Шарипова Амина / 2 место
3. «Ақ бота» /Уркумбаев Даурен / 2 место
4. «Ақ бота» /Аканова Зарина / 3 место
5. «Ақ бота» /Денисова Алёна / 3 место
6. Олимпиада по биологии /Байзакова Мадина/ 2 место
7. Олимпиада по биологии /Кузнецов Роман/ 3 место
8. Олимпиада по биологии /Хадыева Регина/ 3 место
9. Научно – исследовательская работа в районе /Балахнина Анастасия/ 2 место
/Статья в газете «Маяк» от 17.05.2017 года – выезд на область в ноябре
10. Республиканская дистанционная олимпиада по биологии /Хадыева Регина/
сертификат
11. Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» /Курман
Инна, Гуськова Маргарита, Вдовина Диана, Тахмазова Сабина, Шайфлер Сабрина,
Юркина Юлия, Балахнина Анастасия, Еремина Аза, Кашенкова Марина, Сафонова
Дарья/ сертификаты
12. Дистанционный областной конкурс «Лучший Эрудит – 2017» 3 тур по биологии
/Кашенкова Марина/ участие
13. Дистанционная областная олимпиада по биологии для учащихся «Костанай
дарыны» /Вдовина Диана, Денисова Алёна, Шайфлер Сабрина, Юркина Юлия,
Еремина Аза, Кашенкова Марина, Сафонова Дарья/ участие
Печатные статьи, дидактические пособия, размещение материалов на сайтах:
1. Публикации разработок на сайте для учителей «Инфоурок» 2. Лицензирование работы «Программа индивидуальных и групповых занятий
развивающего характера по биологии для учащихся 8 класса «Валеология.
Здоровый образ жизни»
Курсы повышения квалификации:
1. «Современные методы проектирования образовательного процесса по биологии
(химии) в контексте внедрения концептуальных идей новой философии
образования» /АО НЦПК «Орлеу» / октябрь, 2016 год
2. Участие в дистанционной III Международной олимпиаде для учителей
«Педагогический олимп» / ноябрь, 2016 год
3. «Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в рамках
обновления содержания образования РК» / Филиал ЦПМ г. Костанай / февраль,
2017 год
4. «Развитие ФГ школьников на основе профессиональной компетентности педагогов
как ключевой ориентир обновления содержания образования» /Районный семинар
на базе КГУ «Приозёрная средняя школа отдела образования акимата Тарановского
района»/ март, 2017 год
5. «Основы инклюзивного образования в Казахстане. Концептуальные основы и
стратегические направления развития инклюзивного образования. Современные
методы и приёмы работы с детьми» / Центр «Педагогики и Психологии» г.Астана
/май, 2017 год
22 III этап практический
2015 2016 год.
На третьем этапе работы происходит практическое применение темы самообразования и внедрение
в педагогический процесс
Цель:
Применение темы на практике
Основные задачи:
обобщение опыта работы на школьном уровне (выступления на педагогическом совете, МО);
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
повышение учебной мотивации у учеников.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕМЫ
«Анализ работы функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»
«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен
пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к
образованию».
Я.А.Коменский
Установлено, что предпосылкой развития компетенции личности является наличие определенного
уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность – степень подготовленности человека
к выполнению возложенных или добровольно взятых на себя функций.
Формирование функциональной грамотности на уроке – условие развития компетентностей
учащихся.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков
мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами
формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде
заданий, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат
инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Актуальность формирования критического мышления на уроках биологии в том, что приёмы
данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать
собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического
мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в
процессе чтения и письма.
В основе развития критического мышления лежат три последовательных стадии: вызов –
осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в
зависимости от темы урока, от учебных возможностей класса.
1 Стадия – Вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Она позволяет: актуализировать
и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой
теме, побудить к активной работе. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому
23 вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на
которые хотел бы получить ответ. Эта стадия похожа на актуализацию знаний в традиционном
уроке, но приёмы и методы организации деятельности другие. Приёмы «Ассоциации»,
«Покопаемся в памяти», «Кластеры», таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х –
У), «Логические цепочки» позволяют детям каждому активно включиться в работу.
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые
единицы текста. Прием «Кластеры» использую на стадии вызова, осмысления, когда после работы
с текстом, кластер наполняется содержанием, и на стадии рефлексии, т.е. кластер может быть
способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования
информации при подведении итогов. Этот приём способствует развитию системного мышления.
2 стадия – Осмысление. На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией,
самостоятельно и активно участвует в работе. Эти приёмы можно использовать при любом способе
подачи нового материала: чтении текста,
просмотре видеофильма, объяснении учителя,
сообщение обучающегося с демонстрацией презентации, и т.д. Ученики читают текст параграфа и
делают в нем соответствующие пометки:
«V» галочкой отмечают то, что известно;
«+» знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста;
«» знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали;
«?» вопросительный знак, если не понял, но возникло желание узнать о чемто подробнее.
Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и
информация заносится в кластер.
Для организации групповой работы использую приём «Карусель». Суть приёма такова:
формулирую проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Готовлю цветные маркеры,
листы А4 с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются
по часовой стрелке. Учащиеся, совместно записывают ответ, на каждый проблемный вопрос, не
повторяясь.
После «карусели» вывешиваю работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за
наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший и
более правильный ответ.
3 стадия – Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной
информации, присвоение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому
материалу.
На этой стадии можно использовать приемы: кластер, эссе, самоанализ, толстые и тонкие вопросы,
ключевые слова, взаимообучение, синквейн.
Например, синквейн по теме «Стебель»:
Сложный, сильный.
Проводит, запасает, удерживает.
Важен в жизни растения, человека.
Опора!
24 Также на любом уроке можно использовать интересный приём «Тонкие и толстые вопросы». Есть
вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет» это тонкие вопросы, но гораздо чаще встречаются
вопросы, на которые нельзя ответить однозначно это проблемные, то есть толстые вопросы.
Толстые вопросы?
Тонкие вопросы ?
Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?
Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на
стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации
вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация пройденного.
Приём «эссе» или «Самоанализ».
Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают
определенных образовательных целей.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны. Вместо
«вызова» более привычно для учителя – актуализация знаний.
А «осмысление» это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это
первичное закрепление материала и итоги урока.
Что же принципиально нового несёт в себе технология развития критического мышления? Ученики
не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и
вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Роль учителя — в основном координирующая. Элемент новизны – это методические приёмы учебной
работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.
Практика работы в школе показывает, что технология развития критического мышления наиболее
приемлема на вводных уроках, уроках изучения и первичного закрепления новых знаний. Данная
технология представляет собой педагогическую систему, направленную на формирование у учащихся
аналитического мышления, позволяет детям самостоятельно добывать знания, развивает мыслительные
способности, т.к. дети должны сформулировать, убедительно аргументировать свою мысль и донести ее
суть до слушателя, т.е. обучая партнера, обучаешься сам.
Задание №1 (Использую при прохождении темы «Фотосинтез»).
Определите, истинно или ложно данное соответствие:
Тип питания – воздушное (фотосинтез).
25 Орган – лист.
Ткань – основная.
Клетки – столбчатые.
Структуры – хлоропласты.
Вещества – минеральные.
Задание №2 (При прохождении темы «Строение семян и их функции»).
Определите, верно, ли составлена данная схема:
Семя
Семенная
кожура
Запасающая ткань (эндосперм)
Зародыш
Зародышевый корешок
Почечка
Зародышевый стебелёкСемядоли (семядоля)
Задание№3 (После прохождения темы «Дыхание») можно предложить следующий тест:
Какие утверждения верны?
1) Все живые организмы дышат.
2) Дышат только животные.
5) Чечевички – органы дыхания плоских червей.
6)Трахейное дыхание характерно для насекомых.
3) Газообмен в листьях происходит через устьица.
4) Одноклеточные организмы дышат всей
поверхностью тела.
7) Жабрами дышат только рыбы.
8) Легкие имеют только рыбы.
26 9) Человек дышит легкими и кожей.
27 Задание №4 «Верно, ли составлена таблица?»
Характерные признаки двудольных и однодольных растений.
Признаки
Число семядолей в зародыше
Жилкование листьев
Корневая система
Однодольные
1 семядоля
Параллельное, дуговое
Стержневая
Двудольные
2 семядоли
Сетчатое
Мочковатая
Полезными с точки зрения развития общеучебных умений, формирования знания учебного
материала, считаю задания, связанные с работой с текстом.
Задание №5
Найдите в тексте ключевые слова: «Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля,
имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни
стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега
являются почки – зачатки новых побегов.
Задания, разработанные мною, направлены:
1) На формирование знания учебного материала;
2) На формирование понимания изучаемого материала;
3) На формирование умений и навыков;
4) На развитие мировоззрения.
Как показывает проведённый мною анализ, мне удалось повысить уровень общеучебных умений,
навыков учащихся, а значит и функциональную грамотность моих учеников. Кроме этого возросло и
качество знаний по классам.
Надеюсь, что мои ученики овладеют не только биологическими знаниями, умениями и навыками,
но и смогут использовать их в своей повседневной жизни.
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
"ИКТ - компетентность современного учителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.